Главная страница

Принципы и функции права. Понятие принципов и функций права заключается в том, что право


Скачать 58.86 Kb.
НазваниеПонятие принципов и функций права заключается в том, что право
Дата08.06.2022
Размер58.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПринципы и функции права.docx
ТипДокументы
#578046
страница1 из 3
  1   2   3

Оглавление




Введение


Понятие принципов и функций права заключается в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, утверждая, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия «тайны» права, приведение его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.

В связи с указанным процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его принципы и функции.

Глава 1. Понятие права его сущность и признаки

    1. Основные признаки права и определение его понятия


Право - это те правила поведения, устанавливаемые или санкционируются государством.

В данном случае установление - это деятельность органов государства, направлена ​​на появление соответствующих источников права и поддержка их своей принудительной силой.

По санкционированию, то это деятельность органов государства, направленная на поддержку принудительной силой действующих в обществе идей или правил поведения.

Как мы видим, в данном определении сочетаются и естественно-правовая доктрина и юридический позитивизм.

Право – это обусловленная природой, человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость, система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения1.

Однако в любом случае право понимается в объективном и субъективном смысле.

Право в объективном смысле - это система направленных на урегулирование общественных отношений формально-определенных, общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и им гарантируются2.

Говоря о праве в объективном смысле, следует иметь в виду, что понятие объективности права предполагает, как право выраженное внешне, объективной реальности, как оно зафиксировано в документах, независимо от воли и сознания конкретного человека. А это уже совокупность правил поведения, регулирующих самое важное, с точки зрения государства, круг общественных отношений.

Исходя из определения права в объективном смысле, следует остановиться на вопросе о признаках права.

Признаками права является формальная определенность, общеобязательность, факт выхода от государства и обеспечения ней, направленность на урегулирование общественных отношений и системность3.

Формальная определенность - право внешне фиксируется в источниках права, чаще всего называют формами права.

Общеобязательность - эти правила поведения являются обязательными для всех без исключения.

Происходит от государства и гарантируется ней - право тесно связано с государством, ведь именно государство своей принудительной силой заставляет граждан и должностных лиц придерживаться правовых норм.

Направлено на урегулирование общественных отношений, то есть отношений между людьми.

Системность - предполагает построение права как определенной системы.

Следует вспомнить, что еще в Древнем Риме система римского права была поделена на частное и публичное.

Первичным элементом структуры права является норма права, то есть конкретное правило поведения. А это позволяет нам говорить о понятие права в субъективном смысле.

Одним из объективных свойств права, как общественного регулятора, является его формальная определенность, то есть определенность по форме.

Форма - это способ внешнего существования, выражения явления или объекта, его построения, его структурной организации; это то, как явление воспринимается снаружи.

Нормы права обязательно должны быть объективирован, выраженные внешне, содержаться в тех или иных формах, быть способом их существования, формами жизни. Без этого норму права нельзя признать существующей, не говоря о том, что они без внешнего объективации не могут выполнять свои задачи по регулированию поведения.4

Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, образ объективирования правовых норм.

Иногда формы внешнего выражения норм права называют источниками права, тем самым отождествляя понятия «формы» и «источники» права. При этом акцент делается на разных сторонах единого понятия: одни, имея в виду процесс правотворческой деятельности государства, выбирают термин «источник права», а другие, видя прежде всего, результат этой деятельности: различные законы, постановления, указы, ордонансы, декреты, эдикты и т.д., склоняются к использованию термина «форма права».

И сторонники «формы права», и сторонники «источники права» видят в противоположных взглядах определенные недостатки. Так, известный российский правовед Г. Шершиневич считал использование термина «источник права» непригодным, поскольку он многомерным. Эта многомерность вызывает необходимость заменить термин «Источник права» термином «форма права», под которой следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выражения содержания норм права.

В противоположность Г. Шершиневичу, другой правовед Б. Шейндлин считал, что менее удачным для поражения явления или свойства права является именно термин «форма права», поскольку именно он (внешняя, внутренняя форма) очень многозначным и многомерным.

Правовая теория советского периода также подверглась значительной дискуссии о правильности терминов «форма права» или «источник права». Так, А. Шебанов признал более правильным применение термина «форма права», а Е. Кечекьян и С. Зивс склонялись к термину «юридическое формальное источник права».

Такая дискуссия в конце концов привела к появлению термина «форма (источник) права «и» источник (форма) права «. Сторонники такого подхода считали, что поскольку процесс (источник) и результат (форма) деятельности по поводу создания нормы права расторгнуть невозможно, целесообразно было бы использовать термин «Форма права» и «источник права» как синонимы.

Но, на наш взгляд, разница между ними все же есть.

Источник права предусматривает условия и факторы, обуславливающие содержание правил поведения и качество нормы права, соответствующие последним. Как источник права могут выступать правотворческая деятельность государственных органов, воля общества тому подобное. Результатом же такой деятельности и выступает форма права. Кроме того, исходя с общепринятого значения слова «источник», как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки », отождествление формы права и источника права является не совсем корректным, ведь второе понятие шире первого.5

Объективное право в узком (догматическом) смысле понимается как структура принципов, правил и положений должного поведения во внешних отношениях членов юридического общения, устанавливаются (признаются) и охраняются публичной властью. Объективное право в широком социологическом смысле - это осуществляемый, социально признан порядок взаимоотношений участников общественных отношений, загрунтован на системе исторически создаваемых, эмпирически данных, меняющихся в пространстве и времени, внешних по отношению к психическим актов форм проявления принципов, правил и положений, определяют статусы, права и обязанности субъектов регулируемых отношений. В предельно широком метафизическом смысле объективное право определено как некоторое этическое по своей природе, трансцендентальное и самодостаточное разумное начало, ниоткуда не выводится.

Право в субъективном смысле - мера возможного поведения конкретного человека соответствии с законом.

Иначе говоря право в субъективном смысле означает, как конкретный человек понимает то или иное право, ту или иную норму и применяет ее к себе.

Субъективное право - это предусмотренная для правомочного лица с целью удовлетворение его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право в узко-догматическом смысле определено как юридически беспрепятственную и защищенную возможность действий или состояний, воспринимается как принадлежность лица, и обеспечивается соответствующими обязанностями или связанностью действий корреспондирующих лиц, смысл которой заключается в способности самостоятельно определять и осуществлять свои действия, а также определять и требовать действия других лиц, из-за чего оказывается отношение лица к материальных и духовных благ (владение, пользование, распоряжение ими). Субъективное право в широком смысле определено как личностное качество, имеющуюся способность лица к юридически значимого дозволенного поведения или поведения, поставлена ​​правопорядком в долг в пределах индивидуально-правовой свободы. В предельно широком смысле субъективное право как сторона феноменов, противоположных объективным правовым проявлениям - это вся сфера индивидуально-надлежащих юридических возможностей и повинностей членов правового общения в личностном измерении существования

Субъективное право характеризуется следующими признаками:

  • Субъективное право представляет собой возможное поведение, предусматривающий как активные действия, так и бездействие.

  • Поскольку оно выражает меру возможного поведения, то оно ограничивается рамками нормы права.

  • Оно осуществляется в интересах правомочного лица.

  • Субъективное право обеспечивается обязанностью другой стороны.

Правомочия, входящие в состав субъектив­ного права, могут быть трех основных видов:

а) право требования;

б) право на положитель­ные действия;

в) притязание.

Правомочия на собственное фактическое действие - правомочие, содержание которого состоит в возможности лица самому совершать юридически значимые активные действия6.

Право на собственные действия - это возможность положительного поведения самого правомочного лица.

Право требовать - возможность требовать соответствующего поведения от обязанного лица в целях удовлетворения собственных законных притязаний.

Право притязания - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае невыполнение обязанной стороной своих обязательств.

Право пользования - возможность пользоваться на основе данного права определенными социальными благами.

Юридическая обязанность предложенная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой она должна следовать в интересах правомочного лица7.

Право есть объективная реальность. Оно существует независимо от того, осознает ли факт существования права как регу­лятора общественных отношений (а также права как социальной ценности и пр.) каждый отдель­ный человек.

Вместе с тем право — продукт (результат) субъективного осознания людьми реальной дей­ствительности. Осознания того, что есть жизнь и смерть, как должна быть устроена наша жизнь (в том числе экономическая, семейная и т.д.).
    1. Сущность права


Суть права заключается в определенных законами социальной природы "естественных свободах" и "естественных обязанностях" людей, закрепленных в форме писаного или неписаного законодательства, обычаев, религиозных норм, табу и других правил, выполнение которых обеспечивается общественными средствами.

Проблема сущности права является предметом особого внимания теории и философии права.

Сущность права должна рассматриваться в непосредственной связи с процессами социализации индивидов, особенностями менталитета и национальной правовой культуры, демократизацией политической жизни, прежде всего участием граждан в правообразовании - выявлении потребности регулирования определенных общественных отношений, формировании социальных ожиданий относительно направленности и содержания их регламентации, обсуждении проектов законов и других нормативно-правовых актов, а также их реализации и оценке эффективности законодательства8.

Из указанного выше можно сделать вывод, что сущность права не является постоянной, она видоизменяется под влиянием различных факторов, и приспосабливается к существующим реалиям общественного развития.

Сущность права следует определить, учитывая следующие положения:

    1. право существует в определенных формах, фиксирующих юридические конструкции;

    2. право может существовать и вне институциональных формам своего проявления (как идеи, оценки, связи или деятельность субъектов, которая раскрывает динамизм права);

    3. с формальной точки зрения право выступает регулятором, который обслуживает тот или иной социальный интерес9.

К пониманию сущности права существуют разные подходы. Чтобы всесторонне и полно сформулировать представление о праве, следует выделить его характерные свойства: право - явление общественное, возникает на определенном этапе общественного развития как его продукт; право выступает регулятором социально значимого поведения и является разновидностью социальных норм; право является средством социального компромисса, установление паритета социальных интересов; право - это формально выраженые нормы; право наделено качественной нормативностью, регулирующего однотипные ситуации без ограничения количества приложений; содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников правоотношений; право - целостная система взаимосвязанных структурных элементов (институты, отрасли); право - это интеллектуально-волевой регулятор поведения (кроме специально-юридического или правового механизма, имеет психологический) право можно рассматривать как систему информации властного характера, которая после осознания превращается в волю и поведение субъектов; право является общеобязательным для всех членов общества; праву присуща четкая регламентация (содержит процедурные отрасли, касающихся выработки и реализации правовых норм); право тесно связано с государством (последняя устанавливает и санкционирует его) право базируется на принципе формального равенства (для всех участников общественных отношений)10.

Просмотрев предложенные характерные свойства права, то есть его признаки, можем выделить следующие подходы ученых к пониманию сущности права: классовый - право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих волю экономически господствующего класса; общесоциальный - право рассматривается как общепризнанный компромисс между различными классами, группами и социальными состояниями для обеспечения потребностей и интересов как всего гражданского общества, так и отдельных его субъектов. Наряду с этим можно выделить также религиозный, национальный, расовый и другие. Вопрос о сущности права тесно связан с проблемой правопонимания, существованием различных школ юридического знания и применением соответствующих методологий познания права11.

Понимание права уже много лет, веков является одной из главных проблем юридической науки.

В процессе длительной дискуссии о правопонимания определились два основных направления: узконормативный, что определяет право только как государственные повеления, и либералистический, что рассматривает право, как форму и меру свободы, равенства, как источник, воплощение и критерий справедливости. При этом следует учитывать объективную обусловленность права, его социальную и культурную основу, которые оно призвано отразить12.

Современные научные концепции (теории) правопонимания можно свести к трем основным подходам.

Идеологический или естественно-правовой: исходная форма бытия права - общественное сознание; право - не текст закона, а система идей (понятий) о общеобязательные нормы, права, обязанности, запреты, природные условия их возникновения и реализации, порядок и формы защиты, которые проявляются в общественном сознании и ориентированы на моральные ценности. При таком подходе право и закон разграничиваются, приоритет по праву как нормативно закрепленная справедливость, а закон рассматривается как его форма, должна соответствовать его содержанию13.

Естественно-правовая концепция трактует право естественное, предоставляя ему верховного статуса.

Право естественное - одна из главных парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающегося на идею единых нормативно-ценностных принципов, которые господствуют в космосе, природе и обществе и способны быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством14.

Естественное право является правом человека иметь и реализовывать в сложных и противоречивых условиях человеческого общежития не только свою волю к свободе, но и ее важный вариант, который Ф. Ницше назвал "волей к власти"15.

Естественное право - это закономерности властного регулирования и саморегулирования человеческого поведения, действие которых опосредуется человеческим сознанием в виде: 1) принципов деятельности по созданию, распределению, обмену и использованию общественно значимых благ (юридической деятельности) 2) принципов легитимации такой деятельности16.

Сегодня естественное право рассматривают как систему норм и как науку. Причем систему норм и науку следует понимать в двух аспектах - узком и широком. В узком смысле естественное право как система норм - это совокупность законов природы и законов биологического развития человека, на основе которых работает мир. В широком смысле естественное право, как система норм - это совокупность метафизических духовно-нравственных качеств, которых должен придерживаться человек, поддерживая онтологические принципы миропорядка и обосновывая трансцендентальность собственной свободной воли для активного самосохранения во Вселенной. В узком смысле естественное право, как наука - это учение о правовой обоснованности и о гарантиях государственной и международной защиты прав человека, нации и других субъектов общественной жизни в действующей политической системе. В широком смысле естественное право как наука - это учение о философии правовой культуры, ее онтологии и гносеологии, о синергетические правовые процессы, правовая красота для обоснования свободной воли человека в правовом пространстве17.

Из анализа предложенных определений можно сделать вывод, что естественное право выступает средством согласования общественной жизни людей с законами социальной природы. Порождает общие правила поведения социума, является первоисточником.

Нормативный (позитивистский): исходная форма бытия права - норма права, право - нормы, изложенные в законах и других нормативных актах. При таком подходе происходит отождествление права и закона. В то же время нормативное правопонимание ориентирует на такие свойства права, как формальная определенность, точность, однозначность правового регулирования. При этом проявляются признаки, присущие социальным нормам вообще и специфические свойства права, отличающие его от других социальных норм. В этом случае право преимущественно рассматривается как система общеобязательных, формально определенных норм, отражающих по-государственному организованную волю народа, которые гарантируются и охраняются государством, выступают регулятором общественных отношений18.

Позитивное право, хотя и иногда отождествляется с законом, однако, по нашему мнению, являются не только законом. Это понятие имеетгораздо более широкое содержание, требует детального анализа как самой сути, так и его составляющих.

Приведем несколько типичных определений права в его позитивистском понимании.

Право - всеобъемлющая степень свободы, равенства и справедливости в обществе, которая находит материальное выражение в нормах права, устанавливают в пределах своей компетенции органы государства (социологическая школа)19.

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; является властно-официальным регулятором общественных отношений20.

Право, - пишет А. Поляков, - это основанный на социально признанных и общеобязательных нормах, коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимообусловлены правомочия и обязанности21.

Право - это норма, данная объективно и не нуждается в обосновании другими факторами, кроме самого факта существования22.

Итак, положительное право представляет собой материал для построения логической системы, которая должна быть единая, комплексная и несомненная. Суть позитивистского подхода в понимании и толковании права можно кратко передать формулой "закон есть закон".

Обобщенная характеристика выражена в следующем: позитивное право это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически ощутимый (и потому "позитивный") нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически разрешенное и юридически непозволительное поведение, а суды, другие государственные учреждения выносят юридически обязательные императивно-властные решения23.

Позитивистский подход к праву сегодня, как и раньше, характеризуется тем, что право рассматривается исключительно как продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола) и сводится к принудительно-властным установлениям в виде законов, указов, постановлений, обычаев, судебных прецедентов, то есть к закону, официально наделен властно-принудительной силой.

Итак, по нашему мнению, позитивное право - это общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, регулирует общественные отношения, которое устанавливает или санкционирует государство в строго определенном порядке и охраняет всеми мерами воздействия, вплоть до легального принуждения.

Социологический: исходная форма бытия права - порядок общественных отношений, который проявляется в действиях и поведении людей. При таком подходе правом признается его функционирование, реализация, его "действие" в жизни - в сложившихся и формирующихся общественных отношениях, а не его создание правотворческими органами в форме закона и других нормативно-правовых актов24.

Социологический подход отвергает все другие аспекты права, за основу принимая реальные правовые отношения, развитие которых намного опережают развитие законодательства. Поэтому законотворчество признается второстепенным по сравнению с правоприменением, направленным на индивидуальное регулирование общественных отношений.

При таком разделении предпочтение следует предоставить так называемому интегративному подходу, который учитывает и объединяет все ценное, указанное в предыдущих концепциях правопонимания.

 Итак, понимание сущности права является сложным и многогранным научным, профессиональным, творческим процессом, могут осуществлять как юристы-профессионалы, так и общественность.

Что касается дефиниции права, то отметим, что научное сообщество сегодня сформулировало множество определений этого понятия, и по нашему мнению, каждое из них имеет право на существование, ведь в той или иной степени или в определенный период исторического развития мировой науки, отражает его содержание, сущность, социальную ценность.

  1   2   3


написать администратору сайта