Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Возрождения

  • Эпоха Возрождения

  • гуманистического мировоззрения

  • Образ природы

  • «натурфилософия»

  • Философия Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня.Социальные теории Возрождения: Никколо Макиавели и Томас Мор.

  • Скептическая этика М. Монтеня

  • Никколо Макиавелли (

  • Томасом Мором

  • Новая теория исходит из следующих требований

  • билеты по философии. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления


    Скачать 109.43 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления
    Анкорбилеты по философии
    Дата19.04.2022
    Размер109.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по философии.docx
    ТипПрограмма
    #485410
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    21.Идейное содержание и мироопущение Ренессанса. историко-культурное и социальное содержание понятий «возрождение» и «гуманизм» .Преодолении средневекового аскетизма ,гедонизм ,секуляризация духовного мира человека ,всесторонность развития ,ценность индивидуальности, достоинства и блага человека .Природа человека как гармоническое единство духовного и телесного начал. Культ художника -творца. Данте, Пико делла Мирандолла.Реформация и Контрреформация.
    Философия Возрождения - особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях.

    Расцвет культуры Возрождения приходится на XV - XVI века. В самом общем смысле под Возрождением понимают направленность культуры к возрождению античности. В этой связи культура Ренессанса воспринимается как антитеза средневековой схоластике. Однако неправомерно абсолютизировать разрыв между Возрождением и средними веками: Ренессанс тесно связан с предшествующей эпохой, но есть нечто иное по сравнению со средневековьем. Особенностями Ренессанса следует считать, во-первых, необычайную яркость чувства подъема; во-вторых, связь возрожденческого возвращения к подлинному, с обращением к античности.

    Возрождение - культурный процесс в широком смысле слова, т.к. это явление было связано с экономическими, социальными и политическими отношениями. Крестовые походы средневековья способствовали в какой-то степени развитию торговли, что, в свою очередь, разрушало основы натурального хозяйства.

    Эпоха Возрождения - особая культурная эпоха, которая пришла на смену

    культурной эпохе Средневековья. Решающее различие между ними – наличие нового и культурного Возрождения. В условиях культурной эпохи Возрождения сознание европейцев оказалось под сильным влиянием нового мировоззрения. Гуманизм: в широком смысле: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком смысле: светское мировоззрение, распространившееся в Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения.
    Новизна гуманистического мировоззрения в том, что оно:

    1) первое светское мировоззрение в новой Европе (раньше было духовное).

    1. это мировоззрение возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму.


    Аскетизм - пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. Понятый широко, аскетизм имеет онтологические основания, поскольку опирается на реально существующее мировоззренческое представление о структуре мира, его частях и их взаимных связях. Возвеличение идеального мира, входящее в суть аскетизма, предполагает предельно широкое утверждение основных ценностей этого мира в реальном мире.

    Образ природы родился еще в мифах, и в различных космогониях - это было донаучное мифически - религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Особое место здесь уделяется той точке в пространстве и времени, где развернулся акт творения, он то и признается «центром мира». Хаос - это первобытное состояние и первообщество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как собранный Космос. Мир рождается из природных стихий - огня, воды, земли и воздуха. Все это первичный строительный материал для строительства Космоса. Стихии соединяются и разъединяются. Мир возникает от взаимодействия огня и воды. Из этих первоэлементов формируется все многообразие мира. Мифы повествовали о происхождении богов древних культур. В мифе всегда отражалась определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражалось стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру.

    Понятие «натурфилософия» предложил римский философ Сенека. Он понимал под ним вполне конкретную область философского знания, изучающую и объясняющую природу. Отличие натурфилософии от мифологии заключается в том, что философы стремятся определить место человека в природе, а не просто обозначить его присутствие в Космосе, как мы наблюдали это в мифе. Человек выступает в философии как некое сознательное, чувствующее существо, постигающее свои многообразные отношения с природой.
    В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается иначе, чем в античности и в средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность).

    Только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный характер. С ее помощью человек созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире,— самого себя.

    И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали «искусством», и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто «искусник», «техник», каким он был для античности и средних веков: теперь он - творец. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. В творении бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения.
    С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов».


    1. Философия Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня.Социальные теории Возрождения: Никколо Макиавели и Томас Мор.


    Мыслитель не противопоставляет веру и знание. По его мнению, вера и знание гармонично связаны между собой. Знание призвано укреплять веру, понимать Священное Писание.

    Эразм усилил роль знания. Антихристианской ее можно назвать потому, что знание у Эразма становится элементом, практически равнозначным вере. Ко всему прочему, Эразм в своих произведениях призывает использовать труды древних мыслителей.

    Он стремился в своих размышлениях к гармоничному сочетанию античных и христианских морально—философских идеалов. Поэтому Сократ, например, был им практически приравнен к Христу.

    Таким образом, Эразм полагает, что знание универсально. Оно не изменит своей сути в зависимости от источника. Для веры необходимо любое знание, если оно будет соответствовать духу христианства.
    В вопросе соотношения веры и знания мыслителя можно отнести к концепции «двух истин», или концепции о двойственности истины, возникшей в XII–XIII вв. Согласно этой концепции, истина, формулируемая человеческим разумом и относящаяся к природе, является истиной в философии (совпадавшей с наукой), в то время как истина Священного Писания или совсем не доступна человеческому разуму, или постигается им только частично, имеет отношение лишь к сфере человеческой морали, которая ориентирована не на реальную земную жизнь, а на вечную жизнь в посмертном существовании.

    Скептическая этика М. Монтеня

    Этика еще сохраняет достаточно прочные преемственные связи со средневековым мировоззрением. Своеобразным способом утверждения новых идеалов выступает при этом скептицизм. Наиболее интересным примером этого является позиция Мишеля Монтеня (1533–1592), который сумел в образно—эмпирической форме отразить многие антиномии морального сознания, дать позднейшим теоретикам морали «труднейшую проблему: каково может быть основание добродетели, если она не покоится ни на личных, ни на общественных потребностях человека, а вступает в противоречие с теми и другими?».
    Монтень полагал, что человек не должен смиряться перед судьбой, Богом, провидением, он способен полностью отвечать за свои поступки. Стоицизм Монтеня ориентировался прежде всего на природу, на естественное, носил эпикурейский характер; ему были чужды жертвенность, отречение во имя потусторонних идеалов.
    Идеи абсолютизма находили отражение в социальных теориях Ренессанса. Крупнейшей фигурой такого плана был Никколо Макиавелли (1469-1527).

    Макиавелли попытался подойти к проблеме государства со светских, а не с теологических, средневековых позиций. Он попытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, особенностях человеческой психики, реальных общественных взаимоотношениях. Макиавелли рассматривал историю как столкновение страстей, потребностей, интересов, индивидов и сословий.
    Важное значение в философской мысли эпохи Возрождения XVI в. имели также утопические учения. Наиболее значительные из них были созданы англичанином Томасом Мором, итальянцем Томмазо Кампанеллой и немцем Томасом Мюнцером.

    Наиболее известное произведение Томаса Мора (1478-1535) - "Утопия" (1516), где он описывает жизнь на фантастическом острове. В Утопии все находится в общественной собственности. Благополучие общества невозможно, если существует частная собственность. Семейная жизнь носит патриархальный характер.

    Знаменитая "Утопия" оказала большое влияние на многих реформаторов последующих столетий.


    1. Натурфилософия эпохи Возрождения:Коперник и Галилей.Диалектика и гелиоцентризм Н.Кузанского.Патнеизм Джордана Бруно: природа как «бог в вещах» , «мировая душа» как всеоживляющий, движущий и целеведущий принцип; человек как микрокосм.


    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
    XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживали глубокий кризис.

    Основные направления эпохи Возрождения
    1) В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека – гуманизм. Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека были Данте Алигьери, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци.
    2)Неоплатоническое направление: с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека (Н. Кузанский, П. Мирандола).

    Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить – великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
    Новая теория исходит из следующих требований:
    -Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

    -Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

    -Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
    Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
    Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Предмет науки – природа и человек. Предмет религии –сфера моральных поступков человека. Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.

    Он разработал принципы научного исследования природы. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.
    Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
    Рассуждение Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.


    1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени.Формирование теоретического и экспериментального естествознания,классической науки в 17 веке.Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией.Полемика эмпиризма и рационализма.

    Период конца XVI – начала XVII столетия связывают в естествознании с формированием и систематическим развитием экспериментально–теоретических исследований, его часто именуют аналитическим, или точным естествознанием. Накопление большого количества сведений о мире мореплавателями, путешественниками, астрономами, химиками и алхимиками к началу XVII столетия породило стремление к более детальному изучению объектов, что привело к дифференциации (разделению, расчленению) существующих наук. Важнейшими особенностями аналитической стадии естествознания являются:
    Природа рассматривалась как неизменная во времени, то есть вне эволюции, а ее разные сферы – вне связи друг с другом.

    Понятие “классическое естествознание” охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Этот этап естествознания характеризуется целым рядом специфических особенностей:

    1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.

    2. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого.

    3. Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам, открытым И.Ньютоном.

    4. Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета.
    Стремление философов XVII в. к совершенствованию философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.

    Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.

    Лидером естествознания в Новое время, благодаря научной революции XVI - XVII вв., стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние на формирование новой картины мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая и метафизическая картина мира. Все явления природы трактуются как машины или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое движение.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта