Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 5. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

  • Основные понятия, схемы и таблицы Гуманизм

  • Человек

  • ПРОБЛЕМА : Как возникает в природе мыслящее существо, способное активно изменять окружающий мир согласно своим потребностям

  • ) принцип в космологии

  • Самостоятельная работа по подготовке к занятию

  • Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПорядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
    АнкорМетодическое пособие по философии
    Дата21.06.2021
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетод. пособие по философии для СО.doc
    ТипДокументы
    #219803
    страница9 из 18
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

    Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре


    1. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о направлении развития:

    1. Всякое развитие направлено от низшего к высшему, от простого к сложному.

    2. Всякое развитие содержит в себе элементы движения и от низшего к высшему и от высшего к низшему. Направление развития может быть определено не вообще, а лишь в определенной системе.

    3. Всякое развитие есть на самом деле движение по кругу,

    Приведите примеры развития по каждому высказыванию.

    1. "Кто гладит по шерсти всех и все, тот кроме себя не любит никого и ничего, кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кого никто ненавидит, тому никто ничем не обязан" (Н. Г. Чернышевский). Согласны ли Вы с этим высказыванием? Какой закон диалектики здесь выражен?

    2. Укажите источник развития следующих процессов:

    1. Воспаление

    2. Дыхание

    3. Движение планет вокруг Солнца

    4. Возникновение научных гипотез

    1. Какое определение Вам представляется более правильным и почему?

    1. Качество – это совокупность всех свойств и признаков предмета.

    2. Качество – это совокупность существенных, основных свойств и признаков предмета.

    3. Качество – это то, что отличает предмет в данном отношении.

    1. В словах революционной песни есть слова "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем" есть нарушение одного из законов диалектики. Какого? Обоснуйте свой ответ.

    2. "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой: у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о других. Люди, что деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой" (И.С. Тургенев). Согласны ли Вы с этим мнением?

    3. "Я задумал речь на какую-то тему. Я ее великолепно обдумал, и она совершенно ясна моей голове, но внезапно оказывается, что я должен ее произнести не на русском, а на английском языке, который я, допустим, знаю плохо. Понятно, что, несмотря на полную ясность содержания, английская форма не будет ему соответствовать." (А. В. Луначарский). Какой смысл здесь имеет категория "форма"?.

    4. В жизни одновременно существуют различные, иногда прямо противоположные возможности, например, возможность окончить институт и возможность никогда не получить высшее образование. Почему появляются альтернативные возможности? Как определить, что возможно и что невозможно?





    Тема 5. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

    Гуманизм: понятие и исторические формы. Многомерность человека и его бытия. Человек как системное единство биопсихосоциальных качеств. Философские традиции (концепции) исследования человека.Комплексный характер антропогенеза.

    Вопросы


    1. Сущность гуманизма.

    2. Философский смысл понятия «человек». Многомерность человека и его бытия.

    3. Философские традиции исследования человека.

    4. Концепции антропогенеза.



    Темы теоретических сообщений (рефератов)


    1. Гуманистический смысл нравственного императива И. Канта.

    2. Коварная двусмысленность понятия «человек».

    3. Человеческое в человеке: разум, нравственность, биологические качества, стремление к общению?

    4. Антропный космологический принцип, его значение для философии и науки.

    5. Биологическая ущербность и биологическое совершенство человека: позиции философов и ученых.



    Основная литература

    Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - Гл. 5, п. 1-5.


    Гаранина О. Д. Природа и сущность человека. Введение в философскую антропологию. Учеб. пособие. - М..: МГТУГА, 1996. – Гл. 1.

    Гаранина О.Д. Человек – личность - общество: Учеб. пособие. - М.: МГТУГА, 2003. - Тема 1.

    Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Раздел 2, гл. 10.

    Дополнительная литература


    Агацци Э. Человек как предмет философии/Феномен человека. – М.: Высшая школа, 1991.

    Белик А. А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? - М.: Наука, 1990.

    Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человечества. - М., Наука, 1993.

    Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. - Ростов н/Д., 1994.

    Гаранина О. Д. Homo totus. Взаимосвязь природы и сущности человека. – М.: РФО/МГТУГА, 1999.

    Гуревич П. С. Философская антропология. В 2-х ч. М.: ИФРАН, 2001. – Ч. 1, гл. 2 - 9.

    Мечников И. Л. Этюды о природе человека. Изд. 7-е. – М.: Гос. изд-во, 1925.

    Многомерный образ человека. – М.: ПЕР СЕ, 2001.

    Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М.: Наука, 1974.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

    Фоули Р. Еще один неповторимый вид. - М., Мир, 1990.

    Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.

    Gibson K. R., Ingold T. Tools, Language and Cognition in Human Evolution. – Cambridge Univ. Press, 1993.

    Wilson E. O. On human nature. Cambridge, 1978.

    Категории темы

    Принцип Протагора, гуманизм, концепция «естественных прав человека», человек, природа человека, сущность человека, антропный космологический принцип, антропогенез, природные факторы антропогенеза, гоминидная триада, социальные факторы антропогенеза.
    Основные понятия, схемы и таблицы

    Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – система воззрений, обосновывающих ценность человека как личности, утверждающих приоритет человека по отношению к обществу и государству. Основной принцип гуманизма – признание безусловной ценности человеческой жизни.

    Человек – живое существо, обладающее совокупностью специфических качеств, возникших в процессе организации социальной жизни.

    Два смысла понятия «человек»

    1. С одной стороны, это понятие указывает на специфические морфологические признаки, которыми человек обладает как представитель высокоорганизованных живых существ, относящихся к биологическому роду Homo sapiens, то есть фиксирует наличие определенной телесной организации и физиологических функций.

    2. С другой стороны, понятие «человек» отражает совокупность признаков, обозначающих отличие высокоорганизованных живых существ (людей) от животных.

    В рамках первого смысла рассматривается существование человека, его бытие как материального, природного объекта.

    В рамках второго смысла речь идет о сущности человека, то есть осуществляется анализ специфических, внутренне необходимых качеств человека, определяющих его обособленность от других объектов мира.

    В зависимости от того, какие качества те или иные философы рассматривали как существенные в человеке, различаются основные философские линии (традиции) исследования человека.

    Философские традиции исследования человека

    1. Рационалистическая (лат. ratio – разум) традиция утверждает, что сущностью человека является разум, духовность, которая возвышает человека над природой.

    2. Социологизаторская традиция сущностью человека считает качества, которые он приобретает в обществе: человек есть то, что делает из него общество.

    3. Культурологическая традиция основное внимание уделяет исследованию особого мира – мира символов, который выделяет человека из природы и называется культурой (язык, искусство, мифы, религия и т.д.).

    4. Пессимистическая (негативистская) традиция обосновывает идею, согласно которой сущность человека искажена развитием культуры, которая разрушает человека как биологический вид, ослабляет жизненные инстинкты, растворяет индивидуальное «Я» человека в общезначимых нормах, социальных требованиях.

    5. Натуралистическая традиция утверждает, что сущностью человека является совокупность данных ему от природы инстинктов и способностей.

    6. Экзистенциальная традиция связывает сущность человека с выбором, который человек осуществляет в жизни, совершая определенные поступки. Человек – это его жизнь, его экзистенция, представляющая переживание человеком своего бытия.

    ПРОБЛЕМА: Как возникает в природе мыслящее существо, способное активно изменять окружающий мир согласно своим потребностям?

    Процесс возникновения человека называется антропогенезом (греч. греч. anthropos – человек и genos – рождение). Существует несколько концепций антропогенеза: теологическая, трудовая, культурологическая, астральная и т.д., но данные науки подтверждают один факт – человек является природным существом, приобретшим особые качества в процессе эволюции живой природы.

    В 1974 году был сформулирован антропный (греч. anthropos – человек) принцип в космологии, который является своеобразным физическим обоснованием единства человека и природы. Этот принцип гласит, что развитие мира, основой существования которого являются определенные физические константы, с необходимостью должно было привести к возникновению человека. Единство человека и природы свидетельствует в пользу эволюционной теории возникновения человека.

    Согласно этой теории возникновение человека происходило под влиянием комплекса природных и социальных факторов, в результате действия которых сформировался определенный телесный образ человека и его сознание.

    Формирование телесного образа человека, предопределившее возникновение сознания, осуществлялось по трем направлениям, получившим название гоминидной триады.

    Гоминидная триада включает в себя:

    1. Переход к прямохождению и связанные с ним изменения в строении позвоночника;

    2. Развитие руки, приспособленной для осуществления новых функций;

    3. Эволюция черепа и увеличение объема мозга.

    Формирование сознания осуществлялось главным образом под влиянием социальных факторов, важнейшие из которых были определены в теме 2.
    Самостоятельная работа по подготовке к занятию

    1. Выполните философский тест «Мудрость»

    Философский тест «Мудрость»

    Определите, какие высказывания графы «А» соответствуют философским традициям исследования человека, обозначенным в графе «1».

    «А»

    «1»

    А. «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков» (Ж.-П. Сартр).

    1. Натуралистическая

    Б. «Индивид есть общественное существо…» (К. Маркс)

    2. Рационалистическая

    В. «Глубинное «Я» человека связано с духовностью» (Н.А. Бердяев).

    3. Экзистенциальная

    Г. «…Рождение человека – явление негативное. У человека нет инстинктивной приспособленности к природе, у него нет физической силы: в момент своего рождения человек самый беспомощный из всех живых созданий» (Э. Фромм).

    4. Социологизаторская

    Д. «…обладание разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествующей ему жизнью» (Т. де Шарден).

    1. Культурологическая

    Е. «… человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель).

    6. Пессимистическая

    Ж. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких как способность питаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными» (Т. Гоббс).




    З. «Человек – тростник мыслящий. Все наше достоинство – в способности мыслить» (Б. Паскаль).




    И. Человек «живет среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез». Именно этот мир, созданный человеком, составляет специфическое отличие его от животного (Э. Кассирер)







    1. М. Шелер писал, что в «понятии человек содержится «коварная двусмысленность». Как Вы понимаете это высказывание?



    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


    написать администратору сайта