Политология. Политология как наука
Скачать 359 Kb.
|
Избирательная система – это закрепленный законом порядок определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространены три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. В основе мажоритарной системы (от фр. majorite – большинство) лежит принцип большинства при определении результатов выборов. Избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, как минимум 50 % плюс один голос (в Австралии, Республике Беларусь). Одним из вариантов этой разновидности мажоритарной системы является преференциальное (от лат. praefero – предпочитаю) или предпочтительное голосование. Избиратель в бюллетене со списком кандидатов распределяет их по своему усмотрению по пронумерованным местам. Особой разновидностью мажоритарной системы абсолютного большинства является система квалифицированного большинства, при которой для победы на выборах необходимо набрать свыше 2/3 или более 75 % голосов. Такая система применяется в Чили. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства выигравшим считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем кто-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Такой порядок существует в Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, США, с 2006 г. – в Республике Беларусь на выборах депутатов местных советов. Главное достоинство мажоритарных систем – учет мнения большинства избирателей определенного округа. Основным недостатком мажоритарных систем является то, что практически не учитывается мнение меньшинства избирателей, доля которых может приближаться к 50 %. Преимуществом мажоритарной системы абсолютного большинства является то, что победитель на выборах пользуется поддержкой абсолютного большинства избирателей. Специфическим недостатком этой системы является ее низкая результативность и высокая затратность, поскольку нередко приходится проводить второй тур, что связано с дополнительными расходами денег и времени. Указанные недостатки мажоритарных систем в определенной степени преодолеваются пропорциональной системой. В ее основе заложен принцип прямой пропорциональности (прямого соответствия) между количеством поданных за партию голосов и числом полученных ее представителями мест в парламенте. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за представленные партийные списки. Существует ряд вариантов избирательных партийных списков. Система полужестких списков предполагает голосование за партийный список целиком и гарантирует кандидату, возглавляющему его, обязательное получение мандата. Остальных кандидатов избиратель вправе распределить по своему усмотрению, проставив напротив их фамилий номера их очередности. Это учитывается при последующем распределении мандатов. Система открытых (свободных) списков предполагает голосование за партийный список целиком и распределение всех депутатских мандатов в соответствии с установленной избирателями очередностью. Данная избирательная система является самой распространенной: Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Болгария и т.д. Главное достоинство пропорциональной системы в том, что она позволяет наиболее полно представить в парламенте фактическое соотношение партийных и политических сил в стране, учесть политические симпатии населения, обеспечить допуск к осуществлению политической власти даже небольшим партиям, создать условия для максимального соблюдения интересов меньшинства. Вместе с тем и эта система не свободна от недостатков. Во-первых, при наличии в парламенте представителей многих партий затруднено формирование стабильного правительства, принятие согласованных решений большинством голосов. Во-вторых, эта система не позволяет избирателям в должной мере оценить и учесть преимущества и недостатки конкретных депутатов. В-третьих, неоправданно возрастает роль партийных элит, которые получают право определять списки и очередность кандидатов. Для преодоления указанных недостатков используется разновидность системы преференций. Для использования преимуществ мажоритарной и пропорциональной систем во второй половине XX в. была создана смешанная избирательная система. Суть ее в том, что половина депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе, а половина – в соответствии с пропорциональной системой. Каждый избиратель имеет два голоса: один он отдает за конкретного кандидата по одномандатному избирательному округу, другой – за список кандидатов какой-либо политической партии. Эта система применяется в Германии, Грузии, Литве, до 2005 г. – в России. Она позволяет выявить наиболее влиятельные политические силы и соблюсти интересы меньшинства. Таким образом, смешанная система позволяет избежать отмеченные выше недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, способствует укрупнению политических партий, формированию устойчивого правительства, сохранению реальной связи между избирателями и их депутатами.
Политическое сознание – это система понятий, идей, установок, настроений и чувств о существующей социально-политической действительности, положении в ней и отношении к ней индивидов, социальных групп, этнических и иных общностей. Политическое сознание – это отражение в сознании людей политического бытия. Политическое сознание как фактор политического процесса, с одной стороны, отражает его, с другой – оказывает на него активное влияние, представляет собой многоуровневую систему. Уровень политического сознания – это определенная ступень, достигнутая субъектом политики в познании и понимании процессов и явлений политической действительности. Выделяют такие уровни политического сознания, как обыденный, эмпирический и теоретический. Обыденное политическое сознание возникает на основе непосредственного восприятия будничной общественной жизни, не связано с активным участием в политико-властных отношениях. Обыденное сознание соприкасается главным образом с внешними проявлениями политических процессов и не проникает в их сущность, что предопределяет непонимание многого из того, что происходит в сфере политики. Эмпирический (от греч. empiria – опыт) уровень политического сознания характеризуется систематизацией и обобщением наблюдений о явлениях и процессах политической жизни. Этот уровень присущ тем, кто является активным участником политических процессов. Теоретический уровень политического сознания – высшая ступень в познании политической действительности, система идей и представлений, выработанных на основе научного осмысления фактов и явлений, относящихся к политической сфере общества. Политическое сознание индивида формируется на основе его опыта и личных качеств. Вместе с тем на характер сознания личности оказывает значительное влияние ее принадлежность к определенной группе или общности. Политическое сознание социальной группы – не простая сумма представлений о политике отдельных людей, оно отражает свойственные им общие идеи и интересы. Политическое сознание общества в целом зависит от того, каким сознанием обладают занимающие в нем ведущее положение социальные слои. Одной из важнейших черт политического сознания является характер политических предпочтений и позиций, занимаемых его носителями, показывающих их отношение к тем или иным политическим действиям: одобрение или неодобрение, поддержка или противодействие. В связи с этим качественными типами политического сознания можно назвать консервативный (ориентирующийся на сохранение существующих порядков), реформистский (осуществление постепенных изменений путем реформ), революционный (выступающий за быстрый коренной слом старого и скачкообразный переход к новому) и реакционный (за возврат к предыдущему состоянию). Сущность, структура, функции и типы политической культуры Политическая культура – это совокупность политических знаний, установок, ценностей, определяющих характер организации политического процесса и проявляющихся в политическом поведении субъектов политики. Структура политической культуры - совокупность ориентаций: познавательной, включающей знания о политической системе и политической деятельности; эмоциональной, отражающей чувства по отношению к субъектам политики, их действиям; оценочной, выражающей определенное личное отношение (с позиций добра и зла, пользы и вреда и т. д.) к политической системе, ее элементам, субъектам политики. Очевидно, что политическая культура не исчерпывается вышеуказанными ориентациями. Структура политической культуры включает также исторический опыт и сформировавшиеся на его основе политические традиции, культуру политического сознания, культуру политического участия, менталитет (от англ. mentality – склад ума, образ мышления) – определенную устойчивую модель мышления и поведения, политическую символику и язык, т.е. дух народа. Исторический опыт и политические традиции – это совокупность политических знаний, моделей политического участия, мышления и поведения, накопленных в процессе политической практики. Как фактор политического процесса политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются познавательная, коммуникативная, интегративная, регулятивная и воспитательная. Познавательная функция предполагает усвоение знаний о политической сфере общества. Коммуникативная функция обеспечивает передачу традиций политического опыта из поколения в поколение, а также взаимодействие субъектов политики. Интегративная функция выражается в достижении относительного единства и согласия в обществе на основе общепринятых ценностей и установок. Регулятивная функция обеспечивает единство норм поведения субъектов политики, делает политические процессы более организованными и предсказуемыми. Воспитательная функция проявляется в формировании личностей, особенно молодого поколения, на основе политических ценностей и установок, характерных для данного общества. Типы политической культуры: Патриархальная политическая культура присуща обществам, в которых политическая система окончательно не сформировалась, интересы людей не выходят за рамки своей общины, населенного пункта, местности, племени. В подданнической культуре налицо осознание существования политической системы и особых, отличающихся от других, политических отношений. Однако носители этой культуры полностью оторваны от участия в политике. Активистская политическая культура наиболее полно проявляется в странах с развитой демократией. Члены общества достаточно четко осознают основные черты и механизмы политической системы, придерживаются мнения о том, что государство в конечном счете существует для обслуживания их интересов и потребностей, поэтому считают необходимым не только подчиняться установлениям власти, но и активно участвовать в политической жизни, влиять на деятельность политических институтов, принимаемые политические решения. Смешанные типы политической культуры рассматриваются как своего рода этапы перехода от одного чистого типа к другому. В Республике Беларусь в настоящее время осуществляется переход от подданнической к активистской политической культуре. Первая характерна для представителей старшего поколения, воспитанного в традициях коммунистического авторитаризма. Молодое поколение, выросшее в обстановке демократизации и перехода к рыночной экономике, эффективно усваивает основы активистской политической культуры.
Социализация личности – это процесс ее включения в общественные отношения и общественно значимую деятельность на основе освоения опыта предыдущих поколений. В связи с этим политологами разработана категория политическая социализация – процесс освоения человеком основ присущей данному обществу политической культуры, а также включение личности в политические процессы. Политическая социализация предстает как одно из важнейших направлений становления всесторонне развитого гражданина. Политическая социализация представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, это передача индивиду политических знаний, ценностей, представлений, моделей политического поведения и деятельности. С другой, она включает выработку личностью своих собственных ценностных и практических ориентаций на основе отмеченной информации. Выделяются два уровня политической социализации. На первичном или обыденном уровне, личность получает политическую информацию, формирует свои политические предпочтения вне политического процесса. Вторичный уровень охватывает взаимодействие индивида с другими людьми в рамках политических институтов: органов государственной власти и управления, политических партий и т.д. Процесс политической социализации личности подразделяется на ряд этапов. Они в основном соответствуют периодам развития человека от детства к старости. Первый этап охватывает детство человека. Уже в раннем возрасте ребенок получает определенную информацию о политике и политических деятелях, в образной форме может составить для себя определенное представление об этом. Затем начинается юношеский этап, когда человек оказывается в состоянии понять, чего хотят те Следующий этап, который ведет свой отсчет после приобретения индивидом избирательного права, характеризуется тем, что у индивида в основном складываются его собственные политические представления и предпочтения. Когда человек достигает пожилого возраста, выходит на пенсию, начинается последний этап его политической социализации – посттрудовой, или пенсионный.
Идеология – это совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей. Политическая идеология является частью идеологии в целом и имеет более узкий смысл. Ее можно определить как систему идей, теорий, представлений, отражающих политические интересы социальных и политических общностей, а также обосновывающих безусловное право последних удовлетворять свои интересы путем получения государственной власти или воздействия на нее. В любой политической идеологии выделяют три уровня: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий. На теоретико-концептуальном уровне осуществляется обоснование интересов и притязаний на власть с использованием достижений научного знания (философского, экономического, социально-политического, исторического и др.), в результате которого формулируются соответствующие идеологические системы, принципы, идеалы, ценности. На программно-политическом уровне теоретические положения, принципы и идеалы воплощаются в программы, содержащие предложения по принятию конкретных решений, проведению политических действий. Поведенческий уровень (уровень широких народных масс) характеризуется необходимостью перевода достаточно сложных теоретических и программных положений на язык обыденного политического сознания. Политическая идеология как фактор политического процесса выполняет ряд следующих функций: 1.формирование и развитие политического сознания и политической культуры, проведение политической социализации индивидов, осмысление и выражение политических интересов, ценностей и ориентиров социальных групп, общностей, государств; 2.объединение людей на основе общих интересов для совместных политических действий; 3.выработка целей, модели и программы политических действий. Политическая идеология представляет собой неразрывное единство трех элементов: политического учения (теории), политической программы и политических действий. Важнейшими направлениями политической идеологии, оказывающими существенное воздействие на современные политические процессы, являются либерализм, консерватизм и социализм. Каждая из них имеет ряд разновидностей.
Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.. Содержание классического консерватизма содержится в его ключевых постулатах, приведенных ниже. 1.Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума. 2.Несовершенство природы человека, в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества. 3.Нравственный абсолютизм, признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам. 4.Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов. 5.Традиционализм, основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности. 6.Политический реализм. Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум. 7.Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных. 8.Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит. 9.Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов. Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма. Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма: 1.Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей. 2.Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности. 3.Социальная политика неоконсерватизма – ограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих. Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя. 4.Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим. 5.В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций. Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность. Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.
|