Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
РАЗДЕЛ 178. (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВ И ЗАКЛИНАНИЙ В ЦЕЛЯХ ОБМАНА ** Глава 3 Следует взять правые и левые глаза от одного, двух или нескольких из нижеследующих животных: кошек, верблюдов, волков, кабанов, дикобразов, летучих собак, сычей,59 ворон, сов или иных животных, двигающихся по ночам. Из этих глаз следует приготовить норошок двояким образом (т. е. из правых глаз и из левых глаз в отдельности). После этого надлежит натереть правый глаз препаратом из левых, а левый глаз — препаратом из правых. Благодаря этому получается возможность видеть ночью и в темноте. Тот, кто натрет свои глазы (препаратом, приготовленным из) одного плода амлака,60 кабаньего глаза, светляка, черного шариба,61 — может видеть ночью вое предметы. После трехдневного поста следует в день созвездия Пушья62 (насыпать) земли в череп человека, убитого мечом или посаженного на кол, посеять в этой земле зерна ячменя и полить их овечьим молоком. Когда зерна эти дадут всходы, то из них следует сплести себе венок. (Надев таковой) можно ходить не бросая тени. 484 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует приготовить порошок из глаз собаки, кошек, сов и летучих собак двояким образом (т. е. из правых и из левых глаз отдельно). Затем следует натереть глаза (таким порошком) надлежащим образом.63 Сделавший это получит способность двигаться невидимым и без тени. После трехдневнго поста, в день созвездия Пушья, следует приготовить из кости руки или ноги убийцы щепку или лопаточку для мази. Затем (при помощи таковой) следует натереть глаза одним из указанных порошков, приготовленных из глаз животных, тогда получается способность двигаться невидимым и не бросая тени. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует приготовить лопаточку или палочку для мази из железа. Затем следует наполнить глазной мазью череп какого-либо из ночных животных. Далее, вложив это в половой орган умершей женщины, следует (указанный препарат) обжечь. Потом, в день созвездия Пушья следует извлечь эту мазь и положить ее на указанную лопаточку. Тот, кто натрет себе этим глаза, получает возможность двигаться невидимым и не бросая тени. В том месте, где получается возможность видеть (труп) брахмана, поддерживавшего священные огни,64 каковой труп уже сожжен или сжигается, следует после трехдневного поста, в день созвездия Пушья, сшить мешок из платья самоубийцы и наполнить его золой, образовавшейся (после сожжения трупа). Повесив этот мешок на себя, можно двигаться невидимым и не бросая тени. Если во время погребального обряда в честь брахмана убивается корова, то следует приготовить из костей и костяного мозга этой коровы порошок, которым затем наполняется змеиная кожа. При помощи этого можно делать невидимым скот. Кожа ядовитого пресмыкающегося прачалака, наполненная золою от (сожженного трупа) человека, укушенного змеей, имеет силу делать невидимыми лесных животных. Змеиная кожа, наполненная порошком, приготовленным из хвостов, испражнений и коленных костей65 сов и летучих собак, делает невидимыми птиц. Вот восемь средств, чтобы делать невидимым: Раздел 178 (Глава 3) 485 Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, Шамбару, обладающего сотней разных колдовских средств, а также Бхандирапаку, Нараку, Кумбху и Никумбху.66 Я восхваляю Девалу, Нараду, и восхваляю Саварни- галаву.67 При их помощи я погружаю себя в глубокий сон. Подобно тому как спят удавы и как спят чамук- халы (?) 68 — так пусть спят и люди, все любопытные в данном селении. Я проникну в этот дом с тысячью разной утвари и с сотней повозок. Пусть остается в покое вся утварь (?).69 Привязав своры собак,70 совершив поклонение Many, а также божествам в мире богов, брахманам в мире людей, великим волшебникам и аскетам с горы Кайласы, — всем, кто имеет способность достигать цели, — я поверг тебя в великий сон. Когда я приближаюсь, — пусть удаляются толпы людей. Алите, Валите, Манаве сваха.71 Этими колдовскими стихами следует пользоваться так: После трехдневного поста, в 14-й день темной половины месяца,72 когда созвездие Пушья находится в противостоянии,73 следует купить у женщины (смешанной касты) швапака кусок мяса землеройки, (которым питаются люди указанной касты).74 Этот кусок вместе с бобами следует положить в корзинку из камыша и закопать на месте сожжения, которое не было осквернено.75 На следующий 14-й день (закопанное) следует вынуть, заставить молодую девушку 76 приготовить из этого муку, а из последней — пилюли. Если над одной из этих пилюль прочесть вышеуказанное заклинание и бросить ее в определенное место, то все находящиеся там будут повергнуты в сон. Точно таким же образом можно закопать на неоскверненном месте сожжения трупов иглу дикобраза с тремя светлыми и тремя темными пятнами.77 На следующий 14-й день (такую иглу) следует выкопать и затем, вместе с золой, собранной на месте сожжения, бросить туда (куда желательно), прочтя вышеуказанное заклинание. В том месте тогда все будут повергнуты в сон. 486 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств Я восхваляю Брахмани78 с золотыми цветами и Брахму, на знамени которого изображена трава куша,79 а также всех других божеств ж всех аскетов. Пусть подпадут под мою власть брахманы, кшатрии, хранители земли, пусть во власти моей окажутся вайшьи и шудры навсегда. Слава! Амиле, Кимиле, Васуджаре, Прайоге, Пхакке, Ваюхве, Вихале, Дантакатаке.80 Слава! Пусть спокойно спят собаки и все любопытные в селении. Эта колючка дикобраза с тремя белыми пятнами сотворена Брахмой. Все волшебники заснули; в такой сон я поверг тебя. (Усыпляющая сила) распространяется до пределов селения и длится до восхода солнца! Слава! Заклинание это применяется следующим образом. После недельного поста следует взять пук из 108 игл дикобраза с тремя белыми пятна(ми, смешать его с дровами из дерева кхадира 81 и на 14-й день темной половины месяца совершать жертвоприношения медом и топленым маслом (на огне, разведенном при помощи указанного топлива). Затем одну (из указанных игл) следует, произнося вышеуказанное заклинание, закопать перед воротами селения или дверью дома. Там, где это будет совершено, все будут повергнуты в сон. Я восхваляю Бали, сына Вирочаны, и Шамбару, обладающего сотней колдовских хитростей. Я восхваляю Ни-кумбху, Нараку, Кумбху, Тантукаччху и великого асура. Также (я восхваляю) Армалаву и Прамилу, Мандо-луку, Гхатобалу,82 слугу Кришны и Кансы,83 а также славнейшую Пауломи (супругу Индры). Произнеся это заклинание, я беру, для достижения цели, мертвую галку. И пусть побеждает (это средство) у того, кому свойственно побеждать. Поклонение всем колючим существам. Слава! Слава! Пусть спокойно спят собаки и любопытные в селении-Пусть спят достигшие своей цели, той, которой мы доби Раздел 178 (Глава 3) 487 ваемся. Пусть до заката солнца мне будет удача и результат в виде богатства. Слава! Заклинание это надлежит применять следующим образом. После четырехдневного поста, на 11-й день темной половины месяца следует совершить жертвоприношение на неоскверненном месте сожжения. Затем, произнося это заклинание, следует взять мертвую галку и увязать ее в пучок свиной щетины (?).84 Если воткнуть в это колючку дикобраза, произнося указанное заклинание, то получается возможность усыпить все вокруг. Я прибегаю к защите Агни, божеств и 10 стран света.80 Пусть все удалятся и попадут в мою власть. Слава! Заклинание это применяется следующим образом. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует собрать кучку из 21 мелкого камешка 86 и принести жертву медом и топленым маслом. Затем следует оказать почести (указанной куче камешков), кладя на нее благовония и венки, и после этого закопать их. На следующий день созвездия Пушья следует выкопать указанную кучу, взять один камешек, произнести над ним заклинание и стукнуть им в дверь. Последняя тогда откроется на промежуток, равный четырем таким камешкам. После четырехдневного поста, в 14-й день темной половины месяца, следует сделать фигуру быка из костей утопленника87 и произнести (над ней) вышеуказанные заклинания. Вследствие этого появится колесница, запряженная двумя быками, и после этого получается возможность двигаться (на этой колеснице) по воздуху и объявлять обо всем, что находится под солнцем и в пределах горизонта.88 О задвижка, у тебя острый запах, как у юбки или молочного ведра женпгины-чандалы. У тебя женский половой орган. Слава!89 Таким образом раскрываются двери и наводится сон. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, надлежит посеять в землю, насыпанную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения тувари (?) 90 и полить их водой. Когда семена дадут всходы, то следует их собрать в день созвездия Пушья и свить из них веревочку. Если последнюю раз- 488 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств резать, держа перед луками и катапультами с тетивами, то тетивы эти развиваются. Далее следует наполнить кожу водяной змеи землею, вдутой (в нее) женщиной или мужчиной. Это дает средство затыкать нос и закрывать рот.91 Далее, наполнив мочевой пузырь 92 борова вдутой (в него) землею, следует привязать его посредством сухожилия обезьяны (к человеку, которому желательно нанести вред). Это есть средство вызывать запоры и задержку мочи. На 14-й день темной половины месяца следует облить изображение врага, сделанное из царского дерева, желчью рыжей коровы, убитой оружием. Это есть средство ослеплять. После четырехдневного поста, на 14-й день темной половины месяца, следует принести жертву, а затем сделать из кости человека, убитого оружием или посаженного на кол, колышки. Если закопать один (из таких колышков) в испражнение или положить в мочу (врага), то это вызывает запор или задержку мочи. Если закопать (такой колышек) в месте, где находится (враг), где он сидит и т. д., то он умрет от чахотки. Если же закопать его в (торговой) лавке, в поле или в доме (врага), то последний лишится своего имущества. Указанное применение относится в равной мере93 и к колышкам из дерева, спаленного молнией. Закрученный книзу ноготь, растение нимба,94 «растение, любимое воронами»,95 шерсть обезьяны и человеческие кости, — если все это завернуть в саван умершего и закопать у дома (врага), а также если это растолочь п заставить врага выпить, то (враг) вместе с женой и детьми и со всем имуществом не сможет существовать долее чем полтора месяца. Тот, у ног которого если закопать закрученный книзу ноготь, нимба, «растение, любимое воронами», сваям-гупта96 и человеческие кости, а также у дверей дома. в селении, городе и местопребывании войска, — не сможет существовать вместе с женой, детьми и имуществом долее чем полтора месяца. Раздел 178 (Глава 3) 489 Следует достать шерсть коз и обезьян, кошек и ихневмонов, а также (волосы) брахманов, чандалов, ворон и сов.97 Если со всем этим истолочь человеческие испражнения, то это приводит к мгновенной смерти. Тот же, у ног которого закопают венок от умершего, дрожжи 98 и шерсть ихневмона, а также кожу скорпиона, пчелы и змеи, — мгновенно перестает быть мужчиной, пока это средство не будет удалено. После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует посеять в землю, положенную в череп мужчины, убитого оружием или посаженного на кол, семена растения гунджа и полить их водой. Когда семена взойдут, то следует в день новолуния или полнолуния, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, собрать побеги гунджа и сделать из них кружки. Если потом поставить (на эти кружки) сосуды с пищей и питьем, то такие сосуды никогда не истощатся. В то время, когда происходит ночное представление, следует отрезать вымя мертвой коровы и сжечь его на огне праздничных факелов. Затем пепел от (этого вымени) следует смешать с мочой быка, приготовив из него тесто, и обмазать им внутренность нового горшка. Последний следует обнести вокруг деревни, двигаясь слева направо, и поставить в определенном месте. Тогда сливки (с молока) деревенских жителей все попадут в этот горшок. В 14-й день темной половины месяца, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, следует вложить железную печать во влагалище суки, у которой течка. Если эта печать выпадет сама собой, то ее следует взять. Тогда все плоды с деревьев, которые желательно получить, явятся сами собой. Этими средствами, соединенными с применением лекарств и заклинаний, а также вызывающими иллюзорные явления, следует вредить врагам и защищать собственный народ. Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Применение лекарств и заклинаний в целях обмана» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок восьмая глава. 490 Четырнадцатый отдел. Применение тайных средств РАЗДЕЛ 179. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВРЕДУ, НАНОСИМОМУ СВОЕМУ ВОЙСКУ» Глава 4 В качестве противоядия к ядовитым напиткам,2 применяемым врагом против сторонников (завоевателя), следует употреблять едкую воду в соединении с наваром из растений шлешматака,3 каиит-тха,4 данти,5 лимонного дерева,6 растения «коровий язык»,7 ши-риша,8 патали,9 бала,10 сьйонака,11 пунарнава,12 швета 13 и варана,14 а также в соединении с сандалом и кровью самки шакала. Этой водою женщины, с которыми наслаждается государь, должны обмывать свои половые органы. Кроме того, это средство является также и противоядием, применяемым среди войска. Порошок, приготовленный из сажи и растения раджи,15 в соединении с желчью пятнистой антилопы, ихневмона, павлина и домашней ящерицы, а также препарат из синдувара,16 варана, варуни,17 тандулияка,18 верхушек бамбука и линдитака19 имеет свойство устранять вред, причиняемый опьяняющими средствами. Если пить молоко в соединении с соком сригалавинна,20 мадана, синдувара, варана и корней варанавалли,21 — всех этих растений, вместе взятых, или же с соком каждого из них в отдельности, то получается . средство против опьянения. Масло кайдарья,22 пути23 и кунжута, употребляемое как чихательное средство, исцеляет от бешенства. Препарат из приянгу и нактамала24 исцеляет от проказы. Препарат из куштха 25 и лодхра 26 исцеляет простой вид чахотки.27 Порошок из катпхала, драванти 28 и виланга,29 употребляемый как чихательное средство, удаляет головную боль. Препарат из приянгу, манджиштха,30 тагара,31 сока лакша,32 мад-хука,33 желтого имбиря 34 и чампака (кшаудра) 35 служит средством для приведения в чувство лишенных сознания от удавления, воды, яда, ударов и падения. Для людей требуется одно акша 36 (этого препарата), для коров и лошадей — в двойном размере, и для слонов и верблюдов — в четырехкратном размере. Раздел 179 (Глава 4) 491 Пилюля, приготовленная из всех указанных веществ и содержащая внутри золото, имеет способность устранять действие всякого яда. Пилюля, приготовленная из дживанти,37 швета, цветов муш-кака 38 и из вандака,39 а также из священного фигового дерева аш-ваттха, выросшего в морской соли, имеет свойство устранять действие всякого яда. Звук музыкальных инструментов, натертых этими средствами, уничтожает яд. Тот, кто видит знамя или иной военный значок, натертый ими, также освобождается от яда. При помощи этих средств следует создавать противоядия для собственного войска и себя самого. Против врагов же следует применять ядовитый дым и средства, отравляющие воду. Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава «Противодействие вреду, наносимому своему войску» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок девятая глава. Этим окончен в Артхашастре Каутилъи четырнадцатый отдел «Применение тайных средств». Пятнадцатый отдел Методика (трактата) Раздел 180. Методы науки* Глава 1 Богатство, ценности 2 обеспечивают человеческое существование. (В рассматриваемом случае) ценностью является населенная людьми земля. Средством для приобретения такой земли и для ее сохранения служит настоящая наука, которую мы называем наукой о ценностях.3 Наука эта излагается согласно следующим 32 методам: (1) Указание главных сюжетов,4 (2) последовательное изложение,5 (3) связь,6 (4) объяснение смысла слов,7 (5) доказательство (аргументация),8 (6) указание,9 (7) разъяснение,10 (8) наставление," (9) цитаты,12 (10) ссылка на предыдущее,13 (11) указание на последующее,14 (12) сопоставление (аналогия),15 (13) напрашивающийся вывод,16 (14) дилемма,17 (15) подведение (под один разряд. категорию),18 (16) противоположение,19 (17) дополнение,20 (18) согласие (с мнением других),21 (19) истолкование,22 (20) этимологическое объяснение слова,23 (21) показ (иллюстрация примером),24 (22) исключение (известных случаев),25 (23) специальные обозначения или технические термины (употребляемые автором),26 (24) опровергаемое положение (тезис) противника,27 (25) возражение на него,28 (26) неопровержимое положение( аксиома),29 (27) принятие Раздел 180 (Глава 1) 493 во внимание последующего,30 (28) принятие во внимание предыдущего,31 (29) единая возможность,32 (30) необходимость выбора (альтернатива),33 (31) совокупность (возможностей),34 (32) неопределенное решение.35
494 Пятнадцатый отдел. Методика (трактата) не противоречило религии и материальным выгодам; не следует жить без удовольствий» (отдел I, гл. 7). (9) Цитата есть (приведение мнения другого): так сказал та кой-то. Например: «Приверженцы школы Ману говорят, что собра ние советников 45 следует образовать из 12 министров; сторонники Дрихаспатийской школы говорят, что число их должно быть 16; по следователи школы Ушанаса утверждают, что их должно быть 18, а Каутилья считает, что число их должно соответствовать воз можностям (представляющимся данному правителю)» (отдел 1, гл. 15).
Раздел 180 (Глава 1) 495
496 Пятнадцатый отдел. Методика (трактата)
Раздел 180 (Глава 1) 497
Таким образом настоящая наука излагается на основании указанных методов, содействуя приобретению и сохранению (благополучия) в этом мире и в будущем. Эта наука способствует процветанию законов и развитию богатства; она также служит исполнению желаний и охранению (приобретенного). С другой стороны, она способствует подавлению всего беззаконного, невыгодного и враждебного. Науку эту создал тот, кто быстро, без промедления издал книгу (политики), извлек меч и овладел землею, подпавшею под власть Нанда.50 Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Методы науки» в пятнадцатом отделе «Методика (трактата)». От начала сто пятидесятая глава. Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятнадцатый отдел «Методика (трактата)». Видя многочисленные противоречия в трудах комментаторов, Вишнугупта 5I сам составил основной текст и толкования к нему. |