Практический опыт работыпо социокультурнойреабилитации посетителей
Скачать 1.7 Mb.
|
Методические приемы: ■ наглядные – визуальное расписание, карточки с правилами поведения, произведения экспозиции «Русское классическое искусство XVIII – начала XX века»; ■ тактильная предметная опора – возможность взять в руки художественные материалы и инстру- менты; ■ словесные – рассказ экскурсовода, вопросы посе- тителям, выполнение задания по схеме чтения про- изведения искусства; ■ практические – рисование при знакомстве с худо- жественными материалами, выполнение задания по схеме чтения произведения искусства; ■ игровые – выполнение снимка: групповой портрет, жанровая картина. Необходимое оборудование: именные бейджи, карточки с правилами поведения в музее, визуальное расписание, художественные материалы: мольберт с бумагой, этюдник, краски (гуашь, акварель масло), ки- сти, палитра, карандаши, мастихин, масленка, телефон с фотокамерой, цветные жетоны (7–10 шт. двух цветов для разделения участников на две группы), схема чте- ния произведения искусства с вопросами (2 шт.), заго- товленные карточки для рефлексии с понятиями: живо- пись, пейзаж, портрет, жанровая живопись. Ход экскурсии: 1. Знакомство (представление и знакомство с экс- курсионной группой, установление контакта). 89 2. Основная часть (усвоение и закрепление новых знаний): 2.1. Знакомство с понятием «музей». 2.2. Знакомство с понятием «живопись». Демон- страция художественных материалов. 2.3. Знакомство с понятием «пейзаж» как одним из жанров живописи. 2.4. Знакомство с понятием «портрет» как одним из жанров живописи. 2.5. Знакомство с понятием «жанровая живопись». 2.6. Знакомство с понятием «натюрморт» как од- ним из жанров живописи. 2.7. Интерактивное задание. Схема чтения произ- ведения искусства. 3. Завершающая часть (рефлексия, завершение экскурсии и прощание с группой). 1. Знакомство (представление и знакомство с экскурсионной группой, установление контакта) Остановка Вестибюль перед кассой Опорные экспонаты / материалы Именные бейджи, карточки с правилами поведе- ния в музее, визуальное расписание Время 3 мин. Основная тема Знакомство, представление программы занятия 90 Тезисный текст Добрый день! Давайте познакомимся. Меня зовут… (Представиться.) Подскажите, а как вас зовут? (Выслу- шать ответы.) Сегодня вы пришли к нам в музей. Наш музей назван в честь художника Василия Ивановича Сури- кова. Вы уже были у нас в гостях? (Выслушать ответы.) Давным-давно в этом здании жила семья – Петр и Вера Гадаловы. У них было двое детей, сын Иван и дочь Вера. У каждого из вас есть дом, в котором вы живете. Какие ком- наты есть у вас дома? (Выслушать ответы.) Вот и здесь в этом здании раньше тоже находились разные комнаты: спальня, столовая / кухня, кабинет, в котором работал хо- зяин, зимний сад с живыми цветами и залы для концертов и танцев. А сейчас в этом здании находится музей. В музее нужно вести себя особым образом. Давайте мы сейчас вспомним правила поведения в музее. (Пока- зать карточки с правилами поведения в музее.) Наша экскурсия будет проходить в разных залах: Зеленом, Желтом, Суриковском. На экскурсии мы позна- комимся с основными музейными понятиями, с понятием «живопись» и узнаем жанры изобразительного искусства. (Показать визуальное расписание, в котором прикреп- лены фотографии залов музея.) А сейчас давайте пере- местимся в Зеленый зал, прошу пройти за мной. 2. Основная часть (усвоение и закрепление новых знаний) 2.1. Знакомство с понятием «музей» Остановка Зеленый зал 91 Опорные экспонаты / материалы Музейное пространство Время 5 мин. Основная тема Знакомство с основными понятиями: музей, кол- лекция, экспонат, художественный музей, экскурсовод Тезисный текст Как вы думаете, что же такое музей? (Выслушать ответы, которые экскурсовод выслушивает и обоб- щает.) Музей – это место, где собирают, хранят и по- казывают красивые, старинные или просто интересные предметы: картины, книги, посуду, одежду и многое другое. А как вы думаете, для чего люди создали му- зеи? (Выслушать ответы.) У каждого человека есть вещи, которые ему особенно дороги: любимые книги, необычные находки, сувениры и т. д. У вас есть такие вещи, которые вы любите? (Выслушать ответы.) Людям всегда хотелось сохранить что-то на память, чтобы потом показать своим детям, внукам, знакомым и друзьям. Например, одни собирают картины, другие – редкие книги, третьи – красивую посуду. Большое ко- личество каких-то предметов называется коллекцией, а одна вещь из коллекции называется экспонатом. Коллекции находились в доме у тех, кто их собирал, и их могли увидеть немногие. И тогда люди стали раз- мещать свои коллекции в специальных зданиях, кото- рые и назвали музеями. Сюда может прийти любой же- лающий и посмотреть на экспонаты. Музей может быть посвящен одному предмету. Например: музей часов, 92 музей кукол, музей картин, а может содержать и много коллекций. Тогда их размещают в специальных залах, чтобы посетителям музея было удобнее рассматривать экспонаты. Посмотрите вокруг, какие предметы вы ви- дите у нас в музее? (Выслушать ответы.) Да, дей- ствительно, здесь мы видим много картин – коллекцию, а каждая отдельная картина – это экспонат. В нашем музее находится коллекция картин, которые написали разные художники, поэтому наш музей – художествен- ный. О каждом музейном экспонате вам сможет рас- сказать специальный работник – экскурсовод. Сегодня вашим экскурсоводом буду я и познакомлю вас с на- шим Художественным музеем имени Василия Ивано- вича Сурикова, в музее находится большая коллекция живописи. 2.2. Знакомство с понятием «живопись». Демонстрация художественных материалов Остановка Зеленый зал Опорные экспонаты / материалы Художественные материалы: мольберт с бумагой, этюдник, краски (гуашь, акварель масло), кисти, пали- тра, карандаши, мастихин, масленка Время 6 мин. Основная тема Знакомство с понятием «живопись», художествен- ными материалами и инструментами 93 Проведение адаптированной экскурсии для посетителей с ментальными особенностями совместно с общественным движением «Право на счастье» ОО «Аэростат». Вводная часть 94 Тезисный текст А что же такое живопись, как вы думаете? (Вы- слушать ответы.) Живопись – вид изобразительного искусства, когда картина создается красками. Секрет живописи в том, что художник-живописец с помо- щью кистей и красок создает свой, как бы живой мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но кра- ски в руках художника могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокой- ствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют, тре- тьи вызывают тревожное ощущение. Художник умело подбирает цвета и их сочетание, чтобы вызвать эти чув- ства и у зрителей. Знаете ли вы, как художник создает картины? Ка- кие инструменты он использует? (Выслушать ответы.) Сейчас мы с вами познакомимся с художественными материалами. (Идет демонстрация, экскурсовод ис- пользует различные материалы из этюдника: каран- даши, гуашь, акварель, масло, кисти, мастихин, мас- ленку и пр.). Подскажите мне, пожалуйста, если я буду рисовать картину карандашом, это будет называться живописью? (Экскурсовод карандашом проводит произвольную ли- нию по листу бумаги, который закреплен на этюднике, и выслушивает ответы.) Нет! Всё правильно. Сможете объяснить почему? (Выслушать ответы.) А если я буду рисовать фломастерами? (Экскурсовод пытается вве- сти в заблуждение участников экскурсии.) Правильно, нет. Живопись – это когда картина создается красками. От- 95 лично! Тогда давайте поближе познакомимся с красками! (Экскурсовод демонстрирует, как краски ложатся на бумагу. Можно пригласить желающих участников экскурсии, чтобы они сами попробовали провести ли- нию на бумаге, сделали произвольные штрихи, нарисо- вали что-то. Всем остальным участникам экскурсии можно дать в руки палитру, кисти, чтобы они познако- мились с инструментами художника, подержали в ру- ках. В это время экскурсовод рассказывает о красках.) Акварель – краска, легкорастворимая водой. Без труда разводится и смывается. Яркая, выразитель- ная, хорошо ложится на основу. Гуашь – по свойствам близка к акварели, но отли- чается более тяжелыми непрозрачными мазками. Эти краски тоже растворимы в воде. Масляная краска – один из самых часто использу- емых материалов для написания картин, в ее основе лежит масло. С помощью этой краски художник может без проблем изменять и получать любой цвет, для чего достаточно смешать доступные цвета. После нанесения краска медленно высыхает, это дает возможность ху- дожнику вносить изменения в картину. 2.3. Знакомство с понятием «пейзаж» как одним из жанров живописи Остановка Зеленый зал Опорные экспонаты / материалы «Поляна с соснами» И. И. Шишкина, «Пейзаж с Везу- вием» И. К. Айвазовского, «Зимний пейзаж» Ю. Ю. Клевера 96 Время_5_мин.Основная_тема_Знакомство_с_жанром_живописи_«пейзаж»Тезисный_текст'>Время 5 мин. Основная тема Знакомство с жанром живописи «пейзаж» Тезисный текст Как вы думаете, что можно рисовать красками? Посмотрите вокруг, что нарисовано на картинках? (Экс- курсовод выслушивает ответы и подходит к кар- тине И. И. Шишкина «Поляна с соснами».) Что здесь изображено? (Экскурсовод задает наводящие во- просы, чтобы услышать слово «природа» и перейти к понятию «пейзаж».) Пейзаж – это изображение природы. Французское слово «пейзаж» так и переводится: природа. Она стано- вится как бы главным «героем» изображения. Мы смо- трим на картину. Что здесь главное? Природа. Значит, перед нами пейзаж. Сейчас мы с вами находимся рядом с работой известного художника, который писал в этом жанре. Иван Иванович Шишкин – русский художник, живописец. Шишкина называли «царем леса», он любил писать глухие чащи леса и делал это превосходно. Да- вайте посмотрим на эту картину, что вы можете про нее рассказать? Какое это время года? Утро это или вечер? Может быть, вы слышите пение птиц? Какие чувства вы- зывает у вас эта картина? (Выслушать ответы.) Подскажите, пожалуйста, вы видите в этом зале еще изображения природы на картинах? (Идем смо- треть картины по залу, ищем пейзаж. Сравниваем зимний пейзаж Ю. Ю. Клевера и морской пейзаж И. К. Айвазовского.). Отлично, молодцы! 97 2.4. Знакомство с понятием «портрет» как одним из жанров живописи Остановка Зеленый зал Опорные экспонаты / материалы «Портрет художника В. И. Сурикова» И. Н. Крам- ского Время 5 мин. Основная тема Знакомство с жанром живописи «портрет» Тезисный текст Дорогие друзья, а если на картине изображен че- ловек, будет ли это называться пейзажем? (После от- рицательных ответов экскурсовод подводит группу к картине И. Н. Крамского «Портрет художника В. И. Сурикова».) Здесь изображен художник, в честь ко- торого назван наш музей, – Василий Иванович Суриков. Здесь ему 39 лет. А что вы еще можете сказать о чело- веке, который изображен на картине? Мы знаем его воз- раст, по одежде можем определить примерное время, в котором жил человек. Можем мы понять, где он нахо- дится (в помещение это или на улице)? (Экскурсовод за- дает наводящие вопросы и выслушивает ответы.) Так что же такое портрет? Портрет – это изображение человека или группы лю- дей. Главная ценность такого изображения в том, что пор- трет передает нам не только внешность человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир. Мы смотрим 98 на картину. Что главное? Если человек или группа людей, то перед нами портрет. Видим ли мы в этом зале еще изо- бражения людей? Прошу вас встать рядом с работами, которые, по вашему мнению, являются портретами. (Участники экскурсии ищут в Зеленом зале еще портреты. Кто-то становится у картины Н. К. Пи- моненко «Святочное гадание», экскурсовод задает во- прос и плавно переходит к жанровой живописи.) 2.5. Знакомство с понятием «жанровая живопись» Остановка Зеленый зал Опорные экспонаты / материалы «Святочное гадание» Н. К. Пимоненко, «Выезд ба- тареи на позиции» Н. С. Самокиша Время 6 мин. Основная тема Знакомство с жанровой живописью, различие между жанровой живописью и портретом Тезисный текст Дорогие друзья, как вы думаете, эту работу мы тоже можем назвать портретом? (Выслушать ответы. Плавно перейти к понятию «жанровая живопись».) Это жанро- вая живопись (Можно сказать «сюжетная живопись», так будет более понятно для участников экскурсии.) – изображение сцен повседневной жизни простых людей. Самое главное отличие этих двух картин в том, что здесь мы видим определенный сюжет, действие которое проис- 99 ходит. Благодаря этому мы можем понять, что происходит, чем занимаются люди на этой картине. Мы смотрим на кар- тину. Что главное? Если какое-то действие, сюжет, то пе- ред нами жанровая живопись. В этой работе художник по- казывает нам традиционное святочное гадание на воске. Каждая девушка под праздники загадывала желания и га- дала на суженого. Девушки капают воском горящей свечи в воду, при этом на воде остаются замысловатые фигурки. Затем гадающие берут фигурку в руки и всматриваются в них. Выйдет ли девушка замуж в этом году? Кто же бу- дет женихом? На эти вопросы помогут ответить появляю- щиеся на стене тени. Есть ли в этом зале картины с изо- бражением определенного сюжета? Можете найти их? (Участники экскурсии описывают картину Н. С. Само- киша «Выезд батареи на позиции».) А сейчас нам нужно сделать с вами фотографию. Но сделать не обычное фото, а групповой портрет. (Помощник экскурсовода делает общий снимок участников и экскурсовода – групповой портрет.) Подскажите, пожалуйста, а как нам из группо- вого портрета превратить фото в жанровую картину? (Вы- слушать ответы. Участники экскурсии вспоминают, что такое жанровая живопись.) Правильно, нужно изо- бразить какое-то действие, должен появиться сюжет. Да- вайте попробуем это сделать! (Участники совместно с экскурсоводом придумывают сюжет и действие, по- мощник экскурсовода делает совместное фото.) 2.6. Знакомство с понятием «натюрморт» как одним из жанров живописи Остановка Желтый зал 100 Опорные экспонаты / материалы «Натюрморт с фруктами» И. Ф. Хруцкого Время 5 мин. Основная тема Знакомство с жанром живописи «натюрморт» Тезисный текст Друзья, давайте сейчас разделимся на две группы и переместимся в Желтый зал. (Экскурсовод выдает цветные жетоны, чтобы разделить участников на две равные группы.) Сейчас у меня будет для вас задание. Первая группа ищет одну картину, написан- ную в жанре «портрет», а вторая группа – одну кар- тину, написанную в жанре «пейзаж». (Участники вы- бирают картины, написанные в жанре «портрет» и «пейзаж», и объясняют, почему они так считают. Затем экскурсовод подходит к картине И. Ф. Хруц- кого «Натюрморт с фруктами». Но участники экс- курсии еще не знакомы с таким жанром, поэтому экскурсовод задает наводящие вопросы, что же такое натюрморт.) Давайте посмотрим на эту кар- тину внимательно, что здесь вы видите? Да, здесь на- рисованы разные фрукты: персики, яблоки, виноград. Посмотрите, как нарезан лимон в «голландском стиле». Натюрморт – это изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу. В переводе с француз- ского слово «натюрморт» означает «мертвая натура» (неодушевленные предметы). Мы смотрим на картину. Что главное? Если это какие-то предметы, вещи, цветы, фрукты, овощи, то перед нами натюрморт. А что хотел 101 нам сказать художник этим натюрмортом? Художник рассказывает красками, как прекрасен наш мир, про- славляет изобилие природы, труд людей, вырастивших эти плоды. Художник предлагает нам полюбоваться ими и увидеть красоту в обыкновенных вещах. Худож- ники передают и свое отношение к увиденному, свое настроение. А сейчас мы с вами переместимся в Сури- ковский зал. 2.7. Интерактивное задание. Схема чтения произведения искусства Остановка Суриковский зал Опорные экспонаты / материалы Картины В. И. Сурикова «Анфиса», «Девушка с ко- сами. Портрет А. А. Добринкой», схема чтения произве- дения искусства с вопросами Время 5 мин. Основная тема Схема чтения произведения искусства. Участники пробуют себя в роли экскурсоводов Тезисный текст Друзья, теперь вы сами попробуете себя в роли экскурсовода! Мы с вами разобрали уже несколько жанров живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись). Вы все очень внимательно меня слушали и активно отвечали на все вопросы, для вас это будет очень легким заданием. Каждая картина 102 нам что-то рассказывает, давайте попробуем узнать, что именно? (Экскурсовод предлагает двум груп- пам описать предложенные портреты, которые на- ходятся в Суриковском зале: «Анфиса» и «Девушка с косами. Портрет А. А. Добринкой». Экскурсо- вод выдает каждой группе шпаргалку с вопросами и по очереди задает их группе, чтобы участники са- мостоятельно описали картину.) Что мы видим (пор- трет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись)? Что в картине самое главное? Кто изображен на кар- тине (мужчина, женщина, девушка)? Грустный этот че- ловек или веселый? Где он находится, что его окружает (на улице, в помещении)? Какое сейчас время года, это можно понять? Какой примерно возраст? Какое настро- ение передал художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Мы можем предположить, как себя чувствует этот персонаж? Какие мысли при- ходят вам в голову, когда вы смотрите на этот портрет? (Участники отвечают на вопросы и слушают рас- сказы о картине одной и второй группы, обмени- ваемся мнениями.) Интересная получилась история? Молодцы, отличные экскурсоводы из вас получились! Давайте с вами вернемся в Зеленый зал. |