социальная идентичность. Практическая работа 1 социальная идентичность как психологический феномен
Скачать 77.51 Kb.
|
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ КАК МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Психология также проявляла интерес к изучению сказок. Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг5 заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Также важно конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека и благодаря сказкотерапии, человек сумел сам выйти из своих тупиков. К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым6, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Но не так давно возникла сказкотерапия как самостоятельное направление в практической психологии, и сразу же приобрела огромную популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 12 лет. Попытки исследовать сказки, взглянуть на них под непривычным углом, увидеть нечто скрытое, совершенно нереальное на первый взгляд, предпринимались учеными не один раз. Педагоги-психологи говорят, что сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. В сказочном сюжете зашифровано большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Человек часто замыкается на какой-то своей проблеме и не способен выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния; сказка позволяет не директивно, а мягко, подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие как на поведенческом, так и на глубинном нравственно-ценностном уровне. В рамках общих ценностей, свойственных культуре, где живет человек, только он сам осуществляет выбор той или иной ценности. Он все время делает и переделывает себя сам, то есть сам определяет свои поступки, изменяя или конкретизируя свою систему ценностных ориентаций. Человек свободен в отношении к миру, выборе ценностей. Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, выраженной физической и психологической зависимостью и неуверенностью в себе. Недостаток веры в свои силы влечет за собой чувство недооцененности и сопровождается состоянием опустошенности и одиночества. Вера в свои силы является необходимым компонентом самодостаточной личности, и именно сказочная среда усиливает потенциальные возможности человека в преодолении того, что на данном этапе тормозит его развитие, например, страх, беззащитность, слабость и предрасположенность к болезням. Человек не рождается независимым, автономным или ответственным, так же, как он не рождается личностью. Он становится личностью в процессе роста и развития в социуме, или, как утверждают психологи, «психологическое рождение в полном смысле происходит намного позже биологического рождения». Использование сказки воспитателем, учителем и психологом на какой-то определенной стадии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок смог избежать стрессовой ситуации, разочарования. Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные потребности ребенка младшего школьного возраста: 1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: 1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; 2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров; 3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др. в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми. 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основные методы исследования социальной идентичности младших школьников: включенное наблюдение; глубинное интервью; нарративное интервью; свободная беседа; фокус группа; case-study; автобиография; история семьи; ассоциативная методика; рисуночные тесты; семантический дифференциал и др. Исследователь также может использовать различные дополнительные источники информации, включая дневниковые записи, письма, газеты, журналы, книги, видео- и киноматериалы. Методики исследования социальной идентичности младших школьников: Для изучения гендерной идентичности одни авторы используют методику «Маскулинность и Фемининность» Н.В. Дворянчикова, методика Parental Bonding Instrument (PBI (father)), тогда как другие для изучения этой проблемы применяют методику «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. МакПартленда. В.А. Перегудина для изучения гендерной идентичности использовала методики «Двадцать утверждений», опросник С. Бэм, личностный семантический дифференциал «Мужчины и женщины», рисунок «Представитель своего и противоположного пола в типичных обстоятельствах», «Гендерная автобиография». Модифицированный тест «Кто я?» (пять слов — характеристик), предложенный Куном и Макпартлендом; модифицированная методика Т. Г. Стефаненко «Биполярные шкалы», авторская методика, направленная на изучение этнической идентичности младших школьников. Так, для изучения структуры социальной идентичности возможно использовать методику «Десять Я» (другое название, традиционно используемое наряду с первым - «Кто Я?»), применение которой в целом решает задачу изучения Я-образа испытуемых. Она была разработана M. Kun и T. McPartland (1954), которые исходили из идеи о том, что данная методика позволяет определять социальные и личностные идентификации человека, существующие в форме установок в адрес самого себя. Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Кто Я?», использовав для этой цели 10 слов или предложений». В итоге исследователь получает самоописание испытуемого, которое является отражением его субъективных представлений о самом себе. В нашем исследовании обработка полученных результатов проводилась помощью контент-анализа. В качестве анализируемых категорий выделялись «личностные характеристики» и «социальные характеристики», причем последние классифицировались соответственно компонентам социальной идентичности личности: гендерному, этническому, возрастному, профессиональному, религиозному и т.д. Основанием для отнесения элемента самоописания испытуемого к той или иной социально-идентификационной категории являлось прямое указание на ту или иную социальную роль: «мужчина», «девушка», «русский», «православный», «пенсионер» и др. Методика «Ценностные ориентации» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Л. М. Фридмана, анкетирование, методика «Карта рефлексии». Эти методики помогут нам выделить следующие показатели: осознание своей принадлежности к определенной группе (общности); наличие потребности объединяться с группой, их представлениями о жизненных и спроектированных ситуациях; выработка мнения о себе как члене данной группы. Опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия», диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман). Выявляют такие показатели, как: целеполагание и мотивация, интерес к совместной деятельности; наличие эмоционального переживания успехов или неуспехов в своей группе, ощущение социального комфорта в группе. Педагогическое наблюдение, опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия», методика диагностики личностного роста школьников (автор Д. В. Григорьев), методика «Неоконченное предложение», методика для определения социокультурной идентичности). Показатели: выполнение норм и правил поведения в группе; успешная коммуникация в группе; реализация соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы; умение разрабатывать различные программы взаимодействия, проектировать и моделировать их в практических формах, реализовывать в конкретной деятельности; самореализация себя в качестве субъекта детско-взрослой деятельности. 5. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИX ШКОЛЬНИКОВ Сказкотерапия – эффективное направление в психологической практике, оказывающее большую помощь в работе с детьми и взрослыми. Работа с поведением, коррекция детско-родительских отношений, гиперактивность и агрессия, детские страхи – все это лишь часть проблем, с которыми успешно справляется сказкотерапия. В настоящее время среди сказкотерапевтов широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. И.В. Вачков вводит новый вид сказок: психологические сказки (психосказки). Такие сказки должны быть художественными по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Их целями являются: раскрытие перед ребѐнком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности. Можно дать следующее определение психологической сказке: это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Сказка создает особую художественную реальность, которая есть часть культурной реальности, т. е. реальности осознанной и аксиологически осмысленной, вошедшей в культурно-исторический опыт социума. Вымышленная волшебная реальность, рассматриваемая как доминанта сказки, несет информацию о культурной системе, к которой принадлежит текст. Поскольку игровое начало есть вторая доминанта сказки, то в процессе чтения ребенок в игровой форме осваивает миропонимание и образцы поведения людей, являющихся носителями данной культуры. У него «формируется познавательное (когнитивное), эмоциональное и поведенческое сходство со своей этнокультурной группой и возникает сознание собственного отличия от представителей иных культур». Сказка – это инструмент передачи информации, обеспечивающей человеку возможность существования в качестве члена социума на основе не прерывного воспроизведения культуры. К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Для ребенка сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее порой жесткими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев – мерой добра и зла и путеводной нитью, выводящей на самостоятельность принятия решений. В этих сложных процессах формирования личности форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказка учит ребенка не только понимать ситуацию, но и поступать определенным образом, благодаря решению сказочных ситуаций ребенок получает интуитивные критерии выбора и свободу действия. Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка показывает систему ценностей прошлых веков, которые в сказке транслируются косвенно, показывая фантазийные и волшебные события. Сказкотерапия выполняет социализирующую функцию, так как позволяет личности знакомиться с социальным опытом и социализироваться в окружающей действительности Технологию Сказкотерапию допускается использовать для детей любого возраста, начиная с рождения. Но для каждого возраста свои сказки. Сказкотерапия признается эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, так как сказка передает опыт и традиции предыдущих поколений, помогает обучить ребенка находить разницу между «добром и злом», уяснить ценности определенного социума и помогает задуматься о будущем. Таким образом, работая с младшими школьниками, используя технологию Сказкотерапия, мы оказываем определенное влияние на его внутренний мир, эмоциональное развитие и положение, занимаемое в социуме. В связи с тем, что все это происходит в волшебной и игровой форме, у ребенка не создается чувства давления. Педагог при взаимодействии с ребёнком рассказывает сказки, и они великолепно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие на развитие личности и помогают дошкольнику в успешной социализации, а также является эффективным методом психокорекционной работы в профессии педагога. В связи с вышеизложенным формирование социальной идентичности у детей младшего школьного возраста может осуществляться сказками, поскольку исследование специфики данного жанра показало его соответствие особенностям личности ребенка, выражающимся в отождествлении вымысла с реальностью, образностью мышления, в целостном, нерасчлененном восприятии мира. Полученный в ходе работы со сказкой эмоциональный опыт предшествующих поколений стимулирует у младших школьников освоение новых форм поведения и способствует формированию положительного отношения к себе как представителю этноса. Сказкотерапии является условием формирования положительной социальной идентичности младших школьников, расширения их этнических представлений и стереотипов, находящих отражение в реальном поведении и ситуациях межэтнического взаимодействия. Выявлено статистически значимое повышение уровня сформированности когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности младших школьников. |