Политология. Политология как наука
Скачать 359 Kb.
|
Развитие политической мысли в Беларуси На формирование общественно-политических идей Беларуси значительное влияние оказали ее исторические судьбы: пребывание в составе ряда государственных образований (Киевской Руси, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи), сравнительно позднее обособление белорусского этноса. Отсутствие собственной государственности у белорусов сдерживало развитие политической мысли. Элементы политических идей можно найти в произведениях Евфросиньи Полоцкой (1120–1173) и Кирилла Туровского (1130–1182). Они одними из первых пытались обосновать идею единства восточнославянских земель. Эта идея впоследствии оставалась одной из ключевых для наиболее выдающихся деятелей восточнославянских народов. Оригинальные мысли высказывал Франциск Скорина (ок. 1490–1451). Он считал закон основой существования общества. Закон должен основываться на морали, служить общему добру. Политический идеал Скорины – гуманная и сильная власть. Во главе государства должен стоять образованный, мудрый, милосердный, верующий и справедливый монарх, который строго следит за выполнением законов и сам руководствуется ими в своей деятельности. В XVI столетии в Беларуси Якуб из Калиновки доказывал, что истинным христианам не нужно иметь правительство, делиться на господ и подданных. С ним полемизировал Сымон Будный (1530–1593). Опираясь на Библию, он доказывал необходимость государственной власти и социального неравенства. Идеалом общества он считал мирное сосуществование различных социальных групп на основе христианских ценностей. Ряд прогрессивных общественно-политических идей эпохи Возрождения вошел в Статут Великого Княжества Литовского 1588 г., одним из составителей которого был Лев Сапега (1557–1633), занимавший ряд государственных постов, в том числе канцлера Великого Княжества Литовского. Наиболее ярким представителем революционно-демократического направления общественно-политической мысли Беларуси был Константин Калиновский (1838–1864) он считал, что искоренение имущественного и сословного неравенства, установление демократического строя, при котором земля будет принадлежать крестьянам, а все государственные дела будет решать народ), Калиновский выдвинул лозунг, который, несмотря на его внешнюю простоту, был и остается актуальным: «Не народ создан для правительства, а правительство для народа!». В конце XIX–начале XX вв. в общественно-политической мысли Беларуси глав-ной встала проблема национальной самобытности белорусского этноса и определения его дальнейшей судьбы. Известные литераторы и общественные деятели (Ф. Богушевич, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас, И. и А. Луцкевичи) считали белорусов самостоятельной нацией, достойной и способной создать свое национальное государство. С 1917 и до начала 1990-х гг. в России, Беларуси и других республиках СССР марксизм признавался государством единственно верной политической теорией, что в условиях тотального контроля за наукой, образованием и средствами массовой информации практически исключило возможность появления новых оригинальных идей и концепций. С образованием суверенной Республики Беларусь (1991 г.) на повестку дня вновь ставится вопрос сохранения и развития самобытности белорусского народа, формирования национальной идеологии белорусского государства. Одной из важнейших проблем, получивших разработку в трудах П.И. Бондаря, является социальная политика государства. Доказано, что научно обоснованная и практически ориентированная социальная составляющая в деятельности всех институтов государственной власти является одним из важнейших факторов стабильности и динамизма политической системы общества в целом. С.В. Решетников первым в Беларуси применил метод системного подхода в качестве инструмента анализа публичной политики. И.Н. Браим на основе анализа политических процессов в Республике Беларусь изучает вопросы методологии исследования менталитета, соотношения и взаимодействия политики и морали, политической культуры, межэтнических отношений. Исследования В.А. Мельника ориентированы на реализацию прогностической, регулятивной и мировоззренческо-воспитательной функций политологии. , он изучает проблемы и перспективы развития составляющих политического процесса, политической идеологии.
Политика – это сфера человеческой деятельности, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти или воздействия на нее. Государственная политика включает несколько видов. Внутренняя политика охватывает организацию, управление и контроль за деятельностью общественных структур и отдельных людей внутри государства. Поскольку государство в той или иной степени воздействует на все сферы жизни общества, во внутренней политике различают следующие ее подвиды: экономическую, социальную, национальную, аграрную, оборонную, конфессиональную (по отношению к религии и церкви), демографическую и некоторые другие. Особую роль в жизни общества играет экономическая политика, поскольку она затрагивает интересы практически всех граждан независимо от их социального положения. Экономическая политика – это деятельность государственных структур по регулированию и изменению в определенном направлении общественных отношений в сфере производства и распределения материальных благ. Экономика и политика находятся в неразрывной взаимосвязи и зависимости друг от друга. Государство, иные политические силы могут оказывать решающее воздействие на развитие экономики, в то же время деятельность первых определяется характером второй. Политические решения должны строиться с учетом объективных экономических законов и интересов общества. Политика может способствовать прогрессу экономики, но может и тормозить его. Экономическая политика включает ряд подвидов: кредитно-финансовую, аграрную, энергетическую, инвестиционную и др. политику. Внешняя политика призвана решать проблемы организации взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, безопасности страны, престижа государства на международной арене, достижения определенных целей, в том числе и вооруженным путем. Международная (мировая политика) нацелена на разрешение проблем, стоящих перед мировым сообществом в целом. Это прежде всего глобальные проблемы современности (проблемы войны и мира, экологии, энергетики, демографии, продовольствия, борьбы с болезнями, международного терроризма), а также разработка и обеспечение эффективного функционирования норм международного права, соблюдение прав человека. Политика играет большую роль в жизни каждого человека (даже если человек не интересуется политикой, то политика интересуется им) и выполняет ряд функций. Остановимся на важнейших из них. 1.Регулятивная функция реализуется через деятельность политиков, государственных институтов на основе законов по регулированию отношений между различными социальными слоями и группами в обществе в целях недопущения конфронтации между ними. 1.Защитная функция проявляется в деятельности по защите интересов власть имущих, должностных лиц (бюрократов) и государственных институтов, сохранению их полномочий, материального обеспечения, привилегий и льгот. 3.Структурирующая функция представляет собой деятельность по обоснованию целесообразности создания или реформирования государственных институтов. 4.Информационно-коммуникативная функция реализуется через деятельность по информированию подвластного населения о важнейших вопросах внутренней и внешней политики страны, а также по изучению реакции различных слоев населения на проводимую политику. Производится также воспитание и мобилизация масс для решения поставленных задач, культивируется определенная идеология. Политика, таким образом, является важнейшей сферой жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного человека, положительно или отрицательно влияя на них.
Власть – это возможность владеть кем-либо или чем-либо. М. Вебер определял власть как возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других. В. Даль считал, что власть – это возможность одного человека заставить других людей делать то, что они по своей воле не делали бы. В самом общем смысле власть – это способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим на основе авторитета, права или насилия. Власть основывается на принципе господства и подчинения. Особенностью власти является то, что она всепроникающа и организует все сферы общественной жизни: семью, работу, быт, досуг, и т. д. Поэтому выделяют различные виды власти: семейную, производственную, административную, церковную, экономическую, государственную, политическую и т. д. Политологию интересует прежде всего политическая власть. Ее можно определить как реальную способность и возможность субъектов политики осуществлять свою волю по отношению к обществу в лице его граждан, социальных слоев, организаций и институтов. Политическая власть существует только в обществе, где имеется государство. Политическая власть тесно связана с государственной властью, но эти понятия не тождественны, а отличаются по характеру субъектов власти. Субъектом государственной власти является государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов. К субъектам политической власти, помимо государства, относятся политические партии и общественные организации; граждане, обладающие избирательным правом, в период выборов и референдумов; в ряде случаев – толпа, которая может брать власть в условиях кризиса; незаконные вооруженные формирования и другие. Как ядро системы политико-властных отношений государственная власть выполняет ряд функций: 1.поддержание устоявшегося общественного порядка; 2.сохранение целостности сообщества; 3.выявление и разрешение конфликтов в обществе; 4.достижение общественного согласия (консенсуса); 5.регулирование всех властных отношений в обществе. Для осуществления этих функций государственная власть должна обладать следующим комплексом существенных черт: 1.Суверенитет (верховенство) проявляется через независимость государственной власти от других видов власти в данном обществе и неделимость государственной власти между иными, кроме государства, субъектами политики (гражданами, партиями, организациями). Кроме того, только государство имеет право издавать обязательные для всего общества нормативные акты. 2.Воля – наличие у субъектов государственной власти осознанных целей, способности, готовности и решимости добиваться их осуществления. Воля проявляется в постоянном предъявлении властью подвластным своих требований и проверке их выполнения. 3.Авторитет – общественное признание влияния и законности государственной власти, что проявляется в готовности добровольно подчиняться распоряжениям власти. 4.Принуждение – осуществление государством своей воли всевозможными средствами, в том числе путем применения физического насилия. По мнению немецкого философа и политолога М. Вебера, только государство, и никакой другой субъект политики, имеет в обществе законное право на применение физического насилия. Реализация политической и государственной власти невозможна без ресурсов власти, то есть условий и средств, с помощью которых осуществляются властные полномочия, воздействие субъектов власти на ее объекты. Принято выделять экономические (материальные ценности), социальные (воздействие на социальный статус подданных), культурно-информационные (наука, образование, средства массовой информации) и силовые (оружие, аппарат силовых ведомств) ресурсы власти.
Слово лидер происходит от английских слов tolead – вести за собой, возглавлять, руководить и leader – идущий впереди, руководитель. Данное понятие принято использовать в двух значениях. Политический лидер – это человек, обладающий правом, возможностью и способностью осуществлять свою волю в отношении субъектов политики. Это касается как обладающих государственной властью, так и стремящихся к ее получению. Объективной причиной возникновения политического лидерства является необходимость скоординированных целенаправленных совместных действий классов, социальных слоев и общностей для реализации общих для их членов интересов. С точки зрения характера субъекта лидерства выделяют личностное (индивидуальное) лидерство, при котором функции руководителя выполняет одно лицо, а также коллективное лидерство, когда в качестве руководителя выступает коллегиальный орган, партия, государство (в международных отношениях). На практике личностное и коллективное лидерство тесно переплетаются. По отношению к правовому статусу лидера различают лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер получает свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, официально признается либо назначается. Неформальный лидер не обладает законодательно закрепленными правами принимать обязательные для исполнения другими решения. Подходы к определению причин возникновения феномена политического (и иного) лидерства можно разделить на ряд следующих направлений: 1.Источник лидерства – воля божественных сил (А. Блаженный, Ф. Аквинский). 2.Лидером становится тот, кто обладает выдающимися способностями, позволяющими ему возвыситься над «серой толпой», вести ее за собой (Т. Карлейль (1795–1881), Ф. Гальтон (1822–1911), Ф. Ницше). 3.Политические лидеры – представители классов, народов, социальных групп, лучше других осознающие и выражающие их цели и устремления, глубже понимающие основные тенденции общественного развития (марксистский подход). 4.Психоаналитический подход (З. Фрейд (1856–1939), А. Адлер (1870–1937), Г. Лассуэлл). Стремление к лидерству – попытка компенсировать подсознательные желания (в частности, неудовлетворенное сексуальное либидо трансформируется в политическую активность). Лидеры призваны выполнять ряд общественно важных функций. Массы ожидают от своих лидеров решения следующих задач: 1.точной оценки складывающейся ситуации, выработки целей политических действий, принятия обоснованных решений; 2.сплочения масс, мобилизации их на выполнение своих решений; 3.защиты масс от беззакония, поддержания порядка и законности; 4.легитимация политического режима, то есть обеспечение его добровольной поддержки народом. Последняя функция связана с проблемой легитимности политической власти, и, соответственно, политического лидера. Под легитимностью власти следует понимать ее фактическое признание большинством народа, его готовность добровольно, без принуждения и насилия подчиняться решениям органов власти и политических лидеров. Традиционное господство и лидерство основаны на вере в определенные, веками установившиеся традиции передачи и осуществления политической власти. Данный тип находит свое выражение прежде всего в наследственных монархиях. Харизматическое господство и лидерство имеют место, как правило, на переломных моментах истории. Слово «харизма» было заимствовано М. Вебером из раннехристианских источников начала новой эры. В буквальном переводе с древнегреческого харизма – милость, благодать, божественный дар. Харизматическими лидерами на определенных этапах своей политической карьеры были Ю. Цезарь, Наполеон Бонапарт, М. Кемаль, И. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Ф. Франко, Х. Перон, Б. Ельцин и др. На этой почве может возникнуть культ личности – чрезмерно завышенная оценка роли политического лидера в истории, слепое преклонение перед ним, возвеличивание вплоть до обожествления. Легальное (рациональное, бюрократическое) господство и лидерство базируется на определенных процедурах передачи власти, закрепленных в законодательстве. Лидером в этом случае выступает должностное лицо, получающее власть по установленным правилам в результате всеобщих выборов либо решения коллегиального органа.
