Главная страница

программа кружка. Кисточка - 2022. Пояснительная записка до недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний


Скачать 0.64 Mb.
НазваниеПояснительная записка до недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний
Анкорпрограмма кружка
Дата13.10.2022
Размер0.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКисточка - 2022.doc
ТипПояснительная записка
#732139
страница4 из 5
1   2   3   4   5
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Теория

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 

Практика.

Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).

Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)

Теория

Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.

Практика.

Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны.

РАЗДЕЛ 2.  Воспоминания о лете (4 часов)

Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».

Теория

Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.

Практика.

Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. 

Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «Пальмы».

Теория

Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень. 

Практика.

Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала). 

Тема 3. Радужный фон картины. «Жар-птица».

Теория

Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.

Практика.

Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах). 

Тема 4. «Утиная семья».

Теория

Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля). 

РАЗДЕЛ 3.  Краски осени (6 часов)

Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осень в лесу».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.

Практика.

Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек). 

Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».

Теория

Вертикальный фон. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).

 

Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».

Теория

Круговой фон. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).

Тема 4. Создание кругового фона. «Ромашки в поле». Техника набрызга.

Теория

Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.

Практика.

Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с  передним планом с помощью кисти (кот).

Тема 5. Круговой фон. «Мудрая Сова».

Теория

Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).

Тема 6. Техника предметная монотипия. «Дерево из сказки».

Теория

Композиция. Фон. Сочетание цветов. 

Практика.

Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках).

 

РАЗДЕЛ 4.  Зимнее волшебство! (4 часов)

Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами. 

Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками. 

Тема 3. «Ах эти снегири!».

Теория

Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой  фон. Передний и дальний планы. Тени. 

Практика.

Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с  передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины). 

Тема 4. «Новый год в лесу».

Теория

Пейзаж. Круговой  фон. Передний и дальний планы. 

Практика.

Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с  дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).

Промежуточная аттестация (1 часа).

Теория

Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.

Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ учащихся в первом полугодии.

2 МОДУЛЬ 

«Интуитивная живопись» (20 часов)

РАЗДЕЛ 1.  Виды фонов в правополушарном рисовании (1 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Теория

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 

Практика.

Беседа. 

Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.

Теория

Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.

Практика.

Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.

РАЗДЕЛ 2.  Как прекрасен этот мир, посмотри! (6 часов)

Тема 1. «Северное сияние».

Теория

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти 

Тема 2. «Любопытный пингвин».

Теория

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.

Практика.

Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти. 

 

Тема 3. «Золотые рыбки».

Теория

Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.

Практика.

Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.

Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».

Теория

Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация. 

Практика.

Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.

Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»

Теория

Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация. 

Практика.

Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).

Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Смешарики».

Теория

Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. 

Практика.

Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью)

РАЗДЕЛ 3.  Весна пришла! (8 часов)

Тема 1. «Мартовские котики».

Теория

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.

Практика.

Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кист 

Тема 2. «Подснежники для мамы в вазе».

Теория

Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет. 

Практика.

Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).

Тема 3. «Весенние деревья».

Теория

Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).

Тема 4. «На пруду».

Теория

Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.

Практика.

Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами

Тема 5. Создание маленьких цветочков ватными палочками «Сакура».

Теория

Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.

Практика.

Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.

 

Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга «Планеты в космосе»

Теория

Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.

Практика.

Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.

Тема 7. «Цветущие сады».

Теория

Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).

Тема 8. «Волшебный луг».

Теория

Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.

Практика.

Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).

РАЗДЕЛ 4.  Прекрасная страна Россия! (4 часов) 

Тема 1. «Любимый край».

Теория

Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.

Практика.

Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.

Тема 2. «День Победы».

Теория

Натюрморт. Горизонтальный фон. 

Практика.

Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.

Тема 3. «Верные друзья».

Теория

Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.

Практика.

Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).

Тема 4. «Лето! Ах, лето!».

Теория

Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.

Практика.

Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.

Промежуточная аттестация (1часа).

Теория

Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.

Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ учащихся во втором полугодии.


 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа  реализуется через специально созданные условия.

Обеспечение образовательного процесса складывается из:

  • информационно — методического;

  • материально — технического.

Информационно – методическое обеспечение.

  • дополнительная общеразвивающая программа  «Волшебная кисточка»

(правополушарное рисование);

  • методические пособия;

  • конспекты занятий;

  • дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

  • презентации;

  • индивидуальный раздаточный материал;

  • литература: для педагога, для детей, для родителей.


Методы организации образовательного процесса

— Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.

— Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.

— На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.

Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.

В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.

Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Материально – техническое обеспечение.

-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;

-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);

-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);

-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ  кисти – 5 шт, (синтетика, круглая:  № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10),  бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения), бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов (3 набора на весь курс обучения),  гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь курс обучения),  гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт.на весь курс обучения), ватные палочки 91 упаковка), влажные салфетки; малярый скотч (2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.

— работы обучающихся и педагога; илюстративный материал.

— технические средства обучения: компьютер.

  Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах,видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.) 

 
1   2   3   4   5


написать администратору сайта