Античка экз. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques
Скачать 104.82 Kb.
|
АФИНА. Афина-Паллада-Минерв Афи́на – богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. Мойры (или Метида) предсказали Зевсу, что рожденный от Метиды сын свергнет его и тогда он проглотил беременную жену. Вскоре он почувствовал головную боль, Гефест ударил его по голове топором и оттуда вышла Афина в полном боевом облачении. Афина была покровительницей Аттики, выиграла ее в споре с Посейдоном. Один из атрибутов Минервы — сова у ног богини — свидетельствует о ее мудрости. Отсюда еще одно крылатое выражение: «Сова Минервы вылетает по ночам», что означает внезапное озарение, пришедшее человеку ночью или во сне. Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Он получил ее в награду за освобождение Геры из оков. В брачную ночь Афина ранила его копьем и Гефест пролил семя ей на ногу. Афина вытерла его и закопала в землю, от чего Гея родила Эрихтония. Афина в тайне воспитывала сына и приставила к нему двух змей. Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб. Несчастная не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила ее из петли и превратила в паука. Афродита – Киприда – Венера. Афроди́та – богиня красоты и любви. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает ее любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса. Афродита из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Ветер принёс её на остров Кипр, где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги. Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Она бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к нему. Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. «Стрелы Эрота» всегда достигают цели, будь то бог или человек, поэтому Эрот опасен. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом. Афина родила не мало детей без участия своего законного мужа Гефеста. От Диониса она родила Гименея – бога брака. В мифах он является цветущим, женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою. «Узы брака» - это супружество. На свадьбе царя Пелида и богини Фемиды, Эрида, богиня возмездия, обидевшись на то, что ее не пригласили, бросила богиням «Яблоко раздора», на котором было написано «прекраснейшей». Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя. 5 Мифология Апполона, Артемиды, Ареса. Аполлон – Феб. Аполло́н — златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древне-греческих колоний, также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну). Сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды. Родился на острове Делос, куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твёрдую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы. Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф. Научился искусству прорицания у Пана. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал своё прорицалище (Дельфийский Оракул). Пророчества изрекала Пифия – жрица Апполона. Пифия была жрицей, избранной из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. В храме также находился Пуп Земли – камень, который Кронос проглотил вместо Зевса. Оракул находился на южном склоне Парнаса – легендарной горы, где бил Кастальский источник и обитали Музы. В переносном смысле Парнас — это источник поэтического вдохновения, место паломничества поэтов, символ поэтического признания. Там же Апполон основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф. Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшийся над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к нимфе Дафне, её же — стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем (согласно ему же, она явилась его первой любовью), — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево. Либо Аполлон ее изнасиловал, и она попросила Зевса превратить ее в лавр. Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы. В связи с этим лавровый венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона, и стал символом триумфа. Апполон, как и его сестра, известны своей жестокостью. Однажды жена фиванского царя Ниоба возгордилась своими детьми и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей: Аполлон и Артемида. Она стала говорить, что плодовитее богини Лето и что ее дети были прекраснейшими из людей . Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. Апполон, как покровитель искусства, не терпел, когда кто-либо в чем-нибудь превосходил его. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Однако сатир Марсий подобрал ее. Он непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Артемида – Феба – Диана. Артеми́да — девственная, всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица. Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Как богиня-девственница Артемида берегла свое целомудрие. Она не побоялась отказать Зевсу в любви. Даже посягательство на ее наготу наказывалось. Однажды ученик Хирона Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Но однажды Артемиде тоже пришлось испытать на себе стрелы Эрота. Она влюбилась в прекрасного царя Элиды Эндимиона и, чтобы сохранить его юную красоту, погрузила его в вечный сон. Арес – Марс. Аре́с — бог войны. В отличие от Афины Паллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. Спутницы Ареса — богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена: Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, коршун, горящий факел и копьё. В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь — Афродитой. Их связь олицетворяла супружескую неверность. Дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Гимерос, Фобос (страх), Деймос (ужас). «Делом Марса» называли бесчестную и вероломную войну. «Служителем Марса» являлся кровожадный и вероломный воин. «Марсово поле» - это поле битвы. 6. Мифология Деметры, Гестии, Гефеста, Гермеса. Деметра – Церера. Деме́тра — богиня плодородия, покровительница земледелия. Деметра вторая из дочерей Кроноса и Реи. Сестра и возлюбленная Зевса, она родила ему прекрасную Персефону, которая впоследствии стала женой Аида. Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу, который назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету. Во время блужданий громко звала дочь. В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника. Здесь её в слезах увидели дочери элевсинского царя. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели её в дом отца. Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять своё кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила её улыбнуться. Царица доверила чужестранке уход за своим сыном. В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным, заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий ребёнок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия. В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната, чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу. Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков. В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию. После этого Деметра вместе с божеством земледелия Иасионом на трижды вспаханном поле породили Плутоса – божества богатства. Ревнивый Зевс поразил Иасиона молнией, а Плутоса ослепил, чтобы он мог отличать честных людей от нечестных (Асклепий затем вылечил его). Плутос любил мать и сестру, поэтому всех, кто попадал к ним в милость, одаривал богатством и плодородием. Впоследствии Аид как божество поглотил Плутоса, переняв на себя его функции. Гестия – Веста. Ге́стия — юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Старшая дочь Кроноса и Реи. Гестия не любит дел Афродиты. Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она дала обет целомудрия и жила у своего брата Зевса. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, всё равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. С ней связана легенда о Прометее, титане, создавшем людей. Прометей выкрал огонь у Гестии, или же она сама его отдала, и передал людям, благодаря чему те стали не только физической, но и духовной копией Богов (поскольку огонь был только у Богов). У Весты (римского отождествления Гестии) были жрицы – весталки, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при определённых условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его. В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам (покровителям домашнего очага, обычно в каждом доме их 2), охрана палладиума и других святынь. Помимо Отеческих Пенат также сушествовали домашние Лары, покровительствовавшие дому, семье или общинам в целом. Гефест – Вулкан. Гефе́ст — бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины. Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать. Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную Афродиту. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну. Также сделал Эгиду для Зевса. Афродита так часто изменяла своему мужу, что Гефест не мог этого не заметить, поэтому сковал тончайшую сеть и поставил ее возле кровати жены. Вернувшись домой, он застал в постели Афродиту и Ареса, сплетенных сетью, и позвал всех богов посмеяться. Он освободил Ареса под предлогом, что тот заплатит ему выкуп. Выкупа в итоге не последовало. Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний. Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос. Гермес – Меркурий. Герме́с — сын Зевса и плеяды Майи, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости, воровстве и лукавстве. Первое воровство совершил ещё будучи в пелёнках — покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок двух убитых коров сделал лиру на которой было 7 струн. Аполлон же в поисках коров прибыл в Пилос и, расспросив местных жителей, узнал, что коров угнал мальчик, но следов найти никто не смог. Догадавшись, кто это сделал, Аполлон пришёл к Майе и обвинил Гермеса в краже. Мать показала ему ребёнка, лежащего в пелёнках. Тогда Аполлон отнёс его к Зевсу, и Гермес после расспросов отца показал Аполлону, где находятся коровы, а сам сел неподалёку и стал играть на лире. Аполлону игра на лире очень понравилась, и он предложил Гермесу обменять коров на лиру. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлону захотелось иметь и этот инструмент, и он предложил свой жезл в обмен на неё. Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса. Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале. Гермес влюбился в Афродиту, но был отвергнут. Когда Афродита купалась в реке Ахелой, Зевс послал орла, чтобы тот отнёс её сандалию в египетскую Амитаонию и вручил Гермесу. Афродита стала её искать и пришла к Гермесу, тот насладился с ней любовью. Гермес в благодарность сделал орла созвездием. Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. 7. Младшие земные боги греческой мифологии (божества плодородия, музы, нимфы, олицетворения абстрактных понятий). Дионис – Вакх – Бахус. |