Политическая система является реальным воплощением политико-властных отношений в обществе. Понятие «политическая система» вошло в политологию в 1953 г., когда вышла работа американского политолога Дэвида Истона «Политическая система», который первым применил системный подход к изучению политических явлений и процессов. Всякая система представляет собой совокупность элементов, относительно само-стоятельную от окружающей среды. Эти элементы определенным образом взаимодействуют друг с другом. В основе взаимодействия лежит какой-либо фактор, закономерность, явление, связывающие эти элементы в единое целое. Очевидно, что стержнем политической системы является политическая власть. Именно для ее завоевания, осуществления, удержания создается политическая система, вступают в различные отношения граждане, политические партии и общественные организации, государственные институты. Политическая система – это устойчивая совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, нравственных и правовых норм, политических идей, с помощью которых осуществляется политическая власть или оказывается влияние на нее. Политическая система представляет собой сложное и многогранное явление, поэтому в ее составе можно выделить следующий ряд подсистем: институциональную, нормативно-правовую, информационно-коммуникативную Институциональная подсистема включает в себя общественные институты: органы государственной власти и управления, организации граждан. Ядром институциональной подсистемы является государство, поскольку лишь оно пользуется правом оказывать влияние на все общество. При этом государство воздействует на своих граждан непосредственно с помощью государственной власти. Другие элементы институциональной подсистемы (партии, общественные организации, церковь) участвуют в осуществлении политической власти опосредованно, через государство. Нормативно-правовая подсистема – это совокупность политических, правовых, нравственных и иных норм, в соответствии с которыми осуществляется политический процесс (законодательство, идеология, мораль, религия, традиции и т. д.). Информационно-коммуникативная подсистема включает в себя средства и меха-низм информирования общества о происходящих в нем политических процессах, формы информационного обмена между обществом и политической системой. Значительная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, системе образования и воспитания, пропагандистской деятельности.
Характер политической системы проявляется прежде всего в том, какой политический режим существует в данном обществе. Термин политический режим (от лат. rego – управляю и фр. regime – управление) используется как в теории государства и права, так и в политологии. Правоведы понимают под политическим режимом совокупность законодательно закрепленных средств и методов осуществления государственной власти. В поли-тической практике формальное (закрепленное в законах) и реальное совпадают далеко не всегда и не везде. Конкретные способы осуществления государственной власти зависят не только от принятых законов, но также от со-циально-экономического положения общества, господствующих в нем нравственных норм, традиций, уровня культуры, международного положения государства. Истории известны два основных способа управления человеческими общностями: насильственный и демократический. В зависимости от того, какой из них преобладает, в стране устанавливается соответствующий политический режим. Таким образом, политический режим – это система реально применяемых способов и методов осуществления государственной власти. Для определения практических механизмов взаимодействия государства и обще-ства используется ряд критериев, позволяющих выделить типы политических ре-жимов. К этим критериям можно отнести следующие: механизм формирования органов власти, роль и функции главы государства в политической системе, положение личности в обществе, степень и характер ее вовлеченности в политику, статус средств массовой информации, роль идеологии в жизни общества, место и роль негосударственных политических институтов, характер методов осуществления государственной власти, соотношение мер убеждения и принуждения в деятельности властей. Политологический анализ политического режима на основе данных критериев предполагает сопоставление того, что закреплено законодательством с реальной практикой. Исходя из этого, большинство политологов выделяют тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы и аналогичные по своим названиям типы политических систем.
Термин «тоталитарный» происходит от латинского totalis – весь, целый, всеобъемлющий. Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) – это политический режим, при котором государство полностью регулирует и контролирует все сферы жизни общества и его граждан, опираясь на насилие по отношению к ним. Теоретическое обоснование тоталитаризма началось еще с античных времен, но исторической практикой он стал лишь с 20-х гг. минувшего века. Термин тоталитаризм был введен в 1920-е гг. итальянским диктатором Б. Муссолини, который стал одним из авторов фашистской «тотальной концепции жизни». Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты: 1.Процесс формирования власти скрыт от общества, доступен лишь правящей верхушке и бюрократии, общество в лице отдельных граждан и их объединений не принимает реального участия в формировании органов власти. Это – функция элиты, существующей в виде верхушки единственной правящей партии. 2.Глава государства наделен неограниченными диктаторскими полномочиями, позволяющими ему принимать любые решения во всех сферах жизни общества. Существует культ вождя, лидер является харизматическим для основной части населения. 3.Граждане лишены возможности активного участия в политическом процессе, привлечение их к выборам и разного рода политическим кампаниям носит формальный характер, имеет целью получение массового внешнего одобрения и поддержки действий государства. Личность лишена демократических прав и свобод, вместе с тем государство может реально обеспечивать социальные права: на труд, образование, медицинское обслуживание. 4.Средства массовой информации находятся под полным контролем государственной власти, которая определяет содержание и объем распространяемой информации. 5.В обществе существует одна признанная идеология, выражающая интересы тоталитарного государства, обосновывающая правомерность его существования. Как правило, тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общественных отношений. Иные идеологические системы объявляются ошибочными, их можно только критиковать, но не придерживаться. 6.Негосударственные политические и социальные институты могут формально существовать и действовать, но под полным контролем государственной власти и как орудие осуществления ее целей. 7.В осуществлении государственной власти доминируют методы насилия и угрозы его применения. Власть может нарушать даже принятые ею законы и провозглашенные права граждан. Запрещено все, на что нет специального разрешения власти. 8.Монопольный контроль государства над экономикой, почти полное недопущение иных, кроме государственной, форм собственности. Достоинством тоталитарного режима является то, что он позволяет в сжатые сроки мобилизовать крупные материальные и людские ресурсы для решения широкомасштабных задач (ведение войны, ускоренная модернизация народного хозяйства, освоение целинных земель и т. д.). Тоталитарные режимы существовали в Италии времен диктатуры Б. Муссолини, гитлеровской Германии, сталинском СССР, маоистском Китае, в определенной степени в странах Восточной Европы в период пребывания у власти коммунистов, Кампучии времен Пол Пота (1975–1979). В настоящее время тоталитарными можно считать политические режимы Кубы и Северной Кореи.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – авторитет, воля, власть) – это самовластный политический режим, опирающийся на беспрекословное подчинение государственной власти в политической сфере. Он близок тоталитаризму, однако имеет ряд существенных отличий от него. Во-первых, авторитаризм не охватывает всеобъемлющим контролем государства все сферы жизни общества. Во-вторых, авторитарный режим не имеет «единственно верной идеологии». Идеологические установки определяются конкретными практическими задачами. В-третьих, авторитаризм более гибок, допускает в определенных пределах существование легальной оппозиции, не ставящей своей целью насильственное свержение режима. Авторитарный политический режим обладает следующими признаками: 1.Органы власти формируются в основном так же, как и при тоталитаризме, то есть путем назначения сверху или по предложению правящей элиты. Законодательная и судебная власти существуют, но зависят от правящей верхушки. 2.Глава государства обладает широкими полномочиями, однако в решении ряда вопросов он передает часть своих полномочий руководителям более низкого ранга. Авторитарный лидер не всегда обладает харизмой, значительная часть населения воспринимает его как диктатора. 3.Граждане лишены возможности реально влиять на власть, их гражданские права могут нарушаться, хотя и не так систематически, как в условиях тоталитаризма. 4.Частичный государственный контроль над негосударственными средствами массовой информации для недопущения открытой агитации против власти. 5.Государством пропагандируется идеология режима, но допускаются и другие идеологии. Их приверженцы не преследуются, если не выступают за насильственное свержение режима. 6.Негосударственные институты существуют, государство контролирует их лишь для того, чтобы не допустить их участия в политике. 7.Меры принуждения применяются в основном для обеспечения собственной безопасности власти. Разрешено все, кроме несанкционированного государством участия в политике. 8.Авторитарный режим может обеспечивать контролируемый переход к демократии, и наоборот. Наиболее типичными проявлениями авторитаризма были правление Х. Перона в Аргентине (1946–1955), Ф. Франко в Испании (1939–1975), А. Пиночета в Чили (1973–1989). В настоящее время авторитарные режимы существуют в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, странах Персидского залива и др.
