Политология. Политология как наука
Скачать 359 Kb.
|
Либерализм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают свободу человека от контроля за его деятельностью со стороны государственных и религиозных институтов. Основу либерализма составляют следующие положения: 1.абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей перед законом; 2.существование ряда неотчуждаемых (естественных, данных от рождения) прав человека (на жизнь, свободу, собственность); 3.создание государства на основе общего согласия для сохранения и защиты прав личности; 4.мирный, выборный путь прихода к власти, добровольный уход в случае поражения на выборах; 5.строгое ограничение объема и сфер деятельности государства; 6.верховенство закона, его обязательность для всех граждан и государственных институтов; 7.недопустимость государственного вмешательства в экономическую, духовную, религиозную и частную жизнь; 8.свобода выбора рода занятий, места жительства, вероисповедания, личной жизни; 9.естественность социального и экономического неравенства людей, полное равенство несовместимо со свободой и прогрессом. К основным функциям государства либералы относили следующие: 1.в политической области – обеспечение условий для всестороннего развития способностей каждого индивида, защита внешнеполитических интересов страны; 2.в экономической области – охрана частной собственности, установление общих правил свободной конкуренции и контроль за их соблюдением; 3.в области права – контроль за соблюдением всеми действующих законов, охрана правопорядка, недопущение использования индивидуальной свободы во вред другим. В последней трети XIX в. стала складываться новая модель либерализма – социальный либерализм или неолиберализм. Его родоначальниками являются английские политические мыслители Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхаус. Под сомнение был поставлен один из ключевых принципов классического либерализма – максимальное ограничение вмешательства государства в экономику. Неолибералы признавали позитивную роль государства в организации социально-экономической жизни, активной защите свободы предпринимательства от монополии отдельных собственников. В конце XIX–нач. XX вв. это нашло выражение в принятии антимонопольного законодательства, государственной поддержке мелких и средних предпринимателей, кооперативов. Если экономическая система не способна преодолеть свои проблемы путем внутренней саморегуляции («невидимой рукой»), то необходимо вмешательство в экономику извне, со стороны государства. Денежно-кредитная политика должна стимулировать частные инвестиции. С этой целью необходимо повышать привлекательность инвестиционных вложений за счет понижения ставки банковского процента. Ее целью является увеличение совокупного спроса за счет расходов государственного бюджета. Все эти меры должны стимулировать спрос за счет повышения объемов инвестиций. Однако следует стимулировать не только спрос, но и активное потребление. Это делается в условиях, когда полностью исчерпаны возможности роста инвестиций. Для стимулирования деловой активности полезна умеренная инфляция. Избыток денежной массы позволяет повысить потребление товаров и услуг, активизировать капиталовложения. В 1960-е гг. идеологами неолиберализма была разработана концепция «государства благосостояния», которую называют социальным либерализмом. Последний предусматривает доступные всем государственные системы здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, прогрессивное налогообложение. По мнению сторонников социального либерализма, такое государство является надклассовым органом, выступает посредником между различными социальными слоями и группами, действует во благо всех и каждого. В отличие от классического либерализма неолиберализм ставит своей задачей обеспечение возможностей участия в политике всех, а не только лучших граждан. Несмотря на отличия между классическим и новым либерализмом, суть либеральной общественно-политической доктрины не меняется. Это приоритет личных заслуг и результатов, требование личной инициативы и усилий для реализации своих способностей и личной ответственности за собственную судьбу. Либерализм – это не только идеология, но и политическая практика. Политические партии либерального толка, находившиеся и находящиеся у власти, смогли претворить в жизнь идеи либерализма, чем способствовали развитию демократии и прогресса.
Термин социализм (от лат. socialis – общественный, товарищеский, общий) впервые ввел в оборот для обозначения особого вида общественного устройства французский теоретик Пьер Леру в 1834 г. в статье «Об индивидуализме и социализме». Он употребил данное понятие как противоположное категории «индивидуализм». С тех пор под социализмом в общем смысле понимают такой тип отношений между людьми, при котором отсутствуют частная собственность, социальное, имущественное, правовое неравенство, господство одних людей над другими, социальные противоречия и конфликты. На протяжении истории социалистических идей сформировалось множество концепций, обосновывавших пути достижения социализма, а также его основные черты. Подавляющее большинство социалистических учений так и не было опробовано на практике. На протяжении XX в. велась работа по реализации с использованием государственной власти двух наиболее влиятельных социалистических идеологий: марксизма-ленинизма и социал-демократизма (демократического социализма). Марксизм, идеи которого были впоследствии дополнены и развиты В. И. Лениным с учетом новых общественно-политических реалий, возник в 40-е годы XIX в. как идеология рабочего класса, боровшегося за свои права. По мнению основоположников марксизма, переход к коммунизму мог осуществиться только в результате пролетарской революции, в итоге которой пролетариат возьмет государственную власть и, пользуясь ею, ликвидирует частную собственность на средства производства и социальное неравенство. Построение нового общества осуществится не сразу, а в течение переходного периода, когда сохраняющиеся элементы капитализма будут постепенно преодолеваться. В. И. Ленин в своих работах 1902–1917 гг. развил идеи марксизма прежде всего в отношении политических средств создания социализма. Он пришел к выводу, что Россия вполне созрела для пролетарской революции и построения социализма. Руководить революцией должна была пролетарская партия, которую и создали в 1903 г. при активном участии Ленина. Новая власть, установившаяся в ходе революции, представлялась как диктатура пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством. Задачами этой диктатуры провозглашались установление общественной собственности на средства производства, подавление сопротивления свергнутых классов, внедрение новой идеологии в сознание народа. Общественная собственность – основа социализма – отождествлялась Лениным и его последователями с собственностью государственной. Социализм в представлении марксистов – это общественно-политический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, народовластии и гуманизме. Социалистическая революция означала коренной слом сложившихся как в российской, так и в мировой практике отношений, институтов, традиций. Это было осуществлено несмотря на недовольство и сопротивление широких народных масс. Главными причинами неудач в практической реализации марксистско-ленинской доктрины социализма были следующие: 1.отрыв ее от традиций и объективных условий развития общества; 2.преувеличение роли и возможностей государственной власти в эффективном решении сложнейших проблем; 3.неэффективность огосударствленной сверхцентрализованной плановой экономики; 4.тоталитарный политический режим, в принципе сохранявшийся на всем протяжении существования «государственного социализма». Признавая недостатки капитализма и необходимость их преодоления, сторонники ревизии марксизма предлагали свои пути решения социально-экономических проблем: 1.для достижения социалистического общества нужны не революции, а реформы; 2.эти реформы следует проводить в рамках институтов демократической политической системы (путем завоевания большинства голосов в парламентах и принятия законов, улучшающих положение трудящихся); 3.в политическом плане борьба за социализм должна проявляться в борьбе за дальнейшую демократизацию общества, распространение всеобщего избирательного права, возможности эффективно представлять во властных структурах интересы всех слоев населения. Социал-демократы выдвигают четыре сущностных признака демократического социализма. 1.Политическая демократия предполагает осуществление в полном объеме всех прав и свобод человека, плюрализм мнений, правление большинства при соблюдении прав меньшинства, наличие свободных выборов, возможность смены правительства мирным путем, наличие оппозиционных партий, равенство граждан перед законом. 2.Экономическая демократия включает признание приоритета интересов общества над частными интересами, равноправие государственной, частной и коллективной собственности, государственное регулирование рынка в интересах общества, реальное участие трудящихся в управлении экономикой, полная занятость населения, вознаграждение в соответствии с трудовым вкладом. 3.Социальная демократия – свобода выбора рода занятий и места жительства, реальное обеспечение прав граждан на труд, отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, достижение действительного равенства между мужчинами и женщинами, городом и деревней, регионами и этническими общностями. 4.Международная демократия – устранение неравенства между странами, справедливое перераспределение мирового богатства, создание системы коллективной безопасности, соблюдение суверенитета и права на национальное самоопределение, внедрение в практику отношений между государствами норм международного права, соблюдение прав человека. Демократический социализм, в представлении современной социал-демократии – это общественно-политический строй, основанный на различных формах собственности, плюралистической демократии и гуманизме. В основе экономической доктрины социал-демократии лежит, как уже отмечалось, экономическая демократия. Ее содержание отражено в следующих положениях, разделяемых теоретиками и лидерами социал-демократических партий. Экономическую основу подлинно демократического общества и государства представляет плюрализм отношений собственности. Ни частная, ни общественная собственность сами по себе не гарантируют эффективности экономики и социальной справедливости. Поэтому необходимо разумное с точки зрения общественных и частных интересов сочетание различных форм собственности. Общественная собственность обеспечивает осуществление контролирующих функций в производстве и распределении, создает гарантии от подчинения общества власти монополий. Одним из основных в экономической концепции социал-демократов является возможно наиболее полное удовлетворение потребностей граждан. Чтобы это соблюдалось, необходим контроль со стороны государства, которое не должно допускать чрезмерного имущественного расслоения, роста бедности. Теоретики демократического социализма считают рынок «динамическим фактором развития экономики», представляют его более совершенной формой организации хозяйственной деятельности по сравнению с централизованным руководством народным хозяйством. Вместе с тем социал-демократы возражают против неограниченного могущества рыночной стихии. Последняя может стать фактором дестабилизации как экономики, так и общественно-политической системы и поэтому нуждается в регулировании со стороны государства. Наиболее приемлемым способом регулирующего воздействия на рынок признается планирование. Оно не должно быть директивным, как в странах советского блока, а индикативным, рекомендательным, проводиться путем создания заинтересованности и условий для субъектов хозяйствования развивать свою деятельность с учетом личных и общих интересов. Для экономических воззрений теоретиков и практиков демократического социализма характерна приверженность к сильной социальной политике. Государство путем перераспределения доходов с помощью налогов должно обеспечить каждому достойный, соответствующий современным условиям уровень образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Существуют и другие течения социалистической мысли: анархизм, национальный социализм, африканский социализм, экологический социализм и т. д. Однако они не получили широкого применения в исторической практике. Пока в обществе будет существовать несправедливость, неравенство, угнетение и эксплуатация, люди никогда не откажутся от социалистической идеи, создавая новые теории по справедливому устройству жизни на Земле.
Геополитика (от греч. gea – Земля и politike – политика) – это учение о географической обусловленности политических явлений. Составными элементами геополитики являются следующие: 1.географический детерминизм, который объясняет место страны в системе международных отношений особенностями географической среды; 2.политическое пространство, охватывающее географические, этнографические, демографические, экономические, культурные, информационные, политические и иные компоненты, предопределяющие ход истории и судьбы государства. Политическое пространство означает также глубину и протяженность пределов политической деятельности. 3.жизненное пространство, включающее средства существования и жизнедеятельности людей и наций. Идея борьбы за жизненное пространство нередко провоцировала агрессивную внешнюю политику, войну как продолжение политики насильственными средствами; 4.зона жизненных интересов как пространство за пределами государства, на которое распространяется активная внешняя политика страны; 5.государственная безопасность, являющаяся важнейшей проблемой любого государства. Проблемы выживания и перспектив развития, жизненного пространства и национальных интересов независимо от идеологической направленности политики являются центральными в геополитическом процессе и имеют прямую связь с глобальными проблемами современности. Термин глобальные проблемы (от англ. globe – земной шар) вошел в употребление с конца 60-х гг., хотя определяемые таким образом проблемы появились намного раньше. Вопрос о содержании и необходимости решения глобальных проблем был поставлен на повестку дня членами международной неправительственной организации ученых «Римский клуб», основанной в 1968 г. Сущность глобальных проблем состоит в том, что они угрожают существованию человечества и затрагивают интересы всех жителей планеты независимо от социального положения и места проживания, сдерживают общественный прогресс и ставят под сомнение благоприятные перспективы существования человеческой цивилизации. С другой стороны, масштабы и сложность глобальных проблем таковы, что их решение не под силу ни одному из ныне существующих государств. Эти проблемы могут быть решены лишь усилиями всего человечества. Истоки глобальных проблем – в обострении противоречий между колоссальным прогрессом производительных сил, ростом материального благосостояния и уровня потребления, с одной стороны, и возможностями природной среды обеспечивать необходимые для этого условия - с другой. Кроме того, нарастает разрыв в уровне использования природных ресурсов между странами, что порождает стремление захватить как можно больше запасов истощающихся полезных ископаемых. Классификаци глобальных проблем: 1.суперглобальные (общемировые) проблемы: предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, которая уничтожит все человечество; установление нового мирового порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; 2.общепланетарные глобальные проблемы: сохранение благоприятных для человека природных условий (экологическая проблема); обеспечение человечества энергетическими и продовольственными ресурсами; демографическая проблема (обеспечение достойных условий существования быстро растущему населению афро-азиатского региона и преодоление «старения наций в развитых странах); 3.общечеловеческие (субглобальные) проблемы: неравномерность экономического развития и уровня жизни в разных странах и регионах, нищета, социальное неравенство, обеспечение каждого человека необходимым минимумом социальных благ, соответствующих уровню развития современной цивилизации. Основными путями решения глобальных проблем являются следующие: 1.научно-технический прогресс; 2.моральное совершенствование людей; 3.ограничение роста уровня потребления и численности населения; 4.совершенствование экономических и социально-политических отношений. |