ЗАЧЕТ тгп. Перечень вопросов к зачету, изучаемых дисциплиной теория государства и права
Скачать 285.13 Kb.
|
В рамках формационного подхода принято выделять пять общественно-экономических формаций:1. Первобытнообщинная формация (отсутствие государства) 2. Рабовладельческая формация (укрепление собственности рабовладельцев как орудие подавления) 3. Феодальная формация (основой экономического базиса является наличие феодалов и зависимых от них крестьян) 4. Капиталистическая формация (подавление буржуазией пролетариата, средства производства в руках господствующего класса) 5. Коммунистическая формация (власть трудящихся, совместная собственность на средства производства) Каждой общественно-экономической формации соответствует свой тип государства (за исключением первобытнообщинной формации), так в рамках формационного подхода принято выделять:рабовладельческое государство, феодальное государство, капиталистического государство, коммунистического государство. Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан с коренными изменениями в экономической составляющей общественной жизни, при этом изменения экономического строя влекут за собой изменения в государственно-правовой жизни общества. Достоинством формационного подхода к типологии государств является идея классификации государств на основе социально-экономических факторов, которые раскрывают поэтапный характер развития государства. Недостатком формационного подхода к типологии государств является его прямолинейность, недооценка культурных факторов (религии, самосознания, национальности). Во много недостатки формационного подхода обусловлены тем, что он был разработан на историческом опыте западноевропейских стран и не учитывает опыт большинства стран востока, для которых были присущи индивидуальные пути развития государства. 16. Цивилизационный подход в проблеме типологии государств. Сегодня наряду с формационным подходом к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя применяется такой подход, как цивилизационный. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвящения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, М. Зингер и др., которые внесли огромный вклад в развитие данного подхода. В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы человеческой деятельности: трудовую, политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид. Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода. Она позволяет различать не только противостояния классов и социальных групп. Но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только появление классовых противоречий. Но и общность духовных принципов. Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидацией людей, удовлетворения различных потребностей человека. В основе государства лежат экономические факторы, но влияние на эти факторы достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мысль, менталитет человека формируются именно в сфере человеческой деятельности, которая обозначается термином «культура» или «цивилизация». В итоге «цивилизация», ее уровень, ее ценности влияют на социальную, в том числе и государственную организацию общества. Классификация государств по цивилизационному подходу Исторический процесс привел к складыванию свыше 20 цивилизаций, отличающихся друг от друга не только системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. Согласно одной из классификаций цивилизации проходят в своем развитии несколько этапов: 1.локальные цивилизации (каждая имеет совою совокупность взаимосвязанных институтов – древнеегипетская, шумерская, индская и др.) 2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, исламская и др.) с соотв. типами государств 3. современная цивилизация с ее государственностью, которая сейчас только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. Один из основоположников цивилизационного подхода А. Тойнби выделял 21 цивилизацию – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую и др. Существуют и другие основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.п. В соответствии с этими и другими критериями можно выделить различные классификации цивилизаций и соответствующие им типы государств: -восточные, западные и смешанные -древние, средневековые и современные -крестьянские. Промышленные, научно-технические -доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные -открытые и закрытые -исламские, православные и католические и др. Западноевропейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются 2 типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, какое занимает индивид в создании правопорядка (активное место – демократия, пассивное – автократия). В настоящее время одним из наиболее распространенных в цивилизационном подходе является так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связан с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потребителем и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных является «теория стадий экономического развития», автор которой Уолт Ростоу. Он выделяет 5 стадий: 1.традиционное общество 2.переходное общество («сдвиг» в обрабатывающей промышленности) 3.общество, переживающее процесс сдвига («взлет» в промышл. И с/х) 4.созревающее общество (стадия «зрелости») 5.общество, достигшее высокого уровня народного потребления. Преимущества и недостатки цивилизационного подхода К числу достоинств следует отнести особое внимание к культуре, появление которой рассматривается в качестве важных факторов государственности. Этот подход позволяет различать сферу взаимодействия классов и социальных групп на базе общечеловеческих ценностей, общность их духовных принципов. Более того, цивилизация формирует такие нормы общежития, которые объединяют все культурные и социальные группы в рамках единого целого. Так же этот подход позволяет увидеть в государстве важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека, а не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. К числу недостатков можно отнести размытость и аморфность границы между понятиями «культура» и «цивилизация»; недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответствующим им типам государства; в данной типологии не выделяется то главное, что характеризует государство – принадлежность политической власти; основное внимание уделяется культуре, поэтому если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материально производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика), поэтому зачастую сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. 17. Понятие и значение формы государства. |