Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы работы

  • 1. Словесно-иллюстрационный рассказ .История валяния

  • 2. Ознакомление с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния. 3. Ознакомление с материалами и инструментами, используемыми при валянии.

  • Мокрое валяние

  • 1. Беседа по вопросам.

  • 2. Анализ урока.

  • 3. Выставление оценок, их аргументация. Домашнее задание

  • занятие. Планконспект занятия (5 класс) на тему Опубликовано 17. 09. 2013 19 34 Филиппова Виктория Николаевна Цели


    Скачать 271.08 Kb.
    НазваниеПланконспект занятия (5 класс) на тему Опубликовано 17. 09. 2013 19 34 Филиппова Виктория Николаевна Цели
    Дата08.04.2022
    Размер271.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазанятие.docx
    ТипПлан-конспект
    #452801

    Тема занятия: «Изготовление картин из войлока способом мокрого валяния»
    план-конспект занятия (5 класс) на тему



    Опубликовано 17.09.2013 - 19:34 - Филиппова Виктория Николаевна

    Цели:

    1. Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.

    2. Изучить стиль русского народного творчества.

    3. Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.

    4. Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.

    5. Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.

    6. Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

     

     Задачи:

    Познавательные:

    • систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";

    • научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

     

    Развивающие:

    • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;

    • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых и технологических задач;

    • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;

    • уметь анализировать, делать выводы

     

     

    Воспитательные:

    • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

    • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Меж предметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо – цветовое решение изделия.

    Оборудование урока и материалы:

    Инструменты и принадлежности для работы:

    • Образцы изделий.

    • Шерсть для валяния

    • Вода

    • Мыло

    • Пупырчатая пленка

    • Москитная сетка

    • Ножницы

    • Резиновые перчатки

     

     

    Скачать:

     khod_uroka.doc

    45 КБ


    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним небольшую  картину из шерсти способом мокрого валяния. Каждый хочет сделать свою жизнь лучше, красивее, старается внести в мир что-то полезное, запоминающееся,  потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость от творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть, учиться, а впоследствии сделает своими руками то, что позволяет воображение, фантазия, умение и собственное желание.

    II. Изучение нового материала.

    1. Словесно-иллюстрационный рассказ.

    История валяния

    Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. История войлока уходит вглубь веков. Согласно историческим данным, искусство валяния шерсти с целью получения плотного материала – войлока – зародилось у кочевых народов евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии. Крупные куски войлока использовались кочевниками для покрытия различных частей юрты, а мелкие шли на изготовление домашней утвари и обуви. Из войлока делали одежду, например, знаменитые кавказские бурки и головные уборы, стельки и вкладыши в кожаные сапоги, предметы интерьера: войлочные подушки, дорожки, ковры, спальные подстилки и многое другое.

    Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.

    Предметы из войлока встречаются и в русской культуре, например, всем известные валенки – самая теплая обувь для настоящей русской зимы. Но возможности войлока сегодня значительно шире: любители этого прикладного искусства делают необыкновенной красоты одежду, сумки, обувь, картины, декоративные панно и ковры, рамки для фото, цветочные композиции, забавные игрушки, абажуры для ламп и многое другое.

    Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви (рис. 3) и шитья одежды (рис. 4), а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере.

     

    2. Ознакомление с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния. 

    3. Ознакомление с материалами и инструментами, используемыми при валянии. 

    Существуют два способа валяния: сухое и мокрое.

     Мокрое валяние

    Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

    Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом, изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (сумки, обувь).

    Для того, чтобы свалять кусочек войлочного полотна (давайте будем считать, что это будет, например, картина или маленький коврик, или полотно для декорирования диванной подушки), вам потребуется шерсть, вода и мыло. И в качестве вспомогательных предметов – подстилка, роль которой успешно может сыграть рифленый резиновый коврик или бамбуковые жалюзи. Но очень часто используется для этой цели полиэтиленовая упаковка с пузырчатой поверхностью, в которую обычно заворачивают хрупкие предметы. И вторая вещь – кусочек сетчатого материала, типа москитной сетки или сетки для малярных работ, со средними или мелкими ячейками. Все это легко найти в любом хозяйственном магазине.

    Итак, выбираем просторное и удобное место для работы, желательно стол, на котором можно безбоязненно проводить мокрые процедуры. Раскладываем на нем нашу подстилку и на нее начинаем выкладывать нижний слой нашей будущей картины, который послужит ее основанием. Для него, как правило, используют грубую шерсть или сливер. Надо иметь в виду, что в результате всех манипуляций материал усаживается, поэтому необходимо заложить в расчет усадку приблизительно на 1/3.

    Начинаем вытягивать из пасмы тонкие плоские прядки и укладываем их равномерно, в несколько слоев, в разных направлениях внахлест друг на друга, чтобы полностью покрыть площадь изделия. Толщина изделия при валянии уменьшится в 3-4 раза, что тоже необходимо учитывать.

    Далее таким же образом на основу выкладывается фон, а на него – непосредственно рисунок из прядей цветной шерсти, ангоры, различного вида шерстяных нитей, возможно, кусочков шерстяной ткани. Надо учитывать, что при этом способе валяния сложно получить четкие контуры рисунка, поэтому ваша картина будет скорее напоминать полотна импрессионистов, нежели графику. Вариантов декорирования бесконечное множество, и, освоив технику и разобравшись в особенностях поведения различных материалов, вы сможете реализовать свои самые смелые идеи.

    Когда раскладка рисунка закончена, накрываем полотно сеткой и смачиваем теплым мыльным раствором (можно использовать готовое жидкое мыло, средство для мытья посуды или приготовить раствор, натерев детское или хозяйственное мыло на терке и залив его кипятком на час или два, до загустения). Смочив таким образом, чтобы все полотно было равномерно увлажнено, руками (в перчатках!) начинаем тереть поверхность, чтобы волокна шерсти сцепились между собой.

    Когда поверхность полотна немного сваляется, снимаем сетку, переворачиваем изделие на обратную сторону и, снова наложив сетку, повторяем процедуру. Затем сетку можно снять и еще немного повалять руками. Проверить готовность полотна можно, потянув за волокна: если шерсть отстает прядями, то процесс нужно продолжать. Когда достигнуто состояние ровного полотна (важно не перестараться, иначе можно получить слишком грубый и толстый войлок), смываем мыло с материала теплой водой и оставляем сушиться на горизонтальной поверхности, например, на решетке в ванной.

    Итак, наш войлок готов. После высыхания его можно поместить в рамку и повесить на стену или выкроить из него полотнище для наволочки диванной подушки. Можно обшить его по периметру бордюром из ткани и получить оригинальный коврик. А, полюбовавшись своим творением и похваставшись перед домашними и друзьями, пойти в книжный магазин, просмотреть рукодельные сайты, записаться на мастер-класс, чтобы постичь все тайны этого удивительного искусства фелтинга.

    III. Практическая работа

    Задание 1. По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.

    Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.

    IV. Итог урока.

    1. Беседа по вопросам.

    • С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?

    • Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?

    2. Анализ урока.

    Заинтересованность этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство уч-ся, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной, с хорошо закреплённым к основе рисунком. При выполнении работы мы установили, что:

    • Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;

    • Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.

    • Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.

    • Для забивания большой поверхности шерсти необходимо пользоваться иглопробивным устройством из 5-7 игл;

    3. Выставление оценок, их аргументация.

    Домашнее задание: Хорошо высушить работу, отутюжить и вставить в рамку.


    написать администратору сайта