Главная страница

Культурология 5.1. Ответ Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности


Скачать 36.94 Kb.
НазваниеОтвет Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности
Дата26.06.2022
Размер36.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурология 5.1.docx
ТипДокументы
#615657
страница1 из 2
  1   2

Задание 1. Составьте сводную таблицу «Развитие литературы, музыки, живописи и кино в разные периоды социализма».

Ответ:

1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

  • • К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры. Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства. Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей. На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.




1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

  • • Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве: поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко, художников В. Кандинского, М. Шагала, композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского.

  • • Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.

  • • Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием. Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева постановки театра «Современник».


1. Феномен советской культуры. Характерные черты и особенности.

  • • Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость: с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору, с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности.


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • • 1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.

  • • С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.

  • • С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • • Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др.


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

М.М.Зощенко

В.А.Каверин

Л.Н.Лунц
2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • • Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

К.Л.Зелинский

И.Л.Сельвинский
2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • • В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота»


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

  • • Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

  • • Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

  • • Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).


2. Литература и поэзия 1920-1940-х гг.

Н.Островский

А.Макаренко
3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.

  • • Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «художественного документализма» (И. Бродский, Е. Чепцов, К. Юон). Другое значительное объединение – «Общество художников станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.).


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878–1939). Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр – «Купание красного коня» (1912 г.).


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Творчество Марка Шагала (1887–1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи.

  • • В. Е. Татлин (1885–1953) – художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма.

Марк Шагал

В. Е. Татлин
3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство.

  • • В первой половине 1920-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм.


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В. Г. Шухова (1853–1939).


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ.

  • • Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры.


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

  • • Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887–1941) «Булыжник – оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889–1953) «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).


3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

И. Д. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

А. Т. Матвеев «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец»
3. Архитектура, живопись, скульптура и 1920-1940-х гг.

В. И. Мухина «Крестьянка» и «Рабочий и колхозница»
4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

  • • К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинскою и др.


4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

А. Павлова

Т. Карсавина

В. Нижинская

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

  • • Примечательной чертой культуры «серебряного века» стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

  • • К. Станиславский - основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра -- в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Мейерхольд вел бесконечные поиски в области театральной условности, обобщенности, использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли,

  • • В этот период все отчетливее проявляется тенденция к синтезу различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым, одним из основателей «Мира искусства», знаменитые «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т д.


4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

К. Станиславский

В. Мейерхольд

Е. Вахтангов
4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

  • • Начало XX в. -- это время появления нового вида искусства -- кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

  • • В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г.-- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, в России появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимова, А. Коонен и др.

  • • Несомненной заслугой кинематографа, в отличие от других видов художественной культуры, была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры, непременного атрибут буржуазного общества.

4. Балет и театр, кино и музыка 1920-1940-х гг.

Характерной чертой отечественной музыкальной культуры стала ее массовость. Перед многотысячными аудиториями выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Тогда же устраивались массовые театрализованные действа. В них принимали участие тысячи людей – рабочие, солдаты, матросы.

Сюжеты этих действ имели революционную тематику, например "Взятие Зимнего". Они сопровождались музыкой, пением революционных песен. Популярной была политическая сатира эстрадных концертов под названием "Синяя блуза". Массовый характер таких представлений нашел отражение во Второй и Третьей симфониях Шостаковича, в кинофильме режиссера Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Много лет спустя это влияние определит стиль и характер "Патетической оратории« Свиридова, созданной на стихи Маяковского.

Музыкальное творчество в первые годы после революции представляло собой сложное и нередко причудливое переплетение самых различных течений, направлений. Велись споры о "высоком" искусстве и музыке быта, о путях к массовому слушателю, о способах отражения новой действительности, о революционности, о новаторстве и об отношении к классическому наследию. На защиту старого и поддержку нового была направлена деятельность Анатолия Васильевича Луначарского. Луначарский вел активную музыкально-публицистическую деятельность, участвовал в различных дискуссиях. Он часто выступал в концертах с разъяснениями, поскольку массовая аудитория не была подготовлена к восприятию серьезной музыки. Вообще форма концертов-лекций получила в 1920-е годы большое распространение. Так, в Ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил И. И. Соллертинский, человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур. Луначарский участвовал в организации филармонии, содействовал созданию симфонических и камерных коллективов, Государственной коллекции музыкальных инструментов, способствовал развитию международных музыкальных связей. На гастроли в нашу страну приезжали крупнейшие зарубежные музыканты – композиторы Бела Барток, Аль-бан Берг, Альфредо Казелла, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, дирижеры Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Оскар Фрид, пианисты Артур Шнабель, Эгон Петри, гитарист Андрее Сеговия и другие.
5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

  • • Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.


5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

Ю. В. Трифонов

Ю. П. Казаков

А. И. Солженицын
5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

  • • Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек.


5. Литература и поэзия: 1950-1980-е гг.

  • • Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.


6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

  • • Демократизация общественной жизни, происшедшая в годы «оттепели», способствовала переориентации внимания деятелей культуры на освещение моральных проблем и внутреннего мира человека. Как зачинатель нового этапа в развитии белорусской сатирической комедии получил известность Андрей Макаёнок. Большой интерес у зрителей вызвали его комедии «Святая простота», «Лявониха на орбите». Он стал лауреатом Государственной премии БССР за пьесу «Трибунал» и комедию «Таблетку под язык».

А.Макаёнок
6. Изобразительное искусство, театр и балет 1950-1980-х гг.

Белорусский государственный академический театр им. Я.Купалы
  1   2


написать администратору сайта