Макет программы.22docx. Пояснительная записка Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!
Скачать 116.47 Kb.
|
Раздел I. Вокально-хоровая работаТеоритическое занятие Строение голосового аппарата. Понятия: Вокальный вдох, диафрагма, голосовые складки, распевка, звукообразование, интонирование. музыкальный слух, чувство ритма, пение на опоре. Практическое занятие Дыхательная гимнастика, направленная на организацию певческого дыхания. В качестве распевки – пение небольших попевок на основе народных песен с небольшим диапазоном в объѐме 5-7 звуков. Разучивание доступных в вокальном плане песен советских и современных композиторов, песен эстрадного направления. Раздел II. Музыкально-ритмические движения, игрыТеоритическое занятие Понятия: Акценты, динамика, ритмический рисунок, темп, ритм Практическое занятие Передача через движение смены характера музыки, отдельных выразительных средств музыки: регистра, метрической пульсации в марше и танце, динамики, ритма. Игры на концентрацию внимания («Кто дольше слышит звук?»), на определение высоты звуков, на освоение динамики («Игра в прятки»), регистра, жанра, на освоение метро- ритма («Ритмическое эхо»), игры-инсценировки. Раздел III.Сценическое движениеТеоритическое занятие Понятия: танец, правила поведения на сцене, танцевальные связки, ритм, пластика, сценическое пространство. Практическое занятие Упражнения на двигательную координацию под музыку. Упражнения на работу с партнером. Взаимодействие на сцене. Показ элементов танцевальной пластики и основ сценического движения. Танцевальные связки. Построения, разводки участников. Театрализация песни. Раздел VI. Контрольные и итоговые занятия.Практическое занятие Творческие задания по основным разделам программы. Концертное выступление. Подведение итогов работы. Поощрение наиболее активных участников. 1.5. Планируемые результаты У воспитанников: улучшится ориентирование в пространстве; передача в движении метрической пульсацию в марше и танце, во время исполнения музыкального материала; разовьются: умение передавать в движении характер и содержание музыки; умение изменять движение в соответствии с изменением жанра, динамики; навыки пения и координации между голосом и элементами танцевальных движений. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька» для воспитанников 7-12 лет
2.3. Условия реализации программы Формы контроля (аттестации) планируемых результатов Программа предусматривает оценивание предметных, метапредметных и личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (Приложения) 2.4. Оценочные материалы Результаты освоения программы отслеживаются через выступления на концертах, а также через творческие задания по основным темам программы.
2.5. Методическое обеспечение программы Хоровые занятия должны проходить в свободной форме, имея, однако, следующую основную структуру: распевание, прослушивание и разучивание новых произведений, работа над уже знакомыми произведениями, хоровое сольфеджио, слушание музыки и ее анализ. Учитывая психологические особенности детей занятия должны строиться по принципу эмоциональной драматургии, предполагающей: Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности Частое переключение внимания детей с одного задания на другое. Быструю смену видов деятельности. Чередование трудных, требуемых большого напряжения, и легких заданий. Создание атмосферы увлеченности, участие детей в ощущении музыки, т.е. познание музыки через собственные действия (музыкально-двигательные упражнения, игровая деятельность и т.д.). Любая деятельность на занятиях обязательно должна вызывать у детей положительные переживания, радость и удовольствие. Поэтому в процессе хоровых занятий весьма полезно использовать игровые методы работы. Игра активизирует внимание, слух, развивает музыкально-творческие способности детей, позволяет неоднократно тренировать одни и те же навыки и умения у детей из урока в урок в увлекательной и доступной для них форме. Игровой метод можно использовать в двух направлениях: 1) Игровой характер хоровых репетиций в целом: образные сравнения, дополнительный материал в виде сказок, стихов, репродукций и т.п.; игровые приемы работы над песнями. 2) Введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями: игры на определение звуковысотности, регистра, жанра и т.д. Некоторые формы занятий и методические приёмы по различным темам: Вокальная работа может проходить как в обыкновенной «урочной» форме, так и в игровой, что особенно благоприятно для работы с младшими школьниками. Работа над дыханием: на первом этапе обучения не нужно фиксировать внимание детей на дыхании, следует предоставить возможность непроизвольного дыхания и постепенно совершенствовать его в процессе самого пения. Достаточно попросить мягкого, легкого, напевного звучания – это уже послужит хорошей предпосылкой для произвольной регулировки дыхания в процессе пения. Хорошо активизирует работу диафрагмы и плотность смыкания голосовых складок фонема «у» с использованием штриха хорового звуковедения «стаккато». Как наиболее темная и наименее громкая из всех гласных, она усиливает вибрационное ощущение стенок ротового и носового резонаторов, активизирует работу губ, создает вокальное ощущение «зевка», позволяет в хоре выработать единую манеру пения. В дальнейшем рекомендуется использовать следующие упражнения на дыхание: спокойный вдох («аромат цветка»), задержка дыхания и выдох (на возглас удивления «Ах!»); спокойный вдох и более продолжительный выдох на счѐт (или в сравнении - подуть на свечу так, чтобы она не погасла); подражание машине - «брр» и др. Среди методических приѐмов развития слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений можно выделить следующие: прием вслушивания и показ хормейстера, анализ услышанного; сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного; введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности; использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; пение «по цепочке»; отражение способов звукообразования в движениях рукой; моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи; пение без сопровождения; устные диктанты; вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальные упражнения и исполнение их в различных тональностях; смена тональности в процессе разучивания и исполнения произведения с целью поиска наиболее удобной для пения, где голоса детей звучат наилучшим образом. Реализация программы основывается на следующих принципах: принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса; принцип единства коррекционных и развивающих задач; принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг; принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира; принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг; принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному; принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности. Методы работы: словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок); творческий (элементы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерпии); игровой (использование упражнений в игровой форме). Формы работы: индивидуальная и групповая. Блок III. Возрастная категория воспитанников 13-18 лет Цель программы: создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка, формирование слушательской и исполнительской культуры. Задачи программы: Обучающие: формировать вокально-хоровые навыки; (певческая установка, четкая дикция, певческое дыхание, естественное звукоизвлечение); через занятия вокальным пением способствовать развитию исполнительского потенциала, музыкальных способностей детей, навыков певческой эмоциональности и выразительности. Развивающие: развитие музыкальной памяти, формирование вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса; развивать навыки совместной деятельности в коллективе, внимания, ответственности за коллективное творчество, формирование общей культуры личности ребенка. Воспитательные: интегрировать направления и виды творческо-познавательной деятельности, обеспечивающие многоуровневое развитие воспитания. Коррекционные: Реализовывать природой обусловленные задатки в музыкально-творческой и познавательной деятельности. Режим занятий Занятия проходят один раз в неделю, продолжительностью – 1 академический час. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька» для воспитанников 13-18-лет
1.4. Содержание программы Вокально-хоровая работа. |