Главная страница
Навигация по странице:

  • «человек есть мера всех вещей»

  • Тема 6. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  • Категории темы Личность, индивидуальность, роль, «оно – Я – сверх Я», смысл жизни, социализация, инкультурация, индивидуализация, социальная среда, свобода, ответственность.

  • Основные понятия, схемы и таблицы Личность

  • Два смысла понятия «личность»

  • ПРОБЛЕМА: Каждый ли человек является личностью

  • Законы формирования и развития личности

  • 2.Закон внутренней активности личности.

  • Фатализм

  • Самостоятельная работа по подготовке к занятию

  • Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПорядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
    АнкорМетодическое пособие по философии
    Дата21.06.2021
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетод. пособие по философии для СО.doc
    ТипДокументы
    #219803
    страница10 из 18
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

    Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре


    1. Определите, в чем сходство и в чем различие в исследовании человека такими науками, как медицина, психология, философия, история, политология.

    2. Как Вы понимаете принцип античного философа Протагора «человек есть мера всех вещей»?

    3. У некоторых народов Севера еще в начале ХХ века стариков умерщвляли, а в древнегреческом государстве Спарте слабых младенцев сбрасывали со скалы. Как объяснить эти традиции с точки зрения гуманизма?

    4. Почему гуманизм как теоретически обоснованная система взглядов, утверждающих права и достоинства человека, не мог возникнуть в период Средневековья, ведь церковь всегда провозглашала любовь человека к человеку?

    5. С точки зрения экзистенциализма гуманное отношение к человеку определяется свободой, которая дана ему для самореализации. А как думаете Вы, связано ли гуманное отношение к человеку со степенью предоставляемой ему свободы?

    6. Научные исследования этологов (этология – (греч. ethos – нрав, обычай и logos – учение) обнаружили в сообществах животных ряд феноменов, считавшихся прежде свойственными только человеку: альтруизм, наличие социальной иерархии, агрессивное поведение и др. Можно ли, опираясь на единство типов поведения животных и человека, говорить о сущности человека как совокупности специфических природных качеств?

    7. Объясните, как Вы понимаете следующие высказывания:

    • «Отношение к Богу есть то, что делает человека человеком» (С.Кьеркегор);

    • «То, что делает человека человеком есть принцип, противоположный вообще всей жизни» (М. Шелер);

    • «Мышление делает человека человеком» (П.Ваккер).

    Что же, по Вашему мнению, делает человека человеком?

    1. В чем суть различия между сущностью и существованием человека?

    2. Как Вы понимаете положение о том, что с появлением разумного человека развитие Вселенной приобретает направленный характер?

    3. Почему теологи (лат. theos – бог и logos – учение) не согласны с трудовой концепцией антропогенеза?

    4. Гоминидная триада как система биологических факторов эволюции человека включает три элемента: прямохождение, развитие руки и развитие мозга. Какой элемент гоминидной триады Вы считаете основным и почему?

    5. Почему важным социальным фактором становления человека были табу – социально-нравственные запреты?

    6. Одним из идейных оснований фашизма является положение о «высшей» и «низшей» расах, различия между которыми биологически обусловлены и передаются по наследству. Какую традицию исследования человека выражает это положение? Определите свое отношение к этой традиции.


    Тема 6. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

    Концепция личности как духовно-социальной сущности человека. Духовность человека как выражение его психосоциальной специфики. Личность и индивидуальность. Психологическая и социологическая (ролевая) структуры личности. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Социализация и инкультурация человека. Индивидуализация и ее особенности. Проблема типологии личности. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека.

    Свобода личности: историко-философские подходы. Виды свободы. Ответственность личности, ее виды. Смысл жизни человека.

    Вопросы


    1. Понятие личности. Смысл жизни человека.

    2. Структура личности. Типы личности.

    3. Основные направления формирования личности.

    4. Свобода и ответственность личности

    Темы теоретических сообщений (рефератов)


    1. Предпосылки возникновения личности в человеке.

    2. Подлинное и неподлинное бытие человека: иметь или быть?

    3. Соционика о типах личности.

    4. Свобода и произвол, свобода и анархия.



    Основная литература

    Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - Гл. 7, п.5.


    Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. – Гл. Х1.

    Гаранина О.Д. Природа и сущность человека: Учеб. пособие. – М.: МГТУГА, 1996. - Гл.2, 3.

    Гаранина О.Д. Человек – личность – общество: Учеб. пособие. - М.: МГТУГА,2003. – Тема 2.

    Дополнительная литература


    Гуревич П. С. Философская антропология. В 2-х ч. - М.: ИФРАН, 2001. – Ч. 2, гл.9; Ч.2, гл. 3,4.

    Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: Наука, 2002.

    Бердяев Н. А. Философия свободы. – М.: АСТ, 2002.

    Ильенков Э. В. Что же такое личность?/Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1990.

    Камю А. Бунтующий человек. – М.: Республика, 1994.

    Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.:изд-во ЛГУ, 1990.

    Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1989.

    Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1996.

    Хабермас Ю. Понятие индивидуальности//О человеческом в человеке. – М.: Политиздат, 1991.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха просвещения. М., 1991.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М.: Республика, 1995.

    Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000.

    Категории темы

    Личность, индивидуальность, роль, «оно – Я – сверх Я», смысл жизни, социализация, инкультурация, индивидуализация, социальная среда, свобода, ответственность.
    Основные понятия, схемы и таблицы

    Личность – устойчивая система социальнообусловленных качеств человека, выделяющих его среди других людей.

    Два смысла понятия «личность»

    1. Понятие «личность» указывает на наличие у каждого человека некоторых общих типовых черт, обеспечивающих общение между людьми (знание и выполнение определенных правил общения, владение символическими системами коммуникации и т.п.). В рамках этого аспекта понятие «личность» обозначает в человеке то, чем он является для других людей, то есть основное внимание уделяется внешнему поведению человека («личность – человек в глазах других людей»).

    2. Понятие «личность» указывает на самоценность, обособленность человека от других людей, наличие у него особенных, специфических черт. В рамках этого аспекта понятие «личность» обозначает в человеке то, чем он является сам по себе как индивидуальное целое, противопоставленное другому человеку или социальной группе. Основное внимание в рамках этого понимания личности уделяется внутреннему миру человека.

    Второй смысл понятия «личность» совпадает с понятием «индивидуальность».

    Индивидуальность – совокупность биопсихосоциальных качеств, характеризующих своеобразие человека, выражающих его сущность.

    Личностные качества человека структурируются по разным основаниям. Наиболее известны социологическая (ролевая) и психологическая структуры личности.

    Ролевая структура личности

    Структура личности рассматривается как совокупность ролей, функций, которые человек выполняет в обществе.

    Роль – стереотип поведения, совокупность действий, которые ожидают от личности, занимающей в обществе определенное положение, то есть имеющей определенный социальный статус. Каждый статус предполагает выполнение определенных функций, действий, называемых ролевым набором и определяющих ролевое поведение человека.

    Психологическая структура личности

    Австрийский психолог З. Фрейд рассматривает структуру личности как структуру психики человека. Психика человека, по Фрейду, включает три уровня. Первый, низший уровень – уровень бессознательных, не осознаваемых человеком влечений, инстинктов. Этот уровень З. Фрейд называет «Оно». Второй уровень, называемый Фрейдом «Я», составляют личностные взгляды, представления, чувства, то есть самосознание. Третий, высший уровень («Сверх Я») представлен социальными нормами, требованиями, воспринятыми человеком в процессе его жизни в обществе.

    ПРОБЛЕМА: Каждый ли человек является личностью?

    Человек не рождается личностью. Личность в человеке формируется и развивается в результате действия двух законов.

    Законы формирования и развития личности

    1. Закон зависимости личности от социальной среды.

    Социальная среда – совокупность условий, в которых живет человек.

    Суть данного закона заключается в том, что личность в человеке формируется под влиянием системы разнообразных условий, в которых живет человек.

    2.Закон внутренней активности личности.

    Суть этого закона состоит в том, что человек развивает свои физические, психические и социальные качества только в соответствии со своей волей и желанием, самостоятельно ставит определенные цели и выбирает средства их достижения, постоянно создает новое в природе и обществе.

    Согласно основным законам формирования и развития личности определяются основные направления формирования личности в человеке.

    Направления формирования личности




    Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества.

    Составная часть социализации - инкультурация, представляющая процесс овладения человеком объектами культуры.

    Индивидуализация – процесс развития человеком своих индивидуальных черт, обусловленных биологическими и психическими особенностями, спецификой индивидуального социального окружения.



    ПРОБЛЕМА: Если в природе и обществе действуют объективные законы, можно ли говорить, что человек свободен? Обладает ли человек свободой воли (свободой поступать так, как ему хочется) или все его поступки и намерения обусловлены только внешними условиями, внешними обстоятельствами?


    Две формы решения проблемы в истории философии






    Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, поскольку он не природное, а духовное существо, не подчиняющееся объективным законам (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Ж.П.Сартр)




    Фатализм (лат fatum – судьба) утверждает, что все поступки человека предопределены, он абсолютно не свободен в своих действиях (Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ламетри).


    Свобода – возможность и способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.

    Ответственность – понимание человеком требований, предъявляемых по отношению к нему и стремление осуществлять эти требования в деятельности по выбору и осуществлению цели.
    Самостоятельная работа по подготовке к занятию

    1. Выпишите из книг («Тайна имени». – М., 1996, «Имя без тайн». – М., 2000, Флоренский П. С. Имена. – М., 2001 или других подобных изданий) полную личностную характеристику человека, обладающего Вашим именем. Подчеркните качества, которые, по Вашему мнению, соответствуют Вашим личностным качествам.

    2. Выполните философский тест «Эрудит», используя «Философский словарь» и рекомендованную учебную литературу.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


    написать администратору сайта