Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Наука в культуре современного общества.

  • 25. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

  • ответы на вопросы к зачету. МИН зачет. Понятие науки наука как система знаний и социальный инстиут


    Скачать 3.15 Mb.
    НазваниеПонятие науки наука как система знаний и социальный инстиут
    Анкорответы на вопросы к зачету
    Дата28.07.2022
    Размер3.15 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИН зачет.docx
    ТипДокументы
    #637371
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    23. Гуманитаризация и гуманизация науки.

    Подгуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, например, технико-экономически успешный проект не принимается, если затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым в науку и ее применение вносится некоторая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания.

    По Догалакову А. Г., очевиднейший путь гуманитаризации всякой науки состоит в теоретическом обосновании и практическом создании необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления научными достижениями. Не менее важным для научной деятельности — в гуманитарном ее аспекте — выступает преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментальных способов познания, обеспечение гармоничного их единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, как и обретение веры в нравственные идеалы как необходимый аспект научной деятельности.

    В последнее время появился целый ряд работ, в которых речь идет о гуманитаризации наук, но в основном естественных. Исследователи в основном пишут о необходимости гуманитаризации естественных наук.

    При этом одни ученые под гуманитризацией понимают человеческое измерение естествознания, которое характерно для постнеклассической науки.

    Д ругие под гуманитаризацией подразумевают использование в естественно-научном познании методологических идей, характерных для гуманитарных наук. Гуманитаризация естественных наук, по их мнению, требует их диалогического отношения к своему предмету так же, как и в гуманитарных науках: не как к материалу интеллектуальной активности исследователя, но как к ее адресату (собеседнику), когда объект в процессе диалогического общения с ним превращается в субъект.

    Третьи исследователи под гуманитаризацией естественных наук понимают приобретение ими ценностного социального статуса. Это выражается в теоретическом обосновании и практическом создании необходимых условий, при которых исключается возможность сознательного злоупотребления научными достижениями. Кроме того, важным является преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментальных способов познания, обеспечение гармоничного их единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира.

    В современной литературе речь обычно идет о гуманизации науки как социального института в целом. При этом гуманизацию наук связывают с распространение в научном познании идей и принципов гуманизма. Однако само понятие гуманизма учеными трактуется неоднозначно, и поэтому содержание гуманизации науки понимается по-разному. Так, В.Н. Турченко отмечает, что гуманизация науки — это все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия людей; совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации и увеличению творческого потенциала всех, работающих в этой сфере.

    При этом В.Н. Турченко выделяет семь направлений гуманизации науки в целом.

    Первое направление состоит в определении и практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями.

    Второе направление заключается в теоретическом обосновании равновесного природопользования и разработке научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе.

    Третье направление связано с преодолением односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечением его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретением знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимых ориентиров в жизни.

    Четвертое направление заключается в обеспечении условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого.

    Пятое направление состоит в демократизации внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата, а также духа соревновательности при стремлении к общим целям.

    Шестое направление — это насыщение негуманитарных дисциплин данными и выводами гуманитарных дисциплин.

    Седьмое направление гуманизации науки заключается в гуманизации самих гуманитарных наук.

    24. Наука в культуре современного общества.

    Сциентизм и антисциентизм.

    Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

    Вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

    Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, — это не только представитель технических профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.

    Бертран Рассел, ставший в 1950 г. лауреатом Нобелевской премии, в поздний период своей деятельности склонился на сторону антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.

    Дилемма сциентизм -- антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы «одновременно защищать науки и противостоять сциентизму».

    25. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

    На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

    В качестве главных функций науки в жизни общества отметим:

    1. познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой -- познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

    2. мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель -- разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;

    3. производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам. Именно практика выступает как один из главнейших факторов развития, так как мир материален. Именно практическая сторона научной деятельности обеспечивает все потребности человека не только в поддержании жизнедеятельности, но и социальные потребности - самореализация, досуг, самоутверждение и т.д.;

    4. культурнаяобразовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

    В целом, можно сказать, что социальные функции науки — это не нечто постоянное, они, как и сама научная деятельность, постоянно изменяются и развиваются. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки. Например, наука современного периода кардинально отличается от науки времён Античности, тем более от протонауки. Изменился облик науки и характер ее взаимосвязей с обществом.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта