Главная страница

Диалектная лексика. Документ 15 (1). Понятие образность речи Слова образность, образный используются в стилистике в разных значениях


Скачать 273.77 Kb.
НазваниеПонятие образность речи Слова образность, образный используются в стилистике в разных значениях
АнкорДиалектная лексика
Дата20.11.2021
Размер273.77 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДокумент 15 (1).pdf
ТипДокументы
#277096
страница3 из 4
1   2   3   4
Аллегория
Аллегорией (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения:пришла осень может означать наступила старость, замело снегом дороги - к прошлому нет возврата, пусть всегда будет солнце - пусть неизменным будет счастье и т.д. Такие аллегории носят общеязыковой характер Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у АС. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион»,
«Анчар», Пророк, Соловей и роза у МЮ. Лермонтова - стихотворений Кинжал, Парус, Утес и др.
Метонимия
Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например Фарфор и бронза на столе(П.) - названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает.
При метонимии предметы, объединяемые названием, каким-то образом связаны. Возможны самые различные ассоциации по смежности название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся (Ликует буйный Рим. - Л название сосуда используется в значении содержимого (...Шипенье пенистых бокалов. - П имя автора заменяет название его произведений (Траурный Шопен громыхал у заката. - Св) и т.д.
К более сложным случаям метонимии относятся такие, когда одно название получают действие и его результат (Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых, под шепот старины болтливой, рукою верной я писал, примите ж вымой труд игривый. - П название орудия действия переносится на само действие (Их селы и нивы за буйный набег обрек он мечами пожарам. - П состояние человека характеризуется через внешнее проявление этого состояния (...Лукерья, по которой я сам втайне вздыхал. - Т.).
Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определениеперекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, нов образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. - Бун. Источники метонимического сближения понятий неисчерпаемы, что дает большой простор творческому использованию этого тропа Трактиров нет. В избе холодной высокопарный, но голодный для виду прейскурант висит. (П Лишь раз гусар, рукой небрежною облокотясь на бархат алый, скользнул по ней улыбкой нежною. (Бл.); И на известку колоколен - невольно крестится рука (Ес.); И бредет гармонь куда-то, только слышится едва.
(Твард.)].

Антономасия Особый вид метонимии — антономас и
я (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение - лгун, хвастун. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др. Часто образное значение придается именам других литературных героев (Молчалин, Скалозуб, Манилов, Плюшкин, Отелло, Квазимодо). Подобные имена персонажей могут использоваться как выразительное средство образной речи (И на Западе много сочиняется пустых книжек и статеек. Пишутся они отчасти французскими Маниловыми, отчасти французскими Чичиковыми. - Черн.). Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей Мы все глядим в Наполеоны. П Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература. Античные образы особенно широко использовались в русской поэзии периода классицизма и первой половины XIX в. (Дианы грудь, ланиты Флоры прелестны, милые друзья Однако ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня. - П. Ново второй половине XIX в. антономасия, восходящая к античной мифологии и поэзии, используется значительно реже и воспринимается уже как дань уходящей поэтической традиции. В современном литературном языке образное употребление имен героев античной мифологии возможно лишь в юмористических, сатирических произведениях Жрец Мельпомены на казенных харчах (заглавие фельетона Гермес приказал долго жить (статья о прекращении деятельности финансовой компании Гермес Гефест на заработках (о коммерческих делах оборонной промышленности)].
Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономасия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев. Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках Синекдоха

Разновидностью метонимии является синекдоха (гр. synecdochē - соподразумевание, соотнесение. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. Например На восток, сквозь дыми копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет
Европа
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляки все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят.
(А.Т. Твардовский)
Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названий европейских народов единственное число существительных солдат, брат француз и других выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.
Можно выделить несколько разновидностей синекдохи. Чаще всего используется синекдоха, состоящая в употреблении формы единственного числа вместо множественного, что придает существительным собирательное значение. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист ). Название части предмета может заменять слово, обозначающее весь предмет Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой - П. Наименование отвлеченного понятия нередко употребляется
вместо названия конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя. Синекдоха используется в различных функциональных стилях. Например, в разговорной речи распространены синекдохи, получившие общеязыковой характер (умного человека называют голова, талантливого мастера
- золотые руки и т.д.). В книжных стилях, в особенности в публицистическом, часто встречаются синекдохи
302 миллиона долларов утонуло в Тихом океане, когда раскаленные обломки межпланетной станции Марс на огромной скорости вонзились вводу, не задев, к счастью, ожидавшую неприятных сюрпризов Австралию. Стыдно старики наши голодают, не получая по 2-3 месяца пенсии, а тут такие деньжищи отправили на дно морское. (В. Голованов. Во что обходятся космические амбиции // АиФ. - 1996.)
Эпитет
Эпитетом (от гр. epitheton - приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. - П К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении (золотая осень, заплаканные окна, а отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (красная калина, знойный полдень. Эпитеты - это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными (Сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна. Яне знаю как назвать томительный свет белой ночи Загадочным Или магическим Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - сколько в них бледного воздуха и прозрачного блеска фольги и серебра. - Пауст.).
Прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения (Милая, добрая, старая, нежная С думами грустными тыне дружись. - Ес.).
Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия. При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя, если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства (Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля. - Пауст.). В качестве эпитетов могут употребляться также существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие образную характеристику предмета (Поэт - эхо мира, а не только - няня своей души. - М. Г.).
Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи ФИ. Буслаев, АН. Веселовский, А.А. Потебня, В.М.
Жирмунский, Б.В. Томашевский и др, - однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Понятие эпитет иногда неоправданно расширяют, относя к нему любое прилагательное, выступающее в функции определения. Однако к эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например, в предложении Дубовый листок оторвался от ветки родимой (Л) - прилагательные выполняют лишь смысловую функцию. В отличие от эпитетов такие определения иногда называют логическими.
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок - лимонный свет луны седой старик - седой туман он лениво отмахивался от комаров - река лениво катит волны. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя. - Л. В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах. — Л. Т. Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам картонная любовь (Г мотыльковая красота, слезливое утро (Ч голубое настроение (Купр.);мокрогубый ветер (Шол.); прозрачная тишина (Пауст.)].
Определения, выраженные словами, сохраняющими в тексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетической функции, быть сильным изобразительным средством. Например На синих, иссеченных льдах играет солнце грязно тает на улицах разрытый снег (П) — эти точные эпитеты не уступают в выразительности любым метафорическим, которые мог бы использовать художник для описания ранней весны. Яркую изобразительность часто придают речи цветовые эпитеты (розовые тучки, бледно-ясная лазурь, бледно-золотые пятна света

- Т. Еще АН. Веселовский отметил народную символику цветов, когда физиологическое восприятие цвета и света связывается с психическими ощущениями (зеленый - свежий, ясный, молодой белый - желанный, светлый, радостный).
Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение, и индивидуально-авторские холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость - Т, народно-поэтические (красна девица, добрый молодец. Последние называют ещепостоянными, так как словосочетания сними приобрели в языке устойчивый характер.
Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень к. усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое.
5. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины. - АТ. Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями Дивной вязью он (народ. - И. Г) плел невидимую сеть русского языка яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого (АТ. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
6. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны
живой труп (Л.Т.); радостная печаль (Корол.); ненавидящая любовь (Шол.)]. Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие эпитет объединяет весьма разнообразные лексические средства образности Сравнение

К лексическим образным средствам примыкает сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит (Н. Сравнение - одно из самых распространенных средств изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют поэты (например Назаре туман кудлатый, спутав дымы и дымки, в берегах сползет куда-то, как река поверх реки. - Твард.); к ним прибегают ученые, чтобы популярно объяснить какое-либо явление (например, в лекции по физике Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставим протиснуться в течение той же секунды через обычный водопроводный кран, только тогда мы получим косвенное представление о том, чем лазерный луч отличается отсвета всех других источников их используют публицисты как средство яркой речевой экспрессии (В последние недели гидростроители производили постепенное сужение русла реки. Две каменные гряды словно устремились навстречу друг другу. И каким же стремительным стало течение великой русской реки!).
И в тоже время отнесение сравнения к лексическим образным средствам в известной мере условно, так как оно реализуется не только на лексическом уровне сравнение может быть выражено и словом, и словосочетанием, и сравнительным оборотом, и придаточными даже самостоятельным предложением или сложным синтаксическим целым.
Само отнесение сравнения к тропам вызывает полемику среди лингвистов. Одни считают, что в сравнениях значения слов не претерпевают изменений другие утверждают, что ив этом случае происходит приращение смысла и образное сравнение является самостоятельной семантической единицей. Только при таком понимании сравнения его можно считать тропом в точном значении термина.
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению (ср. золото листьев - листья желтые, как золото, дремлет камыш - камыш недвижим, как будто он дремлет. В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия
При сопоставлении с другими тропами сравнения выделяются и благодаря структурному разнообразию. Обычно они выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто и др. Хорошо и тепло, как зимой у печки, и березы стоят, как большие свечки (Ес.); Небеса опускаются наземь, точно занавеса бахрома. (Паст. Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные придаточные предложения Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду
(Ес.).
Часто сравнения имеют форму существительных в творительном падеже (Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. - П. Такие сравнения выполняют синтаксическую функцию обстоятельства образа действия. К ним близки и сравнения, выраженные формой сравнительной степени наречия, они тоже характеризуют действие (Я - за ней. Она бежала легче серны молодой. - Бат.). Есть сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого (Кленовый лист напоминает нам янтарь. - З.).
Сравнение оформляется и как отдельное предложение, начинающееся словом таки по смыслу связанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания, как, например, в Бахчисарайском фонтане АС. Пушкина Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда. Так плачет мать во дни печали о сыне, павшем на войне
Сравнение может быть выражено в форме риторического вопроса (О мощный властелин судьбы Не так литы над самой бездной, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы - П.)
В произведениях устного народного творчества распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию (Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной моей души коснулась ты - она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна. - АКТ. В отрицательных сравнениях один предмет противопоставляется другому Не ветер бушует над бором, нес гор побежали ручьи - мороз-воевода дозором обходит владенья свои. - Н.).
Известны и неопределенные сравнения в них дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения (Не расскажешь, не опишешь, что за жизнь, когда в бою за чужим огнем услышишь артиллерию свою. -
Твард.). К неопределенным сравнениям относится и фольклорный устойчивый оборотни в сказке сказать, ни пером описать.
Иногда для сравнения используются сразу два образа, связанных разделительным союзом автор как бы предоставляет право читателю выбрать наиболее точное сравнение (Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена. - П. В образной речи возможно употребление нескольких сравнений, раскрывающих различные стороны одного итого же предмета (Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом, и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом. - Л.).
Сравнения, которые указывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются два параллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественный образ, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особую выразительность:
Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения. (...) Замысел-это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи ив них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния.
Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. (Если молния-замысел, то ливень - это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.
(К.Г. Паустовский)
1   2   3   4


написать администратору сайта