Античка экз. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques
Скачать 104.82 Kb.
|
Персей. Царь Аргоса Акрисий узнал от оракула, что ему суждено погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Желая избежать рока, Акрисий заключил свою дочь Данаю в медную башню, но полюбивший её громовержец Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родила Персея. Испуганный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову Серифос. Персей сначала воспитывался в доме рыбака, а затем был отправлен царем Полидектом, влюбившимся в Данаю, за головой Горгоны Медузы — чудовища, взгляд на которое обращал человека в камень. Афина и Гермес помогли Персею. По совету богов Персей сначала нашёл трёх вещих старух — сестёр Грайи, имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью он похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на Таларии - крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к Горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, он смог отрубить голову Медузе - единственной смертной из трёх сестер Горгон, - смотря в отражение на блестящем щите Афины, так как взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр чудовища Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку. В Эфиопии по пути домой герой освободил царскую дочь Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу. А потом взял её в жёны, убив жениха. После убийства морского чудовища, Персей омылся от крови в водоеме города Йоппа. Прибыв на Сериф, Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса. После возвращения героя, Даная и Персей решили навестить Акрисия, но тот, помня предсказание, не впустил их в дом. Прошло ещё много лет и однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть. Аргона́вты — участники похода в Колхиду на корабле «Арго». По сюжету легенды, корабль «Арго» был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит, Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду. Царь согласился отдать золотое руно, если Ясон запряжет в плуг медноногих изрыгающих пламя огромных быков (дар Гефеста), вспашет поле и засеет его зубами дракона. Бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к герою. Ясон обещал Медее жениться на ней и с её помощью выполнил все требования Ээта. Медея дала ему мазь, спасавшую от огненного дыхания быков. Хотя Ясон сумел засеять поле зубами дракона и перебить выросших из них воинов, Ээт не отдал руна, а замыслил сжечь Арго и убить аргонавтов. Однако Медея усыпила охранявшего золотое руно дракона и помогла похитить руно. Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Доро́гой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сраженный горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению. Когда Ясон и Медея приплыли к острову феаков, где царствовал Алкиной, их настигли преследователи. По совету жены Алкиноя Ареты, Ясон и Медея поспешно сочетались браком, чтобы у феаков не было оснований возвратить Медею отцу. Герои интелекктуально-творческого типа: Орфе́й — легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, муж нимфы Эвридики. Любимец Аполлона. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Довел количество струн на лире до девяти. Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Он пел команду гребцам. Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Запрещал пролитие крови. После смерти жены Эвридики спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику, но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие поставленное богами — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. После окончательной потери Эвридики разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам. Был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания. Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса. Деда́л — выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крит. Научился мастерству у Афины. По одной из легенд, Дедал совершил преступление, продиктованное его самолюбием. Когда его ученик и племянник Пердикс тоже проявил талант изобретателя, Дедал, считавший себя лучшим, решил погубить потенциального соперника. Он завел Пердикса на горную кручу и коварно столкнул вниз, однако Афина не дала юноше погибнуть и превратила его в куропатку. Афинский ареопаг присудил Дедала к изгнанию, и тот был вынужден бежать. Царь Минос дал мастеру приют на Крите и взамен долго пользовался его бесценными услугами. На Крите он сделал статуи Миносу и дочерям. Изготовил для Пасифаи, жены Миноса, царя Крита, деревянную корову на колесах, выдолбил изнутри отверстие в области влагалища и обшил свежесодранной шкурой, выставил на луг. В корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять свою страсть к быку. Дедал создал лабиринт по образцу египетского. В построенном им лабиринте обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык). Когда Тесей бежал, Минос запер Дедала и Икара в лабиринте. В конце концов жизнь, превратившаяся в плен, стала тяготить Дедала, и он решил бежать вместе с сыном Икаром. При помощи искусственных крыльев Дедал спасся от преследований царя Миноса критского. Его сын Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев. Дидактические герои (герои одной ситуации): Филе́мон и Бавки́да — герои античного мифа. Происходили из города Тианы во Фригии. Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, — всюду им отказывали. Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать. К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить — старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, растущие из одного корня. Пигмалион был скульптором острова Кипр. Он вырезал из слоновой кости статую девушки (Галатеи) и полюбил её. Делал ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда Нарциссу было 16 лет, его полюбила нимфа Эхо. Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан богиней. В него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немесиде, и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было быть, вырос цветок нарцисс, его сестры-наяды оплакали его. Леандр — юноша из Абидоса в Троаде, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт. Каждую ночь Геро ждала, когда он переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и добирался до берега. Однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море с башни. Однажды царь Пелий обещал тому, кто запряжёт в одну повозку льва и вепря, отдать свою дочь Алкесту, Адмету помог это сделать Аполлон (который служил у него пастухом из любви к нему). Но Адмет при свадебных жертвоприношениях забыл упомянуть Артемиду, и рассерженная богиня хотела послать в брачный покой змей, но Аполлону удалось помирить их. Наконец он выхлопотал ещё у Мойр то, что вместо Адмета при приближении смерти мог умереть кто-нибудь другой. Мойры обещали это, когда Аполлон напоил их допьяна. Поэтому за Адмета умерла его жена Алкестида. Однако Геракл освободил её из Аида и вернул Адмету. Кеик называл жену Герой, а его жена-наяда Алкиона мужа — Зевсом. За это Зевс превратил его в чайку, а ее в зимородка. Пирам и Фисба были легендарной вавилонской парой, чем-то похожи на влюбленных шекспировской трагедии. Несмотря на запрет их родителей, они решили тайно встретиться однажды ночью за стенами города. Свидание было назначено у высокой шелковицы, стоящей на берегу ручья. Фисба пришла первой, но пока она дожидалась возлюбленного, «появляется с мордой в пене кровавой, быков терзавшая только что, львица». Фисба спасается бегством, но в это время с её плеч спадает платок, который львица, найдя, разорвала кровавой пастью. Когда Пирам пришёл и увидел окровавленное покрывало, он представил себе самое худшее. Коря себя за предполагаемую гибель возлюбленной, он вонзил в себя меч. Его брызнувшая кровь навсегда обагрила ягоды шелковицы. Фисба, вернувшись, нашла своего возлюбленного умирающим; она схватила меч и, направив его себе прямо в сердце, бросилась на него. Антигерои: Когда Мидас был ребёнком, муравьи заползли к нему в рот и стали сносить туда пшеничные зерна, чтобы накормить его. Выстроил город Анкиру (Якорь). Орфей завещал ему таинства своих оргий. Посвящён Орфеем в мистерии и распространил таинства богов по Фригии. Легенда повествует об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Марсием Мидас отдал последнему предпочтение перед богом. Брадобрей Мидаса узнал об ослиных ушах и, не в силах держать в себе эту тайну, выкопал ямку и шёпотом рассказал в неё, что у царя Мидаса ослиные уши. Из ямки затем вырос тростник, который, по одной версии, прошелестел сказанное брадобреем, а согласно другой версии, из этого тростника мальчик сделал дудочку, которая поведала тайну. Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот ни пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она позолотела; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они, к его ужасу, тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара. 9. Гомер. Фабула и идейное содержание «Илиады», образы главных героев. Название происходит от местного названия Трои «Илион» - поэма о Трое (греческое название). Илиада построена виртуозно. Она охватывает 50 дней и в то же время 10 лет. Она компактно вмещает в себя события всей войны. Основная фабульная линия – гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнон похитил дочь жреца Аполлона, Хриса. Хрис приходит в греческий стан выкупить взятую в плен и доставшуюся в рабыни Агамемнону дочь Хрисеиду. Получив грубый отказ, он обращается с мольбой об отмщении к Аполлону, который насылает на войско моровую язву. В собрании греков, созванном Ахиллом, Калхант объявляет, что единственное средство умилостивить бога состоит в выдаче Хрисеиды её отцу без выкупа. Агамемнон уступает всеобщему требованию, но, чтобы вознаградить себя за эту потерю, отнимает у Ахилла, которого считает инициатором всей интриги, его любимую рабыню Брисеиду. В гневе Ахилл удаляется в палатку и просит свою мать Фетиду умолить Зевса, чтобы греки до тех пор терпели поражения от троянцев, пока Агамемнон не даст ему, Ахиллу, полного удовлетворения. Девятилетняя осада на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей. Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады. Поскольку Троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим — Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса от смерти и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников, он считается недействительным. Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (четвёртая песнь), Элефенор убит Агенором. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам — Аполлон, Арес и Афродита. Пятая песнь рассказывает о том, как в жестокой битве даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда, руководимого Афиной. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху. Менелай убивает Пилемена, но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема. Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся. Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишь Посейдон остается верен ахейцам. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла — друга Ахилла. Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония, а Медонт сражен Энеем. Атакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах. В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия, а Менелай поражает Евфорба. Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора. Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце «Илиады» разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения. Для погребения Гектора и Патрокла устанавливается одиннадцатидневное перемирие, устраиваются похоронные игры. Проблемная сторона поэмы: Жизненная философия Гомера; Тема смысла жизни (Ахилл: вечная слава); Тема справедливости (Ахилл – Агамемнон); Тема войны и мира (как герои относятся к войне); Тема гуманизма, человеколюбие (Гектор – Андромаха, Ахилл – Приам: герои узнают друг в друге человека). Художественные особенности: повторы, формульный язык, развернутые сравнения, постоянные эпитеты. Главным героем поэмы является Ахилл. Гордый, с жаждой справедливости, он поступается своими мечтами о вечной славе и жалостью к страдающим грекам, и отказывается участвовать в битве до тех пор, пока Агамемнон не удовлетворит его уязвленную гордость. Любящий, он мстит за смерть своего близкого друга Патрокла, несмотря на огромное уважение, питаемое им к Гектору. И все же, проявляя чудеса человеколюбия, он отдает Приаму тело его сына и требует перемирия для достойных похорон прославленного героя. Еще один немаловажный герой поэмы – Гектор, сын царя Приама. Храбрый и сильный предводитель троянцев не боится смерти и уважает своих врагов. Он честолюбив, поэтому его уязвляет побег Париса с поля боя и он бранит его. Также он любит свою семью, это отражается в прощании с Андромахой и сыном, однако он достаточно жертвенен, чтобы сойтись в бое с Ахиллом из которого, как он знает наперед, ему не суждено выйти живым. Образ царя Агамемнона тоже немаловажен. Здесь он мелочен и самолюбив. Он скряжничает, забирая у воинов их законную добычу, считает, что все кругом должно и обязано ему подчиняться, а он сам никак не связан ни законом людским, ни божеским (оставляет дочь Хриса себе, несмотря на угрозы Апполоном). Девять лет по его вине греки терпят поражение и Агамемнон не собирается просить Ахилла вступить в бой, пока ахейцы не терпят сокрушительное поражение и не собираются отплывать. Тогда царь сразу же становится покорным и покладистым, старается умаслить Ахилла и вернуть ему Брисеиду (которая теперь не нужна). Одиссей в данном произведении предстает не столько хитрым мудрецом, каким являлся в фольклоре, сколько умным стратегом. Он знает как успокоить Ахилла, в ярости схватившегося за меч в споре с Агамемноном; знает как вернуть корабли греков, уплывающие из Трои, которую им не удается захватить. Ему удается определить местонахождение Ахилла, запрятанного Фетидой; к началу войны он старается вести мирные переговоры с троянцами. Особая роль Одиссея в последние годы войны (разведка с Диомедом во вражеский лагерь, похищение Палладия - оберега Трои; идея сооружения деревянного Жизненная философия Гомера; Тема смысла жизни (Ахилл: вечная слава); Тема справедливости (Ахилл – Агамемнон); Тема войны и мира (как герои относятся к войне); Тема гуманизма, человеколюбие (Гектор – Андромаха, Ахилл – Приам: герои узнают друг в друге человека). Художественные особенности: повторы, формульный язык, развернутые сравнения, постоянные эпитеты. Главным героем поэмы является Ахилл. Гордый, с жаждой справедливости, он поступается своими мечтами о вечной славе и жалостью к страдающим грекам, и отказывается участвовать в битве до тех пор, пока Агамемнон не удовлетворит его уязвленную гордость. Любящий, он мстит за смерть своего близкого друга Патрокла, несмотря на огромное уважение, питаемое им к Гектору. И все же, проявляя чудеса человеколюбия, он отдает Приаму тело его сына и требует перемирия для достойных похорон прославленного героя. Еще один немаловажный герой поэмы – Гектор, сын царя Приама. Храбрый и сильный предводитель троянцев не боится смерти и уважает своих врагов. Он честолюбив, поэтому его уязвляет побег Париса с поля боя и он бранит его. Также он любит свою семью, это отражается в прощании с Андромахой и сыном, однако он достаточно жертвенен, чтобы сойтись в бое с Ахиллом из которого, как он знает наперед, ему не суждено выйти живым. Образ царя Агамемнона тоже немаловажен. Здесь он мелочен и самолюбив. Он скряжничает, забирая у воинов их законную добычу, считает, что все кругом должно и обязано ему подчиняться, а он сам никак не связан ни законом людским, ни божеским (оставляет дочь Хриса себе, несмотря на угрозы Апполоном). Девять лет по его вине греки терпят поражение и Агамемнон не собирается просить Ахилла вступить в бой, пока ахейцы не терпят сокрушительное поражение и не собираются отплывать. Тогда царь сразу же становится покорным и покладистым, старается умаслить Ахилла и вернуть ему Брисеиду (которая теперь не нужна). |