Главная страница
Навигация по странице:

  • Мельпоме́на

  • Храмом Мельпомены

  • Урания

  • Хоровод/череда Ор

  • Форту́на

  • Античка экз. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques


    Скачать 104.82 Kb.
    НазваниеПонятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques
    Дата01.05.2022
    Размер104.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичка экз.docx
    ТипДокументы
    #506631
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Диони́смладший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

    Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы. Узнав, что Семела ждет ребёнка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил.

    Дионис научил людей виноградству и виноделию. Он шествовал по земле в сопровождении свиты – пьяных вакханок – своих жриц и козлоногих сатиров, пляшущих и играющих на музыкальных инструментах. Такие шествия назывались вакханалиями или оргиями (из них возникли первые театральные представления). На оргиях сатирами исполнялись дифирамбы – народные гимны бурного характера.

    Сати́ры — лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса.

    Пан – Фавн.

    Пан — бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.

    У самого Пана и нимфы Каллисто был сын Аркад. Увидев однажды во время купания, что Каллисто беременна, Артемида разгневалась на нее за нарушение обета целомудрия и превратила её в медведицу. После смерти матери Аркад был унесён Зевсом в счастливую Аркадию, где был отдан на воспитание одной из плеяд Майе. Аркадия – это страна счастливой и беззаботной жизни, где в непостижимой гармонии сливаются человек и природа.

    Однажды Пан влюбил в прекрасную нимфу Сирингу, но та, чтобы спастись от преследований сатира, превратилась в тростник. Пан сделал из него свирель, ставшую любимым музыкальным инструментом греческих пастухов.

    Музы – Камены.

    Музы — дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

    Каллио́па — муза эпической поэзии, науки и философии.

    Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона. По версии, родила от Аполлона Гомера. По Гесиоду, выдаётся меж музами, шествует за царями. Изображалась с восковыми табличками и стилосом (палочкой для письма).

    Мельпоме́на — муза трагедии. Мать сирен.

    Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). «Храмом Мельпомены» издавна назывался театр, а «служителем Мельпомены» - актер.

    Талия — муза комедии и лёгкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком из плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемых в поэтических произведениях.Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики.

    Терпсихо́ра — муза танца. Получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

    Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр (медиатор). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ.

    Урания — муза астрономии.

    Кли́о — муза истории. Получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Первоначально она, по-видимому, муза героической песни, провозвестница славы, а уже c классического и эллинистического времён — покровительница истории.

    Клио стыдила Афродиту за любовь к Адонису, в отместку та внушила ей любовь к Пиеру, от которого родила сына Гиакинфа.

    Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом. В ранней традиции она изображалась с грифелем и со свитком папируса или пергамента, или с футляром, шкатулкой для свитков.

    Среди их сестер также числились Эвтерпа (лирическая поэзия и музыка), Полигимния (пантомима и гимны) и Эрато (любовная поэзия).

    Нимфы.

    Ни́мфы — олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей. Им посвящён орфический гимн.

    Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев — дриадами, нимфы источников — наядами, нимфы моря — нереидами, океанов – океанидами (дочери Океана). Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.

    Хари́ты — три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству.

    О́ры — богини времён года, ведали порядком в природе. Дочери Зевса и Фемиды (либо дочери Гелиоса и Селены). Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса. «Хоровод/череда Ор» - смена времен года.

    Ди́ке — ора, богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства. Атрибутом Ди́ке служили весы. Ди́ке находилась на Олимпе подле Зевса, наблюдая за соблюдением справедливости в мире людей и докладывая при этом своему отцу о всяком проявлении отступления от правды.

    Астрея — богиня справедливости. По преданию, является дочерью Зевса и Фемиды, а также сестрой Стыдливости. Во времена Золотого века она жила на земле, среди людей. Однако, с пришествием железного века люди стали жить грабежом и даже приязнь между братьями стала редкостью. Видя это, Астрея последней из божеств покинула землю и вознеслась на небо.

    Эо́л — персонаж древнегреческой мифологии. Хотя его функции близки к божественным, во всех версиях подчёркивается его происхождение от людей, поэтому он является лишь полубогом. Сын Посейдона и Арны. Зевс сделал его господином над ветрами, он отец шести сыновей и стольких же дочерей, которые, составляя шесть брачных пар, ведут шумную, полную веселья жизнь в царском дворце отца.

    У Эола нашёл радушный приём во время своих странствований Одиссей, который провёл на Эолии месяц и при расставании с царём получил от него в спутники благоприятный зефир, а также мех из кожи девятигодовалого быка, в котором были зашиты остальные ветры, со строгим наказом — не открывать этого меха. Спутники Одиссея, полагая, что в мешке спрятаны сокровища, вскрыли его, — и ветры, вырвавшись на волю, опять сбили Одиссея с пути его назначения, пригнав корабль обратно к Эолии. На этот раз Эол отказал Одиссею в гостеприимстве, когда Одиссей стал вторично просить, Эол прогнал его.

    Боре́й — олицетворение северного бурного ветра. Борей был сыном Астрея (бога звёздного неба) и Эос (богини утренней зари), братом Зефира и Нота. Его происхождение указывает на связь со стихийными силами природы. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Фракия считалась обиталищем Борея. Борей похитил дочь афинского царя Эрехтея, Орифию.

    Зефи́р — ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию. Здесь он, хотя и тёплый, но часто приносит с собой дожди и даже бури, тогда как в западной части Средиземного моря Зефир является почти всегда лёгким, приятным ветром. Отсюда разница в представлениях о Зефире греков, считавших его одним из самых сильных и стремительных ветров, и римлян, соединявших с ним и ныне вызываемое им представление — о ласкающем, лёгком ветре. Зефир является сыном Астрея и Эос. Ввиду своей быстроты, он считался также вестником богов. Веет на Елисейских полях. Его возлюбленная — Хлорида. Также Зефир — соперник Аполлона в любви к Гиацинту.

    Гипнóс — божество сна, сын Нюкты и Эреба. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям. Гипнос живёт на краю мира, и на него никогда не взирает Солнце-Гелиос. В его пещере царят вечные сумерки и оттуда вытекает родник забвения.

    Гера, замыслив козни против Зевса, уговорив Гипноса усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса Гипнос был спасён своей матерью Нюктой, которую Зевс не решился оскорбить. Второй раз Гипнос усыпил Зевса также по просьбе Геры, чтобы дать ахейцам возможность победить в сражении с троянцами. В награду за содействие Гера обещает в жёны Гипносу младшую из харит — Пасифею.

    Морфей — бог сновидений. Его отцом является Гипнос — бог сна. Его матерью была Аглая, одна из трех граций, спутниц Афродиты.

    Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная эмблема Морфея — сдвоенные ворота в мир сновидений. Это — ворота из слоновой кости для лживых снов и роговые ворота для снов истинных. Из символики и атрибутики бога всегда особо выделяют чёрный цвет (как цвет ночи и забытья) и цветы мака. Морфея зачастую изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держал кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим, обволакивающим снотворным действием. Иногда считается, что он носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения.

    Та́натос — олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт на краю света. Был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Таната освободил Арес). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.

    Мо́йры — богини судьбы, дочери Нюкты. Мойры не подвластны даже богам.

    Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека. С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо — три сестры:

    Клото́ — прядущая (нить жизни). Клото вернула жизнь Пелопу, предрекла Афине девственность.

    Ла́хесис — определяющая судьбу. Лахесис наблюдала за родами Лето.

    А́тропос — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить.

    Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений.

    Психе́я — олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки.

    В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.

    В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

    Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

    Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их во дворец. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.

    Форту́на — древнеримская богиня удачи.

    Немези́да— крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Дочь Нюкты и Крона. Иногда считается нимфой.

    Ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой). Афродита по просьбе Зевса стала орлом и преследовала верховного бога, превратившегося в лебедя (либо орлом стал Гермес, а укрыла лебедя Леда). Немезида укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула, и во время сна Зевс овладел ею. Это яйцо потом или нашла Леда, или оно было принесено ей пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Из этого яйца впоследствии и появились Елена и братья Диоскуры.

    Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой — мера длины в древние века — синоним неизбежной кары.

    В Древнем Риме была почитаема в армии и считалась покровительницей гладиаторов.

    Ни́ка — богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс, воспитывалась вместе с Афиной.

    Союзница Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; поэтому боги клянутся водой её матери Стикс.

    Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Палладу, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы.

    Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй; атрибуты её — повязка и венок, позднее также пальма; далее — оружие и трофей. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей.

    Эри́нии — богини мести, рождены Землей от крови Урана; их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. Афиняне называют их «Почтенными». Их пещера на склоне афинского акрополя. Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие.

    Согласно мифу, эринии преследовали Ореста за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).

    Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (то есть милостивые, благосклонные).

    Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.

    Мегера — самая страшная из трёх эринний. Олицетворение зависти и гнева. Изображали её в виде ужасной женщины со змеями вместо волос, с оскаленными зубами и бичом в руках
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта