Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 9. ЛОГИКА ИСТОРИИ И ЕЕ СМЫСЛ

  • Основные понятия, схемы и таблицы Проблемы развития общества рассматриваются в разделе философии, который называется «философия истории».

  • Типы социальной динамики

  • Цивилизационный подход

  • Особенности социального прогресса

  • Критерий общественного развития

  • Антагонистические противоречия

  • Неантагонистические противоречия

  • Самостоятельная работа по подготовке к занятию

  • Методическое пособие по философии. Метод. пособие по философии для СО. Порядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПорядок изучения дисциплины Философия студентами специальности 350400 дневного обучения
    АнкорМетодическое пособие по философии
    Дата21.06.2021
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетод. пособие по философии для СО.doc
    ТипДокументы
    #219803
    страница14 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре


    1. Определите, какие формы общественного сознания представляют следующие пословицы:

    А. Закон – что дышло, куда повернул, туда и вышло.

    Б. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    В. Друг познается в беде.

    Г. С лица воду не пить.

    1. Мода является элементом социальной психологии. Почему?

    2. «Нравственность народа – результат обстоятельств… . Нравственность – лишь внешнее поведение людей, характеры которых слагаются под влиянием других причин. Нравственность имеет огромное значение для сохранения общества, но это такое же постороннее явление по отношению к характеру индивидуума, как правило футбольной игры к характерам игроков. Игра «жизнь в обществе» примерно одна и та же, кто бы в нее ни играл, и мы сегодня довольствуемся теми же десятью заповедями, которые были сформулированы несколько тысяч лет тому назад для племени странствующих скотоводов» (Р. Кент. Гренландский дневник).

    Укажите, что верно и что ошибочно в этом высказывании.

    1. «Кто гладит по шерсти всех и все, тот кроме себя не любит никого и ничего; кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла …» (Н. Чернышевский).

    Всегда ли добро сопровождается злом? Можно ли делать добро, не уничтожая зло?

    1. Что означает выражение «У человека - нечистая совесть»?

    2. «Смотреть на человека со сломленной совестью еще страшнее, чем на избитых» (Ю. Фучик). Как Вы понимаете это высказывание?

    3. Определите отношения между понятиями «честь», «честолюбие», «тщеславие».

    4. Согласны ли Вы с таким высказыванием: «Даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство».





    Тема 9. ЛОГИКА ИСТОРИИ И ЕЕ СМЫСЛ

    Понятие исторического процесса. Многомерность всемирной истории. Культура и цивилизация как категории философии истории. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Концепции локальных (замкнутых) цивилизаций. Технократические концепции. Понятие общественного прогресса. Проблема критериев общественного развития. Субъекты исторического процесса.

    Вопросы


    1. Понятие исторического процесса. Многомерность всемирной истории.

    2. Исторический процесс как общественный прогресс. Критерии общественного развития.

    3. Философские модели социальной динамики.

    4. Субъекты исторического процесса.


    Темы теоретических сообщений (рефератов)

    1. Концепции исторического процесса в истории философии.

    2. Смысл истории в концепциях Н. А. Бердяева и К. Ясперса.

    3. Человек в первобытном обществе и сегодня: линии прогресса и регресса.

    4. Всякая ли культура цивилизованна?

    5. Харизма личности и ее роль в истории.



    Основная литература

    Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.- Гл. 7, п. 1, 2.

    Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – Раздел 2, гл. УП, гл. УШ.


    Лукава Г. Г. Философия: Тексты лекций. – М.: МГТУГА, 1999. - Тема 4.

    Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – Раздел 3, гл.19; 20.

    Дополнительная литература


    Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: Наука, 2002.

    Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Республика, 1991.

    Гегель Г. В. Ф. Философия права. Философия истории.//Гегель Г.В.Ф. Соч. В 7 т. - М.-Л.,1934. – Т. 7.

    Гречко П. К. Концептуальные модели истории. – М.: Логос, 1995.

    Ивин А. А. Философия истории. - М.: Гардарики, 2000.

    Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса). – М.: Объединение "Книжник", 1995.

    Панарин А. С. Философия истории. – М.: Гардарики, 2001.

    Тойнби А. Постижение истории. – М.: , 1994.

    Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга: "Калуга-Марс", 1992.

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.

    Категории темы

    Исторический процесс, культура, цивилизация, общественный прогресс, критерий социального развития, субъект исторического процесса, народ, антагонистические и неантагонистические противоречия, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество.
    Основные понятия, схемы и таблицы

    Проблемы развития общества рассматриваются в разделе философии, который называется «философия истории».

    Целостный процесс развития общества, переход от одного конкретного состояния общества к другому называется историческим процессом.

    В истории философии существуют три основные тенденции рассмотрения исторического процесса, исследующие три типа социальной динамики.

    Типы социальной динамики

    1. Линейное развитие общества, переход от одной стадии развития к другой без повторения пройденных стадий (А. Аврелий, О. Конт).

    2. Развитие общества по кругу (круговая динамика), представляющее движение общества по определенным стадиям от низшей к высшей, заканчивающейся прекращением развития общества (А. Тойнби, О. Шпенглер).

    3. Развитие общества по спирали (спиралевидная динамика), характеризующая развитие общества как восходящий процесс с повторением отдельных черт уже пройденных стадий (Г.Гегель, К. Маркс).

    В современной философии истории разработаны разные концепции периодизации исторического процесса, в основе которых лежат разные критерии членения истории на отдельные периоды. Ключевыми понятиями в этих концепциях являются понятия «культура» и «цивилизация», которые часто используются как синонимы понятия «общество, находящееся на определенном этапе развития» (например, понятие «рабовладельческое общество» может отождествляться с понятиями «рабовладельческая культура» или «рабовладельческая цивилизация». В научном историко-философском анализе эти понятия различаются.

    Культура – понятие, характеризующее способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. В широком смысле понятие «культура» включает все проявления жизни человека: его материальную и духовную деятельность, результаты этих видов деятельности, систему внебиологических механизмов передачи информации. Культура понимается как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой.

    Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику.

    В философии истории можно выделить три основных подхода к рассмотрению исторического процесса, различающиеся в зависимости от того, как понимается общество – как культура, как формация или как цивилизация.


    Три подхода к рассмотрению исторического процесса




    Культурологический (концепции О. Шпенглера, П.А.Сорокина)

    Формационный (концепция К. Маркса)

    Цивилизационный (концепции А. Тойнби, О. Тоффлера)


    В культурологической концепции общества П. А. Сорокина общество - это социокультурная суперсистема, основой которой является мировоззрение, представляющее совокупность существующих в данном обществе духовных ценностей, которые определяют способ восприятия мира и образ жизнедеятельности людей. Сорокин выделяет три типа мировоззрения, которым соответствуют три типа социокультурных систем, последовательно сменяющие друг друга:

    1. духовное, основанное на религиозном восприятии мира и игнорировании материальных ценностей;

    2. чувственное, отдающее приоритет материалистическому восприятию мира и, соответственно, материальным ценностям;

    3. идеалистическое, которое является промежуточным между первым и вторым и сочетает в себе принципы духовности и чувственности.

    Исторический процесс у Сорокина рассматривается как постоянная циклическая смена социокультурных систем, обусловленная изменением мировоззрения.

    В формационной концепции исторического процесса, разработанной К. Марксом, развитие общества рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций. Причиной перехода от одной формации к другой являются изменения в способе производства, вызванные изменением производительных сил. Кода производственные отношения (базис) перестают соответствовать уровню развития производительных сил, тормозят это развитие, происходит смена производственных отношений, что влечет изменение во всех сферах общественной жизни. К. Маркс выделяет пять типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

    Цивилизационный подход к обществу представлен концепцией локальных (замкнутых) цивилизаций А. Тойнби, а также технократическими концепциями (концепциями технологического детерминизма) Д. Белла, О. Тоффлера и др.

    А. Тойнби определял цивилизацию как единство всех сторон общественной жизни в определенных временных и пространственных границах. Исторический процесс Тойнби рассматривал не как единый процесс развития человечества в целом, а применительно к определенным культурно-историческим типам, которые он называл обществами, цивилизациями. Цивилизации, существуя замкнуто, сравнимы, сопоставимы между собой. Каждая цивилизация не переходит в другую, а проходит собственный путь развития, основными стадиями которого являются генезис (то есть возникновение), рост, надлом и разложение.

    Новая цивилизация возникает в ответ на вызов, который предъявляется людям либо природой (стимулы «бесплодной земли», «новой земли»), либо человеческим окружением (стимулы «удара» и «давления»).Развитие цивилизации осуществляется «творческим меньшинством», элитой общества, которая ищет ответы на вызов и организует деятельность нетворческого меньшинства. Тойнби выделяет пять живых цивилизаций и две реликтовые (исчезнувшие). Крупные живые цивилизации: православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западно-христианская.

    В основе технократических концепций исторического процесса лежит идея о том, что основой развития общества является развитие техники и технологии, которые, в свою очередь, развиваются под воздействием фундаментальной науки.

    О. Тоффлер в своих книгах «Шок будущего» (1970) и Третья волна» (1980) утверждает, что вся история человечества может быть разделена на три периода:

    1. Аграрная цивилизация, или традиционное общество, характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, слабым развитием науки и техники.

    2. Индустриальная цивилизация – общество, которое характеризуется активным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением науки и техники во все сферы общественной жизни, увеличением доли квалифицированного труда, преобладанием городского населения.

    3. Постиндустриальная цивилизация (в современной философской литературе этот период развития общества обычно называется «информационным обществом) возникает с развитием информационных технологий, которые коренным образом меняют техническую основу материального и духовного производства, требуют постоянного повышения уровня образования. Решающим фактором развития общества становится уровень и качество его интеллектуального потенциала.


    В ХУП веке в философии истории возникла идея прогресса в социальном развитии, которое вслед за Г. Гегелем стали понимать как движение общества от несовершенного состояния к более совершенному.

    Общественный прогресс (лат. progressus - движение вперед) – поступательное движение общества от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным, от низших этапов к высшим.

    Общественный прогресс – универсальный закон развития общества, объясняющий направленность социальных изменений.

    Особенности социального прогресса

    1. Неодолимость (общество нельзя остановить в его движении к совершенству всех форм организации социальной жизни).

    2. Поступательность (развитие общества осуществляется по определенным этапам, ступеням).

    3. Внутренняя противоречивость (наряду с основной линией развития – прогрессом – в отдельных сферах общественной жизни, в отдельных общественных системах может наблюдаться попятное движение – регресс (лат. regressus – обратное движение).

    ПРОБЛЕМА: Существуют ли критерии, позволяющие судить о том, на каком – высоком или низком – этапе развития находится общество?

    Критерий общественного развития – социальное явление или совокупность социальных явлений, степень развития которых дает возможность сделать вывод о степени развития общества в целом или одной из сфер социальной жизни.

    Критерии общественного прогресса разделяются на общесоциологические, которые дают возможность установить последовательность этапов развития общества в целом и сравнить степень (уровень) развития данного общества по отношению к другим обществам, и частносоциологические, которые показывают степень (уровень) развития определенных сфер общественной жизни. Общесоциологическим критерием общественного прогресса является положение человека в обществе.

    Источником, причиной развития общества являются противоречия, разрешение которых приводит к переходу общества или отдельных его сфер на новую ступень, в новое качественное состояние. В обществе противоречие выступает как взаимодействие социальных явлений, а поскольку социальные явления есть результат действия людей, то в любом социальном противоречии присутствует субъект, которым могут быть человек, социальная группа, общество как страна, человечество в целом. Специфика социальных противоречий заключается в том, что они представляют активное взаимодействие сознательных субъектов с другими субъектами или с вещественными элементами внешней среды (например, взаимодействие общества и природы, человека и техники, национальные взаимодействия и т.п.).

    В обществе действуют всеобщие виды противоречий (внешние и внутренние, основные и неосновные), а также социальные противоречия, которые называются антагонистические и неантагонистические.

    Антагонистические противоречия – противоречия между социальными группами, интересы которых непримиримы. Антагонистические противоречия разрешаются в форме конфликта, причем разрешение этих противоречий приводит к уничтожению одной из противоположных сторон.

    Неантагонистические противоречия – противоречия между социальными группами, долгосрочные интересы которых совпадают. Неантагонистические противоречия разрешаются в форме сотрудничества, их разрешение приводит к развитию системы, сторонами которой они являются.

    Социальные противоречия разрешаются в процессе деятельности людей. Если люди бездействуют, неантагонистические противоречия в социальной системе накапливаются, обостряются и могут превратиться в антагонистические.

    В процессе социальной деятельности для достижения своих интересов люди объединяются в группы, которые являются субъектами исторического процесса.

    Деятельность социальных групп по разрешению социальных противоречий организуют и направляют руководители, личности. Личность может играть выдающуюся роль в историческом процессе, определяя его направление и темпы.
    Самостоятельная работа по подготовке к занятию

    1. Выпишите из учебной и справочно-энциклопедической литературы 2-3 определения культуры и цивилизации по следующей форме:

    Определения культуры

    Определения цивилизации









    Обязательно укажите источники информации.

    2. Напишите философское сочинение на тему «Выдающаяся личность нашего времени», в котором определите факторы, которые, по Вашему мнению, делают эту личность выдающейся.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта