Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение Античности

  • 2. Понятие о мифологии. Особенности древнегреческой мифологии. Космогония и первые поколения земных богов в мифах Эллады.

  • Посейдон-Нептун

  • Аид-Орк-Плутон

  • Античка экз. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques


    Скачать 104.82 Kb.
    НазваниеПонятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация). Античность (от лат. Antiques
    Дата01.05.2022
    Размер104.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнтичка экз.docx
    ТипДокументы
    #506631
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация).

    Античность (от лат. «Antiques» - «старый», «древний»). Термин вошел в употребление в Средние века и применялся для обозначения всего, что относилось к быту культуре предшествующего периода. Античность представлена двумя наиболее развитыми цивилизациями Европы – Древней Грецией и Древним Римом.

    Элиада – Греция, эллины – греки (от «грайки» - древнего племени Элады на юге Италии, с которыми столкнулись римляне при ее завоевании).

    Античной литературой считаются все двуязычные произведения (на древнегреческом или латинском) с 8 в. до н.э. по 5 в. н.э.

    Специфика Античности:

    Рабовладельчество, политеизм (язычество), гео- и антропоцентризм (земля и человек в центре, любовь к жизни), рационализм, стихотворность.

    Значение Античности:

    Ø Информативное значение (несет в себе содержание жизни, быта и мировоззрений древних цивилизаций);

    Ø Идейное значение («Для чего человек топчет землю?» Ахилл, «Илиада», Гомер);

    Ø Воспитательное;

    Ø Художественное (развитие творческой мысли).

    Особенности античной литературы:

    - мифологическая тематика;

    - философское осмысление действительности;

    - традиционность образов и ситуаций;

    - непосредственная связь с устным народным творчеством, позднее – обращение к письменности для фиксации;

    - преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка;

    - человек – основной объект художественного изображения;

    - отражены особенности и эволюция художественного восприятия действительности;

    - строгая система жанров, возникающих как последовательно, так и одновременно;

    - традиционная система стилей.

    Основные черты античной лит-ры:

    - Объективизм (господство природно–космических сил)

    - Пантеизм

    - Космизм (1ёкосмос – чувственный, одушевленный, разумный)

    - Скульптурность (телесное воплощение космоса, господство гармонии, симметрии, ритмики и меры).

    В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек.

    Периодизация:

    1. Архаический период (8 век до нашей эры – 5 век до нашей эры). Характерно: острота в социальном отношении, так как идет разрушение родовой общины и установление полиса. В общине во главе стоял царь, затем родовая знать, в полисе происхождение не имело значения. время, когда не была письменности, народные сказания несли аэды («песня»), в 6 в. появились рапсоды («упорядочиваю»). Первый памятник этого периода – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Видение мира – мифологическое или мифопоэтическое.

    Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок до нас дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея – «Сказка об Амуре и Психее». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него самая значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп – родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаические, героические поэмы, из которых до нас дошли только гомеровские. Об остальных мы можем судить только по отрывкам. На смену Гомеру приходит дидактический эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаическая лирика.

    2. Классический (аттический) период.(конец 6 в. – 4 в. до н.э.). Представлен произведениями драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Cтановление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. Видение мира – традиционалистское (в сюжетах по-прежнему фигурировали боги и герои; но у богов уже мало было божественного, бог становился комедийным образом; вера пошатнулась, боги принимают другой характер, уже никто свято не верит, но имена богов остаются по традиции). В это время центр культурной жизни находится в Афинах – аттике. После Греко-персидской войны началось развитие Афин, которые скоро стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии. Сначала появляется трагедия, затем комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, затем философская.

    3. Эллинистический период (с 4 века до нашей эры по 1 век до нашей эры). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система изжила себя. У Александра есть великая идея – нести греческую культуру варварам. Эллинизм – симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука. Характерно пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттическая

    комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческий повесть или греческий роман.

    4. Период греческой литературы эпохи римского владычества (1 век до нашей эры – 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописание» Плутарха.

    2. Понятие о мифологии. Особенности древнегреческой мифологии. Космогония и первые поколения земных богов в мифах Эллады.

    Мифология – первичное осмысление мира, отражение коллективного сознания, религиозно-художественная система в условно-фантастических формах, отражающая устойчивые закономерности природной, общественной и индивидуальной жизни.

    Миф (ос) + логос = жизнеописание/предание/сказание + наука

    А.Ф. Лосев: «Чувственно выраженная реальная действительность в ее максимально символическом обобщении».

    Ф. Ницше: «Миф – сосредоточенный образ мира, аббревиатура явления».

    Саллюстий: «Миф – это то, чего никогда не было, но что всегда есть».

    Фрейденберг: «Сочиняя миф, человек сочиняет мир».

    Мифология – это и религия, и история, и философия, и зачатки точных наук, и поэзия и т.д.

    Особенности древнегреческой мифологии: неканоничность, вариативность, синкретизм (нераздельное существование различных форм науки и искусства), политеизм, антропоморфизм (человекоподобие); эстетизация мира – стремление видеть и изображать мир в его красоте; архетипичность – древняя модель поведения.

    Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. ХАОС – беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле - беспорядок, неразбериха.

    Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

    Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна

    Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Гесиод в своей «Теогонии» показывает, что раньше всего зародился Эрос, т. е. некоторое начало, влекущее вещи друг к другу.

    Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

    Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

    Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю.

    6 сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи.

    Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид.

    Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора).

    От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

    Кроме титанов, породила могучая Земля 3-х великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и 3-х громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

    Уран стыдится своих отнюдь не прекрасных детей и не выпускает их из чрева матери Геи. – Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет.

    Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца.

    Гея страдает, ненавидит Урана и тайком от него рождает одного титана – Крона. Младший сын – коварный Крон хитростью низверг своего отца и отнял у него власть: Крон оскопляет Урана и выпускает всех остальных Титанов из чрева матери-земли.

    На следующем этапе Крон и титанида Рея рождают будущих богов-олимпийцев.

    Однако Крон, помня то, что он сделал со своим отцом, подозревает, что и его дети сделают с ним то же самое, и пожирает своих детей. Рея вместо одного своего сына подсовывает ему камень, и Зевс оказывается таким образом уцелевшим. Зевсу освобожденные им гекатонхейры дают свое оружие – гром и молнию, и при помощи грома и молнии Зевс ниспровергает титанов и становится верховным богом греческого пантеона. Он сбрасывает в Тартар титанов (кроме Прометея, Океана и Фетиды) и в качестве их тюремщиков – гекатонхейров.

    3. Боги Олимпа: Зевс, Посейдон, Аид.

    Зевс-Кронид-Плутон.

    Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

    Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл. Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

    Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

    Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть сверженным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

    Рождение Зевса. Крон боялся, что и против него восстанут дети. Он повелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Уже пятерых проглотил Крон. Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. Удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. Дала проглотить вместо сына длинный камень.

    Зевс рос на Крите. Нимфы лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. У входа же в пещеру юные полубоги ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал.

    Зевс свергает крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами. Зевс восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов (Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой).

    Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов. Наконец, могучие титаны дрогнули. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры.

    Борьба с подземными чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей — гигантов и разразилась гигантомахия. Но самому Зевсу тоже угрожает потеря власти от сына. Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада, но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков.

    Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьёй не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнаёт их, взвешивая на золотых весах судьбы героев. Именно по совету Геи и Урана Зевс проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от неё сына, который будет сильнее отца. Фемида, дочь Геи, открывает Зевсу тайну, известную и Прометею, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав её за героя Пелея, Зевс способствовал возникновению Троянской войны. Вторая

    супруга З. — богиня справедливости Фемида. Третья – Гера. З. постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. З. Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. З. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей. З. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. З. является грозной карающей силой. По велению З. прикован к скале Прометей. Несколько раз З. уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Троянская война — тоже следствие решения З. покарать людей за их нечестие. Только в эллинистическую эпоху З. принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб.

    Посейдон-Нептун.

    Посейдо́н ("трясущий землю") — в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия. Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других.

    Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия; с неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет.

    «Царство Нептуна» включает в себя все существующие воды. Сам он живет в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчится по морю на колеснице, запряжённой длинногривыми белыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников с пресной или морской водой..

    Амфитрита. Узнав о желании Посейдона взять её себе в жены, она убежала к Атланту, где её поймал посланный Посейдоном дельфин и отвёл к своему владыке

    От Медузы Горгоны у Посейдона был рожден Пегас. Он выпрыгнул из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас был любимцем Муз. Ударом копыта о землю он выбивал источники. Так возник источник Гиппокрена (Ключ коня), из которого черпали вдохновение поэты («оседлали Пегаса»).

    От Геи у него родился сын-великан Антей, который получил необоримую силу при соприкосновении с матерью-землей. Антей заставлял всех путников-чужестранцев бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе — убивал. Построил храм Посейдону из черепов побеждённых им. Одолеть его смог лишь Геракл, подняв в воздух и задушив.

    Протей был одним из сыновей Посейдона, обладал даром предсказания и мог принимать различные облики. Он заменил Елену Спартанскую на ложе Париса.

    Аид-Орк-Плутон.

    Аид – бог подземного царства мертвых, старший сын Кроноса и Реи. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

    После одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел Подземное Царство и власть над тенями умерших. Сойти в Аид значило умереть.

    Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

    Це́рбер — порождение Тифона и Ехидны (Тартара и Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. Цербера стошнило от дневного света, когда Геракл вывел его из Аида, и от пены из его пасти появилась трава аконит.

    4. ГЕРА.

    Гера (у римлян Юнона) – богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса.

    Великая богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

    Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды.

    Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

    Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс

    бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

    Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера.

    ИО

    Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу.

    Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Гера послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало. Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. На берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта