ответы к ГАК по ТГП. Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп
Скачать 0.54 Mb.
|
глава государства является высшим религиозным деятелем. В клерикальном государстве (Великобритания, Швеция, Япония): одна религия имеет статус государственной, пользуется привилегиями; полного сращивания религии и государства не происходит: государство уважает религию, исповедуемую большинством населения и поддерживает традиции; церковь активно участвует в экономических отношениях; включена в политическую систему, имеет представительство в высших органах власти; наделяется рядом юридических полномочий (регистрация брака); контролирует образование, воспитание, СМИ. Светское государство обладает следующими признаками (Германия, США): религиозные организации отделены от государства; государство не вправе контролировать отношение граждан к религии, вмешиваться во внутрицерковные дела; государство не оказывает материальной помощи ни одной из религий; религиозные организации не выполняют юридических функций, не вмешиваются в политическую жизнь страны. Особенностями атеистического государства являются следующие (Албания, социалистические страны): отсутствие у церкви права собственности; запрет либо жёсткий контроль религиозных организаций; репрессии священнослужителей и верующих; запрет проведения обрядов, ритуалов, распространения религиозной литературы; подмена свободы совести пропагандой атеизма. Правовой статус личности: понятие, структура, принципы, виды. Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в обществе; это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус – реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. В структуру правового статуса входят следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа. На правовое положение личности оказывают воздействие экономические (кризисы, безработица), политические (сепаратизм, чрезвычайное положение), нравственно-психологические факторы (потеря ориентиров и приоритетов, духовной опоры). Различают следующие виды правового статуса: общий (конституционный) – наиболее устойчивый, определяется Конституцией РФ, раскрывает положение личности в обществе в целом, свидетельствует о степени демократичности государства; специальный (родовой) – указывает на особенности положения определенных категорий граждан , их дополнительные права, обязанности, льготы; индивидуальный - фиксирует статус отдельного лица, совокупность персонифицированных прав и обязанностей, наиболее динамичная категория. По признаку гражданства можно выделить статус граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством, беженцев, российских граждан, находящихся за рубежом. В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, определяющих статус личности, выделяют отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, профессиональный, должностной. Принципы правового статуса личности - это основные начала, исходя из которых осуществляются использование прав и выполнение обязанностей. Конституционными принципами правового статуса личности являются равноправие (запрет дискриминации, равенство возможностей), непосредственное действие прав, неотчуждаемость прав, недопустимость их произвольного ограничения. При осуществлении прав человек не может нарушать права и свободы других лиц, правовой статус состоит не только из прав, но и из обязанностей. Гарантированность прав и свобод состоит в обязанности государства обеспечить каждому человеку реальную возможность пользоваться ими. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Гарантии прав человека позволяют выявить действительный правовой статус личности, поскольку нередко права личности провозглашаются, но не обеспечиваются механизмами реализации. Гарантии как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера всесторонне показывают уровень экономического и политического развития общества, общественного и правового сознания населения. Система гарантий прав человека строится на принципах всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону. Можно выделить следующие виды гарантий прав и свобод: материальные (единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, социальное партнерство); политические (народовластие, политический плюрализм); духовные (идеологическое многообразие, доступность и бесплатность образования, свобода творчества); юридические (обязанность государства обеспечить право на судебную защиту, получение квалифицированной юридической помощи). Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации и гарантии охраны прав. Гарантиями реализации прав являются: пределы прав и свобод, юридические факты, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной реализации прав. Гарантии охраны прав – это конституционный контроль и надзор, меры защиты, меры юридической ответственности виновных, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности; организационные – состоят в определении, принятии и решении государством задач социальной и правовой политики; государственном и общественном контроле; обработке информации. По содержанию их можно классифицировать на контрольные, процедурные (тайна совещательной комнаты как гарантия независимости судей), организационно-технические (применение технических средств для сохранения тайны голосования). По сфере действия гарантии можно разделить на внутригосударственные и международные. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции и имеют первостепенное значение. Международные гарантии – это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина (например, занятость населения). В данную систему входят Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и другие международные документы. По способу изложения в нормативно-правовых актах гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные. Простые гарантии – это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту определенной группы прав (свобода печати). Сложные гарантии обеспечивают охрану и защиту прав как отдельной личности, так и социальной организации (например, семьи). Смешанные гарантии обеспечивают охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций. При этом названные гарантии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта, либо в его специальных разделах или главах. С позиции правового статуса личности гарантии разделяют на общие, специальные и индивидуальные. Общие гарантии закрепляются в Конституции, и без них требования личности к обществу носили бы формальный характер (например, ч. 1 ст. 17 Конституции гласит, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина). Специальные гарантии направлены на охрану и защиту определенных категорий граждан (депутатов, военнослужащих). Индивидуальные гарантии обеспечивают реализацию нрава в конкретных жизненных обстоятельствах (при чрезвычайном положении). Индивидуальные гарантии нередко казуистичны, т.е. связаны с наступлением определенной ситуации. Понятие права. Основные подходы к правопониманию. В разные эпохи представление о праве менялось. Право – сложное явление, обладающее множеством проявлений, поэтому дать единое определение данного понятия невозможно. В соответствии с потестарной теорией, государство и право возникли одновременно, и тесно связаны друг с другом. Существует несколько подходов к правопониманию: нормативный (этатистский), философский (нравственный) и социологический. Согласно нормативному подходу к праву, оно представляет собой совокупность норм, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на позитивистской теории, отождествляющей право и закон. Особенностью данного подхода является отрицание естественно-правовой природы прав человека: они даруются личности государством. Нормативный подход подчёркивает значение государства в правообразовании, фиксирует границы дозволенного и запрещённого поведения, обеспечивает режим законности, способствует единообразному применению норм, обеспечивает формальную определенность права, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права. Недостаток данного подхода заключается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, отождествление права с одним из его источников – законодательством, признания правом только того, что исходит от государства и преувеличение роли субъективного фактора (иллюзия достаточности закона для решения социальных проблем).. Нравственный подход основывается на теории естественного права, возникшей в XVII-XVIII веках. В данном подходе право толкуется как совокупность идей, принципов, идеалов (справедливости, равенства). Нравственное, идейное начало в праве доминирует над всеми остальными его элементами. Действующие нормы могут как истинно, так и ложно отражать эти идеи; критериями истинности права является соответствие естественным права человека и выражение духа права. Право и закон в рамках данного подхода не совпадают, поскольку право есть идеал справедливости и равноправия. Достоинство данного подхода – в определении ценности права, выделении естественного права как принадлежащего каждому от рождения независимо от воли государства, разграничении права и закона. Данный подход также не лишен недостатков, к которым можно отнести расплывчатость права как явления, невозможность разграничения права и морали, субъективный характер таких категорий, как справедливость, свобода, возможность неисполнения веления правовых норм по мотиву их несоответствия представлениям лица о должном и недолжном. Социологический подход рассматривает право как явление социальной жизни. Право рассматривается как в итоге сложившееся общественное отношение, защищенное государством, а не нормы закона и правосознание, которые не признаются правом. Значимость данного подхода – в признании ценности судебной и арбитражной практики, нацеленности на изучение эффективности правовых норм и юридической практики. Критически же в этой концепции надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом. Все рассмотренные подходы имеют как достоинства, так и недостатки, и в совокупности объясняют сущность права как явления. В настоящее время складывается синтетический подход к правопониманию, объединяющий узкое (нормативное) и широкое (позитивное и социологическое) понимание права. Право есть система общеобязательных формально-определённых, закрепленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти. важнейшие признаки права – это общеобязательность (распространение действия на всех субъектов, указанных в норме права), формальная определенность (закрепление в определенных источниках), нормативность (право есть совокупность правил поведения общего характера), системность (все правовые явления существуют в тесной связи друг с другом), динамизм. Право является важнейшим регулятором общественных отношений. Принципы права: понятие и система. Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах, они находят отражение во всех правовых нормах. Свойствами принципов права являются: являются правовыми идеалами; прямо или косвенно закреплены в действующем законодательстве; обладают значительной устойчивостью и формируют систему права; отражают своеобразие национальной правовой системы; имеют самостоятельное регулятивное значение (например, при использовании аналогии права). В системе права выделяют общеправовые (в том числе международные), межотраслевые и отраслевые принципы. Общие принципы характеризуют сущность и социальную природу права в целом – это принципы демократизма, гуманизма, законности, равноправия, справедливости, единства прав и обязанностей. Межотраслевые принципы существуют в смежных отраслях права, например, принцип личной ответственности свойствен уголовному и административному праву, принцип состязательности — в процессуальных отраслях права. Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Особенностью межотраслевых принципов является их неодинаковое проявление в зависимости от специфических задач отрасли. Отраслевые принципы отражают специфику отношений в конкретной отрасли (принцип свободы расторжения договора и свободы труда в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве, принцип целевого характера использования земли – в земельном праве). Функции права Функции права — это не только основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, но также и способ реализации его социального назначения. Функции права характеризуются следующими свойствами: их содержание определяются сущностью права; относительное постоянство и устойчивость; высокая динамичность содержания функций, способность реагировать на изменения задач и целей политико-правовой системы; комплексный, системный характер. Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка). Функции права могут быть классифицированы: по элементам системы права – общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов, отдельных правовых норм; в зависимости от сферы действия – внутренние и внешние. Внутренние функции (регулятивная и охранительная) представляют собой способы воздействия на поведение людей самого права. Внешние функции раскрывают действие права как социального регулятора; это культурно-историческая (аккумуляция духовных ценностей), воспитательная (идеологическое воздействие, влияние на сознание и волю людей), социального контроля (стимулирование желательного и ограничение нежелательного поведения), информационно-регулирующая функции; в зависимости от основных задач – регулятивная и охранительная. Регулятивная статическая функция воздействует на правоотношения путём закрепления правового статуса (юридических лиц, собственности), динамическая оформляет движение, развитие общественных отношений. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений от посягательств, а также на превенцию (предупреждение) правонарушений. Разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку процессы регулирования и охраны общественных отношений неотделимы друг от друга. Неосновными собственно юридическими функциями права называют восстановительную (восстановление положение, существовавшего до нарушения – восстановление на работе, возврат имущества), компенсационную (возмещение ущерба, причиненного потерпевшему) и ограничительную (ограничение свободы, действий лица). Соотношение права и морали. Мораль – это совокупность правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, справедливости и чести. Мораль носит оценочный характер, менее формализованы и пронизывает все сферы жизни общества. Реализация норм морали обеспечивается общественным осуждением. Как и право, мораль является социальным регулятором, что обуславливает их сходство: в системе социальных норм они выступают в качестве универсальных, распространяющихся на все общество регуляторов; направлены на регулирование общественных отношений; определяют границы должного и возможного поведения субъектов; обладают многократностью применения; соответствуют типу культуры конкретного общества. Вместе с тем, нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками: |