Главная страница
Навигация по странице:

  • Самостоятельная работа №9

  • Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм Практическая работа №10

  • Конфуций

  • Учение Конфуция

  • Вопрос 9. Древнеиндийская философия Практическая работа №11

  • Древнеиндийская философия

  • До наших дней дошло всего четыре Веды

  • Самостоятельная работа№11

  • Атман Манас

  • К пяти заповедям-ориентирам буддизма

  • Вопрос 11. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты Практическая работа №13

  • Древнегреческая (античная) философия

  • К досократическому периоду

  • ЯЧЯЧЯЧч. Практическая работа1 Мировоззрение целостный взгляд на мир и место человека в нем


    Скачать 136.56 Kb.
    НазваниеПрактическая работа1 Мировоззрение целостный взгляд на мир и место человека в нем
    АнкорЯЧЯЧЯЧч
    Дата01.03.2023
    Размер136.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_semestr_filosofia.docx
    ТипПрактическая работа
    #961825
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Вопрос 7. Даосизм – древнейшее философское учение Китая

    Практическая работа№9

    Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

    Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э.

    Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

    Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

    путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

    субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

     Самостоятельная работа №9

    Используя справочную литературу, напишите основные идеи философии даосизма:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

    Практическая работа №10

    Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

    Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

    Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

    1.Как необходимо управлять людьми?

    2.Как вести себя в обществе?

    Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

    Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:



    жить в обществе и для общества; уступать друг другу;

    слушаться старших по

    возрасту и по званию; подчиняться императору;

    сдерживать себя, соблюдать меру

    во всем, избегать крайностей; быть человечным.

     Большое внимание Конфуций уделяет вопросукаким должен быть начальник (руководитель).

    Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

    Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). 

    Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

    Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

    Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

    Самостоятельная работа№10

    Используя справочную литературу ответьте на ряд вопросов:

    1.Прочитайте Учение Конфуция о том, каким должен быть начальник и напишите эти качества, следуя данному учению:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Используя справочную литературу, напишите основные постулаты легизма.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вопрос 9. Древнеиндийская философия

    Практическая работа №11

    Древнеиндийская философия выделяет три основных этапа:

    XV — VI вв. до н. э.

    ведический период

    VI — И вв. до н. э

    эпический период

    II в. до н. э. — VIIв. н. э.

    эпоха сутр

    Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

    Веды, включали в себя:

    "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

    описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

    книги лесных отшельников ("араньяки");

    философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:

    • Ригведа;

    • Самаведа;

    • Яджурведа;

    • Атхарваведа.


    Второй (эпический) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

    В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

     Буддизм

    Джайнизм

    чарвана-лакаята

    Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

    йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.

    Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

    В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

     Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

    Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

    Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

    Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

    Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

    В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.

    "пракрити"

    материальное сознание

    "пуруша"

    чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди)

    "майя"

    сознание сновидения, мираж

    Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

    Самостоятельная работа№11

    1.Используя справочную литературу «Индийская Мифология», дайте определение следующих понятий и укажите в каких именно мифах они участвуют.

    Душа виндийской философии состоит из двух начал:



    Атман

    Манас







    Сансара 

    Карма 

    Мокша 

    Ахимса 

    Вопрос 10. Буддизм и его основные идеи

    Практическая работа №12

    Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.).

    Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии.

    Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

    Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними

    "путь удовольствия" (развлечения, праздности, лени, физического и морального разложения

    "путь аскетизма"(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

    "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

    Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

    земная жизнь полна страданий;

    страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

    от страданий можно избавиться;

    существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

    Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

    Данный план — Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

    1.правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

    2.правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

    3.правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

    4.правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

    5.правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

    6.правильное умение — усердие и трудолюбие;

    7.правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

    8.правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

    К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

    не убий;

    не укради;

    будь целомудренным;

    не лги;

    не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

    Вопрос 11. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

    Практическая работа №13

    Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

    демократический — VII— V вв. до н. э.;

    классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

    эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

    римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

    К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":





    милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

    Гераклита Эфесского;

    элейской школы;

    атомистов (Демокрита, Левкиппа);

    некоторых иных философов.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта