Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
Скачать 0.57 Mb.
|
Природосоциальные, характеризующие проблемы, возникающие в процессе взаимодействия общества и природы. К этой группе проблем относятся проблемы народонаселения и его жизнеобеспечения: демографическая, продовольственная, сырьевая, энергетическая и др. Интерсоциальные, характеризующие проблемы, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества, социальных групп и общества, обществ с разными социально-политическими и экономическими системами. К этой группе проблем относятся проблема войны и мира, проблема стран “третьего мира” (проблема ликвидации экономической и культурной отсталости развивающихся стран), проблема охраны культуры от разложения. Антропосоциальные (проблемы человека), характеризующие существование человека как личности. К этим проблемам относятся проблема развития человека, охраны его здоровья, образования, проблема воздействия человека на человека.
Основная глобальная проблема современности – проблема войны и мира, ее решение является предпосылкой решения всех глобальных проблем. Социально-философские сценарии развития человечестваСоциально-экономические сценарии развития человечества разрабатываются по двум направлениям, которые принято называть «технологическим оптимизмом» и «экологическим пессимизмом». «Технологический оптимизм» – течение в современной философии, социологии и футурологии6, представители которого возлагают надежды на решение глобальных проблем современности с помощью научно-технического развития. В концепциях «постиндустриального общества» (Д. Белл, Г. Канн, А. Тоффлер), «технотронной эры» (З. Бжезинский) обосновывается идея о том, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация, происходит интернационализация всей общественной деятельности на Земле. Критика направления «технологического оптимизма»: Концепции «технологического оптимизма» переоценивают роль технико-технологического развития в судьбе человечества и недооценивают социально-экономические факторы развития общества. «Экологический пессимизм» – течение в современной философии, социологии, футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (загрязнение окружающей среды, истощение минеральных ресурсов, быстрый рост населения, опережающий развитие продовольственной базы и др.), без приостановки роста населения. Наиболее завершенной и обоснованной концепцией «экологического пессимизма» является теория «Пределов роста». Теория «Пределов роста» была разработана в начале 70-х годов ХХ века американскими учеными Дж. Форрестером и Д. Медоусом. Критика теории «Пределов роста»: Переход к «нулевому росту» (то есть замораживание) процессов социального развития в масштабах всего человечества ведет к остановке развития слаборазвитых стран мира, обрекает их на отсталость и нищету. Впоследствии эта теория была заменена концепцией «органического роста», обосновывающей необходимость дифференциации темпов роста в зависимости от уровня развития страны или отрасли с упором на форсирование решения мировой продовольственной, топливно-энергетической и материально-сырьевой проблем. Самостоятельная работа по подготовке к занятию 1. Используя учебно-методические материалы Гараниной О.Д. «Человек в информационно-техногенном мире» (с. 5-10), заполните (по прилагаемому образцу) таблицу, характеризующую особенности традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального (информационного) обществ.
2. Используя данные средств массовой информации, дайте иллюстративную характеристику современного состояния двух-трех глобальных проблем (по своему желанию). Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинареПочему технические изобретения, возникающие на ранних ступенях развития общества (например, дистанционное управление открыванием дверей в пирамидах в Древнем Египте) не получили массового распространения и не стимулировали развитие общества? «Высокое мышление, - писал М. Ганди, - несовместимо со сложной материальной жизнью, которая является результатом быстрого развития, навязанного нам поклонением Маммоне … Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки понимали, что если мы изобретем их, то станем рабами, утратим свой нравственный облик. После долгого размышления они решили, что мы должны трудиться только с помощью своих рук и ног» (Ганди М. Моя жизнь. М., 1969, с. 21). Как Вы понимаете слова Ганди? Согласны ли Вы с его мнением? В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором – чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность – это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь – наличное знание (Стоуньер Т. Информационное общество: профиль постиндустриальной экономики//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986, с. 397). Объясните, как Вы понимаете понятие «лимитирующие факторы»? Как Вы считаете, влияет ли изменение способа передачи информации на изменение психики человека? Какие признаки, характеризующие положение человека в экономике, в политике, в социальной структуре, в быту, могут свидетельствовать о том, что он является представителем информационной цивилизации? Философ Э. Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» утверждает, что существуют две основные жизненные ориентации человека – некрофильская, содержание которой составляет направленность человека на разрушение, неприязнь к живому, и биофильская, содержание которой составляет любовь к живому, направленность на создание и защиту живого. Повсеместное использование технических систем, считает Э. Фромм, сужает сферу живого и укрепляет в человеке некрофильскую ориентацию. Иными словами, постоянное взаимодействие с техническими системами все более превращает человека в некрофила.(Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1992, с.). Согласны ли Вы с этим мнением? Директор Японского института информационного общества Й. Масуда в статье «Гипотезы о возникновении человека интеллектуального» выдвинул предположение о том, что современный человек перешел от вида «homo sapiens” (человек разумный) к виду “homo intelligens” (человек интеллектуальный). Это предположение он обосновал тем, что три основных фактора определили появление “человека разумного”. 1. Развитие лобных долей мозга, благодаря чему была обеспечена возможность человеческого мышления. 2. Развитие речевого аппарата, благодаря чему была обеспечена возможность звуковой коммуникации. З. Развитие кисти рук, благодаря чему была обеспечена возможность осуществлять производственную деятельность. У современного человека появляются качественно новые факторы развития: 1. Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систему мышления компьютера. 2. Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, использующих компьютерную технику, спутниковую связь, волоконную оптику и другие современные технологии. 3. Автоматизация и роботизация современного производства дает возможность колоссального количественного и качественного роста материального производства. Как Вы считаете, может ли развитие указанных факторов привести к возникновению нового вида человека, о котором говорит Й. Масуда? Как Вы думаете, какие научные открытия последних лет привели (или могут привести) к возникновению глобальных проблем? Как возможно решить эти проблемы? Каждый человек стремится к сохранению своей жизни и жизни своих близких. Как Вы считаете, почему человек создает технические системы, взаимодействие с которыми губительно для жизни? Объясните, почему проблема войны и мира является определяющей в ряду глобальных проблем? Возможно ли достижение состояния абсолютного мира между народами? Если проблема войны и мира является первоочередной, какие глобальные проблемы Вы бы поставили на второе и третье место по своей значимости для будущего человечества? По прогнозам демографов, численность населения Земли к 2100 году достигнет 12 миллиардов человек. Это неминуемо приведет, говорят они, к голоду, войнам и экономическому хаосу. Оптимальной численностью должны стать 2 млрд чел. Для того, чтобы через 100 лет добиться таких результатов, рождаемость на планете должна быть снижена с 2,7 человека на одну женщину до 1,5 человека. Причем демографическая политика для богатых европейских и бедных азиатских африканских стран должна быть разной. Сейчас в Европе средний возраст людей составляет 40 лет. При этом рост численности населения практически равен нулю. Если ситуация здесь не изменится, то через 500 лет на Земле останется 8 итальянцев и 3 ирландца, а их средний возраст будет составлять 65 лет. В странах же третьего мира средний возраст живущих здесь людей составляет 15 лет, а рост численности населения таков, что в ближайшие 23 года оно удвоится. Какие меры, по Вашему мнению, могут привести к рациональной численности населения как в европейских, так и юго-восточных и африканских регионах мира? Как Вы считаете, возможна ли «глобальная катастрофа» в связи с истощением природных ресурсов? Согласны ли Вы с мнением первого президента Римского клуба А. Печчеи, который говорил, что «Люди сломя голову устремились по дорогам, открытым технологией, не задаваясь вопросом, куда они ведут. Человеческое будущее становится абсолютно непредсказуемым… и сейчас представляется более утопичным и мрачным, чем когда-либо в прошлом» (Peccei A. One Hundred Pages for Future. N.-Y., 1981, p. 6-7). Изучая данную тему, Вы узнали, что существуют два социально-философских сценария мирового развития –«технологический оптимизм» и «экологический пессимизм». Какой из них Вы считаете наиболее реальным? Можете ли Вы предложить свой сценарий? 1 Семинар по теме «Психоанализ» проводится по желанию преподавателя вместо одного из семинаров по современной западной философии. 2 Аксиология (греч. аxia –ценность и logos – учение) – учение о ценностях. 3 Методология (греч. methodos – букв. «путь к чему-либо» и logos - учение) – философское учение о методах научного познания. 4 Семинар по теме 6 «Психоанализ» проводится по желанию преподавателя или студентов вместо семинара по теме 7 или семинара по теме 8. 5 Римский клуб – международная общественная организация, созданная в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля, бизнесмена А. Печчеи с целью изучения особенностей и перспектив существования человечества в условиях интенсивного развития науки и техники. Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира. 6 Футурология (от лат. futurum – будущее и греч. logos) –область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, часто используется как синоним прогностики (теория разработки прогнозов). В современной философской литературе используется для обозначения концепций будущего. |