Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке. Коперниканская

  • Галилео Галилей

  • Канто-Лапласовская

  • 13. Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества Что предшествовало индустриальному обществу

  • Что такое индустриальное общество

  • Индустриальное общество (исходя из его отношения к знанию)

  • Постнеклассическая наука

  • Синерге́тика

  • ответы на вопросы к зачету. МИН зачет. Понятие науки наука как система знаний и социальный инстиут


    Скачать 3.15 Mb.
    НазваниеПонятие науки наука как система знаний и социальный инстиут
    Анкорответы на вопросы к зачету
    Дата28.07.2022
    Размер3.15 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИН зачет.docx
    ТипДокументы
    #637371
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Таким образом, в Новое время сложилась механическая картина мира, утверждающая: вся Вселенная — совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения, подчиненных законам классической механики; природа выступает в роли простой машины, части которой жестко детерминированы; все процессы в ней сведены к механическим. Механическая картина мира сыграла во многом положи­тельную роль, дав естественнонаучное понимание многих яв­лений природы. Для творчества учёных того времени, характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не просто стави­лись отдельные опыты, они создавали натурфилософские си­стемы, в которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое естествозна­ние, и в первую очередь — физика.
    12. Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке.
    Коперниканская революция 16 в. важнейшее событие (астрономия). Николай Коперник «Об обращении небесных сфер» (1543) отверг геоцентрическую птоломеевско-аристотелевскую картину мира. Постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли вокруг своей оси, а также показал, как можно объяснить при помощи этого все данные астрономических наблюдений. Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух (это было важно для развития классической науки). Новая система Коперника требовала новой физики, отличной от Аристотелевой, а не просто удалило Землю из центра мира.
    Коперниканское учение привело к первой глобальной научной революции (продолжалась 140 лет – с 1543 до 1687). Ньютон завершает дело Галилея по созданию классической механики, сформулировав три основных закона движения и закон всемирного тяготения. Изменились не только представления о структуре мира, но и были созданы новые методы проникновения в эту структуру. Возникает наука в современном ее понимании, она становится социальным институтом, научная деятельность осуществляется в специальных организованных формах («институционализация науки»). Для развития науки в 17 в. была характерна феноменологическая программа исследования (не раскрытие причин явлений, а открытие законов). Трактовка природы как механизма, наступает период господства механической картины мира (сложилась к началу 18 в.).

    Галилео Галилей (1564-1642) - итальянского физика и астроном.
    С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось, необходимо сопротивление, другими словами, в пустоте движение невозможно, так как в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.
    Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции.
    Занимался изучением движения планет (наблюдал одну планету, другую и находил общее в их движении. Так он обнаружил параллельное замедление их хода и петлю, он понимал, что действуют силы. Но вопрос в том, как перенести силы земные на небесные тела? Поэтому земное движение рассматривал как частную форму движения небесного. Ему принадлежит 3 открытия:
    - Силы трения – приводят к тому, что тело, у которого есть сила и которое может двигаться в конечном итоге останавливается.
    - Инерция – одно из свойств механически трактуемого понятия силы. Позволяет осуществлять движение тела по поверхности, когда внешние силы перестали воздействовать.
    - Ускорение – рассматривается как вторая производная от движения, связано со скоростью. Если у Аристотеля - физика скорости, то у Галилея значимо ускорение, так как оно увязывается в этой трихотомии.
    Галилей был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен".

    И. Ньютон (1642-1727) обобщил все результаты, которые были получены Коперником, Кеплером и Галилеем, завершив работу над механистической картиной мира. Научную программу, которую создал Исаак Ньютон он назвал "экспериментальной философией". Самые важные изменения:

    1. Язык математики, выделение строго объективных количественных свойств земных тел (форма, размер, масса, движение), их выражение в строгих математических законах;

    2. Методы экспериментальных исследований. Изучаемые явления - в строго контролируемых условиях;

    3. Отказ от идеи гармоничного, целостного, целенаправленно организованного космоса;

    4. Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием одинаковых законов;

    5. Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целесообразности, исключены из научного поиска;

    6. Когнитивная деятельность: четкое противопоставление субъекта и объекта исследования.

    Результат, возникновение механистического научного мировоззрения, основанного на экспериментальном математическом естествознании.

    Канто-Лапласовская:

    учение о едином законе, охватывающем всю жизнь (так называемый Канто-Лапласовский ум)

    Канто-Лапласовская теория предполагает уже от начала существование громадного скопления материи — Солнце, из которого образуются кольцы, подобие коим можно признать в экваториальном кольце, дающие начало планетам, что так и могло бы быть, только не в начале и не как общий ход творения. Сознав же единство между метеорическим процессом и космическим, можно мечтать после установления регуляции метеорического процесса приступить и к космическому. Положение наше на земной поверхности к центру земли, как бы солнца, такое же, как положение земной планеты, окруженной роями частиц-спутников, к Солнцу как внутреннему ядру земли.
    13. Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества

    Что предшествовало индустриальному обществу? (традиционное общество/ Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.)

    Что такое индустриальное общество?/ Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса.

    В 19 веке переход от традц. общ. к индуст. общ. происходит в процессе – модернизации – это длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни.

    Переход к индустриальному обществу протекал одновременно во многих странах мира и был связан со второй промышленной революцией, результаты которой особенно отчетливо проявились в середине XX столетия. Важнейшую роль в подготовке этой революции сыграли успехи естествознания конца XIX — начала XX века: как правило, ее начало связывают с открытием электрона, радия, превращением химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории. Огромное практическое влияние оказало на развитие промышленности изобретение электричества и радио.

    Вторая промышленная революция, часто называемая научно-технической, ознаменовала полную перестройку технической базы и технологии производства. Вскоре этот процесс распространился и на другие сферы: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование. Постепенно менялся быт людей.

    Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет. Как правило, промышленность подразделяется на две отрасли — добывающую и обрабатывающую, в задачу которых входит обеспечение человечества необходимым сырьем, средствами производства и предметами потребления. В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т. е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного.

    Индустриальное общество (исходя из его отношения к знанию) — общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой.
    14. Методологические принципы классической науки в учении об обществе.



    15. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология неклассической науки.

    С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

    Подготовительный этап первой научной революции приходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.

    Поэтому первоначальное "целое" науки в отличие от философии - это математическое естествознание, и прежде всего механика. "Предоставив дело спасения души "одной лишь вере", протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мировой практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу протестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности землекопа, так и деятельности предпринимателя.

    Этим объясняется характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулированию материального производства". В этих условиях и возникает экспериментально-математическое естествознание, отделившееся от собственно философии как особой сферы знания ("великая дифференциация"). Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера

    16. Принципы постнеклассической науки. Понятие синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин).

    Постнеклассическая наука: начало с конца 70-ых 20в (описал В.С. Степин). Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

    Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи, системного и эволюционного подходов.

    Синерге́тика — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. Под синергетикой Хакен предложил понимать область науки, которая занимается изучением эффектов самоорганизации в физических системах, а также родственных им явлений в более широком классе систем. Новый ракурс, предложенный синергетикой для изучения проблем самоусложнения и развития материальных систем, имеет целый ряд несомненных достоинств. Синергетика включила в свою сферу практически все мыслимые объекты и сконцентрировала внимание на изучении конкретных механизмов возникновения и совершенствования организации. Синергетика также обращает внимание на то, что эффекты упорядочения, которые возникают в динамических системах, обязаны своим появлением действию различных нелинейных процессов». Согласно подходу, инициированному исследованиями Пригожина и его школы, синергетика может трактоваться как современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции. Проблемное поле синергетики, по Пригожину, центрируется вокруг понятия «сложность», ориентируясь на постижение природы, принципов организации и эволюции последнего.

    17. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.

    Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, техн основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли ологический.

    Методология философская - это та методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

    К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем и др.

    Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как теории, так и эмпирической деятельности.

    + Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания

    18. Проблема соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания: специфика объекта, методологии, критериев научности.

    Имела ли место в классической науке попытка конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ: механическая картина мира, возникшая как парадигма классической механики, стала ведущей всей научной картины мира, созданной классическим естествознанием. Трактовка человека как машины, общества как механического агрегата индивидов, государства как Левиафана — все это свидетельство игнорирования специфики социально-гуманитарного знания, его объекта. Безусловно, попытки применения методов естественнонаучного познания в гуманитарных науках имели место, и они не были безуспешными. Традиционные представления сводились к пониманию общества как обособившейся части природы. Поэтому на обществознание возлагалась миссия устанавливать законы общественного развития.

    По мере накопления эмпирического материала, изменения социальных отношений все более очевидным становилось, что общество обладает собственной спецификой, что лишь в определенных аспектах к исследованию некоторых общественных явлений применимы методы естественных наук. Прежде всего потому, что гуманитарное познание ориентировано на постижение человека, человеческого духа, культуры. Значит, метод «объективного» или «внешнего» описания общества должен сочетаться с методом его изучения «изнутри», с точки зрения людей, образовавших социальные и экономические структуры и действующих в них. Здесь приоритетное значение остается за постижением (экспликацией) смысла: не столько объяснение (как в естественных науках), сколько понимание. Недостаточным является в гуманитарном познании и описание исследуемых процессов, которое имеет большое значение в естествознании. Таким образом, гуманитарное познание не «вписывалось» в традиционные представления о рациональности, о противоположности субъекта и объекта познания, об объективности познания и проблемах относительности истинности знания и т. д.
    19. Методология социогуманитарного познания.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта