Главная страница
Навигация по странице:

  • X. Правильно ли указаны пути гуманизации коллективного воспитания

  • Подласый И.П. Педагогика. Педагогика и воспитание и. П. Подласый педагогика е издание, исправленное и дополненное в трех книгах


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеПедагогика и воспитание и. П. Подласый педагогика е издание, исправленное и дополненное в трех книгах
    Дата27.04.2022
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПодласый И.П. Педагогика.pdf
    ТипКнига
    #501291
    страница18 из 34
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34
    VIII. Определите, в какой группе указаны ведущие предпосылки, оказывающие эффективное влияние на формирование коллектива.
    1 Общность цели. Знание учениками друг друга. Прочное авторитарное руководство коллективом. Отсутствие конфликтов между воспитанниками. Совместное выполнение домашних заданий.
    2 Совместная деятельность. Единая школьная форма. Наличие лидера. Совместные походы породному краю. Наличие органов самоуправления.
    3 Совместная деятельность. Знание педагогом теории развития коллектива. Проявление диалектических противоречий. Наличие лидера. Дружба между школьниками.
    4 Знание педагогом теории коллектива. Наличие и понимание воспитанниками целей воспитания. Целенаправленная совместная деятельность школьников. Наличие перспективных линий. Наличие органов самоуправления, созданных на демократической основе. Современные трансформации Отечественная педагогика в раздумьях и колебаниях. С одной стороны, хотелось бы уйти от раскритикованного авторитарного воспитания и пристать к демократическим технологиям, с другой — отечественное воспитание трудно перестраивается на демократический лад. Тут и менталитет, и традиции, и невозможность в одночасье сменить парадигму, и наше желание торопить события. Это будет продолжаться до тех пор, пока будет сочетаться насильственная технология с технологиями свободного воспитания, постепенно умаляясь в объемах и силе, пока наконец мы не перейдем к новому качеству воспитания. Сегодня практическая педагогика модернизует авторитарную
    240 систему, пытаясь, где можно, смягчить крутой норов принудительного воспитания. Осознаются демократические принципы воспитания. Учитываются рыночные условия, подвигающие к новой организации и качеству воспитательного процесса. В результате
    • улучшается учет интересов воспитанников
    • поощряется их самостоятельность
    • постепенно складываются паритетные отношения вместо административно-командных;
    • принимаются нормы и правила современного общества
    • полнее учитываются рыночные запросы к воспитанию
    • постепенно осуществляется переход педагогов и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса
    • развиваются толерантность, способность к переговорам, соглашениями договорам в интересах дела
    • воспитатели начинают больше заботиться о создании воспитывающей среды
    • возрастает значимость новых школьных традиций
    • повышается удовлетворенность участников педагогического процесса
    • используются современные цивилизованные способы преодоления конфликтов
    • критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно
    • достижения каждого воспитанника замечаются и своевременно поддерживаются
    • программы воспитания согласовываются со всеми участниками воспитательного процесса
    • создаются условия, в том числе финансовые и материала ные, для успешного выполнения намеченных дел
    • формируется положительная эмоциональная среда. Это совсем немало, если принять во внимание, что всего ка­
    ких-нибудь десять лет назад ученик, вливаясь в школьный коллектив, становился винтиком в общей системе, которая деформировала его личность под жестким прессом. Школьная практика Приведем выдержки из размышлений директора школы № 2 г. Козьмодемьянска С. Азариашвили об использовании теоретического наследия АС. Макаренко в современных условиях. В этой школе
