Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОС 19. ПРАВО И ЗАКОН: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

  • Закон

  • Во-первых

  • ВОПРОС 21. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

  • Нормативистская теория права

  • Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.

  • ВОПРОС 22. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Социологическая школа права

  • Нигилистическое отношение к нормам права

  • ВОПРОС 24. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА Принципы права

  • Свойства принципов права

  • Виды принципов права

  • Отраслевые принципы

  • ВОПРОС 27. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

  • Общие признаки социальных норм

  • По источнику возникновения различают

  • По сфере урегулирования общественных отношений выделяют

  • ОТП шпоры. Понятие и предмет общей теории государства и права общая теория государства и права


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеПонятие и предмет общей теории государства и права общая теория государства и права
    АнкорОТП шпоры.doc
    Дата17.12.2017
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТП шпоры.doc
    ТипДокументы
    #11900
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ВОПРОС 18. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ

    Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. Является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.

    Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

    Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

    Возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

    Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;

    Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества. Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

    Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

    В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством

    Признаки права:

    • Создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

    • Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

    • Предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

    • Охрана и поддержание мерами государственного воздействия.


    ВОПРОС 19. ПРАВО И ЗАКОН: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

    Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) – это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

    Закон – это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания – нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

    • во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

    • во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

    Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

    Главное в законах, кроме их всеобщности, – это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

    Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

    Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают.

    Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:

    Каков же критерий правовых законов?

    Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

    Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

    Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

    Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим – избранным народом – органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.
    ВОПРОС 21. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

    В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:

    1. естественно-правовая теория;

    2. историческая школа права;

    3. психологическая теория права;

    4. социологическая теория права;

    5. нормативистская школа права.

    Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале ХХ в.

    Основные положения:

    • весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

    • и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».

    Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.

    К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

    Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что-то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно-производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.

    Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.

    Свой подход имеют нормативисты и к методам изучения права. Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности.

    Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».

    ВОПРОС 22. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

    Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать буржуазное право.

    Буржуазное право – это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса.

    Социологическая школа является одной из основных разновидностей позитивизма в праве. Она сформировалась в конце XIX – начале XX вв. Основные положения, которые выдвигали представители этого направления:

    1) выступила на словах против безраздельно господствовавшего до этого в буржуазной «науке» права как возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормах, игнорирующих опыт, практику;

    2) право – это «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций.

    Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха. В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно:

    • нигилистическое отношение к нормам права;

    • склонность «развенчать закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти»;

    • пренебрежительное отношение к форме права;

    • вульгарно-социологический подход к праву, который пренебрегает его спецификой в комплексе других общественных явлений.

    В России представителями социологической школы права считают Муромцева и Шершеневича.

    Современные социологические школы права характеризуются значительной дробностью и пестротой мнений. Наиболее крупной считают американскую социологическую школу права, которую возглавляет юрист с реакционными идеями Р. Паунд.

    Нигилистическое отношение к нормам права, присущее представителям социологической школы права, также характерно для американской юриспруденции. Представители этой школы отказываются видеть в праве комплекс норм, отрицают обязательность норм для суда и считают, что судья – должностное лицо государства, является основным носителем судебной власти. Идеи социологической школы права были широко использованы в фашистской Германии для обоснования фашистского тотального государства, а также принципа вождизма. Широкое распространение в современных странах идей социологической школы права некоторые ученые объясняют общим кризисом капитализма, банкротством буржуазной демократии, а также начавшимся поворотом империалистической буржуазии к реакции. Нормы права при этом призваны также регулировать отношения между властвующим и подвластным, где обязательно властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.
    ВОПРОС 24. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

    Принципы права – это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

    Свойства принципов права:

    • Отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

    • Наличие основополагающего характера;

    • Фиксирование в законодательстве;

    • Отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

    • Устойчивость;

    • Системность;

    • Отражение своеобразия, то есть природы, сущности, специфики правовой системы;

    • Наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

    Виды принципов права:

    Общие (общеправовые) принципы – исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

    Принцип федерализма, отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации;

    Принцип законности, означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

    Принцип гуманизма, означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство;

    Принцип равноправия, означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

    Принцип справедливости, закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

    Принцип единства прав и обязанностей, означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

    Отраслевые принципы – исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

    Межотраслевые принципы – исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

    • Принцип гласности;

    • Принцип состязательности;

    • Принцип неотвратимости юридической ответственности.




    ВОПРОС 27. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления.

    Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

    Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

    Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

    Общие признаки социальных норм:

    Социальный (общественный) характер. Социальные нормы строятся по типу Субъект - Субъект.

    Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

    Объективно - субъективный характер. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

    Системный характер. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

    Подзаконный характер. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству.

    Обеспеченный характер. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

    Виды социальных норм:

    Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и коллектив охотников или игроков в карты. Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. Корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации. Отличительным признаком является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются меры воздействия - исключение из коллектива.

    Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников

    Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

    Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям:

    По источнику возникновения различают:

    • Обычаи (традиции);

    • Нормы морали;

    • Религиозные нормы;

    • Корпоративные и юридические нормы;

    По сфере урегулирования общественных отношений выделяют:

    • Политические нормы;

    • Организационные нормы;

    • Эстетические нормы;

    • Правовые нормы;

    • По способу выражения:

    • Письменные нормы;

    • Устные нормы.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта