Главная страница
Навигация по странице:

  • В основе общего права первоначально лежит обычай, традиция.

  • Свою позицию присяжные определяли, основываясь на сложившейся системе традиций и обычаев.

  • Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент

  • ВОПРОС 68. МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

  • Источники мусульманского права

  • (Священное Писание).

  • Вторым источником мусульманского права является Сунна Пророка

  • Третьим источником мусульманского права является иджма (консенсус)

  • Четвертый источник мусульманского права – кияс (суждение по аналогии).

  • ВОПРОС 69. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА

  • 2) отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем

  • Мусульманское право имеет четыре источника

  • ВОПРОС 70. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, ЕЁ ПРАВА И СВОБОДЫ. ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

  • Правовой статус личности

  • Элементы правового статуса

  • Виды правового статуса

  • Специальный правовой статус

  • Индивидуальный правовой статус.

  • ОТП шпоры. Понятие и предмет общей теории государства и права общая теория государства и права


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеПонятие и предмет общей теории государства и права общая теория государства и права
    АнкорОТП шпоры.doc
    Дата17.12.2017
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТП шпоры.doc
    ТипДокументы
    #11900
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    ВОПРОС 67. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

    Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

    Английская правовая система включает «общее право», «статутное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

    Общее право Англии первоначально сложилось в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались сложившейся системой юридических принципов.

    Система принципов, на которых основывались судьи, была обязательна для всех судов при вынесении ими решений. Таким образом, выработалось правило прецедента – однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

    В основе общего права первоначально лежит обычай, традиция.

    Обычай имел весьма существенное значение для становления и развития англосаксонского права. По действующему правилу обычаи должны учитываться при решении судьями конкретных дел. Дело в том, что в решении судебных споров принимали участие присяжные заседатели (свободные граждане), которые зачастую, в отличие от судьи, не обладали профессиональными знаниями о нормах ранее принятых судебных решений, которые необходимы для правильной юридической квалификации поступков.

    Свою позицию присяжные определяли, основываясь на сложившейся системе традиций и обычаев.

    Для англосаксонской правовой системы не характерно классическое деление права на публичное и частное. Исторически здесь сложилось подразделение на «общее право» и «право справедливости». Такое деление произошло эволюционно, путем исторического генезиса, постепенного юридического оформления сложившихся отношений, что обусловливает специфику построения и развития английской правовой системы. Нормы общего права носят индивидуальный характер и имеют особое содержание.

    Английская правовая система развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его защита» и всегда поддерживался престиж судебной власти. Судебная власть имеет огромный авторитет, и она независима от других органов государственной власти.

    Основным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанными ею самой и вышестоящими судами. Судебная система Англии организована так, что, во-первых, решения высшей инстанции – Палаты лордов – обязательны для всех судов; во-вторых, Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-третьих, Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-четвертых, окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

    На современном этапе развития в англосаксонской правовой системе возросло значение закона среди других источников права. Законодательство постепенно стало приобретать большое значение в правовом регулировании общественных отношений. Повышение роли законодательной деятельности связано с теми интеграционными процессами, которые идут в объединенной Европе. При этом учитывается опыт других государств, в том числе национально-правовых систем, относящихся к романо-германской семье права. Следовательно, наблюдается процесс постепенного сближения правовых систем Англии и других стран континентальной Европы. В Англии нет писаной Конституции. Английская конституция – это система правовых принципов и норм, выработанных судебной и законодательной властью, призванных обеспечить права и свободы личности, а также ограничить произвол власти.

    Законодательные акты, принимаемые английским парламентом, по сфере действия делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территорию. Существуют законодательные акты, принимаемые местными органами власти, которые действуют на соответствующих территориях.

    Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. Например, наиболее авторитетный источник – «Институция» Кока цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов.

    В отличие от английского права, правовой системе США также присуще наличие такого правового института, как контроль судов за конституционностью законов. Высший конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Верховный суд США и под его контролем все другие суды – федеральные и штатов – осуществляют контроль не только за конституционностью законов федерации и штатов, но и за применением общего права.

    Конституция США – это основной закон страны, определяющий основы общественного и государственного строя. Она устанавливает пределы полномочий федеральных органов в их взаимоотношениях со штатами и с отдельными гражданами. Эти пределы уточнены в первых десяти поправках, принятых в 1789 г., которые образуют Декларацию прав американского гражданина.

    Англо-американская правовая система отличается чрезвычайной гибкостью правового регулирования, его близостью к фактическим общественным отношениям. Этот феномен объясняется особой ролью суда в создании и применении правовых норм. Именно англо-американскому праву обязано человечество приобретением института суда присяжных, доверительной собственности и многих других.
    ВОПРОС 68. МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

    Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

    Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.

    В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

    Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата правил поведения позволяет представить его в качестве всеобъемлющей системы социально-нормативного регулирования.

    История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих.

    На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая доктрина и по настоящее время продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему стран исламского мира.

    На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.

    Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма и 4) кияс.

    Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Коран – последнее по времени Божественное.

    Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.

    По мнению авторитетных мусульманских правоведов, юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).

    Вторым источником мусульманского права является Сунна Пророка (сборник хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне (предания о поведении, поступках, образе мыслей и действиях пророка Мухаммеда). Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX вв.). Как и Коран, Сунна содержит нормы нравственно-юридического характера. В хадисах прежде всего представлены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (судья) обязан следовать последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени действие или изречение Мухаммада.

    Третьим источником мусульманского права является иджма (консенсус) – общее решение авторитетных мусульманских законоведов, составленное для разъяснения и применения Корана и Сунны.

    Четвертый источник мусульманского права – кияс (суждение по аналогии). Кияс представляет собой обычное решение по аналогии. В мусульманских странах решение по аналогии приобретает особый смысл и значение, так как оно основано на идее, имеющей абсолютный и неоспоримый характер. Кияс имеет самостоятельное юридическое значение, соответственно и выступает отдельным источником права.
    ВОПРОС 69. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА

    Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:

    1) признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права)

    2) отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем (страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара)

    Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат Правовому регулированию. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобными по отношению к Богу. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. Мусульманское право имеет четыре источника:

    1) Коран - священная книга ислама;

    2) сунну, или традиции, связанную с посланцем Бога;

    3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

    4) кийас, или суждение по аналогии.

    К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.

    Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

    Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

    При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

    Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика.

    Семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений.

    Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дает о себе знать.

    Рис. 1. Основные правовые семьи прошлого и современности



    Рис. 2. Основание типологии правовых семей мира
    ВОПРОС 70. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, ЕЁ ПРАВА И СВОБОДЫ. ГАРАНТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

    Правовой статус выступает относительно самостоятельным регуля­тором общественных отношений в общей системе права, Правовой статус личности - признанная Конституцией и законами совокупность субъективных прав и юридических обязанностей индивидов и их объеди­нении, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли.

    Элементы правового статуса: права и обязанности; законные ин­тересы; гражданство; юридическая ответственность; принципы; право­вые стимулы; правовые ограничения и др.

    Виды правового статуса: общий; специальный; индивидуальный.

    Общий правовой статус. Закреплен в Конституции Республики Беларусь, в которой определены личные, политические, Социально-­экономические и социально-культурные права личности.

    Личные права и свободы - право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства; неприкосновенность жилища, частной жизни; свобода передвижения и выбора места жительства свобода совести; право на тайну переписки, телефонных переговоров' почтовых и телеграфных сообщений.

    Политические права и свободы - право на гражданство, образование объединении, проведение собраний, митингов, демонстраций; равный доступ к государственным должностям; право избирать и быть избранным в высшие органы власти, участвовать в референдумах и т.п.

    Социально-экономические права - право собственности; право на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых, социальное обес­печение, на жилище, наследование, на охрану здоровья и медицин­скую помощь; право на охрану частной собственности, в том числе ин­теллектуальной.

    Социально-культурные права - право на образование; свобода всех видов творчества; право пользования достижениями культуры, родным языком; свобода выбора языка общения.

    Специальный правовой статус. Фиксирует правовое положение конкретной личности, которое включает наряду с распространяющи­мися на нее стандартными права ми и обязанностями субъективные правовые элементы - гражданство, правосубъектность, субъективные права и обязанности, ответственность за возможно совершенное правонарушение. Понятие «правовое положение» шире, чем «правовой статус». Правовой статус может быть общим (для всех граждан Республики Беларусь) и специальным (для военнослужащих, пенсионе­ров, студентов), не граждане Республики Беларусь (беженцы, мигран­ты, иностранцы) не могут участвовать в выборах в высшие представительные органы Республики Беларусь.

    Индивидуальный правовой статус. Представляет собой совокуп­ность персонифицированных прав и обязанностей конкретной лично­сти, а также пол, возраст, семейное положение, должность и т.д.

    Государство и личность несут по отношению друг к другу опреде­ленные обязанности, Государство обязано социально и юридически защищать своего гражданина в любом месте, в любой ситуации (плен, болезнь); гражданин обязан быть законопослушным, оберегать честь государства, защищать целостность его территории, содействовать процветанию,

    Принципы правового статуса личности, закрепленные в Консти­туции: закрепление прав и свобод человека и гражданина, включая общепризнанные принципы международного права и т.д.; неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения; равенство прав и свобод человека и гражданина перед су­дом и законом и др.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта