Главная страница
Навигация по странице:

  • Для учреждений культуры арт‑терапия

  • Библио‑ теки Библио- терапияСказко- терапияИгро- терапияТворче- ские ма- стерскиеМузеи

  • Школы ис‑ кусств

  • Досуго‑ вые уч‑ реждения

  • СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ДВОРЕЦ ТРУДА И СОГЛАСИЯ ИМ. А. Н. КУЗНЕЦОВА»

  • Для чего развитие творческих способностей необходимо человеку с инвалидностью

  • АВТОРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

  • Практический опыт работыпо социокультурнойреабилитации посетителей


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеПрактический опыт работыпо социокультурнойреабилитации посетителей
    Дата05.02.2023
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #920682
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Игротерапия
    Игра для ребенка – символический язык для само- выражения. Манипулируя игрушками, он может пока- зать более адекватно, чем выразить в словах, как отно- ситься к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим людям. Игра для детей является средством для коммуникаций. Без данного направления не проходит ни одно мероприятие организации.
    Для учреждений культуры арт‑терапия – это воз- можность развить инклюзивные практики в учреждении и разработать арт-программы для людей с инвалидно- стью. Арт-терапевтические программы смогут помочь посетителям с ментальными особенностями удовлет-

    49
    ворить потребности в творческом самовыражении, что будет способствовать повышению их самооценки, раз- витию коммуникативных навыков и их большей социа- лизации в обществе.
    В помощь для разработки занятий для людей с мен- тальными особенностями ниже представлена инфор- мация с использованием различных видов арт-терапии для учреждений культуры различного типа:
    Библио‑
    теки
    Библио- терапия
    Сказко- терапия
    Игро- терапия
    Творче- ские ма- стерские
    Музеи
    Музейная терапия
    Творче- ские ма- стерские
    Изотера- пия
    Школы ис‑
    кусств
    Музы- кальная терапия
    (ритмо-
    терапия), изотера- пия
    Творче- ские ма- стерские
    Ремеслен- ная тера- пия
    (гон-
    чарное
    мастер-
    ство,
    ткаче-
    ство,
    валяние
    и т. п.)
    Досуго‑
    вые уч‑
    реждения
    Музы- кальная терапия
    Имаго- терапия
    Игро- терапия
    Танцеваль- ная и дви- гательная терапия

    50
    СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ
    РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ.
    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КРАЕВОГО
    ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
    УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРНО-
    СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ДВОРЕЦ ТРУДА
    И СОГЛАСИЯ ИМ. А. Н. КУЗНЕЦОВА»
    Вичулене Екатерина Викторовна – специалист
    Центра инклюзивных практик КГАУК КСК «Дворец
    Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова»
    В Красноярском крае более 190 тысяч людей с ин- валидностью. Несмотря на их немалое количество, они часто изолированы от остальных людей не только по причине наличия инвалидности, но и психологиче- ских барьеров, создаваемых обществом, сломать ко- торые непросто. В связи с этим большое значение приобретает социокультурная адаптация людей с ин- валидностью, проводимая в комплексе с другими ре- абилитационными мероприятиями. Число участников социокультурных мероприятий растет, что говорит об их востребованности и значимости для людей с ин- валидностью, также показательно увеличение к ним ин- тереса со стороны общества.
    Занятия различными видами эстетической и твор- ческой деятельности позволяют раскрыть потенциаль- ные возможности и успешнее вести реабилитацию лю- дей с инвалидностью.

    51
    В настоящее время краевым государственным автономным учреждением культуры культурно-со- циальным комплексом «Дворец Труда и Согласия им.
    А. Н. Кузнецова» накоплен определенный позитивный опыт социализации людей с инвалидностью средствами эстетической творческой деятельности.
    Дворец Труда и Согласия – это единственное уч- реждение культуры клубного типа в Красноярском крае, которое ведет целенаправленную работу с людьми, имеющими инвалидность, является краевым методиче- ским центром по их социокультурной реабилитации.
    Дворцом накоплен опыт проведения мероприя- тий творческой, развлекательной, досуговой и про- светительской направленности, ориентированный на особенности интересов и возможностей различных групп людей. Социокультурная работа осуществля- ется в 13 клубных формированиях, которые посещают
    195 людей с инвалидностью разных возрастов, про- фессий и увлечений. Во Дворце Труда и Согласия есть уникальный и единственный в Красноярском крае театр жестовой песни «Поющие руки». Жестовая песня явля- ется феноменальным явлением, которое существует в «Стране глухих». Конечно, слышащему человеку трудно соединить в своей голове песню, полную зву- ков, с тишиной в ушах глухого человека. Но тем не ме- нее жестовая песня – по-прежнему самый востребован- ный жанр в культурной среде слабослышащих людей.
    Театр живет активной творческой жизнью, принимая участие практически во всех концертах и культурно- массовых мероприятиях, проводимых Дворцом Труда и Согласия для граждан с инвалидностью. Кроме того,

    52
    театр жестовой песни «Поющие руки» не закрывается в стенах учреждения, а ведет активную творческую деятельность, показывая свои концертные программы в муниципальных образованиях Красноярского края.
    В марте 2021 года были созданы два новых инклю- зивных танцевальных коллектива: танцевальная студия адаптивного чирлидинга «Твой старт» и инклюзивный танцевальный коллектив «Линия», в которых занима- ются дети и молодые люди, имеющие ментальные осо- бенности. Студия адаптивного чирлидинга «Твой старт» активно участвует в краевых, всероссийских и между- народных фестивалях и конкурсах, занимая призовые места. Овладение даже простыми навыками образной выразительности становится средством расширения контактов с окружающим миром.
    За 2021 год проведено 157 мероприятий различной направленности с охватом посетителей 12 504 человека, за первый квартал 2022 года проведено 40 мероприя- тий с охватом посетителей 7 329 человек.
    Для чего развитие творческих способностей
    необходимо человеку с инвалидностью?
    В отличие от людей без инвалидности, свободных в выборе любой сферы для самопроявления в обще- стве, у людей с инвалидностью чаще всего отсутствует свобода творческого поиска и самовыражения. Суже- ние сферы общения с окружающими людьми, трудно- сти овладения рядом видов занятий или труда, нередко полярные отношения к людям с инвалидностью со сто- роны окружающих – от сверхопеки со стороны близких до безразличия со стороны отдельных людей – создают

    53
    Концерт «Творчество без границ». Выступление театра жестовой песни
    «Поющие руки» КСК «Дворец Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова»
    Концерт «Творчество без границ». Выступление инклюзивного театрального коллектива «Здравствуйте, люди» (г. Зеленогорск)

    54
    Концерт «Творчество без границ». Выступление инклюзивного театра танца «Happy step» КСК «Дворец Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова»
    Концерт «Творчество без границ». Выступление студии адаптивного чирлидинга «Твой старт» КСК «Дворец Труда и Согласия им. А. Н. Кузнецова»

    55
    вакуум духовной близости, взаимопонимания и радо- сти общения. Причем если у них и имеется опыт радост- ного общения, то он связан только с общением в кругу семьи. Таким образом, накопление психоэмоциональ- ного положительного опыта в жизни человека с инва- лидностью обусловлено лишь окружением, которое он, в отличие от своих сверстников, часто не имеет воз- можности самостоятельно расширять. Поэтому уход в эстетическую творческую деятельность – попытка со- чинять стихи, писать музыку, что-то мастерить руками, заниматься в творческом коллективе людей с инвалид- ностью и т. п., нередко оказывается едва ли не един- ственным способом выйти из тупика социальной де- привации и одиночества. Люди с инвалидностью имеют право на место в культурной жизни, на собственную творческую деятельность.
    Открывая для себя радость творчества, человек с инвалидностью имеет свою позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение.
    В связи с этим возникла идея предоставить воз- можность людям с инвалидностью всех категорий без ограничений попробовать себя в различных видах творчества, дать возможность раскрыть свой талант, тот талант, который живет в каждом, как непреложная истина. Именно это легло в основу Фестиваля творче- ства инвалидов «Вера. Надежда. Любовь», который во- шел в краевую целевую программу «Культура Красно- ярья» и стал одним из основных звеньев в социальной и творческой реабилитации людей с инвалидностью в Красноярском крае, направленным на постоянное

    56
    вовлечение людей с инвалидностью в творческий про- цесс, который является для них способом активной жизненной позиции, самовыражения и осознания соб- ственной личности.
    Фестиваль «Вера. Надежда. Любовь» имеет свой девиз: «С Верой в себя, с Надеждой на будущее, с Лю- бовью к людям». Фестиваль проводился на протяжении трех лет, за это время было реализовано 11 краевых проектов: краевой смотр-конкурс исполнительского мастерства среди людей с инвалидностью «Играй, гар- монь, звени, частушка!»; краевой литературный конкурс среди авторов с инвалидностью «Души прекрасные порывы»; фестиваль творчества детей с инвалидно- стью «Под парусом надежды»; смотр любительского творчества людей с инвалидностью «Смотри на меня как на равного»; краевая фотовыставка авторов с инва- лидностью «Мой край – Красноярский – взгляд сквозь объектив». Сюжеты фотовыставки были разнообразны, они высвечивали судьбы совершенно разных людей, их проблемы, мечты, творческие планы. Фотовыставка
    «Мой край – Красноярский – взгляд сквозь объектив» является уникальной. Поскольку сами сюжеты предло- жены людьми с инвалидностью. Каждый сюжет не про- сто профессиональная фотография, это новый взгляд на жизнь, позволяющий приоткрыть тайны внутреннего мира человека с инвалидностью, отражающий минуты борьбы за активную жизнь, радость побед, способно- сти с юмором и оптимизмом относиться к любой жиз- ненной ситуации.
    Фестиваль «Вера. Надежда. Любовь» стал началом большой работы по социокультурной и творческой

    57
    реабилитации людей с инвалидностью всех нозологий и возрастных групп. Мы хотели, чтобы наш проект стал не только красивой акцией и смотром достижений лю- дей с особенностями здоровья, но и способствовал ста- новлению нового взгляда на проблему инвалидности, помогая увидеть в этих людях музыкантов, художников, артистов, а не только объект социальной помощи.
    Ежегодно мы проводим не менее девяти межре- гиональных конкурсов и фестивалей. В 2022 году про- ведено четыре краевых конкурса и фестиваля, где в различных творческих номинациях соревнуются люди с особыми потребностями разных нозологий и возрас- тов: фестиваль любительского творчества «Самоцвет- ные салюты», «Вместе мы сможем больше», «На крыльях успеха», «Заметь меня»; краевой фестиваль самодея- тельных театров «Северный ветер»; ПараАртиада моло- дых людей с инвалидностью Сибирского федерального округа «Молодость Сибири»; ПараАртиада художе- ственного творчества молодых людей с инвалидностью
    Красноярского края «14–35»; краевой конкурс хоровых коллективов людей с инвалидностью «Моя капелла»; фестиваль детского творчества среди детей с инвалид- ностью по слуху «Утренняя звезда»; краевой конкурс исполнителей жестовой песни.
    Творчество людей с инвалидностью – яркая, свое- образная страница культуры российского сообщества.
    Встречаясь с людьми с инвалидностью на сцене, знако- мясь с их авторским творчеством, не перестаешь восхи- щаться, прежде всего, жаждой познания и преодоления.
    Преодоления всего, начиная от выбора репертуара, по- иска сценического имиджа и до самого выхода на сцену.

    58
    Люди с инвалидностью по слуху создали жанр му- зыкального искусства – жестовое пение, где красота слов и музыки передается жестами и мимикой, а люди с инвалидностью опорно-двигательного аппарата, пе- редвигающиеся на колясках и костылях, – танцы на ко- лясках. Но и во всех других жанрах любительского творчества людей с инвалидностью создается своя стилистика, исполнительские приемы, выбирается ре- пертуар, удобный для их исполнительских возможно- стей.
    Во Дворце Труда и Согласия реализуются социо- культурные проекты. «Галерея № 1» – уникальный проект, реализуемый на территории Красноярского края. Цель проекта: популяризация и презентация достижений лиц с инвалидностью в декоративно-прикладном и художе- ственном творчестве через выставочную деятельность.
    «Галерея № 1» – постоянно действующее выставочное пространство Дворца Труда и Согласия. Ежемесячно выставку декоративно-прикладного и изобразитель- ного искусства продолжают мастера из муниципальных образований Красноярского края. Дворец Труда и Со- гласия ежедневно организует и проводит мероприятия различной направленности, проходимость выставоч- ного пространства составляет от 100 до 300 человек в день. Данная форма популяризации творчества людей с инвалидностью среди населения Красноярского края позволяет повысить значимость автора-творца, дать вторую жизнь творческим работам. Особое внимание к работам и творчеству человека с инвалидностью дает толчок, стимул к дальнейшему развитию и становлению автора работ в культурной среде Красноярского края.

    59
    В процессе выставок организуются и проводятся ма- стер-классы, обучающие семинары, круглые столы.
    Творческий проект «Песни. Люди. Имена», цель ко- торого — воспитание зрительской аудитории в воспри- ятии творчества артистов с инвалидностью не как че- ловека, вызывающего жалость, а как талантливого человека с большим творческим потенциалом, вызы- вающим восхищение. Тематические концертные про- граммы этого проекта собирают полные залы и полю- бились зрителям Дворца.
    Эти проекты уникальны, потому что они позволяют людям с инвалидностью представить свое творчество широким массам людей. Проекты показывают, что ар- тистов с инвалидностью можно и нужно воспринимать как талантливых людей с большим творческим потенци- алом, вызывающих восхищение.
    Мы идем в ногу со временем, и сегодня многие ме- роприятия и конкурсные программы проходят в онлайн- формате. Кроме того, сегодня Дворец Труда и Согла- сия активно проводит не только культурно-досуговые, но и просветительские программы с целью знакомства общества с людьми, имеющими инвалидность, как с та- лантливыми деятелями с безграничными творческими возможностями.
    Социокультурная сфера располагает уникальными возможностями, многообразием различных видов до- суговой деятельности, способствующей раскрытию уникальности и самобытности личности человека. Со- циально-культурную деятельность в процессе осу- ществления комплексной реабилитации людей с ин- валидностью важно рассматривать не обособленно,

    60
    а как органическую составляющую часть социально значимого процесса, в качестве посредника между культурной средой и микромиром личности. Не вызы- вает сомнения тот факт, что от того, как понимается природа социально-культурной деятельности, зависит качество организации воспитания в сфере досуга, сущ- ность и содержание инноваций по социально-культур- ной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью.
    Являясь единственным в Красноярском крае коор- динирующим и методическим центром для учреждений культуры клубного типа, общественных организаций людей с инвалидностью, специализированных учреж- дений, работающих с категорией людей с инвалидно- стью, Дворец Труда и Согласия видит свою основную цель в методическом сопровождении процессов мно- гоуровневой системы адаптации, направленной на бо- лее полное интегрирование людей с инвалидностью в социокультурную среду, удовлетворение культурных потребностей через формы культурно-просветитель- ной работы, обеспечивающие конституционное право людей с инвалидностью на доступ к высококачествен- ным культурным услугам.
    Своеобразие современной социокультурной си- туации наиболее полно проявляется в том, что она ста- вит перед специалистами, занимающимися творческой и социокультурной реабилитацией и адаптацией людей с инвалидностью, такие задачи, которые не могут быть решены традиционными стереотипными методами. От- сюда неизмеримо возрастает значимость творческих подходов, нестандартных решений, оригинальных идей и широкого взгляда на мир.

    61
    Концерт «Творчество без границ». Финальное выступление инклюзивных творческих коллективов
    Концерт «Творчество без границ». Награждение вокалиста с инвалидностью по зрению Евгения Дингенса

    62
    АВТОРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В РАБОТЕ
    С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ
    РАЗВИТИЯ
    Ковель Марина Юрьевна – педагог-психолог
    высшей категории, руководитель городского
    методического объединения педагогов-психологов,
    старший преподаватель КИПК (ЦНППМ)
    г. Железногорска
    Приоритетной целью современного общества является создание равных прав и возможностей всем категориям граждан, обеспечение высокого качества жизни. В современном представлении, понятие «ка- чество жизни» раскрывается через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «само- реализация», «защищенность», «компетентность» и др.
    Соответственно сфера ответственности практической психологии не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей обучения и адаптации, она предполагает решать задачи успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав де- тей и подростков. Среди этих специалистов психологи занимают далеко не последнее место. Технологии, ко- торые применяют в своей деятельности педагоги-пси- хологи и практические психологи, можно назвать тех- нологиями, сохраняющими и развивающими личность как нормотипичную, так и с особенностями, при этом чем технология по своей организации ближе к обыч-

    63
    ной детской деятельности и обычному течению дет- ской жизни, тем она полезнее и эффективнее для об- ратившегося за помощью. Среди таких технологий мы выделяем несколько, а именно сказкотерапию, песоч- ную и игровую терапии, специально организованную проектную деятельность учащихся. Спектр проблем, с которыми эти методы успешно работают, достаточно велик. Это:
    ■ трудности адаптации к школе;
    ■ неприятие себя;
    ■ несформированность мотивации к учебной дея- тельности;
    ■ неадекватная самооценка;
    ■ неумение разобраться в собственных чувствах;
    ■ трудности в осмыслении жизненных ценностей;
    ■ агрессивные реакции;
    ■ конфликты с родителями и другими детьми;
    ■ безответственность;
    ■ недостаточная сформированность волевой сферы;
    ■ гендерная идентификация;
    ■ неценностное отношение к своему здоровью, проб лемы со здоровьем.
    Исходя из проблем ребенка и семьи, мы подби- раем методики работы, строя свою работу в наиболее экологичном для ребенка ключе, опираясь на ресурсы самого ребенка, развивая и закрепляя сильные сто- роны его личности.
    Работая с детьми и выбирая наиболее экологич- ные методы, мы обращаемся к сказкотерапии как к наи-

    64
    более детскому методу. На занятиях и тренингах с ис- пользованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают ребенку достичь внутренней гармонии, а это залог настоящего и будущего здоровья.
    В рамках работы по сказкотерапии с детьми мы ви- дим несколько граней:
    ■ индивидуальная работа с ребенком через совмест- ное сочинение сказок, иллюстраций к ним, другие творческие действия со сказкой;
    ■ групповая работа (самостоятельная либо с педаго- гом) через тренинги по сказкотерапии;
    ■ работа в диаде «ребенок – родитель», совместное сочинение и исполнение сказок, совместное рисо- вание.
    Еще одна грань в работе со сказкой – это подго- товка к будущему родительству и формирование гар- моничных личных гендерных установок. В старину, как только рождался мальчик, под его колыбель укла- дывались мужские инструменты, девочка – женские.
    Русская изба разделена была на две половины – жен- скую и мужскую; колыбельные, игрушки и игры – раз- ные. Сейчас все несколько по-другому – многое изме- нилось, встречаются дети, не осознающие свой пол, будущие социальные роли.
    Вот эту брешь в воспитании и могут закрыть заня- тия с психологом, педагогом, воспитателем по сказко- терапии. Выстраивая готовые занятия в определенную систему, нами разработаны гендерно ориентирован- ные курсы, которые могут проходить в виде уроков

    65
    Песочная терапия. Рисование песком

    66
    Песочная терапия. Рисование песком. Работа с инструментами и декоративными элементами

    67
    по психологии, классных часов, интегрированных уро- ков либо даже совместных с детьми родительских со- браний (для отцов и матерей).
    Используя сказкотерапию, в данной работе мы преследуем сразу несколько целей:
    ■ закладываем гендерно ориентированные нрав- ственные ориентиры;
    ■ наполняем архетипы матери и отца, семьи;
    ■ возвращаем в смысловое поле детства народные традиции;
    ■ проводим профилактику подростковых проблем;
    ■ активно популяризируем психологические знания на уровне семьи.
    Это не значит, что курс для девочек противопоказан для мальчиков, просто девочки из этих занятий получат больше пользы. Энергетика занятия будет другая, результаты разные. Попробуйте с девочкой поговорить на ее языке, а с мальчиком – на его, попробуйте понять разность их предназначений во взрослой жизни, донести эти различия до педагогов.
    Метод сказкотерапии по своей сути синтетический.
    Кроме работы непосредственно со сказкой мы используем и другие методы:
    ■ песочная терапия в групповой, индивидуальной работе и в диаде «ребенок – родитель». Песочная терапия используется как продолжение сочинения сказок;
    ■ работа с применением арт-терапевтических мето- дов – с изготовлением красок, вырезанием и рас- крашиванием сказочных дворцов из картона почти

    68
    в рост ребенка, отдельно выделяю работу со ска- зочными (необычными, редкими, старинными, про- сто красивыми предметами), где создание ска- зочного пространства может идти через работу с природными материалами;
    ■ танцевально-двигательная терапия – сочинение тан- цевальной сказки, релаксация во время занятий;
    ■ психодрамы – драматизация сказок и сказочных историй, сочинение сказок с уже имеющимися ге- роями-игрушками.
    Анализируя имеющийся опыт применения сказко- терапии, мы делаем следующие выводы:
    1) использование сказок облегчает усвоение детьми правил жизни;
    2) включенность в работу всех субъектов учебной деятельности делает работу в рамках сказкотерапии системной и осознанной;
    3) проведение занятий по сказкотерапии снижает уровень тревожности и дезадаптации в группе;
    4) использование сказкотерапии как метода повы- шает творческий потенциал педагогов и воспитателей, являясь профилактикой профессионального выгора- ния.
    Еще один метод, активно использующийся в нашей работе, – это песочная терапия и рисование песком.
    Все дети любят играть с песком, любят и с удоволь- ствием делают это на занятиях по песочной терапии.
    Одна из целей работы с песком – создание разнообра- зия условий для развития личности ребенка, а в этой цели заложено множество задач:

    69 1) развитие познавательных процессов (восприя- тие, внимание, память, образное и логическое мышле- ние, пространственное воображение);
    2) развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование ком- муникативных навыков;
    3) тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которые стимулируют мыслитель- ные процессы, улучшают память, развивают речь;
    4) равноценное развитие и работа левого и пра- вого полушарий головного мозга, развитие межполу- шарного взаимодействия, ребенок создает рисунки двумя руками; гармонизация эмоционального состоя- ния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессив- ных и гиперактивных детей);
    5) здоровьеразвивающий эффект (массаж актив- ных точек на руке, расслабление кистей рук).
    Нами разработана программа с использованием метода песочной терапии «Песочные истории», в конце программы желательно, чтобы ее участники создали свои «песочные истории». Эта программа для детей с инвалидностью. Мы проводили системные ежене- дельные занятия в зависимости от сложности состоя- ния ребенка, занятия проводились в индивидуальном и групповом виде.
    Цель наших занятий: социальная адаптация детей с инвалидностью средствами особенно организован- ной изобразительной, режиссерской и литературной деятельности.

    70
    Исходя из этой цели, решались следующие задачи:
    ■ способствовать развитию и коррекции психиче- ских процессов;
    ■ стимулировать изобразительную, речевую и ком- муникативную активность ребенка (развить умение составить (сочинить историю) сценарий, выделить главное, сделать раскадровку будущего фильма);
    ■ развивать эмоциональную сферу личности, потреб- ность самовыражения в процессе создания соб- ственных режиссерских продуктов деятельности
    (песочных мультфильмов);
    ■ вырабатывать координацию при выполнении ос- новных движений рук.
    Для максимально эффективной работы была соз- дана хорошая развивающая среда и отработана техно- логия проведения занятий. В студии для рисования пе- ском уютно и удобно для особенных ребятишек – есть специальная мебель (при необходимости она использу- ется для удобной усадки ребенка), достаточное коли- чество планшетов для рисования песком для индиви- дуальной работы, большого планшета – для групповой работы, с разнообразием цветного песка. ТВ-панель на стене, наличие фотоаппарата и видеокамеры позво- ляли увидеть работу либо кусок работы сразу в про- цессе занятия.
    Работа по созданию «песочных историй» велась в индивидуальном режиме – каждый ребенок разраба- тывал свою историю, связанную, так или иначе, с его жизненным опытом, речевыми и двигательными воз- можностями, психическим развитием.

    71
    В процессе создания и реализации «песочных историй» наметилось несколько основных линий ре- зультативности данной работы:
    1) улучшились двигательные функции (мелкая и крупная моторика у 20 % ребят);
    2) повысились коммуникативные навыки (у 100 % ребят, посещающих занятия);
    3) улучшились навыки целеполагания (40 % ребят научились делить информацию на главную и второсте- пенную);
    4) стабилизировалась и получила развитие эмоцио- нально-волевая сфера детей (у 60 % появилось умение доводить начатое дело до конца, заканчивать начатую историю в течение нескольких недель работы);
    5) появились первичные режиссерские навыки
    (60 % ребят научились с легкостью делать раскадровку, сочинять истории-сценарии, участвовать в озвучива- нии фильма);
    6) у семей с детьми с инвалидностью улучшился эмоциональный фон, появилась потребность в разви- тии данного вида творческого самовыражения ребенка
    (у 100 % семей).
    Важным компонентом работы стали индивидуаль- ные консультации для родителей, которые они могли получить. Кроме того, непосредственное участие роди- телей в занятиях позволило им ознакомиться с методи- ками и способами создания «песочных историй», ока- зать помощь детям в выполнении домашних заданий, а непосредственное участие в творческом процессе благотворно действовало на эмоциональное состояние

    72
    взрослых, позволяло поверить в творческие силы сво- его ребенка.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта