Ответы к экзамену по истории. Образование Древнерусского государства в ix x вв. Государство
Скачать 0.66 Mb.
|
28. Отмена крепостного права в России: причины, ход, последствия. Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества ещё в XVIII веке. По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. Император Александр II 19 февраля 1855 года вступил на российский престол. Причины отменяя крепостного права: -Тормозило экономическое развитие страны ---Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле своего помещика ---Отсутствие свободных рук мешало развитию промышленности. -Поражение России в крымской войне (громадные расходы в связи с войной. рекрутские наборы, изъятие скота, рост повинностей разоряли население. 2 апреля 1854г обнародован указ николая1 о создании народного ополчения. семьи записавшихся освобождали от крепостного права. массовое бегство крестьян) -Россия – единственная страна Европы сохранившая крепостное право.(Герцен–«позорное пятно России») -Усиление крестьянского движения в деревнях. Ход отмены: 3 января 1857 г. – создание секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Члены – противники освобождения тормозили работу. 20 ноября 1857 г. - рескрипт о подготовке проектов крестьянской реформы. Март 1859 г. – учреждение «рабочим органом» редакционных комиссий(председат.Я.И.Ростовцев-генерал) 10 октября 1860 г. - закрыты. 19 февраля 1861 г. манифест об отмене крепостного права (подписан Александром II), Цели: -личное освобождение крестьян, наделение их землёй (за выкуп: оброк ,кот получали ранее-6% сразу надо уплатить25%остальное государству в течении 49 лет, без выкупа крестьянин мог получить лишь ¼ земли, размер всего надела от 3 до 12 десятин ). -введение крестьянского самоуправления. Следили за осуществление реформ мировые посредники. Значение отмены крепостонго права: Положит. черты: реформа создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны как господствующего. Крестьяне –свободные люди. Отрицательные черты: -Сохранилось помещичье землевладение, -Крестьяне так и не получили землю в полную собственность. -Крестьяне не могли построить своё хозяйство. 29. "Великие" реформы 60 - 70-х годов XIX века в России: их сущность и значение. Реформа местного самоуправления: -Создание органов местного самоуправления – земств. К.Д. Кавелин – роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкой и унизительной (роль дворянства в отмене крепостного Права). Реальная причина реформы – желании возместить дворянам частично утрату прежней власти. 1 янв.1864-указ «положение о губернских уездных земских учреждениях» - создание земств. -Выборы в земства: -3 курии (право голоса только у мужчин): ---землевладельцы (не менее 200 десятин или имущества на 15 тыс.р.), ---городские избиратели (купцы, владельцы предприятий), ---крестьянская курия. -Многостепенные выборы: сельские сходы, волостные сходы, выборщики, представители в уездные органы). -Земские органы делились на: ---распорядительные - земские собрания (избирались из всех сословий на 3 года). Земские собрания выбирали ---исполнительные органы - земские управы, работающие 3 года. председатель – предводитель дворянства. Земские учреждения решали :строительство путей сообщения, школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности. материальная основа деятельности земств- налог. Минус – выборы по сословному признаку. Городская реформа – 1870 г. сословные городские думы заменены городскими думами и городскими управами. Право выбора у мужчин с 25 лет, плативших налоги, 3 курии: -крупные владельцы домов и торговых предприятий, платившие 1/3 всех налогов. -мелкие налогоплательщики – 1/3 городских сборов. -остальные налогоплательщики. Городское самоуправление – решение хозяйственных вопросов, благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности, здравоохранения, образования, содержание полиции, тюрем. Деятельность контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. губернское по городским делам присутствие. реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопроса управления – это предпосылка для создания гражданского общества и правового государства. Судебная реформа – 1864 г. Принципы судопроизводства (судебные уставы ноябрь 1864): 1)бессословность- решение суда не зависело от сословной принадлежности. 2)гласность – на заседаниях присутствуют публика и пресса 3) состязательность – адвокат и прокурор 4) выборность мирового судьи и присяжных 5) независимость судей от администрации. Созданы мировые и общие суды: -Мировые – мелкие уголовные и гражданские дела, в городах и уездах, выбирались уездными собраниями и городскими думами. -Общие суды – окружные суды (назначался императором –сложные уголовные дела и гражданские) и судебные палаты , куда подавались апелляции по поводу решений окружного суда. также рассмотрения дел о преступлениях чиновников. Высшая судебная инстанция – сенат. Военная реформа – 1874 г. Правление стремилось сократить расходы и преодолеть отставание в военной области.(провёл реформу министр военных дел Милютиннояб.1861). 1863-1864 реформирование военно-учебных заведений. Военные гимназии и училища-дети дворян. для остальных юнкерские училища. 1867-военно юридическая академия. 1877- морская академия. 1868- военные прогимназии. Вместо рекрутских боров – всесословная воинская повинность. С 1 янв.1874г. – призыву лица всех сословий с 20 лет (позже с 21)в сухопутных -15 лет.(6-действительгной службы , 9-в запасе.) во флоте-10 лет (7/3) для лиц окончивших начальные училища -4г. С высшим образованием-6 месяцев. Освобождены от службы единственные сыновья, кормильцы семьи. В армии отменены телесные наказания. Перевооружение армии и флота. массовая армия современного типа. Реформа в области просвещения три ступени: начальная, средняя, высшая. Июнь 1864 г. – положение о начальных народных училищах – это привело к созданию государственных, земских, церковно-приходских, воскресных школ. Основные типы учебных заведений гимназии: -Срок обучения 7 лет (с 1871-8лет). -Новый устав университетов ректор избирал профессоров и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые вопросы . -Развитие женского образования – женские гимназии. 30. Александр III. Внутренняя политика. Социально-экономические реформы С.Ю.Витте. Александр Александрович (1845) был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание. Стал наследником в 20 лет после смерти брата в 1865. армейское воспитание, склонность к военным наукам и русской истории (преподаватель- С.М.соловьёв). Осень 1866 женился на Дагмаре – датской принцессе. (Мария Федоровна при замужестве). Любил жену, обожал детей, увлекался рыбной ловлей, охотой, огромного роста и телосложения. трудолюбивый, скромный, прямодушный. стальная воля, упорство, поклялся задушить революционное движение в России глядя на умирающего отца (Александр 2 умер от бомбы брошенной Греневицким) Цели правления: -Подавление противников власти и очищение государства от «чуждых» западных влияний. -Возвращение к самодержавию, православию, народности. Надеется следовать заветам отца. Внутренняя политика профессор словесности К.П. Победоносцев. Манифест о «незыблемости» самодержавия был опубликован 29 апреля 1881 г. Манифест подготовили Победоносцев К. П. и Катков М. Н. Он отражал мнение нового императора Александра III: возвестил об отходе от прежнего либерального курса и дальнейших реформ, провозгласил «веру в силу и истину самодержавной власти», которую император будет «утверждать и охранять от всяких на неё поползновений». "Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определенных местностей в состояние усиленной охраны" (14 августа 1881 г.) предоставлял право политической полиции в 10 губерниях Российской империи действовать согласно ситуации, не подчиняясь администрации и судам.. 29 апреля 1881 г. – закрепил первенство дворянства в жизни страны.. 27 августа 1882 г.временные правила о печати, жесткий контроль за периодическими изданиями. 1882 г. – создание крестьянского банка – кредиты на покупку земли. 1885 г. – создание дворянского банка. 5 июня 1887 г. – закон о кухарных детях. Запрещение низшим слом поступать в гимназии. 1889 г. – положение о земских участковых , соединили в своих руках судебную и административную власть. 1890 г. – земская контрреформа – усиление правительственного надзора над земствами. Городовое положение 1892 г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам. 1 июня 1882 г. – запрещение труда детей до 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет - 8 часов 1885 г. – запрещение ночного труда женщин. 1882 г. – совещание 4 министров.- могли запрещать выход любого печатного издания. 1891 г. – указ о выселении всех незаконно проживающих евреев из Москвы. Социально-экономические реформы С.Ю.Витте. 1892 г. министром финансов назначен Витте, который разработал экономическую программу: 1) Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки. 2) Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное огородить развивающуюся русскую промышленность от иностранных конкурентов. 3) Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото. 4) Широкое привлечение в страну иностранного капитала. 31.Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии - в Туркмении. На этом закончилось присоединение Средней Азии к России, особенно интенсивно проходившее в предыдущее царствование. Это до предела обострило отношения с Великобританией, которая имела свои интересы в этом регионе. В Европе произошёл поворот от ориентации русской внешней политики на Германию, от традиции Александра II, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского. Всё больше Россия начинает сближаться с Францией. После образования Тройственного союза в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии в 1882 году стало ясно, что естественным союзником России при таком внешнеполитическом раскладе должна стать Франция. Главными противоречиями в Европе были франко-германские из-за французских провинций Эльзаса и Лотарингии, отторгнутых у Франции после ее поражения во франко-прусской войне, и из-за стремления Германской империи повторить разгром своей западной соседки, не дав ей оправиться после войны. Союз Германии с Австро-Венгрией сделал невозможным продолжение дружественных отношений России и Германии, поскольку оккупация австрийской армией в 1876 году Боснии и Герцеговины осложнило отношения австрийской монархии и России. Было очевидно, что Германия обещала поддержку своему союзнику в его антирусской политике. В течении 1891 - 1893 гг. французская и русская эскадры посещают с визитами Кронштадт и Тулон. Во время этих визитов юридически оформляется франко-русский союз. Таким образом, в Европе складывается система двух военно-политических союзов. Пока во главе германского правительства стоял Отто фон Бисмарк, война с Россией не стояла в повестке дня Германии, так как этот политик считал такую войну крайне нежелательной для своей страны. Но с уходом в отставку старого канцлера политика Германии претерпела существенные изменения: император Вильгельм II твердо вёл страну к войне и, несмотря на все заверения в дружбе и симпатиях, было ясно, что в ближайшем будущем России не избежать войны. При таких условиях союз с Францией был жизненно необходим, причём, для французской стороны не менее, если не более важен, чем для русской. Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии. Многие офицеры, кстати, недовольные именно этими новшествами, подавали в отставку, заказывая себе форму старого образца. Александр III был вообще противник роскоши, в военной форме он также не признавал никаких излишеств, что и отразилось в новых образцах военной одежды. Стремление к экономии проявилось и ещё в одном, несомненно, положительном факте: после себя император оставил больше денег в казне, чем получил в наследство от отца. Финансы России были в порядке, внешнеполитическое положение стабильное, революционное брожение, казалось, было загнано глубоко внутрь и не особенно беспокоило полицию. 32. Отечественная культура XIX в. XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм. XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру. В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина. Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов "натуральной школы" – И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. В пореформенную эпоху 1860-70-е гг. эти тенденции сохранялись, и в литературных произведениях той эпохи отразились идейные конфликты времени. На это время приходится расцвет русского классического романа. В это время создают свои лучшие произведения И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.. Традиции романтизма 1820-30-х гг. сохранились в творчестве поэтов-лириков, обращавшихся к переживаниям личности (Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский).. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры. Вначале столетия на сценах театров безраздельно господствовали романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова. В античных и романтических пьесах блистали Е.С. Семенова, В.А. Каратыгин. С творчеством же М.С. Щепкина связано становление реалистической школы актерского искусства в России. Развитие русского театра середины – второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. Конец XIX в. стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" – М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа"). В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия – время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа. Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Произведения О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, далекие от гражданского пафоса, утверждали естественность и свободу чувств человека. Свойственное романтизму внимание к национальным, народным мотивам проявилось в образах крестьянской жизни, созданных А.Г. Венециановым и живописцами его школы. Переживает подъем и искусство пейзажа (С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, Иванов). К середине XIX в. на передний план выдвигается жанровая живопись. Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером "протестантов", создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. Русская архитектура первой трети XIX в. развивалась в формах позднего классицизма – ампира. Эти тенденции были выражены А.Н. Воронихиным (Казанский собор в Петербурге), А.Д. Захаров (реконструкция Адмиралтейства. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. Начиная с 90-х гг. в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной основы бытия, внимание к символам (через которые она раскрывается). Возникшее в 1912 г. течение акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин), в противовес иррациональному символизму, требовало от искусства ясности и гармонии, утверждало самоценность явлений жизни и идеал "сильной личности" в ее ницшеанской трактовке. Другим влиятельным течением в литературе и эстетике был футуризм (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью. Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин). В начале 20в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А. Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, "беспокойство", управляющее состояниями природы и самим художником. В русской живописи начала XX в. заметно также влияние импрессионизма (В. Серов, К.Коровин, И. Грабарь). Не остался в стороне от влияния символизма и театр. Поиски нового сценического искусства дали русской и мировой культуре условный театр В.Э. Мейерхольда (театр Комиссаржевской, Александринский театр), Камерный театр А.Я. Таирова, Студию Е. Вахтангова. В эпоху модерна в русской культуре занимает свое место кино. Первые киносеансы состоялись в 1896 г., а к 1914 г. в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. В кино начала XX в. утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы (Пиковая дама", "Отец Сергий" Я.П. Протазанова). Звездами немого кино были В.В. Холодная, И.И. Мозжухин. Русская художественная культура начала XX в. была как никогда открытой Западу, чутко реагируя на новые течения в философии и эстетике и одновременно открываясь европейскому обществу. Огромную роль сыграли здесь "Русские сезоны" в Париже, организованные Дягилевым. Начиная с 1906г. С.Дягилев знакомил парижское общество с достижениями русской художественной культуры, организовав выставку, посвященную истории русского искусства, русской музыкой (от Глинки до Рахманинова) – путем организации концертов и постановок оперных спектаклей с лучшими российским дирижерами и певцами (Шаляпиным, Собиновым и др.). С 1909 г. начались сезоны русского балета, открывшие и для России, и для Европы постановки М. Фокина ("Жар-птица" и "Петрушка" И.Ф. Стравинского), в которых блистали А. Павлова , Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Мордкин, С. Федорова. Русские сезоны Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы. |