Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия, схемы и таблицы Природа

  • Особенности социального познания

  • Природная среда

  • Основные направления влияния природной среды на развитие общества

  • Географический детерминизм

  • Основные направления воздействия общества на природную среду

  • Структурный

  • Материальная

  • Социальная

  • Основные сферы общества

  • Регулятивная сфера

  • Самостоятельная работа по подготовке к занятию

  • Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПорядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
    АнкорМетодическое пособие по философии
    Дата21.06.2021
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетод. пособие по философии для СО.doc
    ТипДокументы
    #219803
    страница12 из 18
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

    Темы теоретических сообщений (рефератов)


    1. Концепция ноосферы - новый этап философского осмысления единства природы и общества.

    2. Географический детерминизм как философская основа геополитики.

    3. Взаимосвязь сфер общественной жизни.

    4. Доминанты общественной жизни: политика, экономика или мораль?

    5. Современная социобиология (по книге У. Лоренца «Оборотная сторона зеркала»).



    Основная литература

    Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.- Гл. 7, п. 1, 2.


    Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – Раздел 2, гл.У1, раздел 3, гл. 1Х, Х.

    Гаранина О.Д. Человек – личность – общество: Учеб. пособие.- М.МГТУГА,2003. - Тема 3.

    Лукава Г. Г. Философия. Тексты лекций. - М.: МГТУГА, 1999. – Тема 3.

    Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Раздел 3, гл.13;15;16.

    Дополнительная литература


    Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: Наука, 2002.

    Данилов-Данильян В. И. Возможна ли "коэволюция природы и общества"?//Вопросы философии. – М., 1998. - № 8. – С. 15-25.

    Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. 4-е изд.– М.: Акад. Проект, 2001.

    Кемеров В. Е., Керимов Т. Ф. Хрестоматия по социальной философии. М.: Акад. Проект, 2001.

    Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М., Республика, 1998.

    Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции//Вопросы философии. – М., 1998. – № 8. - С. 26-32.

    Момджян К. Х. Социум.Общество. История. – М.:Наука, 1994.

    Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.

    Wright R. The Moral Animal.- N.Y.: Pantheon Books, 1994.

    Lamsden Ch. J., Wilson E. O. Genes, mind and culture: the coevolutionary process. – Harvard, 1981.

    Категории темы

    Общество, социальные отношения, культура, цивилизация, природная среда, техносфера, ноосфера, геополитика, географический детерминизм, общественно-экономическая формация, социокультурная система, социобиология.
    Основные понятия, схемы и таблицы

    Природа – совокупность явлений, процессов и отношений, которые существовали до возникновения человека, существуют вне и независимо от сознания человека и не являются результатом деятельности человека.

    Антропогенный мир – совокупность явлений, процессов и отношений, которые представляют результат деятельности человека. Центром антропогенного мира и его творцом являются люди, объединенные в общество. Понятие антропогенного мира совпадает с понятием культуры (лат. cultura – возделывание), означающим в широком смысле все результаты человеческой деятельности.

    Общество – система исторически сложившихся отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество можно определить и как систему отношений между людьми, объединенными в группы. Отношения, складывающиеся между людьми в обществе, называются социальными (лат. socialis – общественный).

    Возникновение общества на определенном этапе развития природы означало возникновение особого объекта, познание которого коренным образом отличается от познания природных объектов.

    Особенности социального познания

    1. Социальные объекты (то есть объекты, принадлежащие социальному миру) изменяются быстрее, чем природные объекты (например, атом, наличие которого как физической основы мира констатировал еще в 1У веке до н.э. Демокрит, существовал, существует и всегда будет существовать в природе; человек, социальные группы, социальные организации постоянно изменяются и имеют короткий период существования).

    2. Социальные объекты уникальны и единичны. В истории общества нельзя найти одинаковых событий, процессов, организаций и т.п.

    3. В социальном объекте всегда присутствует субъект, который реагирует на познающего субъекта и может исказить получаемую информацию (сознательно дать ложную информацию).

    Природный мир является естественным условием существования общества.


    Естественные (природные) основы существования и развития общества






    Природная среда – часть природы, с которой взаимодействует общество.

    Народонаселение – совокупность людей, живущих в определенных странах, частях света, на земном шаре.


    Основные направления влияния природной среды на развитие общества

    1. Природная среда влияет на разделение труда в обществе.

    2. Природная среда влияет на развитие производительных сил.

    3. Географическое положение того или иного общества может (особенно на ранних этапах его развития) облегчить или затруднить взаимодействие с другими обществами и тем самым ускорить или затормозить его развитие.


    Географический детерминизм – направление в философии и социологии, обосновывающее положение об определяющей роли природной среды в развитии общества (Ш. Монтескье, Н. Мечников, Л. Гумилев и др.).

    Геополитика – направление в политической деятельности государства, объясняющее внешнюю и внутреннюю политику государства действием природных факторов.

    Основные направления воздействия общества на природную среду

    1. Изменение рельефа поверхности Земли, изменение литосферы.

    2. Создание новых видов растений и животных, изменение биосферы.

    3. Создание объектов, не имеющих природных естественных основ, возникновение искусственной, «второй» природы.

    «Вторая», или искусственная оболочка планеты, созданная человеком включает в себя техносферу и ноосферу.

    Техносфера (греч.techne – искусство, ремесло и sphaira – шар) – оболочка планеты, созданная материальной деятельностью человека, включающая средства и результаты материальной деятельности человека.

    Ноосфера (греч. noos разум и sphaira – шар) – информационно-идеальная, «мыслящая» оболочка планеты, созданная интеллектуальной деятельностью человека. Понятие ноосферы разработано французским философом Т. де Шарденом и русским ученым В. И. Вернадским.

    Проблемы взаимодействия человечества и природы называются экологическими (греч. oikos – жилище и logos – учение). В настоящее время основные процессы взаимодействия общества со средой его обитания (природой) оцениваются как кризисные.

    При изучении общества используются следующие подходы:

    1. Структурный, в рамках которого анализируется структура общества, выделяются основные элементы общества.

    2. Функциональный, в рамках которого анализируется взаимосвязь основных элементов в структуре общества и определяется доминирующий элемент.

    3. Динамический, предполагающий анализ процессов развития общества, исследование изменения общества как исторического процесса.

    Любое общество представляет систему, которая может быть представлена как взаимосвязь элементов, представляющих части этой системы.

    Главным критерием выделения в структуре общества подсистем (элементов) является тип деятельности людей.

    Основные типы деятельности людей





    Материальная деятельность по производству материальных ценностей

    Регулятивная деятельность по созданию и оптимизации социальных связей

    Социальная деятельность по производству человека как человека

    Духовная деятельность по созданию духовных ценностей


    Соответственно этим типам деятельности в структуре общества выделяются четыре основные подсистемы, называемые сферами общественной жизни.

    Основные сферы общества

    1. Материальная сфера, основой которой является деятельность людей по производству материальных ценностей (вещей, удовлетворяющих материальные потребности людей, и вещей, удовлетворяющих духовные потребности людей, например, производство телевизоров, книгопечатное производство) и предоставлению материальных услуг.

    2. Регулятивная сфера, основой которой является деятельность по установлению связей между людьми и группами людей (коммуникативная деятельность по установлению связей и социальное управление, задачей которого является оптимизация связей между людьми и группами людей, основанная на контроле над человеческим поведением). Высшей формой социального управления является политическая деятельность, поэтому регулятивная сфера общества отождествляется с политической сферой.

    3. Социальная сфера, которую составляют разнообразные виды деятельности по производству человека как человека и как личности (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п.).

    4. Духовная сфера, включающая все виды деятельности по производству духовных ценностей (идей, теорий, произведений искусства и т.п.)

    Все сферы общества взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействие основных сфер общества характеризует его функционирование.

    Главной проблемой функционального анализа общества является выделение той сферы общественной жизни, которая определяет все другие, доминирует в обществе. В зависимости от того, какая сфера общества считается доминирующей в обществе, различают материалистические и идеалистические модели общества.

    Идеалистическая модель общества

    Философской основой идеалистической модели общества является положение о приоритете духовного, идеального по отношению к материальному, поэтому эта модель, или концепция общества, связана с утверждением, что определяющей сферой общественной жизни является духовная сфера. Идеалистические модели общества разрабатывались такими философами, как Т. Гоббс, Г. Гегель, Л. Фейербах и др. В западной социальной философии ХХ в. интерес представляет концепция американского социолога русского происхождения П. А. Сорокина (1889-1968).

    Общество, согласно П. Сорокину, имеет два уровня: уровень культурных систем, которые представляют совокупность взаимосвязанных идей и уровень социальных систем, которые представляют совокупность взаимосвязанных людей. Поскольку люди всегда действуют под влиянием определенных идей, целей, смыслов, культурные системы имеют первенство над социальными. Общество – единая социокультурная суперсистема, поскольку для его функционирования необходимы оба типа систем.

    Материалистическая модель общества

    Философской основой материалистической модели общества является положение о приоритете материального по отношению к духовному, идеальному, поэтому эта модель общественной жизни связана с утверждением, что основной сферой общества, определяющей функционирование и развитие всех других сфер, является материальная сфера. Впервые материалистическая модель общества разработана немецким философом, экономистом К. Марксом (1818-1883).

    Согласно концепции К. Маркса, приоритет материальной сферы общества обусловлен тем, что в процессе материального производства удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности человека в еде, жилище, одежде и т.п. В процессе материального производства люди вступают в особые социальные отношения – отношения владения или не владения средствами производства, то есть отношения собственности. Отношения собственности в конечном счете определяют политические, правовые, этические взгляды людей, то есть обусловливают образ жизни людей, их восприятие мира. Взятое в совокупности всех его сторон общество представляет общественно-экономическую формацию.

    Натуралистическая модель общества.

    Суть натуралистической модели общества заключается в том, что общество рассматривается как часть природы, существующая и развивающаяся по законам природы, то есть биологическим законам. Например, русские ученые А. Чижевский и Л. Гумилев считали, что развитие и функционирование общества определяется ритмами солнечной активности, а американский философ – представитель современной социобиологии Э. Уилсон считает, что все процессы в обществе можно объяснить, если рассматривать человека как живой организм, а общество как биологическую общность.

    Самостоятельная работа по подготовке к занятию

    1. Напишите краткое философское эссе, в котором докажите или опровергните натуралистическую модель общественной жизни.

    2. Выполните философский тест «Мудрость».


    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18


    написать администратору сайта