    241
    обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Так сложилось, что сюда приходят дети с большими проблемами в поведении, развитии, обучении. Как управлять школой и что можно сделать для детей, лишенных родительской ласки, доброты и внимания Ясно, что определенного рецепта нет и не будет, как не будет шаблона и четкого плана. На помощь пришли труды АС. Макаренко'. Углубившись в изучение его работ, мы нашли для себя те золотые идеи, которые могут быть использованы в работе с ребятами. Некоторые из них реализуются в рамках экспериментальной программы развития школы и воспитательной системы Школа — центр трудового воспитания. Учитывали то, что, по АС. Макаренко, воспитательная система — это живая система, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. Поэтому и наша воспитательная система — система открытая, живо реагирующая на изменения внутренних и внешних условий Мы учли, что в эту систему необходимо вносить поправки и коррективы, отражающие новые обстоятельства и требования, отбрасывающие устаревшие, ненужные средства. Важнейшее достижение АС. Макаренко — применение диалектического метода в практике воспитания. Разработанная им система перспективных линий коллектива и личности используется в деятельности по реализации программы развития школы. Работая с детьми, мы учитываем и другие не менее важные теоретические положения АС. Макаренко:
    • Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это красота. То и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе (Т. 1. С. 311).
    • Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость (Т. 3. С. 397).
    • Нужно претворять более простые радости в более сложные и человечески значительные (Там же.
    • Нужно подвести человека к ощущению самой радостной перспективы ценности человеческой личности (Т. 3. С. 398).
    • Необходима установка на определенный масштаб личности, полноту ее жизнедеятельности, жизненное удовлетворение и счастье Там же. В этих положениях кроется философско-этическая концепция, которую АС. Макаренко исторически наследовали творчески развивал. В нашу концепцию вошли заложенные в ней социально-гуманитар­
    ные ценности, она направлена на решение коренных проблем развития человека, связанных сего свободой и ответственностью, смыслом жизни.
    1
    См Макаренко АС Педагогические сочинения. Вт. М, 1986.
    242 Ведущее направление воспитания — развитие воли, способность личности утверждать себя в жизненной практике в соответствии со своим способностями, знаниями, убеждениями. Эти ключевые идеи прошли через все наши программные документы. Что для нас представляет педагогика АС. Макаренко? Это оптимистическая, созидательная, активная, целеустремленная педагогика, наука, прежде всего практически целесообразная (Т. 4. С. 51,
    126). Это социально-личностная педагогика, направленная наполно ценное развитие личности в процессе социального творчества. Это жизненно-ориентированная педагогика. Концептуальные позиции педагогического коллектива выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами АС. Макаренко:
    • принцип соединения обучения с производительным трудом
    • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
    • успешность детского труда (регулятором труда должны быть успех, победа, достижение, радость
    • творческий характер труда
    • равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников
    • четкая организация труда. Проблема перевоспитания наилучшим образом решается с помощью методов, разработанных АС. Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности
    1. Метод переубеждения — воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
    2. Метод переучивания — чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа.
    3. Метод переключения — занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью Какие признаки нехарактерны для принудительной технологии

    1. Приоритеты группы.
    2. Отказ личности от своих прав и свобод.
    3. Подчинение группе.
    4. Зависимость от группы.
    5. Ответственность перед группой.
    6. Свобода личности.
    7. Все ответы правильные.
    1
    См Морозов С Школа трудовой направленности / Народное образование. 2003. № 6. С. 156—158.
    243

    X. Правильно ли указаны пути гуманизации коллективного воспитания
    1) Улучшается учет интересов воспитанников
    2) поощряется их самостоятельность
    3) постепенно складываются паритетные отношения вместо адми­
    нистративно-командных;
    4) полнее учитываются рыночные запросы к воспитанию
    5) постепенно осуществляется переход педагогов и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса
    6) развивается толерантность, способность к переговорам, соглашениями договорам в интересах дела
    7) используются современные цивилизованные способы преодоления конфликтов
    8) критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно
    9) программы воспитания согласовываются со всеми участниками воспитательного процесса
    10) пути указаны правильно. Востребованность технологии Педагоги говорят — у насесть технологии на все случаи- жизни, мы готовы выполнить любой ваш заказ. Платите Так безыдейно и прагматично мы поведемся с каждой технологией. Их нужно знать, уметь применять. После критики, высказанной в адрес принудительной технологии, можно сделать вывод, что ее не следует применять в свободном демократическом обществе, но такой вывод будет неправильным. Проводимые социологические и педагогические исследования подтверждают, что часть людей в нашем обществе тяготеет к авторитарной власти, требует твердой руки, порядка. Немало людей требует порядка ив воспитании. Около 40% родителей, записывающих детей в первый класс, хотят, чтобы их чадо воспитывалось в строгости, сурово, без слишком большой свободы. Часть родителей (около 5%) согласна даже на введение в школах телесных наказаний розгами. Объясняется это российским менталитетом, тяготеющим к суровому, но справедливому воспитанию. Люди понимают опасность безудержной свободы для несозревшего ума, видят, к чему привели демократические порядки, к которым общество не было подготовлено воспитанием. В наших традициях общинное, коллективное воспитание. Не будем ломать их сразу и целиком, оставим лучшее, что есть в принудительной технологии, трансформируем ее в демократическое общество.
    244 Пока будет существовать обязательное образование, будет существовать и принудительная технология. Если ученик пришел в школу не по доброй воле, если он сам не ищет воспитания, а его обязывают это делать, то и отношение он демонстрирует соответствующее. Если обучение в школе и воинская повинность проходят в сознании народа как обязательные, от которых нельзя уклониться, то отбывать эту повинность часть людей будет только по принуждению. Совсем нетрудно сделать школьное воспитание приятным занятием, к которому люди будут стремиться всей душой, будут готовы выложить любые деньги за участие в нем. Нужно лишь немного сместить акценты. В 2003 г. в Москве прошли международная конференция Педагогика АС. Макаренко в решении проблем современного детства и международный конкурс им. АС. Макаренко. На форуме среди других были поставлены следующие цели и ближайшие задачи
    • реабилитировать в общественном мнении коллектив как главный инструмент социального воспитания, способный гармонизировать взаимоотношения личности и общества
    • преодолевать агрессивный индивидуализм, иждивенческую психологию в детской и юношеской среде, неуважительное отношение к труду, а также установку на заработок любой ценой вместо достойного труда, способствуя тем самым формированию (или коррекции) социального заказана цели воспитания в России ближайшего будущего
    • целенаправленно изучать современные воспитательные технологии, существующие в России и за рубежом. Контрольная сумма — 63. Итоговый тест
    1. По каким признакам могут быть классифицированы воспитательные технологии
    2. Какие технологии выделяются по критерию свободы личности
    3. Какими признаками отличается принудительная технология
    4. Каковы общие характеристики технологии свободного воспитания
    5. В чем смысл технологии стихийной самореализации
    6. Что такое коллектив, чем он отличается от малой группы
    7. Почему идея коллективного воспитания является ведущей
    8. Есть ли альтернатива коллективному воспитанию
    9. Укажите на специфические признаки коллектива.
    10. Какими особенностями характеризуется коллектив как система
    11. Сформулируйте закон жизни коллектива.
    12. Сколько и какие стадии выделяются в развитии коллектива
    13. Что такое актив
    14. Какими особенностями характеризуется коллектив на первой стадии развития
    245

    15. Какими особенностями характеризуется коллектив на второй стадии развития
    16. Какими особенностями характеризуется коллектив на третьей стадии развития
    17. Что такое традиции коллектива и какое значение они имеют
    18. Что такое перспективы и какими они бывают ?
    19. В чем сущность принципа параллельного действия
    20. Какими причинами обусловлены взаимоотношения личности и коллектива
    21. От каких факторов зависит эффективность педагогического руководства коллективом
    22. Изложите правила грамотного педагогического руководства коллективом.
    23. За что западные педагоги критиковали бывшие советские школьные коллективы
    24. Какие недостатки имеет коллективное воспитание
    25. Пригодна ли технология коллективного воспитания в современных условиях
    26. Какие новые трансформации претерпевает технология принудительного воспитания
    27. Какие требования к воспитанию человека ставит современное рыночное общество
    28. Приведите примеры трансформации диктата коллектива в более мягкие отношения.
    29. Каковы перспективы педагогики АС. Макаренко в отечественной школе
    30. Какие современные оценки даются в мировой педагогике технологии коллективного воспитания Примерные темы курсовых и дипломных работ

    1. Общая характеристика воспитательных технологий.
    2. Принудительные технологии.
    3. Технологии свободного воспитания.
    4. Технологии стихийной самореализации.
    5. Педагогика АС. Макаренко.
    6. Трансформация коллективного воспитания в современных условиях.
    7. Демократизация принудительной технологии.
    8. Принцип параллельного действия в современном воспитании.
    9. Рыночные отношения и воспитание.
    10. Перспективы педагогики АС. Макаренко в отечественной школе.
    Главные идеи и особенности свободного воспитания В технологии, которую мы рассмотрели, сочетаются разные, но одинаково принудительные подходы к воспитанию — жест­
    ко-дисциплинарный (устранение недостатков, фронтально-от­
    страненный, построенный на тотальном контроле, приказе и требовании, либерально-безразличный, псевдодемократиче­
    ский. Для технологии, сущность и особенности которой мы рассматриваем, характерны иные подходы и основанные на них схемы организации воспитательного процесса. Мы знаем, что теория естественного воспитания была выдвинута Ж . Ж . Руссо еще в XVIII в, а до этого всегда присутствовала в древнейших философских учениях, В человеке самой природой заложены необыкновенные силы и возможности, которые он свободно развивает и реализует в жизни. Внешние силы, воспитание ему помогают мало. Естественное саморазвитие — основа всякого воспитания. Правильно организованное воспитание опирается на принцип природосообразности и подчиняется лишь ему. Окончательно созрело человечество до принятия и практического воплощения идей Руссо лишь во второй половине XIX— начале XX в. С этого времени ведется отсчет практической технологии свободного воспитания. Идеал ее — свободное, не стесненное никакими ограничениями развитие сил, дарований и способностей каждого ребенка. До уровня практической технологии идеи свободного воспитания были доведены в работах Г. Шаррельмана, Ф. Ганесберга, Л. Гурлитта, других видных европейских педагогов. Новые типы учебно-воспитательных заведений, где дети воспитывались сообразно их природе, без принуждения и насилия, создали И. Фор, Ф. Феррер, Л. Кей, М. Монтессори, их многочисленные ученики и последователи. Постепенно школы свободного воспитания, как более соответствующие духу времени, распространяются в Европе. Они
    248 отрицают сложившуюся практику, основанную на подавлении личности ребенка, на мелочной регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеи свободного воспитания получили значительное распространение ив России. Л.Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка. Школа и образование должны быть абсолютно свободными. Дальнейшее развитие теория свободного воспитания получила в трудах К. Вентцеля. Он утверждал, что совершенствование общественного строя в России может произойти только через свободное воспитание. Вначале в. (1907—1918 гг.) в России выходил журнал Свободное воспитание, издававшийся в Москве под редакцией И.И. Горбунова-Посадова. В нем участвовали такие видные педагоги и общественные деятели, как КН. Вентцель, Н.В. Чехов, СТ. Шацкий, Н.Н. Гусев, печатались статьи Н.К. Круп­
    ской, критиковавшей старую школу. Характерно, что советская школа с ее идеологической зашоренностью таки не приняла свободного воспитания. В Педагогическом словаре I960 г. свободное воспитание названо мелкобуржуазной педагогической теорией, которая идеализирует ребенка, признает его первообразом правды, истины и красоты, предполагает его саморазвитие. Направленная против муштры и угнетения детей, против формализма и зубрежки в обучении она не может противопоставить этим явлениям правильного метода воспитания, теория отрицает права взрослых направлять воспитание ребенка, руководить им, считая такое руководство насилием над личностью. Идеологами советской педагогики критиковались теоретические основы свободного воспитания, практика организации учебно-воспитательных учреждений, где применялись соответствующие технологии. Все это только декларируется, а практически все системы свободного воспитания предусматривают управление всеми действиями и поступками ребенка. В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно не нравилось марксистско-ленинским идеологам, что она на первое место ставила саморазвитие и самовоспитание детей, отказывала педагогу в руководящей роли. С идеями и технологиями свободного воспитания у нас несло жилось. Сегодня они если и признаются, и даже рекомендуются к внедрению, то как-то вполсилы, как благие пожелания, а не как всеобщая стратегия обновления воспитания. Уныло констатируем рост негативных явлений в ученической среде,
