Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.Релятивизм Гераклита Эфесского.Атомизм Демокрита.Число Пифагора.

  • 7.Элейская школа.(Парменид,Ксенофан, Зенон) о бытии.Эмпедокл и Анаксагор.

  • Парменид

  • 8.Классический этап в античной философии.Антропологическая проблематика софистов.Сократ:учение о человеке и методе познания(майевтика)

  • Учение об идеальном государстве.

  • 10.Аристотель:Метафизика -учение о форме и материи,четырех причинах,этика(понимание блага и справедливости,человеческой добродетели), политика(«правильные» и «неправильные « формы гос-ва).

  • Неправильный строй

  • 11.Эллинистическо -римский этап.Перипатетики.Неоплатонизм.Кинизм.

  • билеты по философии. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления


    Скачать 109.43 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления
    Анкорбилеты по философии
    Дата19.04.2022
    Размер109.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по философии.docx
    ТипПрограмма
    #485410
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

    Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

    6.Релятивизм Гераклита Эфесского.Атомизм Демокрита.Число Пифагора.
    Гераклит Эфесский.

    Предположил, что космос не создал никто из известных богов, но над всеми богами стоит один бог, как воплощение борьбы и гармонии мира. Первосубстанция - огонь.

    Космос и будет вечно живым огнем ,мерами загорающимся и мерами потухающим. В своей книге "О Природе" высказывает утверждение, что мир состоит из противоположностей, которые, однако, тождественны и полностью совпадают. Закон гармонии мира гласит: Враждебное всегда ладит с собой. Современники обвиняли Гераклита в релятивизме. Однако, Гераклит полагал, что этот мир есть гармоничное целое, над которым стоит логос (Высший разум), который упорядочивает взаимопереход противоположностей и устанавливает меру для свойств и отношений вещей.
    Демокрит.

    Суть атомизма состоит в признании основой мира атомов как мельчайших неделимых частиц. Все вещи, души, люди и боги состоят из них.

    Атомы находятся в постоянном движении в пустоте. Атомы различаются формой, величиной и положением. Атомы соединяются крючками. Душа человека тоже состоит из атомов, но они особой формы и практически невесомы и невидимы.

    Демокрит считал, что полагаться на чувства, исследуя мир, нельзя. Только благодаря разуму можно понять, что мир состоит из неделимых атомов. Мысли также имеют атомарные основы, названные им эйдосами (образы вещей). Демокрит также утверждал детерминированность всего происходящего в мире.
    Пифагор.

    Он полагал, что в каждом предмете, помимо его изменчивых состояний, существует неизменное бытие, некая неизменная субстанция. Это и есть число. Отсюда основная идея пифагореизма: число – основа всего сущего. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

    По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, т.е. вечны. Они - некая реальность, стоящая выше реальности вещей. Пифагор говорит, что все свойства предмета могут быть уничтожены, или могут измениться, кроме одного лишь числового свойства. Это свойство – единица. Единица – это бытие вещей, неуничтожимая и неразложимая, неизменное.


    7.Элейская школа.(Парменид,Ксенофан, Зенон) о бытии.Эмпедокл и Анаксагор.
    Элейская школа – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6- 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса. Основателем Элейской школы и учителем Парменида считается Ксенофан.Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все наполнено бытием. Бытие плотно примыкает к бытию. Оно бесконечно во времени, ограничено в пространстве, шарообразно. Своим учением о бытии они заложили фундамент классической греческой онтологии.

    В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии:

    Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме,

    Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии.

    Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества);

    Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни

    противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

    Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество.

    Первым ввел в философию понятие «элементы», под которыми понимались те начала, из которых состоит все сущее, все вещи — земля, воздух, вода и огонь которые он называет «корнями всех вещей». «Корни вещей», по Эмпедоклу, вечны, неизменны и не способны переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются вследствие соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

    Эмпедокл согласился с тезисом Парменида о невозможности перехода «небытия» в «бытие» и «бытия» в «небытие»: для него «рождение» и «гибель» вещей — лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механическое «соединение» и «разъединение» элементов.

    Анаксагор.

    Зачинатель афинской философии. Первым стал искать объяснение того “почему” мир кажется таким, каким он кажется. Первый кто был обвинен в не почитании богов, признаваемых народом. Философия доросла до противоположности к обыденному сознанию. Массы требовали казнить Анаксагора, но Перикл уговорил их этого не делать. Но было принято решение изгнать его из Афин.

    Примыкал в одном к Демокриту и Эмпедоклу: не признавал возникновение из небытия и уничтожение в ничто. Но есть и различие: у Демокрита все атомы одинаковы (отличаются друг от друга лишь внешне), а у Анаксагора все сущее состоит из гомеомерий, мельчайших частиц – семян. Из гомеомерий слагаются все вещи: из кровеобразных частиц - кровь, из костеобразных - кости, из мясобразных - мясо и т.п.

    Анаксагор понимал, что одной материей (т.е. того, из чего состоят вещи) не обойтись для объяснения, почему все такое, какое оно есть. Нужна единая причина, объясняющая, почему все таково. Анаксагор: в начале все частицы были вместе, перемешаны хаотическим образом, было все во всем. Следовательно, ничего из вещей не было. Но затем пришел ум (по гр. нус) и все разделил как надо, упорядочил: разделил разное и соединил одинаковое.

    8.Классический этап в античной философии.Антропологическая проблематика софистов.Сократ:учение о человеке и методе познания(майевтика)
    Классический период греческой философии имел место во второй пол. V — нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля.

    Классический этап развития античной философии связан с философским учением софистов. Софизм - философское направление, которое основывалось на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, которые формально казались правильными. Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было - дать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии. Их размышления о практическом значении философии представляли практический интерес для последующих поколений мыслителей.

    Деятельность софистов была нацелена на поиск знания, которое было бы не врожденным от природы или богооткровенным, а приобретенным в процессе человеческого воспитания и обучения. Их основной род деятельности заключался в педагогике, которую они профессионализировали и внутренне структурировали. Следствием этому было использование искусственных приемов преподавания. Преподавательской задачей было функциональное упражнение в общении, погружение в стихию языка и создание напряженности человеческого общения. В этой словесной игре софисты действительно достигли высокого искусства.
    Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

    Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания – познание самого себя (самопознание).
    Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины-майевтику. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога м/д собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

    9.Платон:теория идей и учение о познании,понимание блага, социальная утопия «идеального гос-ва».

    Центральное место в философском творчестве Платона занимает учение об «идеях», или «эйдосах». Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она объективна, не зависима от времени и пространства, бестелесна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец. Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Мир идей обладает иерархией. На вершине пирамиды находится высшая идея – Блага. Миру идей противостоит мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о характере взаимосвязи идей и вещей, Платон говорит о 3-х видах отношений: подражании, причастности и присутствии.

    Теория познания П.: человек имеет идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному.

    Знание смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания.

    Учение об идеальном государстве. Миф о пещере. Идеальное гос-во Платона утопично. Делит людей на 3 типа:
    · Философы (правители), у которых преобладает разумное начало. Их добродетель - мудрость.
    · воины, у которых преобладает яростное начало души. Их главная добродетель - мужество
    · ремесленники, у кот. преоблад. страстное, их гл. доб. - умеренность.
    *Душа, согласно философии Платона, состоит из трех начал: яростного (то есть воля), вожделеющего(страстного) и разумного.

    10.Аристотель:Метафизика -учение о форме и материи,четырех причинах,этика(понимание блага и справедливости,человеческой добродетели), политика(«правильные» и «неправильные « формы гос-ва).

    Материя у Аристотеля – не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа, как это имело место у первых философов, но неподвижная, пассивная, неоформленная масса, требующая отличного от нее источника движения. Форма обретает статус действительности. Материя сама по себе есть лишь потенциальная возможность вещи, а форма придает внешний облик, структурирует, упорядочивает, “оформляет” ее. Энтелехия – это цель, конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность.
    Материя и форма - начала (причины) всех вещей. Ядро философии Аристотеля и составляет учение об этих причинах. Эти причины следующие: материальная; формальная; движущая причина; и целевая причина. По сути, после ряда рассуждений Аристотель приходит к выводу, что можно говорить о двух причинах – материальной и формальной, т.к. движущая и целевая причина могут быть сведены к формальной. Таким образом, остаются только материя и форма. Материя в представлении Аристотеля вечна и переходит из одного состояния в другое под воздействием формы, которая является движущим или действующим началом.
    Аристотель называет четыре причины всего существующего:

    1. Сущностная причина (или сущность вещи);

    2. Материальная причина (или материя);

    3. Деятельная причина (движущая);

    4.Целевая причина.
    Аристотель считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие; высшими являются те, для которых низшие цели служат средствами. Последовательность средств и целей не может продолжаться до бесконечности, а должна, как Аристотель предполагал в соответствии со своим способом мышления, существовать как какая-то наивысшая цель, которая не является средством ни для чего.

    Аристотель говорил, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость – это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей.

    Справедливость – принцип, регулирующий взаимоотношения людей по поводу распределения социальных ценностей (сюда входят богатство, престиж, уважение, свобода). Справедливость – это воздаяние каждому по его заслугам, а несправедливость – произвол, нарушающий права человека.

    Добродетель является целью, которую мы можем желать и ради нее самой, и ради нашего счастья; но и она еще не доставляет счастья человеку, поверженному в бедствия и страдания.

    Правильными формами государственного устройства Аристотель считает те, при которых целью политики является общее благо (монархия, аристократия, политая), а неправильными те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих (тирания, олигархия, демократия).Полития -- Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих» [1,с.296]. В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.
    Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    Тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.


    11.Эллинистическо -римский этап.Перипатетики.Неоплатонизм.Кинизм.

    Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

    Аристотель является последним представителем классического периода античной философии. Его учением заканчивается эллинская философия и начинается эллинистическая философия, в которой акцент переносится с проблем бытия и его познания на этические проблемы. Смена интересов мыслителей была обусловлена масштабными социально-политическим изменениями в жизни Древней Греции.
    Перипате́тики — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

    Другое название школы — Лике́й , где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э.

    В средневековье перипатетиками называли схоластов. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работах арабоязычных мыслителей.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта