Педагогическое общение
Скачать 265.54 Kb.
|
Преподаватель ДШИ № 13 Чуракова Р.Г. Педагогическое общение Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогиче- ские и воспитательные цели. С помощью педагогического общения переда- ются знания и умения и изменяются свойства личности учащихся, устанав- ливается взаимопонимание, меняются мнения и установки. Общение – это взаимная связь между людьми. Учитель влияет на ученика, и ученик влияет на учителя. Характеристики педагогического общения Часто у учителей наблюдается безапелляционная манера общения. Она проявляется в стремлении учителя разговаривать с учащимися в официаль- ном тоне, в жестких, категорических фразах, с неулыбчивым лицом, с такими словами: «Ты ничего не хочешь понимать!», «Я не допущу, чтобы у меня на уроках…», «Я не позволю тебе…» Интенсивность общения. Педагог за рабочий день в среднем имеет множество контактов общения. Однако интенсивность у всех разная. У одних учителей общение носит официальный характер. У них общение связано с передачей учебной информации. Такие учителя деловиты и строги. Другие имеют высокую интенсивность общения. Этих учителей харак- теризует ровный, спокойный, доброжелательный тон обращения к учащимся. Они сами вызывают учащихся на общение. Урок проходит у них более эмо- ционально, но дисциплина на нем ниже. Умения учителя, влияющие на эффективность общения Эффективность педагогического общения зависит от наличия у учителя коммуникативных, гностических и экспрессивных умений. Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащими- ся, коллегами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения и ораторские умения. Собственно коммуникативные умения – это умение учителя вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отноше- ния. От этих умений зависит психологический климат, сплоченность класса. Дидактические умения – это умение учителя ясно и доходчиво доно- сить до сознания учащихся учебный материал. У молодых учителей встре- чаются трудности: 1. Учитель точно не знает, что нужно рассказать учащим- ся; 2. Учитель знает, что нужно рассказать, но не может это передать; 3. Учи- тель затрудняется объяснить учащемуся, как нужно исправить ошибку. К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием класса, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на учеников, способности учеников и потенциал их развития, а также умение учителя пробудить интерес к своему предмету, передать учащимся свою ув- леченность им. Трудность этого умения состоит в том, что учитель должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь на возможности учащихся. Только тогда он сможет сделать трудное – легким, сложное – про- стым, непонятное – понятным, пробудит у учащихся активную самостоя- тельную мысль, сумеет передать свою убежденность. Ораторские умения. Учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи. Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на умениях учителя наблюдать, подмечать ошибки при исполнении учащимися упражне- ний. Молодым учителям это не всегда удается. Гностические умения включа- ют в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умение проводить исследования и анализировать их результаты, чтобы внести коррективы в методику преподавания. Экспрессивные умения. Это умение учителя выражать свои эмоции, свою позицию. Он выражает их через речевые, мимические, пантомимиче- ские, жестикуляционные средства, а также через оформление внешности (при- ческа, костюм, украшения). Жесты могут сопровождать, дополнять, уточнять и заменять слово. Ве- дущая роль в жестикуляции принадлежит рукам. К. С. Станиславский называл пластику рук «глазами тела». Овладение экспрессивными умениями означает и овладение им актер- ским мастерством. «Педагог не может не играть, - говорил А. С. Макаренко, - нельзя играть просто сценически, внешне… Это не мертвая игра… а настоя- щее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе». Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт – это качество, присущее учителю- мастеру, учителю-интеллигенту. Педагогический такт базируется на доброжелательности, чуткости, от- зывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безоши- бочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для учащегося, определить его состояние и с учетом этого найти правильное ре- шение, подобрать форму воздействия на учащегося, найти верные слова, ин- тонацию, чтобы не поставить его в неловкое положение. Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него. Тактичный учитель никогда не позволит себе «выворачивать наизнан- ку» душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Психологические особенности личности учителя, отличающие педаго- гический такт от нетактичности: • Естественность и простота обращения без фамильярности; • Доверие без попустительства; • Серьезность тона без натянутости; • Ирония и юмор без насмешливости; • Требовательность без мелочной придирчивости, грубости; • Доброжелательность без заласкивания; • Деловой тон без раздражительности; • Своевременность воспитательного воздействия без поспешности; • Принципиальность и настойчивость без упрямства; • Внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого; • Отдача распоряжений без упрашивания; • Обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях; • Выслушивание без выражения безразличия. Культура речи учителя Одним из слагаемых мастерства учителя является культура его речи. Компоненты культуры речи: 1. Грамотность построения фраз. Придает речи стройный, ос- мысленный характер, понятность. 2. Простота и ясность изложения. Т. е. умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное. 3. Выразительность. Она достигается подбором нужных слов и синтаксических конструкций, активным использованием тона, динамики зву- чания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональность воздействуют на сознание, на чувства уче- ников, придают эмоциональную окраску словам и фразам. Педагог должен использовать все богатства тональности. Тон речи учителя должен быть спо- койным, уверенным, властным. Для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности распоряжений, своих поступков. Нежелателен назидательный тон, он отталкивает учащихся от учителя. Темп речи. Непригодна быстрая речь и очень медленная. Паузы речи. Они позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы. Словарное богатство. Способствует образности речи, а через нее – и выразительности. Умение применение пословиц, поговорок, метафор делает речь учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Образность речи играет существенную роль в доходчивости учебного материала, а дикция облегчает понимание школьниками речи учителя. 4. Грамотное произнесение слов из обыденной речи. Учителю нужно изгонять из своей речи жаргонные и модные словечки. Недопустимы оскорбительные слова. 5. Немногословие. Некоторые учителя вместо того, чтобы четко на- звать задачи урока, описывают подробно, что учащиеся будут делать на уроке. Но чрезмерно сжатый язык тоже не украшает речь. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися Это вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обост- ренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность. Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего возраста, а упрямство, неорганизованность, нерешительность – для молодых. Городские учителя более вспыльчивы, раздражительны, чем сель- ские, для которых характерны мягкость в обхождении, обстоятельность и прямолинейность. Большую роль играют стереотипные установки, имеющиеся у учителя по отношению к учащимся. Один из таких стереотипов связан с суждением об учащемся как лич- ности по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, учителя выделяют положительные качества (интеллектуальные, волевые); слабоуспевающих характеризуют больше с негативных позиций, отмечая инертность, пассивность, неразвитость, отсутствие способностей и интере- сов. Среднеуспевающие становятся безликими. Учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным, ис- полнительным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект, они чаще становят- ся любимчиками преподавателей, а непривлекательные – наоборот. Учитель отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко. Быстрота реакции, понятливость, спокойствие, независимость мнений являются достоинствами учащихся, однако редко замечаются учителями. В результате у учителя может сложиться впечатление, что в учащемся нет ни- чего положительного. Адекватность восприятия и понимания учителем учащихся зависит от его наблюдательности. Учителя-женщины превосходят учителей-мужчин по наблюдательности. Первые глубже понимают интеллектуальные и волевые качества, черты характера, выражающие отношение учеников к людям и к самим себе. Учителя-мужчины лучше видят те черты характера, которые вы- ражают отношение к труду. Молодые учителя (до 5 лет стажа) адекватнее и глубже понимают детей, т. к. у них не выработались еще штампы, стереоти- пы восприятия, затрудняющие проникновение во внутренний мир ребенка. У учителей с большим стажем характеристика ученика становится более обоб- щенной. Более глубокое понимание детей наблюдается у учителей начитан- ных, имеющих широкий круг общения. Существенны различия в определении учителем достоинств мальчиков и девочек. У юношей физическая сила переоценивается, у девочек оценива- ется адекватно. Умственные качества и общительность правильно оценива- ются у юношей и переоцениваются – у девочек. Учителя правильнее оцени- вают учеников своего пола, но эта тенденция больше проявляется у учите- лей-мужчин, чем у учителей-женщин. Потому что учителя-мужчины охотнее составляют характеристики на мальчиков и как сказал А. С. Макаренко «де- вочек понять труднее». Полезно обсуждать характеристики отдельных учащихся в учитель- ском коллективе. Важным умением учителя является эмпатия – умение понимать ду- шевное состояние человека по мимике, поведению, тембру голоса. Эмпатия проявляется в сочувствии и сопереживании. Также педагог должен уметь вставать на точку зрения ученика. Взаимопонимания может не возникнуть, если учитель не будет учиты- вать своего отношения к ученикам. Учителя с положительным отношением убеждены, что у каждого уче- ника имеются определенные достоинства, которые при определенных усло- виях можно раскрыть и развить. Даже при работе с трудным классом они не меняют положительно-эмоционального отношения к учащимся. Учителя с ситуативным отношением не имеют твердых и объектив- ных взглядов на личность ученика и на возможности ее развития. Для таких учителей характерна психологическая неустойчивость, потеря самооблада- ния в трудных ситуациях, недостаточная собранность, эксцентричность. Се- годня такому учителю нравятся все, завтра – никто. Для учителей с отрицательным отношением характерны насторожен- ность, отсутствие инициативы, отрицательное мнение о классе в целом и о большинстве учащихся. Однако часть из них открыто свое возмущение не проявляет. Другие не скрывают и выражают его в форме замечаний в резких тонах. О похвале «забывают», а при любой неудаче ученика возмущаются во весь голос. Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся: 1. Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ – не дает ему подумать. 2. Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ. 3. Оценивает положительно неверный ответ. 4. Чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ. 5. Реже хвалит за правильный. 6. Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого. 7. Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему». 8. Почти не работает с ним на уроке. Предвзятость мнения учителей об учащихся отрицательно влияет на учебный процесс. Психологи сравнили взаимоотношения учителей с детьми, имевшими одинаковый уровень способностей, но различавшимися отноше- нием к ним учителей, т. е. «способными» и «бесперспективными». Оказа- лось, что вторые в четыре раза реже обращались к учителю, чем первые. «Бесперспективных» учитель в два раза чаще ругал и в три раза реже хвалил, чем «способных». Следующий пример. Американский профессор убедил преподавателей, что среди их учеников имеется несколько завтрашних гени- ев. Проведенная через год проверка показала, что все потенциальные гении стали учиться намного лучше. Профессор объяснил это изменившимся от- ношением учителей к этим ученикам. Преподаватели создают у себя опреде- ленные установки по отношению к отдельным ученикам и ведут себя так, чтобы их прогнозы оправдались. Таким образом, подчеркнуто внимательное отношение к учащимся заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателем. Большинство учащихся стремятся общаться с теми учителями, лично- стные качества которых оцениваются всеми школьниками высоко. Однако часть школьников избирает тех учителей, которые чем-то похожи на них са- мих, чьи духовные запросы аналогичны их собственным. Со средних классов начинают проявляться различия в общении с учи- телем мальчиков и девочек. Мальчики более склонны уточнять задание и расширять свою эрудицию, а девочки требуют оценки и провоцируют кон- фликтные ситуации. Имидж учителей Положительный имидж педагога – это гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профес- сиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Для мужчин – строгий костюм с галстуком. Для женщин – жакет и юбка. Если преподавательница носит романтические платья, то она кажется мало интересной личностью. Фольклорный стиль создает впечатление старо- модности. Среди цветов в качестве делового воспринимается синий, хотя го- лубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподава- телей. Непригодные цвета – коричневый и красный. Для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело; дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом; имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального; работа над имиджем служит средством самопо- знания и профессионального самосовершенствования. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся имеют определенные ожидания относительно педагога, поэтому, например, миниюбка на учитель- нице может расцениваться как легкомыслие и даже как сексуальный вызов. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществлять- ся в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и при- нуждения, убеждения, внушения, шутки. Проявление внимания к учащемуся Существенным моментом общения служит проявление учителем вни- мания к ученику. Нет общения в том случае, если ученику кажется, что учи- тель не видит ученика. Учитель, конечно, видит ученика, но не проявляет к нему внимания. Надо научиться показывать, что видишь каждого. Причем надо сделать это так, чтобы у ученика возникла радость: «Меня заметили! Меня выделили!» Пока обращенное слово, жест в его сторону, легкий кивок, улыбка не покажут ученику, что его видят, ученик существует на уроке как бы аноним- но. Это освобождает его от необходимости правильно себя вести. Нарушение им дисциплины – иногда означает протест против невнимания к нему учите- ля. Также при обращении к учащимся важно, чтобы учитель не путал их имена и фамилии. Проявление внимания учителем льстит ученику, он отве- чает взаимностью, старается выполнить задание как можно лучше. Просьба и требования учителя Просьба используется учителем, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа учитель использует просьбу. Более жестким воздействием учителя является требование. Число тре- бований, предъявляемых учителем к учащимся на уроке – очень много. Уче- нику надо быть сосредоточенным, надо добросовестно работать, соблюдать дисциплину. Часто ученик расценивает требование как проявление власти учителем. В этом случае он сопротивляется выдвигаемым педагогическим требованиям. Он хочет, чтобы требования имели для него определенную зна- чимость, отвечали бы его потребностям, и чтобы они было четко аргументи- рованы. Эта аргументация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, осознанному, а не слепому выполнению требований. Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя и придает ему характер общественных норм. Чем основательнее ар- гументация, тем большее общественное значение она имеет для детей и тем большее желание у них возникает его выполнить. Учитель, не потрудившийся объяснить зачем, почему, для чего сущест- вуют требования, провозглашает, что дети должны слушаться взрослых, по- тому что они дети. Такой аргумент принят быть не может. Требований к ученику много, а аргументаций еще больше, поэтому требование может быть аргументировано по-разному. При выдвижении ар- гументации следует учитывать следующие положения: 1. Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание, наставление; 2. Аргумент, хотя и может быть заготовлен заранее, но должен выгля- деть экспромтом. Нельзя повторяться. Нужно найти новую форму для прежней аргументации; 3. Строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные и половые особенности школьников; 4. Нельзя использовать аргументацию-угрозу: «Двойку поставлю!», «К уроку не допущу!», «В дневник запишу!» Аргументация-угроза не дает увидеть в требовании социальный смысл. Школьник начинает расценивать вседозволенность людей, занимающих высокое адми- нистративное положение. |