Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

  • Философия: определение, специфика и основные проблемы. Философия

  • Предмет, функции философии.

  • Предпосылки возникновения античной философии: социальные и гуманитарные (искусство и религия).

  • Определение, специфика, мировоззренческие характеристики античной философии.

  • Пифагор и пифагорейцы: религиозно-философские проблемы.

  • Философия Гераклита («логос», «единое», «становление»). 6-5 вв до н. э. Гераклит

  • Гераклит

  • Ксенофан

  • Атомистика: Левкипп и Демокрит. Атомистика

  • ЭТИКА И ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА

  • .

  • Ответы на экзамен по философии, Выжлецов, 1 курс, 2 семестр. Понятие мировоззрение и его проблемы. Структура мировоззрения (уровни и элементы)


    Скачать 38.15 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрение и его проблемы. Структура мировоззрения (уровни и элементы)
    АнкорОтветы на экзамен по философии, Выжлецов, 1 курс, 2 семестр.docx
    Дата23.12.2017
    Размер38.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на экзамен по философии, Выжлецов, 1 курс, 2 семестр.docx
    ТипДокументы
    #12598
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Понятие «мировоззрение» и его проблемы. Структура мировоззрения (уровни и элементы).

    Мировоззрениесистема взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе. Мир и человек – основополагающие части мировоззрения. Уровни: 1) миропонимание – интеллектуально-познавательный уровень мировоззрения, который базируется на знаниях и представлениях наиболее общего характера; 2) мировосприятие – органы чувств формируют целостный образ; 3) мироощущение – эмоциональное переживание нашего бытия. Элементы: 1) знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) ценности (особое отношение людей ко всему происходящему в связи с их потребностями, целями, пониманием смысла жизни); 3) убеждения – одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности.

    1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

    Мифология - способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов. Анимизм – вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами. Антропоморфизм – наделение предметов природы, а также вымышленных мифологических существ, человеческими обликами и свойствами. Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо.

    Религия – соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование богов. Внешняя сторона: религия есть социально-организованная вера человека. Внутренняя сторона: вера. Главный вопрос религии: поиск вечного и истины.

    Философия – форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу. Слово «философия» впервые появилось в древней Греции у Пифагора в 6 веке до нашей эры.

    1. Философия: определение, специфика и основные проблемы.

    Философия – наука о сущем (Аристотель). Философия – есть теоретически осмысленное мировоззрение. Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему объективных знаний об основаниях и формах бытия, о наиболее общих характеристиках отношений человека к природе, обществу у духовной жизни (Стёпин). Специфика: 1) интегративная специфика ф-ии – объединение в одно целое. Физика – наука о природе; 2) мировоззренческая культура; 3) методологическая. Основные проблемы: мир-человек; бытие-мышление; внешнее-внутреннее; объект-субъект; материя-дух; природа-культура.

    1. Предмет, функции философии.

    Фун-ии: 1) Мировоззренческая (способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире); 2) Гносеологическая (способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания); 3) Методологическая (Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности); 4) Ценностно-ориентирующая (Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности). Философию можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

    1. Предпосылки возникновения античной философии: социальные и гуманитарные (искусство и религия).

    Предпосылки зарождения философии:

    • Разделение труда

    • Увеличение количества свободного времени

    • Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний

    • Захватнические войны – рабовладение

    • Разделение города и деревни

    • Развитие торговли – путешествия – обмен опытом

    • Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.

    Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. Гераклит считал первовеществом огонь, как наиболее тонкую и живую материю. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем.

    1. Определение, специфика, мировоззренческие характеристики античной философии.

    Античный – «древний». Ф-ия Древней Греции и Древнего Рима. 6в до н. э. – 6 в н. э. Специфика древнегреческой философии – единство содержания метода и цели (движение от мифа к логосу (разум)). Мировоззренческие характеристики, определившие греческую культуру, античные мировоззрения. 2 реалии: космос (космоцентризм) одушевленное тело, живое самомыслящее существо; нечто целостное, в нем есть определенный строй и полис.

    1. Основные проблемы ранней греческой философии («досократиков»). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

    Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Основатель Милетской школы - Фалес Милетский. Аристотель: «Фалес принимал начало лишь в виде материи». Вода – основное вещество или начало всего. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Анаксимандр считал началом всего сущего некий «апейрон», что в переводе означает "беспредельное, безграничное, бесконечное" – некая телесная непрерывность, с помощью которой он описывает природу; объемлет все миры и пространство в них; характеристика вечной и нестареющей природы. Образ вечного возращения; закон сохранения материи; вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли согласно предназначению. Анаксимен: воздух: 1) начало, элемента космоса; 2) источник дыхания и жизни. Весь мир окружен воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. Воздух есть начало космоса и источник жизни.

    1. Пифагор и пифагорейцы: религиозно-философские проблемы.

    Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели. В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания. Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? — Солнце и Луна. Что самое справедливое? — Принесение Жертв. Что самое прекрасное? — Гармония и т.д. Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования: 1)Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем); 2)Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей); 3)Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь); 4)Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др.

    1. Философия Гераклита («логос», «единое», «становление»).

    6-5 вв до н. э. Гераклит («Тёмный»). Работы «О природе». Мудрость – это внутреннее качество мудреца, заключается в приобщении к такому знанию, благодаря этому можно всем управлять. Изречения мудреца передаются через логос. Философский смысл логос – божественный и человеческий разум. Логосесть необходимость, божественный закон бытия. Но отличается от слова повседневная жизнь. Единое – есть мудрое или Бог. Бог есть день- ночь (война – мир). Душа общается с логосом через дыхание. Благодаря общению с логосом душа живет и познает. Логос так же связан с космосом. Космос никто не создал (Гераклит). Становление – это учение о возникновении вещей, характеризующееся космическим первоначалом, имеющие разные формы. Мир – становящее, вечно изменяющее, но целое. Учение о логосе как о необходимости. Гераклит пытался увидеть объективную необходимость, закономерность всего существующего.

    1. Элейская школа: Парменид и Зенон (понятие «бытие», путь познания, апории).

    Родоначальник – Ксенофан. Парменид «Учение о природе». Оказали воздействие пифагорейцы. Об изменчивости всего существующего – Парменид. Доказывают: бытие – существует, а небытие – не существует. «Ибо мыслить, то же, что быть». То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим. Вывод: бытие – есть то, что мыслится и то, о чем мы можем сказать, т.е. оно имеет существование. Хар-ка бытия: бытие едино, божественно, целостно, неделимо и неподвижно. Теория познания. В понятие бытие содержится 3 важных момента: 1) бытие есть, а не бытия нет; 2) бытие – едино и неделимо; 3) бытие познаваемо, а не бытие – не постижимо. Парменид не противопоставляет истину и ложь. На чувствах основывают недостоверные и противоречивые мнения, знания. Открытие бытия означало, что субъективный хар-р познания может искажать подлинный образ действительности. Зенон основывал идею о том, что существует единое или бытие. Апория – «трудноразделимая проблема»: 1) о множественности вещей (каждая вещь может видеться или мыслиться в виде бесконечного множества); 2) летящая стрела (пространство, время и движение состоят из неделимых элементов. Движение противоречиво и поэтому невозможно, так как противоречие может сущ. Только в мышлении, а не в самих вещах). 3) дихотомия – деление на 2. Вывод: часть эквивалентна целому.

    1. Атомистика: Левкипп и Демокрит.

    Атомистика – учение о прерывистом строении материи. Бытие – атом. Атом – (от греч.) не рассекаемое, неделимое. Понятие, введенное Левкиппом, для обозначения мельчайших частиц бытия. Хар-ки атомов: неделимы, неизменны, не имеют качеств; отличаются друг от друга формой и размером. Процесс образования космоса как и все, что происходит в мире, закономерен и подчинен необходимости. Демокрит – написал около 70 книг. Чувственное и рассудочное познание. Нет ничего вероятностного и случайного; живое отличается от неживого наличием души; душа состоит из особенных сферических атомов. Демокрит впервые использовал термин микрокосмос по отношению к человеку. Лучшим гос. устройством он считал демократический полис, основой демократического полиса он читал воспитания граждан. Высшая добродетель – безмятежная мудрость.

    1. СОФИСТЫ (ПРОТАГОР)

    В древнегреческом языке словом «софистес» определяли людей, досконально знающих и умеющих что-либо делать. Так могли назвать и художника, и хорошего мастера, и мудреца. Одним словом, знатока. Но с пятого века до нашей эры этот термин сделался одной из основных характеристик явления, известного нам как античная философия. Софисты были знатоками риторики.

    Софисты стали учителями тех, кто желал правильно мыслить, говорить и делать.

    Поскольку риторика и красноречие были очень востребованы в обществе, то эти новомодные мудрецы стали брать плату за свои услуги, что отражено в исторических источниках. Их оригинальность состоит также в том, что философия софистов практически отказалась от религиозных обоснований своих положений. Ведь софисты – это практики, обучающие политиков. Кроме того, они заложили определенные основы современной культуры.

    Софистов, как явление в истории мысли, принято делить на две группы. Первая - это так называемые «старшие». Они представляли собой скорее набор методик, а не какую-то единую школу или же течение. Если попытаться охарактеризовать их в целом, то можно увидеть, что они являются наследниками натуралистов, поскольку пытаются объяснить все существующее рациональными причинами. Философия софистов старшего поколения разрабатывалась Протагором.

    По некоторым сведениям, он родился в 481 году до нашей эры, а умер в 411. Он родился в торговом городе Абдеры и был учеником знаменитого Демокрита. Мышление последнего оказало значительное влияние на Протагора. Учение об атомах и пустоте, а также множественности миров, постоянно гибнущих и возникающих вновь, он развил в идею об относительности вещей. Философия софистов с тех пор стала символом релятивизма. Материя преходяща и постоянно изменяется, и если что-то гибнет, то иное приходит на его место. Таков наш мир, утверждал Протагор. Так и со знанием. Всякому понятию можно дать противоположное толкование. Известно также, что Протагор был автором атеистического сочинения «О богах». Оно было сожжено, а сам философ обречен на изгнание.

    "Младшие"- «Учителя мнимой мудрости», - отзывался о них Аристотель. Они исповедовали крайний релятивизм и пришли к выводу о том, что понятия добра и зла практически не отличаются друг от друга. То, что может быть хорошим для одного человека, плохо для другого.

    1. 2 вопроса Сократу ( во фрагменте соч. Платона «Апология Сократа»): Может быть, кто-нибудь из вас возразит: "Однако, Сократ, чем же ты занимаешься? Откуда на тебя эти клеветы? В самом деле, если бы сам ты не занимался чем-нибудь особенным, то и не говорили бы о тебе так много. Скажи нам, что это такое, чтобы нам зря не выдумывать".

    2. ЭТИКА И ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА

    В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу. Свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

    В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: 1) необходимостью каждому “познать самого себя”; 2) “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”. С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

    Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
    1.   1   2   3


    написать администратору сайта