Подласый И.П. Педагогика. Педагогика и воспитание и. П. Подласый педагогика е издание, исправленное и дополненное в трех книгах
Скачать 4.76 Mb.
|
1. Эволюция форм воспитания. 2. Многообразие коллективных форм воспитания. 3. Воспитательные дела этической направленности. 4. Воспитание национальных моральных ценностей. 5. Половое воспитание школьников. 6. Воспитательные дела экологической направленности. 7. Профессиональная ориентация молодежи. 8. Воспитательные дела эстетической направленности. 9. Педагогика здоровья. 10. Трансформация форм воспитания в школе. Классификация технологий воспитания До последнего времени в воспитании обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом признаков производственной технологии в школу. Несмотря на свою сложность, длительность и неопределенность результатов процесс воспитания технологичен Воспитательной системе общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества. На осуществление задач направлен воспитательный процесс, в основе которого — деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей. Здесь действует система стимулов, используя которые, педагоги вызывают, направляют и корректируют воспитательный процесс. Словом, воспитательная система, как система производственная, содержит поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их достижения, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников, эти процессы осуществляющих, продукт, созданный совместным трудом воспитателей и воспитанников. Поэтому можно не только говорить о технологиях воспитательной деятельности, но и сопоставлять их между собой по разным параметрам, искать пути оптимизации каждого ее компонента. Процесс в технологии просматривается целостно ив обязательном соединении сего с результатом, что позволяет 208 обоснованно судить об эффективности различных технологий, качественном своеобразии создаваемых ими продуктов. Под технологией воспитания понимается комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. Продуктом воспитания являются заданные целью качества человека. Ставится, например, цель сформировать определенный тип поведения. Это еще не технология и даже не ее элемент. Получен продукт. Это уже не технология, а ее результат. Поэтому технологией можно назвать все, что существует между целями и продуктами. Определившись с дефинициями, можем приступать к решению важнейшего вопроса — классификации воспитательных технологий. Зачем их нужно классифицировать Только так мы сумеем определить, есть ли технология, отделить одну технологию от другой, узнать, какая технология подходит лучше других. По каким критериям можно классифицировать технологии Их много, ибо много качеству человека, которые можно подправлять воспитанием, много задач, для решения которых организуется этот процесс. Критерии должны браться не все подряда лишь самые весомые. И искать их следует в главной направленности воспитания его самых существенных проявлениях. Воспитание, как мы знаем, есть приспособление человека к условиям жизни. Назначение его вовсе времена и у всех народов одно и тоже помочь человеку гармонизировать свои отношения со средой существования. Тут критерия мы не обнаружим, потому что все технологии, сколько их есть, решают одну и туже задачу. В назначении воспитания критерия нет. Опустимся ниже и поищем критерий в ценностях самой жизни, к которой приспосабливает воспитание человека свобода, истина, добро. В ценностях мы и находим один из главных критериев сравнения между собой воспитательных технологий. Степень свободы воспитанника в воспитательном процессе определяет наиболее существенные различия между технологиями. Степень свободы, упрощенно говоря, выражается в том, насколько воспитаннику позволено быть самим собой в воспитании ив жизни. Свобода и сопряженные с нею ценности — гуманизм, демократия — направляют развитие воспитательного процесса, ведут к формированию принципиально отличающихся между собой типов людей — свободных или несвободных (зависимых. 209 Степень свободы воспитанника может находиться в промежутке от полной несвободы до полной свободы (независимости или, говоря строгим языком, в интервале от 0 до 1 рис. 9). Степень свободы задается конечной целью — каким должен вырасти человек. Это не педагогическая проблема. Педагогика цели если и ставит, то только после общественного государственного) заказа. Педагогика идет за жизнью, за потребностями общества и человека, лишь помогая им своими средствами добиться успеха. Если цель общества вырастить несвободного человека — будет востребована одна технология, если сформировать свободного человека — совсем другая. Потому что одновременно совместить водном процессе диаметрально противоположные цели невозможно, ведь цели общества и человека могут совпадать, а могут и расходиться. Рис. 9. Технологии воспитания Выделим степени свободы воспитанника низкая (интервал (0—0,3), умеренная (0,4—0,6), высокая (свыше 0,7). Низкая свобода характеризуется ограниченной возможностью воспитанника оставаться самим собой. Умеренная свобода отличается сбалансированными ограничениями и предоставлением прав, высокая — полным отсутствием всяких ограничений, беспредельной вседозволенностью. Соответственно степени свободы выделяются технологии, отличающиеся между собой направленностью, организацией процесса, достигнутыми результатам воспитания 1) принудительного воспитания (с полным ограничением свободы 210 2) манипуляции (с ограничениями важнейших частей свободы 3) коллективного воспитания (умеренной свободы 4) свободного воспитания (расширенной умеренной свободы 5) самореализации (повышенной свободы 6) бесконтрольной самореализации (без ограничений свободы. Технология принудительного воспитания (принудительная) стоит на полном ограничении прав и свобод человека, преследует цель — сформировать непросто покорного, а подавленного, забитого человека. Полностью несвободный, поставленный на колени, деморализованный человек — продукт данной технологии, которая применяется дикими, необузданными натурами, например, пиратами, разбойниками. Основные средства — жестокие наказания, пытки. Рассматривать ее мы не будем. Технология манипуляций уходит от чрезмерных жестокостей и предоставляет некоторую свободу. Раб, солдат, слуга — основные типы людей, формируемых средствами данной технологии. В ней применяются способы принуждения и давления, приводящие в конечном итоге к деформации личностных качеств и формированию покорного, зависимого человека. Разновидности технологии применяются в военных казармах (казарменная педагогика, исправительных учреждениях (педагогика перевоспитания. Эту технологию мы также не анализируем. Дальше по шкале расположились технологии с умеренным предоставлением свободы. Среди них — технология коллективного воспитания ставящая целью сформировать нормально вписывающегося в систему общественных отношений человека — в меру покорного, зависимого от других, с определенным типом мировоззрения и поведения. Технология свободного воспитания предоставляет чуть больше свободы "в соответствии с системой общественных отношений, в которую она вписана. Обеспечивает формирование человека в широком диапазоне в зависимости оттого, сколько свободы ему может быть (или должно быть) предоставлено (разрешено) в будущей жизни. Фактически это целое семейство всевозможных модификаций технологии, отличающихся между собой своеобразием элементов и их сочетаний. Обеспечивается приоритет личной свободы человека. Две разновидности технологии самореализации характеризуются либо отсутствием (игнорированием) внешних воспитательных воздействий, от кого бы они не исходили — общества, власти, воспитателей, родителей, либо предоставлением 211 безграничной свободы в специально предназначенных для этого воспитательных учреждениях. В мире растет число людей, стремящихся к безудержной свободе. Часть людей сегодня отвергает все ценности — семью, школу, общество, не признает над собой никакой власти. Все они прислушиваются лишь к своим импульсам, живут по только им понятным законам. Они полностью свободны. Не только жалость, но и зависть вызывает такая жизнь. Элементы технологии стихийной самореализации можно найти ив организованных системах воспитания — там, где оно пущено на самотек, где осуществляется лишь присмотр, дети предоставлены сами себе. Эта технология торжествует в массах бедных, бездомных, отвергнутых обществом людей возводится в ранг суперэлитарной в специально организованных и очень дорогих школах будущего —учебно-воспитатель н ы х заведениях сциентистского направления. Рассмотрим один пример. Сомнения остаются Несмотря на то что понятие технологии уже проникло в педагогику и приносит определенную пользу, сомнения в технологизации воспитания окончательно не развеялись. Определились сторонники и противники этого подхода. Возникают непростые вопросы не означает ли технологизация выхолащивание педагогического творчества не ведет ли она к формализму, обезличиванию и обездушиванию воспитания можно ли вообще наладить промышленное производство воспитанных людей в какой мере это разумно и этично Приверженцы технологизации выдвигают не менее аргументированные возражения. В их числе такое Известно, что способности к творчеству не передаются и не наследуются Что же в таком случае передается от предыдущего учительского поколения к последующему Еще аргумент. На наших глазах умирает народная педагогика, прославившаяся особенной эффективностью и питавшая общество на протяжении многих веков здоровыми поколениями. Как объяснить особенности этих систем без применения понятия технологии Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований. А чтобы ответили вы, если бы приняли участие в дискуссии 212 I. Как выдумаете, почему выбран критерий степень свобо-Г^З ды» для классификации основных воспитательных технологий'г^'^ Он выбран потому, что 1) может быть лишь два основных типа поведения личности — свободное и зависимое 2) воспитание формирует определенный тип поведения, с которым человек войдет в общество 3) поведение — главный продукт любой технологии 4) технологии различаются между собой тем, какую генеральную линию поведения они формируют 5) другого столь емкого критерия не существует 6) все ответы правильные 7) ни один из приведенных ответов неправильный. Подавление и принуждение UU Отношения между людьми отличаются сложностью и многообразием. История дает нам примеры всевозможного построения отношений — от жестоких, зависимых до почти ангельских, равноправных. Но равными люди были только в библейские времена. В новейшей человеческой истории одни группы неизменно господствуют над другими. Одни властвуют, другие — подчиняются. К своим социальным ролям дети готовятся сызмальства. Воспитание стало главным оружием поддержания установившихся общественных отношений. С тех пор, как в обществе существуют классы (группы) с противоположными интересами, существует и принудительное воспитание. Желательно, чтобы цель достигалась быстро, а результат был гарантирован. Можно бесконечно спорить о гуманизме, доброте, справедливости, правах, но голая правда именно такова. Своей цели принудительное воспитание добивается часто весьма жестокими методами, в основе которых подавление духа и тела. Набор средств здесь — от плетей и розог до тонко выверенного нажима на человека через его семью, родственников, друзей, группу, к которой он принадлежит. Приказания, понукания, наказания, истязания и даже пытки — нехитрый арсенал способов достижения цели, и, рано или поздно человек становится таким, каким его хотят видеть, — смиренными покорным. Поэтому вопросу в старые времена не возникало никаких недоразумений, вещи назывались своими именами, отношения между людьми были простыми и понятными. Раб должен был покориться своей судьбе, крестьянин — пахать на барина, рабочий — служить хозяину завода. К выполнению этих обязанностей готовило воспитание. Ближе к нашим дням отношения становятся не такими прозрачными, социальные группы смешиваются, хозяина и подчиненного трудно 213 распознать, но педагогика принуждении не исчезает, а методы принуждения становятся более изощренными. Вместо примитивной порки, от которой страдало лишь тело, больше применяются всевозможные способы подавления духа и воли, что значительно больнее. Противопоставления, ограничения, обструкции, шельмование, издевательства и многие другие способы вводятся в систему принудительной педагогики. Их применяют в такой пропорции и с такой силой, с какой хотят ограничить свободу человека. А теперь задумаемся о главном — можно ли обойтись без принудительного воспитания Этот вопрос равнозначен другому — существует ли неограниченная свобода человека Ответы будут отрицательными. И это правильно. Человека, нарушившего законы общества, нужно перевоспитывать. Мягкие, гуманные методы для этого не годятся. Необходимо жестко перестроить направленность преступника, заставить его жить по тем законам, по которым живут все люди. Поэтому исправительная колония — не пансиона методы, здесь применяемые, далеки от гуманных. Приемы принуждения применяются всегда, когда нужно заставить человека действовать по предписанному ему сценарию поведения. Солдата нужно выдрессировать так, чтобы он точно и безропотно выполнял все команды. Иной тип поведения в армии ненужен. Поэтому и существует казарменная педагогика с ее далекими от гуманистических образцов моделями. Мы же будем искать ответ на иной вопрос — какая доля насилия и принуждения может присутствовать в школьном, семейном и общественном воспитании в обычных нормальных условиях существования современного человека. Авторитарное воспитание имеет длительную историю и существует с древнейших времен. В его основе — повеление держать человека в страхе божьем, не позволять ему выходить за пределы допущенного, растить дисциплинированными ответственным. Этого следует добиваться строгостью, наказаниями, принуждением. Но наказывающий должен быть достаточно авторитетным, чтобы ученик безропотно повиновался ему. Так принудительное воспитание уже в далеком прошлом тесно соединилось с авторитарными стало господствующим. Избавиться от него полностью не удалось нигде в мире и, может быть, не следует к этому стремиться. Авторитарное воспитание — действенное и продуктивное. Оно основано на простых и понятных подрастающему человеку стимулах. То, что оно подавляет личность, чистейший вымысел гораздо правильнее было бы говорить, что оно созидает личность. Личностью становится правильно воспитанный человек. 214 Если же в его воспитании преобладают сюсюкание и лицемерие, ничего из начатого не доводится до конца, действуют только хорошо звучащие перед слабонервной публикой призывы к самосовершенствованию, ничего хорошего из человека не получается. Чего достигла бы Россия, если бы воспитание юношества не было в ней поставлено на жесткую, требовательную основу Слово авторитарный в русском языке приобрело негативный смысл. Авторитаризм приравнивается к насилию над личностью и оценивается отрицательно. И хотя в традициях российской педагогики — гуманистическое отношение к ученику, школа почему-то все время остается авторитарной. В ней личность имеет подчиненное значение, а на первый план выходит задача подготовки к выполнению определенных ролей в будущем. Если это будущее окрасили в цвета повиновения, выполнения обязанностей, подчинения человека обществу и государству, то, естественно, господствует педагогика, выполняющая социальный заказ, и школа, развивающаяся на деньги государства. Что изменилось сегодня Во всех докторских диссертациях с большой силой звучат гуманистические идеи и призывы порвать с прошлым. В теории. На практике мало что меняется. Может, это и к лучшему, считают педагоги, категорически не приемлющие иного воспитания, кроме авторитарного. Ничего и менять не следует, размышляют государственные чиновники, финансирующие систему народного образования и требующие от нее вполне определенных показателей работы. Чтобы достичь этих показателей, мало увлечься гуманистическими идеями. Конечно, авторитарная школа — отталкивающее зрелище. Недавно опубликованы дневники учителя барнаульской гимназии Н.Ф. Шубкина, относящиеся к предреволюционными первым послереволюционным годам. Вырисовывается весьма непривлекательная картина. Но кто же как не выпускники этой школы поднимали Россию, создавали ее могущество, заботились о развитии воспитания Как вы относитесь к авторитарному воспитанию Ведущая идея советского воспитания ЕЕ Современная воспитательная система тысячами нитей связана с советской воспитательной системой, из которой мы вышли, которая долгие десятилетия питала наше общество 215 воспитанными людьми, система, в которой было немало хорошего. Система, востребованная советским обществом и поддержанная властью, отвечавшая тогдашнему уровню развития общественного сознания возникшая на ценностях социализма, среди которых личная свобода не числилась. Речь в ней Шла только о коллективном воспитании, поскольку только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива — целью воспитательной работы. Средством к достижению этой цели также провозглашался коллектив. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от буржуазных воспитательных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации наличность, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия АС. Ма каренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, другие видные педагоги. Однако широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует — о слабости идеи или неумении воплотить ее в жизнь Сегодня ясно, что попытки переделать природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсюда — выводы нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя развитие индивидуальности равно как и ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности. Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании. |