Демократический политический режим, или демократия, в настоящее время признается наиболее прогрессивной системой политической власти. Термин демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) в буквальном смысле означает народовластие. Содержание термина демократия в настоящее время используется в нескольких значениях: 1.Демократия – это форма построения деятельности любой организации, где признается равноправие членов, периодическая выборность и сменяемость руководства, принятие решений большинством, отчетность вышестоящих органов перед нижестоящими, меньшинство обязано (даже силой принуждения) выполнять волю большинства. 2.Демократия есть способ государственного устройства, при котором пост главы государства и основные органы государственной власти являются выборными и сменяемыми, а народ является единственным источником власти, принимает активное участие в управлении страной. 3.Демократия – это идеал общественного устройства на основе справедливости и общественного прогресса, высшая степень совершенства, которого пока нигде нет. 4.Демократия – движение народа против несправедливости и неравенства, ради лучшей жизни, форма социального протеста. Демократический политический режим принципиально отличается от тоталитарного и авторитарного и имеет следующие признаки: А)жесткое разделение высшей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; Б)формирование представительных органов государственной власти осуществляется путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании; В)глава государства избирается народом прямыми выборами или решениями избранных народом представительных органов власти на определенный срок. Полномочия высшего должностного лица строго определены законом; Г)равные возможности участия в политике дееспособных граждан; Д)наличие независимых от государства средств массовой информации; Е)существование официальной государственной идеологии, допускающей плюрализм в идеологической сфере; Ж)разрешение деятельности негосударственных общественных институтов и оппозиционных политических партий; З)применение мер принуждения в случаях нарушения действующих законов; разрешено все, что не запрещено законом. Выделяют три разновидности (модели) демократии: индивидуалистическая (либеральная), плюралистическая (заинтересованных групп), коллективистская. В либеральной демократии первичным источником власти, главным субъектом политики считается личность, гражданин. Недостатком либеральной демократии можно считать игнорирование общественной природы человека, склонного реализовывать свои интересы в рамках особых групп. Плюралистическая (от лат. pluralis – множественный) демократия предполагает в качестве основного субъекта политики не личность, а объединенную общими интересами социальную группу (семейную, профессиональную, религиозную и т. д.). В коллективистской демократии правом устанавливать основы политической жизни обладает не личность или группа, а народ как целостность. Признается приоритет народа над личностью либо группой, абсолютность власти большинства, отрицается автономия личности. Попытки установления коллективистской демократии не были плодотворными, поскольку народ не является однородным, не имеет какого-то общего для всех личностей и групп интереса. Выделяют прямую или непосредственную и представительную формы демократии. Прямая (плебисцитарная, от лат. plebiscitum – решение простого народа) демократия основана на принятии политических решений прямым голосованием всех дееспособных граждан государства на референдумах (всенародных голосованиях). Представительная (репрезентативная, от англ. represent – представлять) демократия предполагает выражение воли народа избранными в органы власти его представителями (депутатами, президентами).
|