Пол Клейнман Психология. Люди, концепции, эксперименты
Скачать 1.95 Mb.
|
Магическое число семь плюс-минус дваОбъем памятиВ 1956 году когнитивный психолог Джордж Миллер опубликовал ставшую сегодня знаменитой работу под названием «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации», в которой ученый высказал идею, что кратковременная память человека способна удерживать в определенный момент времени только около семи элементов информации, плюс-минус два. А чтобы запомнить большее количество информации, ее необходимо разделить на группы от пяти до девяти элементов. Например, объединив слова в предложения или предложения в истории, мы удерживаем в кратковременной памяти намного больше семи слов. Но и в этом случае человеческая память способна сохранять одновременно всего семь элементов. Скажем, человеку трудно запомнить следующую последовательность цифр, поскольку она содержит больше семи элементов: 4819762013. Но благодаря природной способности группировать цифры в кластеры кратковременная память без особого труда запоминает последовательность. Например, мы можем объединить цифры в хорошо запоминающиеся группы, скажем, как года, и представить их в следующем виде: 4-8-1976-2013. Запомнить десять отдельных чисел довольно трудно, а в таком виде – намного проще. Итак, чтобы повысить объем своей кратковременной памяти, нужно организовать отдельные элементы информации в кластеры большего размера числом не больше семи. Перекодирование информацииВ своей статье Миллер также рассказывает о работе другого психолога – Сидни Смита, который был способен запоминать длинные последовательности из четырех двоичных единиц информации – чисел, состоящих из единиц и нулей. Например, цифру 2 он представлял как 0010. Смит понял, что шестнадцать бинарных чисел можно выразить в виде четырех десятичных, и использовал коэффициент 4:1 для расширения объема своей памяти, благодаря чему он научился запоминать не десять двоичных единиц информации, а целых сорок. К концу этого исследования ученый мог запомнить десять идущих подряд десятичных чисел и преобразовывать их в список из сорока бинарных символов. В 1980 году психологи Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз решили расширить концепцию перекодирования. Они пригласили аспиранта, который по часу в день три раза в неделю на протяжении более полутора лет запоминал произвольные последовательности десятичных чисел. Невероятно, но к концу эксперимента объем памяти испытуемого заметно увеличился: если в начале он запоминал семь чисел, то в конце – целых семьдесят девять. Услышав последовательность из семидесяти девяти абсолютно случайных чисел, молодой человек мог безошибочно ее воспроизвести; более того, он вспоминал даже некоторые последовательности, которые заучил в предыдущие дни. Интересно, что участнику этого опыта не предлагали какого-то конкретного метода для кодирования цифр; он полагался в этом исключительно на собственный опыт. Будучи бегуном-любителем, он запоминал цифры, кодируя их как хронометраж – число 3593 превращалось у него в 3 минуты и 59,3 секунды, – а позже использовал для кодирования возраст. Джордж Миллер, Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз доказали, что если запоминаемая информация кодируется с применением сложных алгоритмов кодирования, человеческая память работает намного эффективнее. Эрих Фромм(1900–1980)Фундаментальные потребности человекаЭрих Фромм был единственным ребенком в семье ортодоксальных иудеев. Он родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Свое детство Фромм описывал как в высшей степени традиционное и невротическое и говорил, что религиозное воспитание оказало огромное влияние на его дальнейшую деятельность в области психологии. В начале Первой мировой войны Эрих всерьез заинтересовался проблемой группового поведения и, хотя ему было всего четырнадцать лет, начал изучать труды Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. В 1922 году Фромм защитил докторскую диссертацию в Гейдельбергском университете, где изучал философию, социологию и психологию, и стал практикующим психоаналитиком. Когда в Германии к власти пришли нацисты, Фромм уехал в США и начал преподавать в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где познакомился с психологами Карен Хорни и Абрахамом Маслоу. Эрих Фромм считается одним из важнейших представителей психоаналитического направления в психологии XX столетия. Его научная деятельность стала огромным вкладом в развитие гуманистической психологии. Как и Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни и Эрик Эриксон, Фромм относится к группе неофрейдистов. Эти ученые соглашались со многими концепциями Фрейда, но резко критиковали некоторые аспекты его теорий и дополняли их своими собственными мыслями и выводами. В частности, в трудах Фромма концепции Зигмунда Фрейда объединялись с идеями Карла Маркса. Описывая факторы, определяющие личность человека, Фрейд делал акцент на бессознательном и биологической природе, а Маркс подчеркивал роль общества и экономических систем. Фромм же считал, что в некоторых случаях личность определяется в основном биологическими факторами, а в других – социальными. Со временем психолог дополнил свое объяснение еще одним компонентом, который, с его точки зрения, определяет истинную природу гуманизма, – свободой. Эрих Фромм прославился своими исследованиями в области политической психологии, изучения характера и феномена любви. В 1944 году ученый переехал в Мексику, где основал Мексиканский институт психоанализа, который возглавлял до 1976 года. Скончался ученый 18 марта 1980 года от сердечного приступа в городке Муралто, в Швейцарии. В чем неофрейдисты расходились с ФрейдомКаждый представитель направления неофрейдизма выдвигал свои идеи, и все они критиковали одни и те же аспекты теории Зигмунда Фрейда. • Изначально негативную природу человека. • Идею о том, что личность человека в значительной мере, а то и полностью, формируется его детским опытом. • Нежелание признать влияние социальных и культурных факторов на личность и поведение человека. СвободаЭрих Фромм утверждал, что каждый человек активно старается избежать свободы (этот термин не следует путать с правом выбора и политическими свободами). Но чем же объяснить это бегство от свободы? Почему люди отказываются быть свободными? Фромм соглашался с общепринятым мнением, что для того, чтобы быть свободной, личности прежде всего необходима свобода от внешней власти. При этом психолог считал, что в каждом человеке непрерывно происходят разные психологические процессы, ограничивающие это чувство, и, чтобы достичь истинной свободы, их нужно побороть. Для Фромма свобода означает независимость и умение человека рассчитывать только на себя в любом смысле, а это может вести к самоуничижению, изоляции и отчуждения от общества. В наиболее экстремальных проявлениях истинная свобода даже приводит к психическим заболеваниям. Со временем Фромм пришел к выводу, что поскольку быть свободным человеку психологически чрезвычайно трудно, он всеми силами старается этого избегать – так возникла его знаменитая концепция бегства от свободы18. Ученый выделил три основных механизма бегства от свободы: 1. Авторитаризм означает подчинение чужой власти ради обретения силы, которой не обладает индивидуальное «Я», например подчинение ученика учителю, военнослужащих – командованию, граждан – государству. Экстремальными формами такого поведения являются садизм и мазохизм. 2. Деструктивность – разрушительное поведение как реакция на страдание. Именно на этой почве произрастают унижение человеческого достоинства, жестокость и преступления. Деструктивность может быть направлена и вовнутрь; в таком случае можно говорить о саморазрушении и причинении вреда себе (например, самоубийство). По Фрейду, деструктивное поведение есть результат стремления к саморазрушению (мортидо), смещенного на других людей, но Фромм придерживался иной точки зрения: он считал саморазрушение следствием деструктивных психических процессов внутри индивида. 3. Автоматизирующий конформизм. В менее иерархических обществах люди могут спрятаться за массовой культурой. Затерявшись в толпе, благодаря одинаковым для всех стилю одежды, манере разговора и образу мышления, человек отказывается от ответственности, и ему, следовательно, больше не обязательно быть свободным. Выбор механизма бегства от свободы часто зависит от того, в какой семье рос человек. Фромм утверждал, что здоровой и продуктивной следует считать семью, в которой родители несут ответственность за то, чтобы их дети жили в атмосфере любви, и при этом учат их мыслить логически и рационально. В этом случае ребенок тоже привыкает брать на себя ответственность и признает себя свободной личностью. Но Фромм не отрицал существования непродуктивных (нездоровых) семей, которые, по его мнению, изначально закладывают в детях стремление к бегству от свободы. Такие семьи бывают двух типов: 1. В симбиотических семьях личности некоторых членов развиваются не вполне, так как одни члены, так сказать, поглощают других. Например, ребенок во всем стремится угодить желаниям родителей либо, наоборот, все существование матери и отца вращается исключительно вокруг обслуживания потребностей ребенка. 2. Семьи, уничтожающие привязанность. В семьях такого типа родители ожидают от своих детей соответствия самым высоким стандартам, поэтому чрезвычайно многого от них требуют. Такой подход к воспитанию обычно включает в себя ритуальное наказание ребенка, сопровождающееся наставлениями, что это делается ради его же пользы. Для таких семей характерна и другая форма наказания, не физическая, а эмоциональная: в ребенке постоянно вызывают чувство вины, лишая его любви и привязанности. Впрочем, Фромм считал родительское воспитание только одной из частей уравнения. Он утверждал, что люди привыкли исполнять приказы и делают это неосознанно, общественные правила накрепко внедряются в их сознание и не позволяют достичь истинной свободы. Психолог назвал этот феномен социальным бессознательным. Экзистенциальные потребностиФромм разделял потребности на два типа: человеческие и «животные». Второй тип – это базовые физиологические потребности, а человеческие, или экзистенциальные, помогают найти ответ на вопрос, зачем мы существуем, и символизируют наше стремление к воссоединению с миром природы. Согласно Фромму, существует пять экзистенциальных потребностей19: 1. В установлении связей – потребность во взаимоотношениях с другими людьми. 2. В преодолении. Все люди стремятся выйти за рамки своей пассивной, животной природы, стать либо созидателями, либо разрушителями. 3. В корнях – потребность в стабильности и безопасности, ощущении своего места в мире. Удовлетворение этой потребности позволяет человеку успешно выходить за рамки ранней связи между матерью и ребенком; в противном случае, став взрослым, он боится расширять свои связи и упорно держится за безопасность, обеспечиваемую ему в детстве матерью. 4. В самотождественности. По мнению Фромма, чтобы оставаться психически здоровым, человек должен ощущать свою индивидуальность. Стремление к этому бывает настолько сильным, что приводит к конформизму, отнюдь не способствуя самотождественности, а напротив, заставляя человека развивать свою индивидуальность по примеру других людей. 5. В системе взглядов и преданности. Человеку необходима надежная опора для понимания окружающего мира и своего места в нем в виде рациональной системы представлений, например религиозных, научных или философских воззрений. Эрих Фромм – один из самых авторитетных психологов ХХ столетия. Он сыграл ключевую роль в развитии гуманистической психологии, хоть и видел в гуманизме множество противоречий. По его мнению, в человеке заложено желание чувствовать себя частью природы и одновременно отделиться от нее, при этом людям свойственно бежать от свободы. |