    249
    снижение воспитанности, но спасения ищем вовсе тех же методах репрессивной педагогики. А может, эти наши недостатки оттого, что мы не даем человеку свободно развиваться, полновесно отвечать за себя, свои поступки Ведем егоза руку, направляем, контролируем, ограничиваем, оберегаем, как бы чего не вышло, как бы не стало еще хуже. Но несмотря нарост запретов, усиление ограничений, санкции — лучше не становится. Цифры школьной девиации, которые будут приведены в теме о реабилитации и коррекции поведения, тому подтверждение. В жизни постоянно фигурирует принцип возвращения накрути своя. Если какая-то система дошла до предела своего развития и никакие силы не помогают ее улучшению, самое время отказаться от каких бы тони было попыток совершенствования и предоставить системе саморазвиваться. Все скоро становится на место. Если воспитанник будет знать, что никто в мире, кроме него самогоне несет ответственности за его жизнь, пьянство, хулиганство, развитие, — все пойдет по-другому. Мы неправильно понимаем свободу Люди мыслящие постоянно отмечают, что у нашего народа неправильное понимание свободы и демократии. Свобода часто отождествляется с вседозволенностью. Только таки могут понимать свободу люди, которые долго были несвободными, у которых стремление вырваться из-под запретов, делать все наперекор осело в генах. Бунтует человек, чаще всего сам не понимая почему. Что выдумаете поэтому поводу В основе современных технологий свободного воспитания лежит гуманизм как общий принцип уважения человека, его жизни и достоинства, прав и свобод. Зададимся вопросом, гу­
    манистична ли наша система воспитания Здесь существуют различные мнения, от утверждения о безусловной гумани- стичности российской системы до признания ее целиком авторитарной. Если трактовать гуманизм упрощенно — как стремление сделать добро ученику, то практически все наши школы гуманистичны. Но до полного воплощения наделе принципа гуманизма во всем его объеме мы не пришли. Декларируемый гуманизм и школьный мир в реальности все еще существенно отличаются между собой.
    250 Степень реализации принципа гуманизма можно сделать критерием и индикатором воспитательной технологии, но это трудно. Никто сегодня не согласится признать свою школу принудительной, авторитарной, негуманной и будет совершенно прав в своем утверждении. Следовательно, не субъективные оценки должны ставиться во главу утла научного анализа, а объективные данные, беспристрастно характеризующие уровень гуманизации. По каким признакам можно это определить Естественно, все познается в сравнении. Достаточно вычленить наиболее характерные атрибуты принудительной технологии и сопоставить их с признаками гуманистически организованного воспитания, как различия станут очевидны. Определим общие зависимости влияющие на применимость гуманистических технологий воспитания.
    1. В гуманистической технологии господствуют гуманистические ценности. Их провозглашение — это одно, а степень практической реализации — другое. Практика служит критерием истины и является первыми очевидным доказательством, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.
    2. Гуманистические технологии могут применяться только в гуманистически сориентированных воспитательных системах. Они характеризуются практическим ценностным отношением к личности основное значение придается жизни воспитанника здесь и сегодня, а не в будущем. Действуют традиции, существуют усвоенные большинством образцы привычного поведения, роль наказаний незначительна. В нашей стране пока школы, в которых система отношений приближается к характеристикам гуманистической воспитательной системы, единичны и уникальны.
    3. Гуманистическая воспитательная система может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, гума­
    нистически не созревшее, не может ни понять, ни допустить гуманистического воспитания. Общая закономерность такова в каждом обществе существует воспитательная система, которая соответствует ценностями уровню развития данного общества. на

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34


    написать администратору сайта