Главная страница
Навигация по странице:

  • Интернальный

  • Самооценка

  • Аффилиация

  • Мотив власти

  • Понятие о направленности личности. Характеристика основных форм направленности личности.

  • Направленность личности человека

  • Отдельные компоненты направленности личности

  • Желание Потребность, четко осознаваемая человеком Стремление

  • Самосознание. Основные подходы к пониманию развития и структуры самосознания.

  • Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.

  • Структура самосознания по И.И. Чесноковой. Понятие Я-концепции. Структура самосознания по И.И. Чесноковой

  • Я-концепция играет

  • Психология (вопросы и ответы). Ответы к экзамену по психологии


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену по психологии
    Дата22.12.2022
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихология (вопросы и ответы).docx
    ТипОтветы к экзамену
    #858050
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

    Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

    Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

    Уровень притязаний – уровень трудности целей, желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

    Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

    Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

    Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

    Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

    Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.


    1. Понятие о направленности личности. Характеристика основных форм направленности личности.

    Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.

    Направленность личности человека - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на достижения относительно его жизненных целей.

    Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

    Отдельные компоненты направленности личности:

    Влечение

    Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность

    Желание

    Потребность, четко осознаваемая человеком

    Стремление 

    Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий.

    Идеал

    Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида

    Ценности

    Предметы или явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности)

    Установка

    Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида

    Цель

    Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека

    Мировоззрение

    Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое, этическое и другие виды мировоззрения)

    Убеждение

    Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

    Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.

    Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

    Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

    Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.


    1. Самосознание. Основные подходы к пониманию развития и структуры самосознания.

    В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

    Самосознание – осознание человеком самого себя.

    Функции самосознания:

    1. Получение информации о себе - самопознание

    2. Эмоционально-ценностное отношение к себе

    3. Саморегуляция поведения

    Таким образом, самосознание включает в себя:

    • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

    • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

    Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.

    Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности; во-вторых, при осознании отношения других ко мне; в-третьих, в самонаблюдении своих состояний, в анализе мотивов и поступков.

    Результатом самопознания является выработка человеком системы представлений о самом себе или «образ Я» (Я-концепция)

    Я-концепция – обладает относительной устойчивостью. В отличии от самосознания менее нейтральна, включает в себя оценочный аспект самосознания.

    Точки зрения на генезис самосознания:

    1. самосознание — это исходная форма сознания

    2. самосознание — это высший вид сознания

    3. сознание и самосознание возникают и развиваются одновременно.

    Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.

    Этапы развития самосознания:

    • сознание отличия себя от остального мира, осознание границ своего тела (младенческий возраст);

    • сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности, т.е. человек начинает отделять результат своих действий от действий других (2-3 года я сам!);

    • сознание своих психических свойств, формируется способность оценивать себя – самооценка сначала основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). С развитием логического мышления самооценка становится более стабильной, основывается на сопоставлении мнений разных людей (мл.школьник);

    • этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля (подростковый и юношеский возраст) В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция – совокупность всех его представлении о различных сторонах своей личности и организма.

    На формирование самосознания влияют:

    • Оценки окружающих и статус в группе сверстников

    • Соотношение Я-реальное и Я-идеальное

    • Оценка результатов своей деятельности

    Значение самосознания:

    • Способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем

    • Определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта

    • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения

    В целом можно выделить три пласта сознания человека:

    1. отношение к себе;

    2. отношение к другим людям;

    3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

    Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

    • эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");

    • группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");

    • просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");

    • эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").




    1. Структура самосознания по И.И. Чесноковой. Понятие Я-концепции.

    Структура самосознания по И.И. Чесноковой:

    В реальной жизнедеятельности личности, самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов: самопознания (познавательной), эмоционально-ценностного (самоотношение) отношения к себе, саморегулирования (действенно-волевой) поведения в различных формах взаимодействия людей в обществе. Таким образом, самосознание:

    • представляет собой динамическое образование психики;

    • дает возможность понять реально действующие результаты познания себя, эмоционально-ценностного отношения к себе и уровня саморегулирования, выявить причины той или иной формы их проявления;

    • дает возможность учитывать внутреннюю динамику процессов самосознания, различное соотношение его внутренних составляющих, которое влияет на детерминацию поведения; 

    • его процессуальность дает возможность преодолеть толкование самосознания как статичного явления.

    Процесс самопознания (познавательной) – начальное звено самосознания, основа существования и проявления самосознания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о себе, которое входит в содержание самосознания как его сердцевина. Познание себя происходит опосредованно – в процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает его, вместе с тем познавая и себя. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях, он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения.

    Эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение) выражается в собственном отношении индивида к тому, что узнает, «открывает» относительно самого себя, т.е. в самых разнообразных самоотношениях. Переживания, связанные с отношением к собственной личности, к отдельным её особенностям и проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции, или как переживания в «инактуальной форме» (П.Я. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, свернутая, в определенное время пережитая эмоциональная реакция.

    Саморегулирование (действенно-волевой) как процесс организации личностью своего поведения. Саморегулирование поведения – такая форма регуляции, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта «включенность» актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта – начиная от его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта. Последняя субъективно связана с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, подкрепляющими или отрицающими исходные основы того содержания самосознания, которое включено в данный поведенческий акт.

    Понятие Я-концепции:

    Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

    Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

    Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.

    Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция (Я-образ) – система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

    Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

    Рассмотрим, какую же роль играет Я-концепция в жизни личности, какие функции она выполняет.

    Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

    Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности либо тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт, либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

    Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

    Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

    Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта