Главная страница
Навигация по странице:

  • Априори

  • Трансцендентальное единство апперценции

  • Вопросы: 1. Определить специфические черты немецкой классической философии.

  • 2. Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива

  • 3. Сравните гносеологические позиции 2-х авторов

  • 4. Каков вклад в немецкую философскую мысль Л. Фейербаха

  • 5. Раскройте этапы развития общества по Спенсеру.

  • практическая работа по немецкой философии. Практическая работа 6 Немецкая классическая философия Основные понятия


    Скачать 22.37 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 6 Немецкая классическая философия Основные понятия
    Анкорпрактическая работа по немецкой философии
    Дата15.03.2023
    Размер22.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPrakt_rabota_po_Nem_fil.docx
    ТипПрактическая работа
    #992078

    Практическая работа №6 «Немецкая классическая философия»

    1.Основные понятия:

    Антиномия – (неразрешимое противоречие) противоречие между рядом положений из

    которых каждое имеет законную силу.

    Апостериорипонятие в теории познания Канта, знание, полученное на

    основании опыта, из восприятия.

    Априори – понятие в теории познания Канта, знание, предшествующее опыту

    и независимое от него.

    ,,Вещь в себе” – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Трансцендентальное единство апперценции – понятие в гносеологии Канта, благодаря

    которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета.

    Агностицизм Канта в том, что он утверждает познавательные способности человеческого

    разума ограничены.
    Вопросы:

    1. Определить специфические черты немецкой классической философии.
    Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем.
    Выделяются следующие направления в классической философской традиции.
    I. Философия Просвещения (XVII-XVIII в.).
    1. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.
    2. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.
    3. Французское Просвещение: Ф. М.Вольтер, Ш. Монтескье,.Ж.-Ж. Руссо,
    Ж. О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеции, Д. Дидро и др.
    II. Немецкий идеализм (XVIII-XIX в.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В.
    Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.
    Здесь, как мы видим, философия XVII в., т. е. эпоха становления философии Нового времени, отнесена авторами к философии Просвещения. Авторы, безусловно, правы, и здесь нет противоречия, поскольку рационалистическая философия и философия эмпиризма эпохи Нового времени имели своего рода просвещенческий характер. Более того, на протяжении XVII-XIXстолетий при всем разнообразии философских концепций господствует модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм и просвещение». Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Далее, в постклассический период, гносеологический и онтологический вектор в большей мере перемещается на проблему сущности и бытийности человека.
    Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объясне­ние мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию); в третьих, поскольку в мире господствует естественный порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен зани­маться человек), то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.
    2. Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива: «Поступай так,

    чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства.»

    Что такое категорический императив Канта?

    Во всех ли обществах он осуществим?

    Актуальна ли эта проблема сегодня?
    3. Сравните гносеологические позиции 2-х авторов:

    «Критики чистого разума» где утверждается, что познавательные способности разума

    ограничены: «разум не может познать всего, в силу того, что он постоянно наталкивается

    на противоречия».

    «Основных положений философии будущего», где отстаивается противоположенная

    точка зрения: познавательные возможности разума безграничны. «То, что не познаем мы,

    познают наши потомки».

    Кому принадлежат эти работы и высказывания?

    Какова их гносеологическая ориентация?
    4. Каков вклад в немецкую философскую мысль Л. Фейербаха?
    К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1804-1872).
    Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек - совершенная часть природы.
    Фейербах является родоначальником антропологического материализма, но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.

    5. Раскройте этапы развития общества по Спенсеру.
    Гегель полагал, что принцип становления имеет силу лишь в царстве духа; природа хотя и существует во времени, но не развивается, а только разнообразится в пространстве: «между духовным и природным миром существует... еще и то различие, что последний постоянно лишь возвращается в самое себя, между тем как в первом, безусловно, имеет место также прогресс».
    Герберт Спенсер(1820— 1903) нашел прогресс и в природе. Он хотел примирить традиционный английский эмпиризм, модный в то время позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией Канта. По Канту, формы созерцания и мышления существуют с самого появления человека и не могут быть результатом постепенных изменений. Спенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не результат индивидуального опыта, а врожденная и унаследованная им способность.
    Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных. Под эволюционизмом понимается учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу его составила теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.
    Историческая и эволюционная концепции подают хорошую надежду на будущее. Но вместе с тем такие взгляды ведут к пассивности людей, думающих, что объективные законы, олицетворением и исполнителем которых являются знающие их правители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно исполнять идущие сверху приказы.


    написать администратору сайта