Главная страница
Навигация по странице:

  • Своеобразие

  • Античка экз. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques


    Скачать 104.82 Kb.
    НазваниеПонятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques
    Дата01.05.2022
    Размер104.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичка экз.docx
    ТипДокументы
    #506631
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Периодизация литературы Древнего Рима формируется в соответствии с главными периодами истории общества и имеет условный характер.

    Римская литература:

    1 период: III – II в. до нашей эры – Архаический - Римляне впервые увидели комедию.

    2 период: Классический – эпоха Золотой латыни - Римская культура обращается к эпосу: сатира, ода, элегии, ораторское искусство.

    3 период: I-V вв. нашей эры – Постклассический = Римляне познакомились с сатирой. Сатира – род литературы, для которого не существует запретных тем.

    Долитературный период охватывает времена до 240 года до н.э. 

    Своеобразие:

    Римская литература более реалистична, практична, бытовая, приземленная

    Римляне – практики, греки же – романтики

    Государственный прагматический характер

    Главная тема – величие своей империи, прославление своего государства

    Пропагандистское гос. начало.

    Меньше лирики, боевой народ, ставящий себя выше других;

    Греки мифологичны, римляне – историчны;

    Литераторы были незнатными людьми, т.е. литература в большинстве была незнатным, непрестижным занятием!

    Литераторами часто становились иноземцы. Следовательно приобретает интернациональный характер становится прообразом мировой литературы.

    Расцвет римской литературы падает на время разложения римского полиса и возникновения империи, на более позднюю стадию в развитии античного мира. Новому общественному этапу соответствует иная фаза в отношениях общества и индивида, более суженная проблематика, но более высокий уровень личного самосознания. «Золотой век» римской литературы не знает тех широких и сложных вопросов, которые стояли перед греческой общественной мыслью аттического периода, но он дает гораздо большее углубление субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания, хотя и в более узкой и ограниченной сфере. В этом и заключается то новое, что римская литература, рассматриваемая в целом, привносит в общую картину античной литературы. Для Возрождения и эпохи европейского абсолютизма культура поздней античности была во всех отношениях ближе, чем культура полиса, и это тяготение обнаруживается также в области литературы и искусства. Характерно, например, что, наряду с общим предпочтением, которое отдавалось римской литературе, большой популярностью пользовались поздние греческие авторы — Плутарх, Лукиан, греческие романисты.

    Рим устраняет очень многие пережиточные моменты, сохранявшиеся у греков: убирает хор.

    Римская литература в ее лучших проявлениях нередко представляет собой синтез всего того, что давала греческая литература разных периодов. Например, Андроник Гомера переводил, а Овидий его перерабатывал.

    16 В «Энеиде» Вергилий повествует о приключениях героя троянской войны Энея, которому было предназначено богами остаться в живых после разрушения Трои, прибыть в Италию и основать там будущее Римское государство. Уже сюжете «Энеиды» заложена тенденция к прославлению Октавиана Августа. (Немного списано с Гомера «Илиада» и «Одиссея»).

    В поэме Вергилия наблюдается и совершенно очевидная связь мифа с современностью, соединение настоящего с легендарной историей, чего не было у Гомера. Наиболее ярко этот момент выражен, когда Анхиз (отец Энея) представляет сыну, пришедшему к нему в подземный мир, своих потомков, которые будут управлять Римом. Для читателей «Энеиды», современников Вергилия, потомки Энея – это известные римские политические деятели их дней, и предсказания Анхиза – не предсказания, а события текущего времени. Устами Анхиза Вергилий высказывает свое мнение о миссии римлян, которая для большей выразительности противополагается исторической миссии греков.

    Во второй части подробное описание различных эпизодов из прошлого римской истории, запечатленных на щите Энея. Вергилий искусными штрихами художника создает картину значительных событий римской действительности: род Аскания, в зеленой пещере Марса волчица, а вот и два близнеца – Ромул и Рем. Здесь изображены похищение римлянами сабинских дев, первые римские цари, войны римлян с этрусками. Пролетают и гуси, некогда спасшие Рим, изображены сражения римлян с галлами. В Тартаре терзается Катилина. Среди праведников Катон, дающий законы. Изображена и битва при Акции. И далее Вергилий описывает моменты современной ему истории, которая изображена на щите Энея.

    Большое значение придает Вергилий раскрытию важной для него идеи слияния здоровой италийской основы с троянским началом. В 1 книге в словах Юпитера звучит обещание и того, Асканий (Юл) будет властвовать, и того, что после многих и долгих сражений Эней «много сломит отважных племен», и «Рутул смирится». Юпитер обещает будущему Риму неограниченную власть. Повествование о сражениях, которые на италийской почве призваны решить окончательную судьбу Энея и его троянских спутников, ведется во второй части «Энеиды».

    Художественные достоинства «Энеиды» обеспечили ей заслуженный успех. В системе выразительных средств поэмы присутствуют специфические элементы, обеспечивающие динамичность и драматизм повествования. Употребляемые эпитеты выражают признак предмета или характерную черту героя, важную для них в данной ситуации. Поэт описывает яркие и реалистичные картины природы, является мастером создания образов как основных героев, так и тех, кто встречается только в отдельных эпизодах. Вергилий стремится к воспроизведению психологической окраски чувств героев – это главное, что отличает «Энеиду» от гомеровских поэм. В поэме Вергилия противопоставлены мотивы предопределенности рока и глубины сильных психологических переживаний героев. Присутствует влияние александрийской поэзии,

    и в то же время Вергилий обладает риторическим мастерством, присущим его современности.

    17. Гораций (Квинт Гораций Флакк) – древнеримский поэт-лирик «золотого века» античной литературы времен правления Октавиана Августа, его творчество находилось на грани между независимостью и придворным рабством. Ему принадлежит ода "Памятник", увековеченная в переложениях и переводах великих русских писателей. Автор первой в мире автобиографии, в своих трудах рассказавший о себе, своем характере, привычках и образе жизни.

    Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в итальянском городе Веноза. Область, в которой рос будущий поэт, была населена эмигрантами, говорившими на разных диалектах, что способствовало развитию у Горация чувства языка.

    Отец лирика часть жизни провел в рабстве, он был человеком выдающихся способностей, позволивших ему обрести свободу и наладить материальную и социальную жизнь семьи. В его трудах есть упоминания о няне Пулии. Отец потратил небольшое состояние на образование сына, он переехал в Рим, чтобы следить за развитием будущего лирика.

    После смерти отца, в 19-летнем возрасте, Гораций покинул Рим и продолжил обучение в Афинах, где в то время находилась Академия, основанная Платоном. Юноша влился в студенческую элиту, свел знакомство с сыном Цицерона, проникся традициями классической греческой литературы и философии.

    В Афины приехал Брут. В поисках сторонников республиканского дела. Гораций в числе прочих молодых людей поступил на службу в офицерском чине военного трибуна. После поражения армии Брута будущий поэт покинул позиции подразделения. Он пересмотрел свои политические взгляды и принял досрочную амнистию.

    Вернувшись в Италию, Гораций обнаружил, что имение отца в Венузии конфисковано. Молодой человек был доведен до нищеты и обратился к поэзии. Он поступил на должность писца в квестуре при казначействе и занялся стихосложением.

    К первому этапу литературного творчества Горация относятся «Эподы» и «Сатиры», написанные на латинском языке. Их форма была заимствована у древнегреческого сатирика Архилоха, принадлежат ямбической поэзии, отличающейся оскорбительной лексикой и порицающей социальные чувства сограждан.

    «Сатиры» были написаны в уникальной форме свободного диалога. Мысли, излагались в процессе беседы с аудиторией и сопровождались анекдотами, шутками, живыми примерами. Гораций писал сатирические произведения разговорным языком образованного гражданина. Автор, подчеркивая собственную индивидуальность, обращался к социальным и этическим проблемам древнего Рима и его жителей.

    После выхода первых сборников в 39-38 годах до н. э. Горацием заинтересовались сторонники Октавиана. В высшее римское общество молодого поэта ввел Вергилий посредством личного друга правителя, Гая Цильния Мецената, поклонника изящных искусств.

    После публикации первой книги «Сатир» в середине 30-х годов до н. э. поэт получил от своих покровителей сабинскую виллу. Кроме поместья, Горацию достался доход от 5 арендаторов, что позволило ему завершить карьеру в казначействе и полностью посвятить себя творчеству.

    Следующим этапом творческой биографии Горация стали «Оды», которые первоначально назывались «Песнями». В одах Гораций восхвалял Октавиана. Поэт адаптировал их формы и темы из греческой лирики. Оды были разработаны как сознательное подражание короткой лирической поэзии греческих оригиналов – Пиндару, Сапфо и Алкею. «Оды» демонстрировали близость к режиму и чувствительность к его развивающейся идеологии. Тексты затрагивали государственные дела, не забывая подчеркивать важность частной жизни. Они охватывали широкий круг тем: любовь, дружба, вино, религия, мораль, патриотизм.

    В 21-20 годах до н. э. поэт охладел к одическому жанру и написал книгу «Посланий», адресованную друзьям и знакомым. Вежливый стиль стихов этого сборника отражал новый социальный статус поэта, произведенного в рыцари.

    «Послание Августу» опубликовали в 11 году до н. э. Оно было посвящено литературной теории и критике, содержало упоминания о военных подвигах пасынков императора Тиберия и Друза.

    18. Родился 43 г. до н э в городе Сульмоне ( недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния), где тот и умер в тоске в 18 г.

    1. Первый период его творчества:

    (до 2г н.э)

    Любовные элегии—«Песни любви» (по-видмому первое произведение Ов. В этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

    2.. Второй период: первые годы до ссылки. Не пренебрегает никакой лестью в отношении Цезаря и Августа, хотя любовная тематика все же на первом месте.

    «Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

    3 Третий период—блеск художественного таланта, написал после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

    Поэма Овидия «Наука любви» является одним из самых совершенных по форме и непревзойденных по остроумию произведений. В ней автор рассматривает умение вызвать любовь как науку, которую необходимо изучать, а сама любовь для него – предмет анализа. Книга имеет дидактическую окраску, поэт выступает в роли учителя, передающего свои богатые познания в сфере отношений молодым людям. И упрекнуть его в незнании своего предмета очень сложно. Овидий на самом деле являет пример человека, обладающего удивительной наблюдательностью, тонким пониманием женской и мужской психологии, не скупящегося на пикантные подробности. Многие советы Овидия звучат удивительно современно, как будто за две тысячи лет ничего в отношениях между полами не изменилось. Наверное, так оно и есть. Сегодня Овидий так же успешно мог бы покорять женщин.

    Поэма поделена на 3 части. В первой речь идет о наиболее благоприятных местах для поиска объекта желания: театр, цирк, праздник, званый ужин, курорт. Поэт полагает, что женщины посещают общественные мероприятия «не только чтобы посмотреть, но чтобы на них посмотрели». Вторая часть поэмы изобилует конкретными приемами пробуждения ответных чувств в женщинах. Мужчина должен быть вежливым, предупредительным, остроумным, красноречивым. Иногда не возбраняется даже соблазнить служанку своей возлюбленной, чтобы с ее помощью добиться любви. Например, произвести впечатление можно так:

    Овидий призывает внимательно следить за своей внешностью. Настойчивость и разговоры еще далеко не все средства, открывающие дверь в сердце возлюбленной. Не стесняясь в выражениях, Овидий рисует образ, который должен создать мужчина.

    Многие строчки поэмы убеждают в том, что Овидий был знатоком женской психологии. Его наблюдательность позволила ему хорошо изучить поведение женщин в той или иной ситуации, видеть их скрытые мотивы и желания. Уча любви, поэт все же стремится изобразить человека без прикрас, таким, какой он есть со всеми его особенностями, иногда самыми нелицеприятными. Наверняка многие женщины XXI века узнают себя в портрете, нарисованном древнеримским поэтом в I веке.

    ,

    Особому искусству – сохранению любви – посвящена третья часть поэмы. Здесь наблюдается такое же разнообразие средств от самых возвышенных до порой несколько извращенных. Например, Овидий указывает на то, что долго чувство не сможет продержаться на обмане. Женщине нельзя лгать. Нужно приучать ее к себе, чтобы в отсутствие мужчины она тосковала. Допускается также разжигать ревность, найдя мнимую соперницу своей возлюбленной. В общем, выбор богатый, «книгу прочти и, научась, полюби» говоря словами автора.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта