Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
Скачать 0.57 Mb.
|
Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре"Многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное по отношению к небытию" (А. Н. Чанышев). Согласны ли Вы с автором, что небытие существует? Обоснуйте свой ответ. К какому структурному элементу бытия Вы отнесете легенды, мифы, сказания? В начале рассуждения о материи надо поместить определение ее: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные частицы…" (М. В. Ломоносов). Дайте оценку такого понимания материи с точки зрения современного философского учения о ней. 4. "… Материализм признает объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Можно поэтому сказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собой нечто определенное, конкретное" (Г.В.Ф.Гегель). Прав ли Гегель? Обоснуйте свой ответ. 5. На занятии было дано такое определение материи: "Материя – объективная реальность, данная человеку в ощущениях". Первому студенту, давшему такое определение, возразил второй студент: "Я не согласен с этим определением, потому что есть такие микрочастицы, которые не даны нам в ощущениях, но они материальны". Третий студент спросил: "А мне не понятно, что имеет в виду первый студент под словом "человек" –отдельное лицо, группу или человечество?" Первый студент ответить второму не смог, а третьему ответил, что под словом "человек" он имеет в виду одного, отдельного человека. Согласны ли Вы с истолкованием определения материи, которое дал первый студент и его ответом на вопрос третьего? Проанализируйте высказывание второго студента. 6. Выполняя домашнее задание, Вы определили, что такое "виртуальная реальность". Является ли виртуальная реальность материальной, идеальной, или это особый структурный элемент бытия? 7. "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр"). В чем философская ошибка автора? Тема 2. ДУХОВНОЕ (ИДЕАЛЬНОЕ) БЫТИЕ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ Индивидуальная и внеиндивидуальная (социальная) духовные (идеальные) реальности. Взаимосвязь материального и идеального в структуре бытия. Специфика человеческого бытия. Происхождение сознания. Место сознания в структуре духовного мира человека. Сознание и бессознательное. Структура сознания. Сознание как отражение. Язык как материальная форма сознания. Знак и значение. Проблема "искусственного интеллекта". Связь сознания с мозгом: функциональная асимметрия мозга и особенности восприятия мира человеком. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека. ВопросыПонятие об идеальном. Дух, душа, духовность. Сознание в структуре духовного мира человека. Язык и сознание Темы теоретических сообщений (рефератов) 1.Концепции возникновения сознания. 2.Сознание и бессознательное. 3. Функциональная асимметрия мозга и особенности восприятия мира человеком. 4.Проблема эвтаназии в современной биоэтике. 5.Иметь или быть? Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия. Основная литература Алексеев П. В., Панин В. А. Философия: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: Проспект, 2000. Раздел П, гл. IX. Гаранина О.Д., Лукава Г.Г., Черетаева Н.К. Первая философия. Философское учение о бытии, познании и развитии: Учеб. пособие. - М.: МГТУГА, 2002. – Раздел 3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Раздел 2, гл. 11. Дополнительная литература Иванов А. В. Сознание и мышление. - М.: изд-во МГУ, 1994. Фрейд З. "Я" и "Оно"/Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1991. Прист С. Теория сознания./Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, 2000. Туровский М. Б. Предыстория интеллекта. – М.: РОССПЭН, 2000. Эфроимсон В. Гениальность и генетика. - М., 1999. Категории темы Идеальное, сознание, дух, душа, духовность, бессознательное, психика, самосознание, "искусственный интеллект", гилозоизм, отражение, информация, знак Основные понятия, схемы и таблицы Идеальное – субъективная реальность, духовный мир субъекта, совокупность духовных образов. Тождественно понятию «духовное». Категория "духовное" соотносится с понятиями "дух" и "душа". Дух – философское понятие, обозначающее безличное духовное начало и основу мира (в древнеиндийской философии духовная основа мира – это Брахман, в античной философии у Платона дух – перводвигатель космоса и формообразующее начало мира, в классической философии у Гегеля дух – это абсолютная идея, мировой разум). Дух понимается также как духовный опыт человечества, накопленные человечеством знания. Душа – субъективное духовное начало, индивидуальное "Я". Понятие "душа" является философским синонимом естественнонаучного понятия "психика" (греч. psyche – душа). ПРОБЛЕМА: Почему духовные образы, составляющие содержание духовного мира субъекта, идеальны? Духовные образы идеальны, потому что они принадлежат духовному миру субъекта (элементы сознания и бессознательного: понятия, чувства, настроения, инстинкты и т.д.). Духовные образы идеальны, так как не содержат материальных элементов тех объектов, которые они отражают (например, образ огня не жжет, образ розы не пахнет). Сознание является составной частью, элементом духовного мира человека. Сознание – субъективный образ объективного мира, совокупность чувственных, интеллектуальных и волевых процессов. Структура сознания Самосознание Чувства Мышление Воля Наряду с сознанием, важной частью духовного мира человека является бессознательное. Бессознательное – психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, сфера духовного мира, недоступная сознанию. Основой возникновения, существования и развития сознания является такое всеобщее свойство материального мира, как отражение. ПРОБЛЕМА: При каких условиях психика животных превращается в сознание человека? В философской литературе нет определенного ответа на этот вопрос. Социальные факторы, повлиявшие на становление сознания можно свести к следующим: Трудовая деятельность (прежде всего изготовление орудий труда, то есть объектов, которых нет в естественной природе). Возникновение языка (язык, речь являются второй сигнальной системой, поскольку на слово, обозначающее предмет, человек реагирует как на сам предмет). Появление социальности (общение людей на основе общепринятых правил поведения, которыми явились первобытные запреты на совершение определенных действий – табу). Появление символической деятельности (возникновение тотемов, ритуальные танцы, рисунки). Самостоятельная работа по подготовке к занятию Напишите философское сочинение на тему: "Искусственный интеллект: возможности создания и отличие от сознания человека". Выполните философский тест "Мудрость". Философский тест "Мудрость" Соотнесите понятия графы "1" с высказываниями графы "А".
Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинареСознание отражает мир. Абсолютно ли сходство между объектом мира и его отражением в сознании человека? Обоснуйте свой ответ. В США была предпринята попытка, изучая биотоки мозга, расшифровать содержание мыслей. Попытка оказалась неудачной. Могут ли подобные попытки окончиться удачей? Аргументируйте свой ответ. Предметом спора философов является вопрос о том, возможна ли бессловесная мысль. Одни утверждают, что язык – это форма мысли, вне которой она существовать не может. Другие считают, что мысль может существовать без оформления в системе слов. Ваше мнение? Иногда студенты говорят: "Я этот вопрос хорошо знаю, но сказать не могу" Правильно ли утверждение: "Те, кто хорошо мыслит, хорошо говорит"? Как Вы понимаете фразу Гегеля: "Сознание не только отражает мир, но и творит его"? Параллельно с развитием мозга шло развитие органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим совершенствованием органа слуха, точно также развитие мозга в целом сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. "Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла" (К. Маркс). Почему человеческий глаз замечает в вещах больше, чем глаз орла? Тема 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Многообразие видов познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Агностицизм. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины: корреспонденция, когеренция, практика. Вопросы Сущность познания. Структура познавательного отношения человека к миру. Познавательные способности человека. Основные этапы и формы процесса познания. Проблема истины в философии и науке. Темы теоретических сообщений (рефератов) 1. Знание и вера: общее и особенное. 2. Место интуиции в познании мира человеком 3. Социальная ответственность ученого. Методы построения научной теории. Основная литература Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд. - М.:Проспект, 2000. - Разд. П, гл. VII, VIII, X. Гаранина О.Д., Лукава Г.Г., Черетаева Н.К. Первая философия. Философское учение о бытии, познании и развитии: Учеб.пособие. – М.:МГТУГА, 2002. - Разделы 4, 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Раздел 2, гл. 12. Дополнительная литература Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990. Ивин А. А. Логика. М., 1996. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1994. Категории темы Познание, агностицизм, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, рационализм, истина, конвенционализм, наука, методология, метод, эмпирическое знание, теоретическое знание, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, научный факт, гипотеза, проблема, научная теория, парадигма. Основные понятия, схемы и таблицы Гносеология (греч. gnosis – знание и logos- учение) – раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание – деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Структура познавательного процессаS п Oп (средства познания) Объект познания (Оп) – часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Субъект познания (Sп) – человек, обладающий сознанием, активно взаимодействующий с объектом с целью получения нового знания. Субъект познания детерминирован социальными условиями, психическими особенностями и особенностями телесной организации. ПРОБЛЕМА: Активен или пассивен субъект в процессе познания? Подобен ли человек зеркалу, отражающему объективный мир, или он активно участвует в познавательном процессе? Почему человек активен в процессе познания? Он определяет цели познания Он выбирает объект познания Он выбирает методы познания Он оценивает результаты познания ПРОБЛЕМА: Может ли человек получить достоверное знание о мире в процессе познания? Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов действительности. Познавая действительность, исследователь активизирует свои чувственно-сенситивные и мыслительные способности, получая информацию о мире с помощью чувств и разума. Традиционно в структуре познания выделяют два этапа: чувственное познание и рациональное (лат ratio - разум) познание. Процесс познания начинается с чувственного восприятия действительности. Чувственное познание – непосредственное познание действительности, осуществляемое с помощью органов чувств. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущение, восприятие, представление. Абстрактное мышление (рациональное познание) – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания. Рациональное познание осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение, которые изучает такая наука, как логика. На основе умозаключений строится доказательство. Доказательство – логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность некоего суждения. Обратная процедура, в процессе которой обосновывается ложность некоего положения, называется опровержением. Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. В истории философии эта взаимосвязь понималась по-разному. Сенсуализм (лат sensus – чувство) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств в познании, утверждающее, что только чувства являются источником истинного знания (Дж. Локк, Л. Фейербах). Эмпиризм (греч. empeiriа – опыт) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль опытного знания (Ф. Бэкон). Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, преувеличивающее роль абстрактного мышления в познании, утверждающее, что разум - основной источник истинного знания (Р. Декарт, Г. Лейбниц). Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии. В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная и прагматистская. В корреспондентной концепции используется классическое определение истины, данное Аристотелем. Согласно Аристотелю, истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция получила соответствующее название. В когерентной концепции основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция – от лат. cohaerentia – связь, сцепление) с более общей системой знания. Положение (знание) считается истинным, если оно логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории. Когерентную концепцию истины иногда называют конвенционализмом. Конвенционализм – направление в философии и науке, утверждающее, что истинное знание является результатом соглашения между учеными. В рамках прагматистской (греч. pragma – действие, практика) концепции истинным считается такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия. Яркими представителями этой концепции были У. Джемс и Ч. Пирс Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов. ПРОБЛЕМА: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания? Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную. Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в процессе развития познания. Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания. С понятием относительной истины связан принцип конкретности истины, суть которого заключается в том, что то или иное знание всегда необходимо рассматривать в определенном историческом контексте и в рамках определенной научной теории. Абсолютная и относительная истины есть разные характеристики одного знания. Недооценка взаимосвязи абсолютной и относительной истины приводит к появлению таких направлений в науке как догматизм и релятивизм. Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной и верны при любых гносеологических и исторических условиях. Социальной основой догматизма являются периоды устойчивости в развитии научного знания, существование в науке в течение относительно длительного времени стабильных парадигм. Релятивизм – направление в науке, утверждающее, что все знания относительны. Социальной основой релятивизма являются периоды крупных научных открытий, приводящих к коренной ломке установившихся научных парадигм, приводящих к революции в науке. ПРОБЛЕМА: Существует ли абсолютный критерий истинности знания?Существуют два основных критерия истины – практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики. Практика дает возможность проверить истинность знания в деятельности людей. Практика определяется как целенаправленная материальная деятельность людей. Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия. Самостоятельная работа по подготовке к занятию Выполните философский тест "Мудрость" Философский тест "Мудрость" Определите, какие высказывания графы "А" соответствуют определениям графы "1".
Определите по ключевым положениям философские понятия, с которыми Вы познакомились при изучении данной темы. Вариант 1. Философское учение о методах познания. Фактофиксирующее знание о наблюдаемых объектах. Целенаправленное восприятие объекта с целью выявления его свойств. Метод научного познания, дающий возможность изучать объект в его отсутствие. Процесс мысленного расчленения объекта на составные части и изучение их. Эмпирический базис науки. Научное предположение. Вариант 2. Философское учение о формах мышления. Универсальное знание о ненаблюдаемых объектах. Способ научного исследования, предполагающий изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. Метод научного познания, в ходе которого на основе сходства одних объектов делается вывод о сходстве других свойств этих объектов. Процесс мысленного соединения составных элементов объекта в целое и изучение его. Вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании. Обоснованная, логически непротиворечивая система знания. Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре Тождественны ли понятия "объект познания" и "объективная реальность"? Для определения причин дефекта детали авиадвигателя была создана комиссия, в которую вошли конструктор авиадвигателя, инженер по эксплуатации ЛА и специалист по сопротивлению материалов. Обоснуйте, чем будет определяться единство и различие мнений членов комиссии о причине дефекта. Опровергните позицию Д. Юма, утверждавшего, что человек не может получить достоверного знания о предметах вследствие того, что судит о них, только полагаясь на свои органы чувств, данные которых обманчивы. Как Вы понимаете слова русского философа Г. В. Плеханова о том, что нельзя сказать, какой цвет имеет роза, когда на нее никто не смотрит? С точки зрения Локка, нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в чувствах. Согласны ли Вы с этим мнением? Согласны ли Вы со следующим высказыванием: "Для познания человек обладает разумом и ощущением, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину"? Аргументируйте свой ответ. "Слово делает человека свободным… Кто не умеет высказаться, есть раб: (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с Фейербахом? Какова связь этого высказывания с процессом познания? Долгие столетия в науке господствовала геоцентрическая модель мира, опираясь на которую производились расчеты в астрономии, географии и других науках. Является ли это знание о мире ложью или заблуждением? Согласны ли Вы со следующим высказыванием А. Пуанкаре: «Если теперь мы обратимся к вопросу, является ли Евклидова геометрия истинной, то найдем, что он не имеет смысла. Это было бы все равно, что спрашивать, правильна ли метрическая система в сравнении со старинными мерами… Одна Геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна». Обоснуйте свой ответ. Тема 4. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ Понятие развития. Идея развития и ее историческое изменение. Основные концепции развития: диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики. Основные идеи синергетики как учения о саморазвивающихся системах. Основные законы диалектики. Принципы диалектики. Структурные, генетические и детерминационные связи между явлениями, их отражение в категориях диалектики. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Статистические и динамические закономерности. Принцип системности. Вопросы Идея развития и взаимосвязи в философии. Альтернативы диалектики. Принципы и категории диалектики. Законы диалектики. Темы теоретических сообщений (рефератов) 1. Синергетика как новое миропонимание. 2.Развитие представлений о категориях «причина» и «следствие» в истории философии. Принцип системности в современной науке. Основная литература Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. М.:Проспект, 1996. – Разд. Ш, гл. XVI, XVII, XVIII. Гаранина О.Д., Лукава Г.Г., Черетаева Н.К. Первая философия. Философское учение о бытии, познании и развитии. М.: МГТУГА, 2002. – Раздел 6. Дополнительная литература Голубев В. С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. - М., 1992. Селиванов Ф. А. В мире причин и следствий. - М., 1991. Категории темы Развитие, диалектика, метафизика, синергетика, прогресс, регресс, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, преемственность, цикличность, поступательность, связь, закон, детерминизм, статистическая закономерность, динамическая закономерность, единичное, общее, целое, часть, элемент, система, форма, содержание, сущность, явление, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность. Основные понятия, схемы и таблицы Развитие –направленное необратимое изменение объектов, переход их из одного состояния в другое. Метафизика – учение о развитии как процессе постепенных количественных изменений целостных систем. Диалектика – учение о развитии как скачкообразном процессе качественных изменений целостных систем. Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – учение о развитии целостных самоорганизующихся систем. Различие концепций развития
Связь – взаимообусловленность, взаимодействие предметов, явлений, процессов. Внутренняя, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом. Все явления в мире взаимосвязаны и подчиняются определенным законам. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют ее последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим законам. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностно-статистическим законам. Статистические законы, как правило, проявляются только в массе явлений и действуют как тенденции общего направления развития. Наиболее общие и существенные связи бытия отражаются в категориях диалектики. Категории – формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные признаки, связи, отношения реальной действительности и познания. Категории диалектики классифицируются по типам всеобщих связей. Типы связей Структурные связи, выражающие взаимообусловленность, взаимодействие всех сторон и частей предмета. Всеобщность структурных связей основана на принципе системности, в соответствии с которым любой объект может быть рассмотрен как система, состоящая из составных частей (элементов). Структурные связи отражаются в категориях единичное и общее, часть и целое, элемент и система, сущность и явление, содержание и форма. Причинно-следственные связи, выражающие взаимообусловленность одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями. Всеобщность причинных связей основывается на принципе детерминизма (лат. determino – определяю), в соответствии с которым всякое последующее состояние предмета обусловлено предыдущим. Причинно-следственные связи отражаются в категориях причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Противоположным принципу детерминизма является принцип индетерминизма, согласно которому в мире не существует причинно-следственных связей, поэтому определить причину перехода предмета в другое состояние невозможно, она случайна, вероятностна. Процесс развития объясняют три основные закона диалектики: Закон противоречия. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Закон противоречия раскрывает причину, источник развития. Причиной любого развития, согласно этому закону, является противоречие. Противоречие – взаимодействие противоположностей, находящихся в отношениях единства и борьбы. Противоречие не существует в объекте вечно, оно проходит ряд этапов в своем развитии и исчезает. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает содержание, механизм процесса развития. Согласно этому закону, развитие осуществляется как процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений, происходящих в объекте. Основными категориями этого закона являются категории "качество" и "количество". Качество – внутренняя определенность предмета, без которой он не может существовать как данный предмет. Качество предмета часто обнаруживается через его свойство, поэтому качество часто определяется как совокупность существенных свойств предмета. Количество – определенность предмета, характеризующаяся числом, степенью, интенсивностью. Указывает на размеры, степень, интенсивность развития качественных свойств. Качественные и количественные характеристики объекта существуют в единстве. Если изменяются количественные характеристики объекта, происходит изменение качественных характеристик и наоборот. Количественные изменения (изменения количественных характеристик) совершаются постепенно, непрерывно, до определенной границы не затрагивая сущности объекта. Изменение качественных характеристик осуществляется быстро, скачкообразно и всегда связано с изменением сущности предмета. Единство качественных и количественных характеристик объекта называется мерой. Мера – границы, в пределах которых количественные изменения не приводят к качественным изменениям. Мера определяется спецификой предмета и условиями его развития. Выход за границы меры называется скачком. Скачок – переход к новому качеству, выход за пределы меры (нарушение меры). Закон отрицания отрицания раскрывает направленность, тенденцию процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется поступательно, с сохранением некоторых элементов предшествующих стадий развития (предшествующих состояний объекта) на новых стадиях развития. Диалектическое отрицание – процесс перехода объекта к новому качественному состоянию. Особенности диалектического отрицания Диалектическое отрицание внутренне присуще объектам (как единство взаимоотрицающих противоположностей). Диалектическое отрицание – условие развития (без отрицания старого невозможно создать новое). Диалектическое отрицание – момент развития, момент связи новой и старой ступеней развития. Старое отрицается не абсолютно, не полностью. Старое сохраняется в новом как основа развития: в новом сохраняются те свойства старого, которые способствуют развитию. Сохранение некоторых свойств старого на новых ступенях развития называется преемственностью. Преемственность – важнейшая характеристика процесса развития. На определенном этапе развития возможно повторение уже пройденных этапов в преобразованном виде. Это объясняется тем, что источником развития является противоречие, в результате действия которого качественное состояние объекта определяется одной из противоположных сторон. Процесс развития объекта приводит к доминированию другой противоположной стороны и т. д. Осуществляется "возврат якобы к старому" (Гегель), но на качественно новом уровне. Этим объясняется спиралевидный характер процесса развития. Третья характеристика процесса развития (наряду с преемственностью и спиралевидностью) – поступательность. Поступательность, то есть движение объекта от старого этапа к новому этапу существования объясняется тем, что в новом качественном состоянии объекта сохраняются от старого лучшие, способствующие дальнейшему развитию свойства, в результате чего объект развивается по восходящей линии. Самостоятельная работа по подготовке к занятию Выполните тест (по вариантам) «Проверь себя» с письменным обоснованием своего мнения по каждому вопросу. Вариант 1. Закон противоречия Возможно ли непротиворечивое развитие? Могут ли внутренние противоречия быть одновременно и внешними? Существуют ли неразрешимые социальные противоречия? Можно ли конкуренцию в экономике рассматривать как проявление закона противоречия? Одинаковы ли способы разрешения антагонистических и неантагонистических противоречий? Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений Может ли нечто новое возникнуть без количественного убавления или прибавления вещества или энергии? Возможно ли проявление свойств предмета без его взаимодействия с другими? Действует ли закон взаимного перехода качественных и количественных изменений в обучении? Возможны ли такие количественные изменения, которые не меняют качества предмета? Тождественны ли понятия "качество" и "свойство"? Закон отрицания отрицания Всегда ли есть периодичность в развитии природы и общества? Противоречит ли закону отрицания отрицания движение вспять, отклонение в сторону от основного направления развития? Возможно ли в общественном развитии мирное, бесконфликтное отрицание старого новым? Может ли старое затормозить развитие нового? Возможно ли отрицание старого в общественном развитии без сознательной деятельности людей? Вариант 2. Закон противоречия Согласны ли Вы с утверждением: "Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла? На любом ли этапе развития противоречия возможно его разрешение? Тождественны ли понятия "противоположность" и "противоречие"? Согласны ли Вы с высказыванием Гегеля о том, что "нечто жизненно постольку, поскольку содержит в себе противоречия"? Согласны ли Вы с мнением, что все противоречия общества – это его пороки, в которых виноваты лишь отдельные личности? Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений Тождественны ли понятия "скачок" и "разрешение противоречий"? Любое ли количественное изменение приводит к качественному изменению? Возможно ли определить качество предмета без анализа его свойств? Произойдет ли качественное изменение вещества при повышении (падении) температуры, давления? Можно ли изменить скорость и темпы скачка? Закон отрицания отрицания Возможно ли отрицание системы, не приводящее к ее дальнейшему развитию? Влияют ли внешние условия на характер отрицания развивающегося явления? Можно ли, изучив закон отрицания отрицания, предвидеть конкретные формы развития отдельных явлений? В состоянии ли старое, отмирающее прекратить развитие нового? Возможно ли одновременное существование высших и низших форм развития? Дайте письменный анализ одного из проблемных вопросов (по выбору). 1. "Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука", писал Аристотель. В свете каких категорий диалектики становится ясным это высказывание? Проанализируйте с точки зрения связи между этими категориями какую-либо техническую систему (например, ЭВМ, летательный аппарат). 2.Используя знание категорий сущность и содержание, раскройте разницу между двумя просьбами: "расскажи мне содержание этого фильма" и "расскажи мне суть этого фильма". Летящая птица, попадая в двигатель самолета, приводит его к катастрофе. Что Вы назовете причиной этого следствия: А) Летящую птицу Б) Отсутствие защитных средств у самолета В) Взаимодействие летящей птицы и двигателя Г) Неумелые действия пилота Д) Отказа двигателя. Обоснуйте свой ответ. Задача науки – открытие законов, то есть существенных, необходимых, повторяющихся связей. Многие ученые утверждают, что случайность -–враг науки. Согласны ли Вы с этим? |