Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1.

  • Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования Цель

  • Ответ: Требования к педагогу дополнительного образования

  • 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности

  • Педагог

  • Ситуация №3 Педагог подготовил конкурсно- игровую программу по заданной тематике с предварительной подготовкой участников - КВН.Ситуация №4

  • Задания по теме 1.3. Подготовка массовых культурно-досуговых мероприятий Цель

  • Четвертый этап

  • Задание 5.

  • Разовая игровая программа

  • Ситуация №2 Конкурсно-игровая программа

  • Ситуация №3 Театрализованная сюжетная игра

  • Задание по теме 1.4. Оценка успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий

  • Задания по теме 2.1 Методика подготовки и проведения выставки Цель

  • Задание 8.

  • !!!ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. Педагогическая техника и педагогическое мастерство


    Скачать 298.5 Kb.
    НазваниеПедагогическая техника и педагогическое мастерство
    Дата01.06.2022
    Размер298.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла!!!ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.doc
    ТипЗанятие
    #562541
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Практическое занятие 1



    Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых

    Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.
    Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?
    Ответ:

    В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем – технология вхождения молодых людей в социальное пространство. Большое влияние на формирование гражданских позиций молодежи оказывает массовая культура. Исследование ее социализирующей функции позволит, во-первых, определить тенденции развития трансформационных социокультурных процессов современного общества в начале XXI в., во-вторых, выявить особенности ее воздействия на различные социальные группы в условиях радикальных изменений в обществе; в-третьих, оценить социальные последствия ее влияния на общество, в-четвертых, блокировать наиболее вредные и опасные воздействия на массовое сознание молодежи, а значит, выявить возможности их регулирования. Основным механизмом формирования социально зрелой личности является социализация.

    Понятием «социализация» обозначается процесс включения индивида в социальные отношения путем их усвоения, присвоения и последующего воспроизведения, обусловленный самим образом жизни, институциональными и некоторыми спонтанными воздействиями. В нем можно выделить вертикальную (межпоколенную) и горизонтальную ее составляющие. Основным путем первой является традиция – передача знаний, норм и навыков от отца к сыну, второй – образование. В последние десятилетия эти основные пути передачи социального опыта функционируют в условиях нарушенного баланса между ними в связи с недоверием молодых людей к ценностям старших и подчас их отторжением. Ослабление социализирующих вертикалей приводит к усилению горизонталей: молодые люди в границах одного поколения успешно социализируют друг друга, широко распространяя ценности сомнительного характера. Старые институты социализации «приказали долго жить». Зато асоциальные институты стали доминировать. Институты социализации изменились. Роль библиотеки, чтения, с нашей точки зрения, сведена к нулю.

    Даже семья, которая традиционно считалась определяющим агентом социализации, не выполняет социализирующей функции. Разговоры об ее определяющей роли в воспитании – скорее дань традиции или «ностальгические мечты», нежелание замечать очевидное. Появились новые каналы социализации, в частности Интернет. Очень большую роль играет в такой ситуации образование. Однако в последние годы серьезным социализирующим фактором становится массовая культура. Она успешно вытесняет школу, семью, авторитеты старших поколений, так как не требует усилий и напряжений для восприятия, связана с психофизиологическими центрами удовольствия, создается для массового человека, а, следовательно, быстрее достигает целей, чем образование, которое требует длительного воздействия и усилий со стороны молодых людей. До сих пор в социологической литературе нет четкого определения понятия «массовая культура», не выявлены ее структура и содержание.

    Это понятие используется как нечто известное и не нуждающееся в разъяснении, как правило, в отрицательном значении. Чаще всего массовую культуру связывают с феноменом «массового сознания», «массы», при этом подчеркивается ее внушаемость, стадность, из чего выводится негативная роль массовой культуры в формировании единообразия взглядов, стереотипизации мышления, унифицированности и шаблонизации поведения.
    Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.
    Ответ:

    Статья №1: И. Ф. Петров Массовая культура и ее детерминанта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-i-ee-determinanta (дата обращения: 10.05.2022).

    Методологическая неоднозначность позиций исследователей приводит к тому, что массовую культуру относят к разным аспектам явления. К тому же она быстро трансформируется, приобретая все новые грани и свойства в рамках специфических социокультурных систем. В статье показывается, что определенные социокультурные изменения, произошедшие в девятнадцатом и двадцатом веках, обусловили появление массовой культуры в рамках западной цивилизации, в результате формирования массы и массового сознания. Под массовостью следует понимать не только степень распространения продукта (большое количество чего-либо), а прежде всего направленность на широкое потребление и низкий морально-эстетический уровень этого продукта (в том числе и произведения искусства).

    Статья №2: Минаков Илья Павлович, Ханова Руфина Вильсоновна Феномен массовой культуры // Социально-гуманитарные знания. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-massovoy-kultury (дата обращения: 10.05.2022).

    Массовая культура как целостный специфический феномен постиндустриального общества обладает сложной структурой, разнообразными функциональными проявлениями и выступает в современном культурном пространстве в качестве одной из наиболее распространенных форм существования культуры. Авторы большинства теорий массовой культуры рассматривают ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Массовая культура представляет собой сложный феномен современности и не поддается однозначной оценке. Существует множество теорий относительно массовой культуры, которые в целом можно разделить на две группы: в одних выражено критическое отношение к массовой культуре; в других – принятие массовой культуры как культурной доминанты современности. В качестве культур философского осмысления феномен «массовой культуры» стал рассматриваться с конца XIX века, но только в XX веке исследователи всерьез заговорили о массовой культуре как о глобальном социально-культурном явлении, радикально изменившем облик цивилизации.

    Статья №3: Липский Владимир Николаевич Эстетическое отношение к массовому сознанию и массовой культуре // Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-otnoshenie-k-massovomu-soznaniyu-i-massovoy-kulture (дата обращения: 10.05.2022).

    В статье автор размышляет над проблемами, которые рассматриваются в учебном пособии «Российский дискурс массовой культуры: эстетические практики и художественный образ», опубликованном в 2015 году коллективом авторов. Анализируется нестандартный подход авторов пособия к феномену массовой культуры, детерминируемый их стремлением не просто добавить темных красок к рассмотрению массовой культуры, а проникнуть в сущность конфликта между духовным творчеством и суррогатами культуры. Обращается внимание на ряд сущностных особенностей пособия: сочетание образовательных и исследовательских целей, гармонично соседствующих друг с другом; междисциплинарный подход, использующийся авторами пособия при анализе культурологических проблем; нацеленность авторов на всесторонний анализ рассматриваемого феномена и др. Главы пособия посвящены различным эстетическим практикам: существованию творческой личности в пространстве культуры, культурологическим проблемам повседневности, анализу дихотомии «большая культура» – массовая культура и др. Отмечается, что авторам пособия удалось решить главную задачу: объективно показать, как мимикрирует массовая культура, как она «встраивается» в классику, оставаясь при этом антиценностной и антихудожественной. Обращено внимание на то, что все рассмотренные эстетические практики нацелены на реализацию задач образовательного процесса.
    Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования

    Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.
    Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.

    Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.
    Ответ:

    Требования к педагогу дополнительного образования:

    • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

    • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

    • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

    • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

    • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

    • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

    • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

    • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

    4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности:

    Ситуация №1

    Педагог развивает коллективную форму культурной самореализации – мастерскую.

    Ситуация №2

    Педагог руководит самодеятельным коллективом.

    Ситуация №3

    Педагог подготовил конкурсно- игровую программу по заданной тематике с предварительной подготовкой участников - КВН.

    Ситуация №4

    Педагог организует игру-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
    Задания по теме 1.3. Подготовка массовых культурно-досуговых мероприятий

    Цель: закрепление знаний о особенностях подготовки массовых культурно – досуговых мероприятий; формирование умений осуществлять анализ подготовки массовых культурно-досуговых мероприятий; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

     

    Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов по теме «Особенности подготовки массовых культурно-досуговых мероприятий».

    1. Многофункциональный, комплексный характер технологического процесса подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности.

    2. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности.

    3. Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности.

    4. Основные формы детских культурно-досуговых мероприятий.

    5. Тема на выбор обучающегося.


    Ответ:

    1. Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

    2. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

    - четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

    - анализ вида, типа и жанра массовой формы;

    - создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

    - определение содержания, соответствующего цели программы;

    - органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный процесс;

    - выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.
    3.  Методику проведения досуговой программы условно можно разделить на семь этапов.

    Первый этап – этап планирования. На основании утвержденного плана работы учреждения культуры или социального заказа органов исполнительной власти или заказа отдельных организаций, предприятий или физических лиц принимается решение о проведении того или иного мероприятия. На этом этапе осуществляется:

    - создание оргкомитета в который входят люди, заинтересованные в проведении данного мероприятия и обладающие для этого реальными возможностями (представители органов власти, руководители учреждений), представители СМИ, спонсоры, бухгалтер. Заинтересованные лица – лица, которые могут решать определенные задачи. Например: при проведении мероприятий для ветеранов ВОВ представители Советов ветеранов войны; для ветеранов локальных войн – представители общественных организаций воинов – ветеранов локальных войн. Для детей школьного возраста – представители органов и учреждений образования. Для инвалидов – представители обществ инвалидов и т.д.;

    - создание организационно-постановочной группы, в которую должны войти творческие специалисты во главе с директором учреждения культуры (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

    - определение формы проведения мероприятия, места, времени;

    - в случае проведения мероприятий, содержащих момент состязания – конкурсы, фестивали, выставки и др., разрабатывается положение, в котором обозначаются учредители данного мероприятия, цели его, критерии оценки, финансовые условия;

    - разработка подробного плана подготовки и проведения мероприятия по схеме (см. приложение № 1);

    -  утверждение программы проводимого мероприятия (см. приложение № 2). Программа мероприятия печатается в афише, может печататься отдельно. Это зависит от наличия средств на типографские расходы.

             Второй этап – написание и утверждение сценария, разработка сметы расходов:

    - написание сценария и составление сметы расходов;

    - согласование сценария и сметы расходов на заседании организационно-постановочной группы;

    - согласование сценария и сметы расходов (см. приложение № 3) на заседании оргкомитета;

    - утверждение сценария и сметы расходов руководителем учреждения (директором программы) или руководителем организации – учредителя учреждения культуры (например, начальник отдела культуры муниципального образования или глава поселения).

             В смете расходов на проведение мероприятия указываются расходы по кодам показателей (по экономической классификации расходов и указание источников финансирования данного мероприятия). В смете делается подробная роспись по каждому виду расходов.

    Например,: расходные материалы:

    - СД-диск 2 шт х 15-00= 30-00

    - элементы питания 4шт х 80-00 = 320-00 и т.д.

    Источниками финансирования на проведение мероприятия могут быть: средства областной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области (Культура Брянщины) на 2006-2010гг»; муниципальная целевая программа по развитию и сохранению культуры на территории данного муниципального образования; средства на текущее содержание данного учреждения культуры; спонсорские средства; средства, полученные учреждением от оказания платных услуг населению.

    В случае использования средств областной целевой программы средства перечисляются исполнителю мероприятия в соответствии с заключенным договором между управлением культуры и муниципальным образованием.

     Третий этап – реализация сценария, который включает в себя:

    - работу с творческими коллективами, подбор исполнителей, художественных номеров, рабочих репетиций, монтировочной и генеральной репетиций;

    - оформление сцены;

    - запись фонограмм;

    - световое решение;

    - изготовление костюмов и реквизита;

    - приобретение расходных материалов;

    - приобретение призов;

    - работа по изготовлению рекламной продукции (изготовление афиш, пригласительных билетов);

    - работа со СМИ;

    - работа со спонсорами;

    - работа с потенциальными зрителями.

    Четвертый этап – проведение мероприятия.

    Пятый этап – анализ мероприятия (как правило на следующий день):

    - необходимо отметить все положительные моменты при проведении мероприятия;

    - отметить недостатки, при этом необходимо привести аргументы;

    - внести предложения на будущее – как исключить допущенные недостатки, какие моменты усилить для того, чтобы повысить качество проводимых мероприятий.

    Шестой этап – подготовка и сдача отчетных документов. Составляется текстовая справка, в которой подробно излагаются отдельные моменты проведения мероприятия. Необходимо отразить как положительные, так и отрицательные стороны проведения мероприятия, определить перспективные вопросы для улучшения качества подготовки подобных мероприятий.

    В случае использования финансовых средств на подготовку и проведение мероприятий представляются отчеты за использованные средства в бухгалтерию учреждения (поселения). На участников мероприятий, на которых производились какие-то расходы, составляется список с указанием паспортных данных, страхового свидетельства, места проживания. Список заверяется руководителем учреждения (руководителем программы) и сдается в бухгалтерию. В случае оплаты за участие в мероприятии творческих коллективов или отдельных исполнителей им выплачивается заработная плата по договору гражданско-правового характера. Заключение договоров производится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем учреждения или самим руководителем.

    При организации питания для участников мероприятия расходы оформляются следующими документами: договор на обслуживание с предприятием общественного питания, предоставляющего услуги, список питающихся (с данными указанными выше), талоны на питание, счет, счет-фактура, акт выполненных работ. При приобретении продуктов питания за наличный расчет в товарных чеках указывается наименование, количество и стоимость приобретенных продуктов. Все документы сдаются в бухгалтерию.

    Призы участникам – победителям различных мероприятий присуждаются решением жюри, которое утверждается отделом культуры или руководителем учреждения или поселения. Протокол решения жюри, которым определяются победители, представляется в бухгалтерию. Вручение дипломов и призов производится по ведомости, которая сдается в бухгалтерию с приложением списка награжденных с данными на них, указанными выше. В случае, если приз получает учреждение его получение представителем учреждения-победителя осуществляется по доверенности и накладной. Полученные в качестве приза материальные ценности ставятся на учет.

    Авансовые отчеты по средствам, предусмотренным на данное мероприятие, сдаются в бухгалтерии, как правило, в течение трех дней.

    В случае списания материалов, использованных на подготовку и проведение мероприятия, в акте на списание подробно указываются причины списания.

    Седьмой этап – составление методической папки, в которую должны войти:

    - сценарий мероприятия;

    - положение о проведении конкурса (фестиваля, смотра, выставки, др.);

    - план подготовки и проведения мероприятия;

    - программа мероприятия;

    - списки участников мероприятия;

    - состав жюри;

    -  протокол жюри;

    - образцы печатной продукции (афиши, пригласительный билет, программа, др.);

    - программа мастер-класса (творческой лаборатории);

    - фото и видеоматериалы;

    - отзывы в прессе;

    - протоколы заседания оргкомитета;

    - итоговая справка.

    К основным формам детских культурно-досуговых мероприятий можно отнести: массовые мероприятия (выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия  соревнования, конкурсы, фестивали, тематические вечера); досуговые программы для детей разных возрастов  театрализованные представления, игровые программы, конкурсные программы, шоу, дискуссии, беседы.

    Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

     

    Задание 5. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие подготовку различных видов массовых досуговых мероприятий (не менее 3).
    Ответ:

    Ситуация №1

    Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

    Ситуация №2

    Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

    Ситуация №3

    Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

    • четко изложенные педагогические задачи;

    • план подготовки игры;

    • экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

    • сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию;

    • список литературы для подготовки детей к игре.


    Задание по теме 1.4. Оценка успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий

    Цель: закрепление знаний о сущности оценки успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий; формирование умений осуществлять поиск, анализ и оценку успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий.

     

    Задание 6. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к оценке успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий.

    Ответ:

    1. Реализация принципов гуманистической педагогики, а именно: а) создание благоприятной педагогической среды, открывающей учащимся возможность наиболее полно развить свой потенциал, побуждающей интерес к культурно-досуговой деятельности; б) позитивное подкрепление всех идей и ответов учеников; в) анализ ошибки в ответах школьников, как возможности нового, неожиданного подхода на что-то привычное; г) максимальное внимание ко всем высказываниям и действиям школьников. д) обеспечение учащимся возможности свободного мыслительного движения - от абстрактного к конкретному и наоборот и др.

    2. Применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к подросткам с учетом исходного уровня развития.

    3. Осуществление целостного подхода к педагогическому процессу, сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм организации культурно-досуговой деятельности.

    4. Игровая направленность культурно-досуговой деятельности.

    5. Учет динамики активности учащихся в культурно-досуговой деятельности.
    Задание 7. На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте по выделенным критериям подготовку и проведение массового досугового мероприятия.

    Определите особенности проведения массовых досуговых мероприятий для молодёжи, обучающейся в средних и высших учебных заведениях.
    Ответ:

     Досуг у подрастающего поколения воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, где можно выделить особенности:

    • развлекательно-рекреативная направленность (ничего не делать);

    • приоритет потребительских ориентаций над креативными;

    • слабая индивидуализированность;

    • избирательность;

    • самореализация вне учебного заведения;

    • отсутствие этнокультурной самоидентификации.

    Для того, чтобы досуг студентов был многогранным и раскрывающим потенциал, надо анализировать предпочтения и возможности каждого человека, сопоставлять с учебным процессом, чтобы развлечения не мешали получению знаний, и суметь в принципе заинтересовать студентов в том или ином мероприятии. В наше время досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что существует прямая связь между духовным богатством человека и содержанием его досуга.

    Кроме того, необходимо учитывать и гендерные особенности студентов, так как в ряде случаев юноши и девушки отдают предпочтение разным видам досуговой деятельности. Ярким примером является то, что в танцевальных, вокальных мероприятиях активнее участвуют девушки, парни же отдают предпочтение спортивным мероприятиям: соревнованиям по поднятию тяжестей, футболе и т.д.

    Культурно-досуговая деятельности влияет на процесс развития и становления личности учащихся: это и духовное развитие, нравственное и физическое развитие, проявление творческих способностей, а также немаловажным фактором является саморазвитие. Как показывает практика, подростки, увлеченные досуговой деятельностью, более полно реализуют себя как личность, имеют более глубокое культурное и нравственное воспитание, нежели их сверстники, не вовлеченные в активные мероприятия.

    При этом необходимо привлечь интерес и внимание подростков к разным формам досуга, так как важно развивать и физическую и духовную стороны человека. Увлекая молодежь спортом, мы помогаем активизировать их физическую активность, укрепляем их здоровье, выносливость и ловкость. Для этого проводятся регулярные соревнования и тренировки по футболу, волейболу и другим видам спорта.

    Помимо этого, необходимо повышать эрудицию, приобщать детей к патриотическим ценностям. С этой целью организуются экскурсии, встречи с ветеранами, все желающие посещают кружок Музееведения, да и на уроках истории, обществознания, философии и других предметах ребята также осваивают культурные и исторические ценности.

    Нельзя забывать и о развитии духовных сил и способностей, формировании творческой личности. Для этого регулярно проводятся концерты в самом учебном заведении, а также творческие конкурсы между колледжами, школами, конкурсы городского масштаба, где студенты имеют возможность показать свои вокальные, танцевальные способности, художественные способности ребята показывают, рисуя плакаты и картины для конкурсов. Это активирует жизненную позицию, способствует самоопределению личности. Формирование у молодого поколения ценностей здорового образа жизни, устойчивого иммунитета и негативного отношения к деструктивным привычкам и религиозным культовым влияниям различных организаций, изменение сознания у учащейся молодежи с развитием приоритетов патриотизма, духовности, нравственных ценностей, национального самосознания, содействие моральной, социальной и гражданской ответственности при условии сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих занимают приоритетное значение в воспитательной работе.

    Студенческий досуг закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие досуговой деятельности является формированием развитой личности.

    Учитывая вышеуказанные факты, в «Автомеханическом колледже» педагоги стараются проводить как можно больше занятий, мероприятий, кружков для всестороннего развития студентов.

    Но и не стоит упускать тот момент, что современный студент акцентирует больше внимания на личное время и возможности участвовать в мероприятиях. То есть, для большей части студентов досугом после обучения днем является подработка в вечернее время. Следовательно, у него пропадает желание направлять свои силы в творчество, так как жизненные обстоятельства берут верх.

    Другая же часть студентов не проявляет априори интерес к мероприятиям, которые предлагает Колледж или социальные партнеры. Для них досуг – это прийти домой и играть в компьютерные игры или приставку, то есть уйти от реального мира. С такими детьми немного сложнее работать, их трудно завлечь в другие игры (коллективные, парные и т.д.). но данную часть ребят можно мотивировать или хорошей оценкой или поощрительными денежными вознаграждениями. Например, за все концерты или конкурсы, проходящие в Колледже или в других заведениях, участнику добавляют к стипендии небольшую сумму, что должно порадовать каждого студента, который проявил интерес к мероприятию.

    Что касается еще одной части студентов, которая полностью отказывается от чего-либо, то это уже либо сама психология человека, либо недостаточное воспитание родителей или официальных представителей, либо недоработки педагогов. Затрагивая педагогов, то они должны работать совместно с каждым студентом; анализировать предпочтения каждого, как упоминалось выше; помогать в принятии решений и развитии талантов.
    Задания по теме 2.1 Методика подготовки и проведения выставки

    Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения выставки; формирование умений осуществлять подготовку и проведение выставки, в том числе в деятельности педагога дополнительного образования; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

     

    Задание 8. На основе использования материалов лекции и учебно-методических пособий определите основные аспекты методики подготовки и проведения выставки.
    Ответ:

    Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

    Этапы организации и проведения выставки:

    1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

    2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

    3. подбор и оформление экспонатов выставки;

    4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

    5. открытие выставки;

    6. проведение выставки;

    7. закрытие выставки;

    8. последействие.

    Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

    1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

    Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

    Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д.

    Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

    2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить, и провести выставку любого уровня.

    Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

    1. Тема выставки.

    2. Место проведения выставки.

    3. Сроки проведения выставки.

    4. Цели выставки.

    5. Задачи выставки.

    6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

    7. Тематика выставочных работ.

    8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

    9. Требования к оформлению выставочных работ.

    10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

    3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

    - работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки;

    - может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения);

    - можно выполнить коллективные работы.

    При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

    Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

    4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

    Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

    Возможные варианты расположения выставочных работ:

    • последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников,

    а, возможно, и педагога детского объединения;

    • композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

    • работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

    • работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

    5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

    Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.

    6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

    • организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

    • подготовить экскурсии по выставке;

    • организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

    Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

    7 этап. Закрытие выставки (также, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

    Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

    8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.
    Задание 9. Проанализируйте пример подготовки и проведения выставки. Выявите алгоритм подготовки к данному мероприятию, охарактеризуйте особенности его реализации.

    На основе анализа материалов сети Интернет выявите и проанализируйте инновационный опыт организации и проведения выставок для детей разного возраста.
    Ответ: в современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляют высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения   задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение дополнительного образования, в формировании творческих способностей и реализации потенциальных возможностей ученика. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса невозможен без нового содержания образования, выявления и развития креативности учащихся.

    Необходимо найти новые подходы к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.

    Благоприятными условиями для развития творческих способностей учеников, является воспитательная работа, а именно выставочная деятельность. Именно выставочная деятельность является отражением и интересов ребенка и педагогического влияния.

    В работах учащихся, выполненных под руководством преподавателя, проявляется самобытность и индивидуальность юного художника. Результатом образовательной деятельности по изобразительному искусству является рисунок.

    Задача педагога научить ребенка новым способам изобразительной деятельности и сохранить его индивидуальность. Творческие работы необходимо экспонировать. Выставки -  это способ демонстрации достижений учащегося.

    С учетом изменений, связанных с подходами к воспитанию, выделяется проблема, как организовать процесс подготовки выставочной деятельности, направленной на развитие творческого самовыражения, потенциала учащихся.

    Творческий потенциал – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают:

    • Уровень развития художественно-образного творческого мышления;

    • Художественно – творческую направленность;

    • Творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями, умениями;

    • Способность к творческой реализации.

    Актуальность данного проекта заключается в активизации интереса общества к творчеству, выявлению успехов, поддержка одаренных детей, демонстрация возможностей педагога, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества.

     
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта