Курсовая !!!!!!!!. Отношение к телесному Я участников программы коррекции веса Введение Актуальность исследования
Скачать 125.1 Kb.
|
1 2 Содержание
Отношение к телесному «Я» участников программы коррекции веса Введение Актуальность исследования. Однако в результате психологических исследований было установлено, что для человека с выраженным стремлением изменить свое тело решающую роль играют отнюдь не реальные телесные параметры, а сложное единство восприятия собственного тела и отношения к нему. В психологии представление личности о своих телесных параметрах, собственной привлекательности отражено в понятиях «Я-телесное» или «Я-физическое», как одном из измерений цельной Я-концепции. Согласно выше изложенному, актуальность изучения темы «Отношение к своему телесному «Я» в рамках программы коррекции веса» не вызывает сомнений. Цель курсовой работы – познакомиться с феноменом телесного «Я» с точки зрения психологии, провес ти эмпирическое исследование влияния спорта на принятие собственной личности. Объект исследования: Телесное «Я» личности как психологический феномен. Предмет исследования: Отношение к телесному «Я» участников программы коррекции веса. Гипотеза исследования: Задачи исследования:
Теоретико-методологическая основа исследования: положение научно-психологических исследований феномена телесного Я лабунской, скугаревского, сивухи. Методы исследования: Методики исследования: 1. ,,,,,, 2. ,,,,, Глава 1. Теоретические основы принятия телесного «Я» личности 1.1 Концепция телесности в интегративной психотерапии В теоретико-практических и психотерапевтических исследованиях второй половины ХХ и начала ХI века все большее внимание уделяется взаимосвязи сознания и тела, ментального и телесного, что приводит к возникновению особых направлений в психологии, включающих телесные компоненты в предмет психологии. К основным практическим направлениям в этой области относятся: биоэнергетика (В.Райх, А.Лоуэн), телесно-ориентированная терапия (И.Рольф, Д.Чодороу, А.Грин), танце-двигательная терапия (Lewis, M.Chase, P.Shilder, E.Whirte, M.Wigman), холдинг-терапия (M.Welch, J.Prerop, J.Richer) и интегративная психотерапия (H.Petzold). К академическим направлениям традиционно причисляются психосоматика, психофизиология, нейропсихология. Особое место занимает новая область научного знания — психология телесности. Психология телесности как область научного психологического знания является взаимодополнительной областью к области научного знания о сознании. Тело как таковое не может выступать в качестве объекта психологического исследования, в котором протекают некие параллельные с психическими процессы и которое обладает причинностью в отношении ментального. Тело представляет собой место бытия субъекта, тот протяженный и явный план, в котором субъект проявляет себя не только физически, но и психически — благодаря опосредованному взаимодействию тела и психики. В качестве основного посредника данного взаимодействия можно рассматривать телесность, обладающую, с одной стороны, телесно-чувственной материальной основой телесности, а с другой — смыслообразующей основой сознания. В предлагаемой концепции телесности рассматриваются гносеологическое и онтологическое измерения телесности, а также субъектная и объектная ипостаси телесного «Я», которые несводимы друг к другу и сосуществуют в единстве и непрерывности онтического (протяженного физического тела субъекта). Гносеологическое измерение представляет собой эквивалентное телесному бытию пространство, которое оформляется в образы и концепты (слова). Онтологическое измерение явлено в осознанном отношении субъекта к собственному телесному бытию — здесь-и-сейчас в каждый конкретный момент времени. Оно непосредственно связано с сознательным образным и концептуальным рядом, но не исчерпывается им и выходит за его пределы — собственно бытием. Субъектное измерение телесности — телесное "Я" конкретного субъекта — является активной, целеполагающей и неотъемлемой частью телесности, собственно онтологизирующей абстрактные эквиваленты (образы и концепты) и совершающей осознанные действия. Онтически субъект — это тот, кто ЕСТЬ, кто присутствует (по М.Хайдеггеру) — ВОТ — независимо от того, знает он об этом или нет. Присутствие некого субъекта заметно другим через его бытийные (физическое присутствие, чувства, речь и др.) и инобытийные (знаки, тексты и др.) проявления. Телесное бытие составляет основу здесь-и-сейчас присутствия субъекта в этом месте «Мира» и вмещает не только очевидно физические, физиологические, но и актуально выраженные через него душевные и духовные движения «Я». Насколько бытийные проявления «Я» осознанны и в какой степени они выражают подлинные переживания, мысли и волю субъекта — об этом со всей полнотой свидетельствует стороннему наблюдателю именно телесное бытие данного субъекта. Другими словами, тщательный анализ телесных проявлений пациента в процессе психотерапии может служить объективным индикатором степени осознанности пациентом своего актуального состояния в частности и особенностях его отношения к неосознанным психическим содержаниям в целом. Представленная концепция телесности выстроена на основе анализа довольно большого эмпирического материала (около 450 клинических случаев). В ней используются следующие опорные дефиниции: · протяженное физическое человеческое тело — онтический объект, принадлежащий субъекту; место протяженного бытия субъекта, дающее возможность физического контакта с внешним миром; · телесное бытие — совокупность событий, протекающих (а также протекавших) в теле субъекта; · телесность — категория, включающая гносеологические и онтологические, осознаваемые и неосознаваемые, субъектные и объектные аспекты тела и телесного бытия субъекта; · образ тела — чувственный ментальный эквивалент тела в сознании субъекта; · концепт тела — сознательный ментальный эквивалент тела в сознании субъекта; · схема тела — интегральный физиологический сенсомоторный эквивалент тела в коре головного мозга; · телесное «Я» — субъектная соотнесенность, субъектность (осознанность, активность, осмысленность и целенаправленность) телесного бытия; · архетип телесного бессознательного — онтическое вместилище телесного бытия субъекта, недоступное непосредственному осознанию, имеющее направленность, смысловую структуру и принадлежность к процессам ментального формообразования. Телесностьсубъекта в данном контексте рассматривается как: · «текст» (образ, концепт, телесное «Я») и как «реальность» (тело, телесное бытие, архетип тела); · основа формирования чувства реальности и как условие адекватного тестирования реальности; · эквивалентная (смысловая копия) и непосредственно чувствующая (переживающая) реальность; · объективно-представленная в сознании субъекта (в виде чувственного образа и концепта) и субъективно-представленная в его бытии в непосредственных впечатлениях и телесной экспрессии; · сознательный элемент «телесного Я», опосредующий чувственное и психомоторное взаимодействие субъекта с миром; · сознательный элемент, опосредующий взаимодействие субъекта со своим физическим телом; · условие интеграции уровня жизнедеятельности и телесно-чувственного бытия субъекта с бытием разума; и как условие формирование ядерной половой идентичности; · основа семантической интеграции сознательных и бессознательных содержаний телесного бытия в бытие субъекта. Феномен телесности обнаруживает принадлежность к различным уровням бытия субъекта: · в качестве схемы тела — к уровню жизнедеятельности; · в качестве образов и концептов тела — к телесно-чувственному и разумно-волевому бытию; · в качестве телесного «Я» — к экзистенциально-индивидуальному бытию. События, существующие за пределами осознанного телесного бытия как такового, составляют основу телесного бессознательного. Под телесно-чувственнымбытием в данной концепции понимается результирующая переживания субъекта, представляющая собой основу для формирования «чувства реальности» и основу для адекватного тестирования реальности. На переживания субъекта кроме непосредственных впечатлений также оказывают влияние процессы жизнедеятельности и мышления. 1.2 Телесное бессознательное Еще первые психоаналитически ориентированные исследователи пришли к выводу о том, что необычные сенсорные и моторные нарушения в определенных частях тела необходимо рассматривать как символическое выражение подавленных желаний. Т.Шаш рассматривает истерический симптом как некоторый «иконический знак» — способ коммуникации между больным и другим человеком. Больные истерией бессознательно используют свое тело как средство коммуникации, как язык для передачи сообщения, которое невозможно выразить обычным способом. Эти символические значения частично определяются детскими переживаниями. Если значимые для ребенка люди придают особый смысл какой-либо части тела или его функции, подчеркивая ее ценность или, наоборот, отрицательно реагируют на симптомы, связанные с ней, то у ребенка образуются ассоциативные связи между этой частью тела или функцией, с одной стороны, и особым к ней отношением или поведением — с другой. Тело — это некая живая форма, постоянно самопроизвольно осуществляющая акт жизни, при этом обладающая определенными материальными (телесными) свойствами. Тело способно чувствовать, чувствование является свойством жизни, воплощенное в телесной форме. Благодаря психосоматической чувствительности тело носит в себе отпечатки реальности прошлого, влияющие на переживание настоящего. Ф.Перлз называл телесно-душевную организацию невротика «дырявой». В.Райх и А.Лоуэн по телесным состояниям клиентов диагностировали чувственные «запреты», искажения телесной и эмоциональной жизни, исходя из того, что глубина и сила чувств человека выражаются в реакциях тела. Характер индивидуума, по мнению Райха, проявляется в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря, организованного в своеобразные «защитные системы». Расслабление физического и психологического панциря в сочетании с аналитической работой способствует решению личностных проблем, совершенствованию человека. Обнаружение «замороженных» в теле эмоций делает возможной реакцию на них, переживание подавленного опыта перестает блокировать актуальные переживания. К. Юнг предположил, что существует телесное сознание и телесное бессознательное, причем образы тела и способность управлять ими находятся в области Эго-сознания, а аффективные переживания и особая неконтролируемая телесная организация — в области бессознательного. В настоящее время очевидность связи эмоциональных состояний с телесной экспрессией не подвергается сомнению. Однако, чаще всего эти взаимоотношения рассматриваются в причинно-следственной парадигме, линейно — либо причина эмоций находится в теле, либо эмоции являются причиной телесных изменений. Конечно, причинные связи существуют, но скорее всего не они являются определяющими. Вслед за К.Юнгом автор предполагает, что тело (явный план бытия субъекта) и любые ментальные проявления (неявный план бытия субъекта) находятся друг с другом в синхронном (не последовательном, а одновременном) совпадении, которое имеет совершенно не контролируемый (онтически бессознательный) и поддающийся сознательному контролю (онтологически бессознательный и сознательный) уровни согласования и совпадения тела и психики. В данной концепции под телесным бессознательным понимаются события, происходящие одновременно в протяженном физическом теле и в психике субъекта, которые не распознаются сознанием или не могут быть оформлены в доступные сознанию образы или слова. Таким образом, область телесного бессознательного существует в бытии субъекта — как некоторая совокупность реальных телесно-чувственных событий, — но при этом без описания данных событий в образной или словесной форме на уровне осознания отношений между событиями и образами (словами). Бессознательная телесная организация, обладающая аффективной наполненностью, состоит во всей совокупности явлений телесно-чувственного бытия в комплементарных отношениях с бытием разума. Тонко дифференцированный и реалистичный интеллект человека, по мнению Юнга, оставляет место только для недифференцированных (архаичных) чувств и неразвитых интуитивных способностей. И, наоборот, способность к полноценному, глубокому чувственному переживанию и способность схватывать целое исключают развитую способность к аналитическому тестированию реальности. В работе «Либидо и его метаморфозы» К. Юнг пишет о структуре души, объединяющей содержания сознания и бессознательного. Сознательное эфемерно и сиюминутно, но необходимо для упорядочивания жизни человека. Сознательные процессы охватывают его разум, волю и ощущения; интуицию, чувства и влечения в наименьшей степени подвержены сознательному контролю и пониманию. Бессознательные процессы противостоят сознательным, но движутся им навстречу (энантиодромияили встречное движение) ¾ принцип взаимодействия противоположностей, установленный Гераклитом и используемый в качестве главного допущения в аналитической психологии К Юнга. В бессознательное Юнг поместил источник и форму духовного наследия человечества, а точнее, возможность выхода к нему ¾ архетип, назвав этот уровень бессознательного коллективным. Это естественное образование «есть иррациональная данность», «опознанный универсум». По Юнгу архетип является душевным органом, но действует вопреки воле и разуму. Архетип пуст ¾ он создает и опосредует только саму возможность трансформации из примитивной формы своей первоначальной инстинктивной сущности совершить прорыв в иные — высшие измерения. Само слово «архетип» было заимствовано Юнгом у древних философов и Гете. Филон называл архетипом образ бога в человеке; Платон ¾ вечную идею; Блаженный Августин ¾ исконный образ, лежащий в основе человеческого познания; схоластики ¾ природный образ, лежащий в основе человеческого познания. Таким образом, архетип К. Юнга ¾ это идея, выросшая из его индивидуального жизненного впечатления о существовании универсальных способов человеческого бытия. Архетип обладает рядом свойств ¾ коллективностью, глубиной, автономностью, аттракцией (силой притяжения) и определенной формой. Архетипический образ, т.е. явленность сознанию некоторого архетипического содержания (что не тождественно архетипу), принципиально отличается от образа памяти, даже несмотря на то, что содержание их обоих может быть сходным. Архетипическое содержание всегда БЫЛО, а в памяти ¾ ЕСТЬ. Отношения между архетипом и опытом строятся в движении процесса формообразования. Каждая из сторон ¾ внутренняя (архетипическая) и внешняя (средовая) ¾ влияет на другую, формируя собственноличный опыт субъекта. В архетипических формах кристаллизуется прошлый опыт и санкционируется будущий. Архетипические формы представляют собой образования, имеющие телесно-духовную природу: архетип связан с идеями (направлен вверх) и влечениями (направлен вниз). В этом смысле архетип нельзя отнести ни к материальному, ни к идеальному феномену, именно поэтому он представляет собой онтологическую метафору внутренней реальности человека. М. Мамардашвили считал, что реальность человеческого бытия собственно и есть метафора ¾ скрывающаяся за разорванными эмпирическими фактами существования закономерностей их соединения. Развивая идею Юнга о том, что телесность обладает не только сознательным, но и бессознательным содержанием, в данной концепции предполагается, что базовой (неосознаваемой) ментальной формой телесности является интернальное тело, которое можно причислить к архетипическим образованиям, вмещающим телесное бытие субъекта. Исходя из простого силлогизма: 1. Существует телесное бессознательное. 2. Архетип представляет собой структурную основу бессознательного. 3. Следовательно, существует архетип телесного бессознательного, - предполагается, что телесное бессознательное имеет принципиально ту же структуру, что и бессознательное вообще (т.е. как и бессознательное, оно не связанно непосредственно с телесностью), и обладает теми же свойствами (трансформации, формообразования, связь с коллективным и индивидуальным опытом). Анализ эмпирического клинического материала показал, что архетип интернального тела (телесного бессознательного) наблюдаем в некоторых основных архетипических образах направленной визуализации, которые принципиально отличаются от сенсорных образов тела. Протоформа не имеет объема, цвета, внутренней структуры и прозрачности для разума. Интересно, что русские матрешки и снежные «бабы» удивительно напоминают эти архетипические образы. В таком простейшем виде архетип телесного бессознательного встречается только у детей до 12 лет, а также у взрослых, страдающих алекситимическими расстройствами. Архетипический образ интернального тела становится доступен сознанию при контакте с содержанием внутреннего образа тела, т.е. в момент переживания его изнутри, абстрагируясь от сенсорных ощущений. Если переход на несенсорное восприятие тела затруднен, то субъект чаще всего обнаруживает сенсорный образ тела. В процессе индивидуации протоформы трансформируются и интегрируются в более сложные архетипические образования: Анимально — анимусные (женские и мужские) архетипические формы тела интегрированы в соответствующие архетипы и таким образом телесное синхронизируется с ментальным. Тело физическое при этом «опрозрачивается» для сознания субъекта, т.е. становится более чувствительным к переживанию реальности. Теневые формы тела также являются продуктом интеграции с теневыми архетипами и в образах чаще представляют собой нечто до-человеческое: насекомых, животных, птиц, рыб, мифологических существ с характерным брутальным содержанием (грязное, устрашающее, злое, больное). В процессе визуализации телесное архетипическое содержание переживается на уровне физического тела. Телесным воплощением Самости является Предвечный Младенец, присутствие образа которого в направленной визуализации часто связано с физическими ощущениями в области груди. Персонный вариант телесности — «одетый» образ тела, в котором гипертрофированы те части, которые имеют негативную концептуализацию. Интеграция архетипа тела с другими архетипами и самостью приводит к циклической трансформации в образах направленной визуализации: круг трансформируется в шар, прозрачный для света и энергии. Особыми формами данного архетипа можно считать образы визуализации, в которых тело представлено не полностью (некоторые его части отсутствуют) или частично овеществленным (умерщвленным). Эти образы тела при психотерапевтической работе поддаются трансформации и, как правило, оказывается, что телесные аналоги аккумулируют определенные бессознательные содержания травматического характера. На рис. 1 «Типология характеров и «интернальное тело» приведены некоторые наиболее типичные визуальные образы «интернального тела», встречающегося у представителей различных клинических характерологий.
Рис. 1 - Типология характеров и «интернальное тело» В интернальном плане оформляется порядок связи носителя с собственным телом. Так, например, у лиц с психопатическими чертами характера в интернальном плане тела обычно отсутствует голова, при этом они жалуются на частые головные боли. У нарциссических личностей образ «интернального тела» обычно представлен неживыми объектами, напоминающими телесные формы (куклы, роботы). Соматизация функций: сексуальной, пищевой и дыхательной. Интернальный план тела у человека с шизоидным типом личности видится при визуализации сплошной чернотой или серым туманом. Соматические явления практически отсутствуют. У параноидной личности форма «интернального тела» отличается расплывчатостью и монохромностью. Соматизация возникает спонтанно, без характерной локализации в теле. У людей с депрессивно-маниакальными чертами характера образ «интернального тела» часто напоминает израненное тело, в котором основными областями поражения являются грудь, лицо и руки. Есть предположение, что наибольшая вероятность соматизации связана с функциональной системой дыхания. Образ «интернального тела» мазохистической личности часто выглядит совершенно бесцветным и бесплотным, напоминающим тень. Соматизация довольно глубокая, захватывающая многие телесные функции. У компульсивных личностей образ «интернального тела» обычно визуализируется со спины и отличается насыщенными витальными красками. Соматизация чаще возникает в позвоночнике (люмбальный и сакральный отделы). У обсессивных личностей образ «интернального тела» как правило, лишен конечностей, в которых и возникает чаще всего соматизация. Особенно характерными являются образы интернального тела истерических личностей. В этих архетипических образах практически всегда отсутствует нижняя часть тела (ниже пояса). Она бывает либо вообще недоступной для осознания и реально бесчувственной, либо замурованной во что-то неживое. Соматически подавленной и уязвимой у истерической личности является мочеполовая система. По мнению К.Юнга именно тело (в понимании Юнга это скорее телесность) выступает в качестве материального носителя бессознательных содержаний, которые проявляют себя в психосоматических симптомах. 1.3 Телесность и телесное «Я» Телесность как категорию можно рассматривать в двух основных аспектах : - в гносеологическом — как категорию, опосредующую взаимодействие в сознании субъекта взаимоотношения телесного и ментального. - в онтологическом — как феномен, представляющий собой соотнесенность основных проявлений — «образа тела», «концепта тела», «телесного Я» и «интернального тела». В данном разделении присутствует разотождествление сознательных и бессознательных компонентов телесности, а также реальности бытия тела и реальности текстов о теле в сознании субъекта. Телесность как феномен можно анализировать с субъектной и объектной сторон : - с субъектной — как непосредственно бытийствующее «телесное Я», переживающее впечатления и выражающее себя и свое отношение к миру в телесной экспрессии. - с объектной — как психический эквивалент тела, формирующийся на основе чувственного опыта — чувственный образ тела и в процессе осмысления его свойств и возможностей — концепт тела. «Телесное Я» — активно проявляющий себя в телесном бытии субъект, обладающий способностью получать чувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себя в телесной экспрессии. Телесное «Я» же выступает собственно неотъемлемым бытийным элементом Эго. Оно, по сути, и является субъектным воплощением телесного бытия и ядерной половой идентичности. Именно телесное «Я» обладает полом, сексуальным и репродуктивным инстинктами, инстинктом выживания, гомеостатическими потребностями и мотивами, а наряду с ними — образом и концепцией своего тела. По мнению Фишера, отсутствие телесного «Я» во многих психологических теориях личности отражает общую тенденцию неприятия биологически ориентированных теорий. Однако, тело как таковое и телесность субъекта не являются тождественными друг другу, а состоят во взаимодополнительных отношениях: собственно явление (тело, телесность), его эквивалент (телесность) и пребывающий в непосредственном переживании и осмыслении переживания субъект. Пионером психологии, включившим телесное «Я» в структуру психического, был У. Джемс, рассматривающий личность как трехсубъектную сущность : - субъекта А — носителя биологического опыта; - субъекта В — носителя социального опыта; - субъекта С — носителя духовного опыта. Если рассмотреть обычную языковую формулу «мое тело», то можно обнаружить зафиксированное в языке внутреннее противоречие. То есть мое «тело» — это не вполне «Я», и в то же время — тело не вполне чужое — «мое». Такое бинарное деление является самым доступным для анализа феномена телесного «Я». Ребенок начинает постигать себя и мир, исходя из своего собственного тела: он учиться различать «внутри» и «снаружи», «там и здесь» и другие телесно определяемые обозначения, дистанции и направления. Таким образом он получает и присваивает телесный опыт. Реальное «Я» ощущает себя имеющим «местонахождение» внутри тела. Это «местонахождение» строго локализовано. Но «Я» никогда себя с телом не отождествляет. Тело является одним из объектов его восприятия, подобно другим объектам, представленным в трехмерном пространстве… тело — ограниченный объект, имеющий границу вокруг «Я» — последнее существует внутри границ. Тело — это именно тело, и оно определяется термином «мое». «Я» же осознает себя в нем воплощенным. Не имея протяженности, «Я» имеет «местонахождение». …оно всегда «здесь», и это «здесь» осознается где-то внутри телесных границ.» (Ландхольм). 1 2 |