Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).

  • Древний восток До 5 в. до н.э.

  • 9. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.

  • 10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

  • Оксфордская школа. Её родоначальник, Роберт Гороссерт

  • Английский философ Уильям Оккам

  • 11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  • ответы на вопросы к зачету. МИН зачет. Понятие науки наука как система знаний и социальный инстиут


    Скачать 3.15 Mb.
    НазваниеПонятие науки наука как система знаний и социальный инстиут
    Анкорответы на вопросы к зачету
    Дата28.07.2022
    Размер3.15 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИН зачет.docx
    ТипДокументы
    #637371
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Преднаука

    Античное знание. Главной чертой античного знания является созерцательность: не практика, а отвлечённые теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина.

    Средневековая наука. С одной стороны, наследие античности позволяло развивать отдельные области знания (изобретены очки, бумага, механические часы). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций.

    Классическая наука в целом формируется к XVII в., в эпоху становления капиталистического способа производства. Связана с именами Коперника, Галилея, Ньтона.

    Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя её прямолинейность и формальность. В конце XIX – начале ХХ столетия были сделаны открытия, которые вызвали настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии.

    Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Её появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растёт количество информации.
    8. Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).

    В исследованиях по истории науки обычно выделяют две стадии: преднауку (стадию возникновения, зарождения научного знания) и собственно науку (стадию развитой науки). Преднаука, в отличие от развитой науки, не выходит за рамки существующего материального производства и повседневной практики людей. Она основывается на обычных эмпирических наблюдениях и простейших измерениях. Хотя и предполагает использование элементарных

    абстракций и идеализаций. Преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. С донаучным познанием её сближает использование эмпирических представлений и методов познания, которые ограничивают её возможности чисто логического развития и теоретического обоснования.

    Древний восток

    До 5 в. до н.э.

    • Для Древнего Востока характерно развитие многих отраслей науки: астрономии, медицины, математики. Астрономия была необходима всем земледельческим народам, а ее достижениями стали позднее пользоваться моряки, военные и строители.

    • Ближний Восток был родиной многих машин и инструментов, здесь созданы: колесо, плуг, ручная мельница, прессы для выдавливания масла и сока, ткацкий станок, грузоподъемные механизмы, выплавка металла и т.д.

    • Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а превращение войны в источник постоянного притока рабов повлияло на развитие военного дела и вооружения.

    • Крупнейшим достижением периода является освоение способов выплавки железа. Впервые в истории начали строиться ирригационные сооружения, дороги, водопроводы, мосты, крепостные сооружения и корабли.

    • Практические навыки и потребности производства стимулировали развитие научных знаний, так как для решения вопросов, связанных со строительством, перемещением больших грузов и т.д. требовались математические расчеты, чертежи и знания свойств материалов.

    • Развитие получили в первую очередь естественные науки, так как они востребованы необходимостью решения задач, выдвигаемых практикой. Основным методом древневосточной науки были умозрительные заключения, не предполагавшие проверки опытом. Накопленные знания и научные открытия заложили основы дальнейшего развития науки.


    Античная наука

    этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э. Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейская, элейская, ликей). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только ее составной частью).

    Особенности античной науки:

    1) в отличие от древневосточной науки, античная наука не была священной;

    2) отсутствовали жрецы;

    3) гос-венное устройство строилось на основе демократии, поэтому культивировалась свобода человека, свобода аргументации и доказывания;

    4) появление самых разнообразных философских школ с разными концепциями мироздания;

    5) человек рассматривался как часть мироздания.
    Средневековье

    Раннее Средневековье (конец V — середина XI века)

    Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века)

    Позднее Средневековье (XIV—XVI века)


    • Средневековая наука выстраивала связи между теоретическими науками и практическими («механическими») искусствами.

    • Научные знания в Средние века существовали также в форме алхимии, астрологии, магии и прочих так называемых «искаженных» формах бытия науки.

    • Были созданы библиотеки, их называли «домами науки».

    • Важным способом существования научных знаний в Средневековье была практическая деятельность

    В Cредние века были созданы университеты. Эти учебнонаучные организации были созданы не только во всех европейских столицах, но и во многих крупных городах – Болонье (1158), Оксфорде (1168), Реджио (1188), Париже (1200), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229), Орлеане (1230) и др. Университеты в Cредневековье находились под властью церкви. Идеологический контроль церкви заключался в том, например, что неоднократно запрещалось чтение курсов по натурфилософии и метафизике Аристотеля в Парижском университете. Но церковное вмешательство было одновременно и покровительством, защитой университетов перед светскими властями. Среди факультетов университета (а университет и понимался как союз факультетов, представляющий собой единство знания), теологический был главным, ведь целью научной деятельности считалось не просто достижение истины, но спасение человечества.

    По своему содержанию образовательная программа Средневековья основывалась на так называемых семи «свободных искусствах»: «троепутье» (грамматика, риторика, диалектика) и «четверопутье» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). «Троепутье» и «четверопутье» представали как канон обучения и совокупность всего мирского знания. Высший уровень университетского образования – право, медицина, теология. В Средневековье вырабатываются и способы трансляции и обмена идеями. Одним из самых ярких специфически средневековых механизмов коммуникации ученых является диспут – эта форма общения протекала по строгим правилам и нормам.
    9. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.

    С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.
    Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.
    Поэтому первоначальное "целое" науки в отличие от философии - это математическое естествознание, и прежде всего механика. "Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мировой практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу протестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности землекопа, так и деятельности предпринимателя. Этим объясняется характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулированию материального производства". В этих условиях и возникает экспериментально-математическое естествознание, отделившееся от собственно философии как особой сферы знания ("великая дифференциация").
    Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.
    10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

    В Новоевропейской культуре появилась идея экспериментального исследования, когда человек выступает активным началом. Суть её заключается в «испытании» природного объекта в искусственных условиях эксперимента с целью выявления его свойств и качеств.

    Предпосылками к появлению опытной науки можно считать: прогресс ремеслен­ного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком, которые вернули Западу многие труды античных мыс­лителей и вместе с ними принесли и натурфилософские труды самих арабов.
    Значительную роль значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа. Её родоначальник, Роберт Гороссерт (1175—1253) занимался вопросами оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Основной трактат: «О свете или о начале форм». В своих работах Гроссетест высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от нее, уже дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. Эти свои идеи исследователь проводил в опытах над преломлением света (особенно наблюдая явления радуги). Он размышлял также над распространением звуковых колебаний, над морскими приливами, над явлениями из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор подходящих гипотез, т. е. отбросить то, что «не соответствует природе вещей». Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте.

    К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона (1214—1242). Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, представляющей из себя комплекс дисцип­лин, прежде всего геометрии и арифметики, затем астрономии и музыки. Мысли­тель считает, что только математика достоверна и несомненна и с помощью ее необходимо проверять все остальные науки. Она же и самая легкая из наук, ибо она «доступна уму каждого», следова­тельно, с нее и надо начинать обучение детей. Но для получения истинных знаний одних только математических доказательств недостаточно. Для лучшего пони­мания и устранения сомнений необходим опыт. Р. Бэкон выделял два основных способа познания — «с помо­щью доказательств и из опыта». Также существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством «внешних чувств» — человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специ­ально изготовленные инструменты. Однако этого внешнего опыта недостаточ­но. Поэтому необходим другой вид опыта — опыт «внутрен­ний», который становится возможным только в мистических со­стояниях, избранных благодаря обретению внутреннего озарения, божественной «иллюминации». Причем, добавляет Бэкон, этот второй род опыта гораздо лучше первого. Допускает Р. Бэкон и третью разновидность опыта. Соглас­но Р. Бэкону, опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (т. е. подтверждение или опроверже­ние) умозрительных начал.
    Английский философ Уильям Оккам (1300—1349) внес большой вклад в развитие логического учения. Основные работы: «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». Одним из его достижений считается так называемая «бритва Оккама»: «Без необходи­мости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньше­го, не следует выражать посредством большего». Создание такой «бритвы» было обусловлено преобладанием в формировании знания вербальных псевдообобщений, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. Оккам так же развивает учение о существовании двух разновиднос­тей знания. Первое из них он называет знанием интуитивным. Интуитивное у него означает наглядное и вклю­чает в себя как ощущение, так и внутреннее переживание его. Вторую разновидность знания Оккам именует абстрагирован­ным знанием. С одной стороны, это общее зна­ние можно непосредственно постичь в душе и тогда он называет его тоже интуитивным. Но первый смысл абстрагированного зна­ния в том, что оно относится к множеству единичных вещей. В от­личие от интуитивного знания, абстрагированное может отвлекаться от их существования или несуществования. Кромсе того, Оккам был автором теории общих понятий (терминизма). Оккам различает две разновидности тер­минов. Термины первичной интенции — это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. Знание, связанное с ними, заключает в себе психологическую природу, объясняющую образование самих терминов. От них отличаются термины вторичной интен­ции, направленной уже не на вещи, а на термины первичной ин­тенции. Именно здесь и возникают универсалии как термины, значение которых относится ко многим вещам. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них — реальные, трактующие о самом бытии. Другие — рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отно­шения не к вещам, а к другим понятиям. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

    11. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

    Становление естество­знания как определенной системы знания, начинается примерно в XVI—ХVП вв. и завершается на рубеже XIX—XX Данный период можно разделить на следующие этапы:

    1) этап меха­нистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.). Его предпосылки: переход от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало решения целого ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика — в силу необходимости решения названных задач.

    1.1) доньютоновский этап

    1.2) ньютоновский этап

    На данный этап приходится первая глобальная научная революция, создавшая новую картину мира.

    2)этап зарожде­ния и формирования эволюционных идей (до конца XIX — начала XX в.).

    На этот этап приходится Вторая глобальная научная революция ХVП в., связанная с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую — посленьютоновскую сту­пень развития механистического естествознания.
    В учении Г. Га­лилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. В центре его на­учных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели боль­шое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувствен­ный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным или мыслен­ным экспериментированием, опирающимся на строгое количе­ственно-математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпо­сылках. Опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеализациях опыт, а не простое описание фактов. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы: аналитический и синтетически-дедуктивный. Аналитический метод – это прогнозирование чув­ственного опыта с использованием средств математики, абст­ракций и идеализации. С помощью этих средств выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию. Синтетически-дедуктивный метод, созданный на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые те­оретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей тео­ретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следовательно, отличительное свойство метода Галилея — построение научной эмпирии, кото­рая резко отлична от обыденного опыта.
    Френсис Бэкон (1561—1626) — английский философ-материалист, основоположник эмпиризма и научной индукции - одним из первых за­метил начавшийся в XVI—XVII вв. активный процесс «вели­кой дифференциации». Он уловил, что единое ранее знание («преднаука») в силу экономических, поли­тических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на собственно философию и науку, т. е. на два самостоя­тельных и специфических образования.. Ф. Бэкон считает, что наука возникла как «триединое целое» (т.е. как система специализированного знания и его постоянного воспроизводства и обновления, социальный институт и форма духовного производства).
    Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, создал предпосылки новой рациональной культуры и науки, создав новый рационалистический метод, основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Де­карт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величи­ну (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как переме­щение, а не количественные или качественные изменения. Наукой же, изучающей величину, фигуры, является гео­метрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тожде­ственной Методу. И создав систему координат, введя пред­ставление об одновременном изменении двух величин, из ко­торых одна есть функция другой, Декарт внес в математику принцип движения. Теперь математика становится формаль­но-рациональным методом, с помощью которого можно «считать числа, звезды, звуки и. т. д., любую реальность, устанав­ливая в ней меру и порядок с помощью нашего разума. Согласно Декарту, задача науки — вывести объяснение всех явлений природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться, но устанавливаются эти начала философией. Поэтому его часто упрекают в априорном характере научных положений. Декарт отмечает, что представление о мире, которое даст наука, отличается от реального природного мира, поэтому научные знания гипотетичны.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта