Практический опыт работыпо социокультурнойреабилитации посетителей
Скачать 1.7 Mb.
|
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ИХ СЕМЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Ковель Марина Юрьевна – педагог-психолог высшей категории, руководитель городского методического объединения педагогов-психологов, старший преподаватель КИПК (ЦНППМ)) г. Железногорска Искусство как метод реабилитации известен давно, но ценность его так до конца и не осмыслена. Обучение ребенка с особенными потребностями – процесс дол- гий, но дающий хорошие результаты. Особенности об- учения этой категории детей требуют знаний не только в области искусства, но и психологии, дефектологии, медицины. Появилась потребность в специалистах, вла- деющих всеми этими знаниями. Одним из самых важных вопросов детской психо- логии и педагогики является вопрос о творчестве де- тей, а применительно к детям с особенностями в раз- витии – о развитии ребенка с помощью творчества, а также о методах развития творчества. Отношение к детскому рисунку как к некой ху- дожественной ценности рождает и другое отношение к методам и приемам обучения детей, а в особенно- сти детей с инвалидностью. Если это искусство, то оно выражает духовный мир ребенка, требует бережного 35 к себе отношения, внимания к индивидуальности ав- тора, уважения, тактичного руководства им. Для ребенка с инвалидностью жизненно важно найти ту область, в которой он был бы на равных с людьми без инвалидности, чувствовал бы себя полно- ценным членом «социального целого». Одной из бла- годатных в этом смысле сфер деятельности является искусство. Изобразительное искусство, как один из способов фиксирования информации и эмоциональ- ных переживаний, личностной идентификации, развития мышления, воображения и произвольности, является мощнейшим способом реабилитации детей с инвалид- ностью и заслуживает внимания специалистов самого широкого профиля. В изобразительной деятельности заложены боль- шие возможности для реабилитации детей с инвалид- ностью и их семей: ■ многократность упражнений по мелкой моторике, не имеющая эффекта утомления в силу своей эмо- циональной окрашенности; ■ эмоциональное и пространственное освоение окружающего мира; ■ проработка проблем, связанных с собственным телом, и принятие себя; ■ выход за пределы своей квартиры, дома, города и даже страны – через участие в выставках, повы- шение самооценки всей семьи; ■ установление новых социальных отношений со сверстниками и другими людьми; ■ приобретение опыта творческой работы; 36 ■ психотерапевтический эффект рисования (расслаб- ление, прорисовывание и вербализация пережива- ний); ■ профориентация. А. А. Мелик-Пашаев пишет, что «художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он ос- ваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных за- дач. Тогда приобретаемый навык становится не лиш- ним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов». Среди обычных способов обучения ребенка изо- бразительному искусству можно выделить несколько: ■ работа по образцу взрослого под контролем взрос- лого; ■ самостоятельная реализация собственного замыс- ла; ■ реализация собственного замысла при помощи взрослого. Работа по образцу взрослого малоэффективна, так как отторгает ребенка от собственных, адекватных воз- расту средств самовыражения. Самостоятельная реа- лизация собственного замысла неприемлема для обу- чения детей с особенностями в развитии, так как у них еще надо сформировать необходимые для занятий изо- бразительным искусством движения, обратить внима- ние на конкретные объекты, то есть надо подготовить, а зачастую и развить моторику и сформулировать тема- тический запрос ребенка. Поэтому работа, в которой ребенок с ограничениями в движениях реализует соб- 37 ственный замысел при помощи взрослого, наиболее эффективна и приемлема в начале обучения. Для успешного обучения детей с инвалидностью изобразительному искусству необходимо наличие не- скольких условий: ■ особая позиция взрослого (гуманистическая пози- ция, принятие, понимание, вера и способность пе- дагога вселить эту веру в родителей ребенка); ■ эмоциональное осмысление будущей работы; ■ подготовка или развитие необходимых движений (упражнения, которые выполняются как на занятии, так и дома с помощью родителей); ■ усовершенствование или создание необходимых инструментов для занятий изобразительной дея- тельностью (и в этом особенная роль родителей, без их помощи, без их веры в необходимость и по- лезность данного вида работы, без их финансовых вложений ничего не получится). Изобразительное искусство позволяет на эмоцио- нальном и символическом уровне осмыслить многие темы из жизни ребенка, осмыслить и проиграть то, чего этот ребенок лишен в своей обыденной жизни. Изобра- зительное искусство в данном случае выступает в роли психотерапии и обладает глубоким психотерапевтиче- ским эффектом, поэтому недооценивать этот этап ра- боты ни в коем случае нельзя. Иногда обсуждение за- мысла работы превращается в семейную консультацию как для ребенка, так и для родителя. Когда ребенком и взрослым придумана, осмыс- лена и эмоционально прожита будущая работа, на- 38 ступает этап ее реализации, а для реализации надо продумать и инструментарий, и средства выражения будущего замысла. При работе с детьми с ДЦП (детский церебральный паралич) в живописи нами использова- лись такие инструменты, как широкие и узкие щетин- ные кисти, палочки, кисти с утяжелителями, фабричный крепеж для поролоновых шариков, широкие маляр- ные щетинные кисти (как флейцы, так и круглые кисти с массивными ручками). В нашем случае работа по жи- вописи всегда ведется от большого пятна, послойно, то есть сначала делается так называемый фон будущей картины (общий для всех частей работы подмалевок). Диапазон красок достаточно велик – это акриловые, гу- ашевые и масляные краски, то есть все краски, при ис- пользовании которых возможны несколько слоев. Уже на этапе подмалевка надо продумывать и тренировать вместе с ребенком те движения, которые ему понадо- бятся для реализации главной части замысла. Для тренировки необходимых движений мы ис- пользовали так называемые движения-образы. На- пример, если надо поставить точку, то создаем такой образ: «Представь себе, что лист, на котором ты рису- ешь, – это горячая сковорода, а кисточка – это палец; когда ты дотронешься до чего-то горячего, то сразу от- дернешь палец; так же и с кисточкой: как только кисть касается листа бумаги, то ты ее сразу отдергиваешь». Применение движений-образов намного улучшает зрительно-моторную координацию учащегося, делая ранее недоступные ему движения более доступными, с другой стороны, движения-образы – это своеобраз- ная игра, а учиться играя всегда веселее. 39 Тезисы многих исследователей детского рисунка говорят о том, что рисунок для ребенка является не ис- кусством, а речью. Рисование дает возможность ре- бенку выразить посредством рисунков вещи, ситуации, события, его интересующие. Это дает возможность для создания своей системы информации с использова- нием графических знаков, так как устная и письменная речь в этом возрасте гораздо более бедное коммуни- кативное средство, а у ребенка с инвалидностью в осо- бенности. И выходит, что выставка – это задушевный разговор ребенка со зрителями, а как этих разговоров не хватает в жизни! Американские авторы (В. Ловенфильд и В. Лом- берт-Бриттен) считают, что художественное воспитание оказывает огромную роль на психическое развитие ре- бенка. Может случиться, что наиболее «примитивная», с точки зрения взрослого, работа может быть более зна- чимой для ребенка, чем прекрасно выполненная, хоро- шая, по мнению взрослого. Ребенок может найти себя в рисовании, при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, причем впервые в его творческой работе. При этом творческая работа сама по себе мо- жет не иметь эстетического значения. И в этом очень важно убедить родителей ребенка с инвалидностью, ведь негативное отношение взрослых к детским рисун- кам может привести к задержке в развитии и здорового ребенка. Очевидно, что порою плохая, испорченная ра- бота помогает стать более смелым и самостоятельным действием, и здесь изменения в развитии самосознания ребенка гораздо важнее, чем конечный продукт – ри- 40 сунок. И зачастую мы просто разрешаем себе побало- ваться с цветом, линией, фактурой. Особенно хочется сказать о работе с семьей ре- бенка с инвалидностью. Если обучение искусству рас- сматривать как некоторое общение на высоком духов- ном уровне, то отношения с семьей ребенка нельзя строить на формальной основе. Там, где есть взаимо- понимание, принятие семьи и педагога, умение вселить веру в будущее ребенка (даже если он не станет ху- дожником, то жизнь его станет богаче от понимания ис- кусства, от общения с художником, от познания новой грани жизни). Родители становятся соратниками, со- участниками творческого процесса, знатоками искус- ства, спонсорами всех творческих замыслов, создате- лями новой, иной жизни ребенка. А педагог, особенно если он имеет еще и психологическое образование, – личным консультантом, умеющим распознавать в ма- лом – большое, в нужный момент отходящего в сторону, подбадривающего и просто, когда надо, заменяющего недостающих друзей. Педагогу ребенка с инвалидностью надо обяза- тельно знать те двигательные, эмоциональные, интел- лектуальные возможности, которые есть у ребенка, знать для того, чтобы использовать и при этом не под- рывать его жизненные силы. Неторопливый темп, посильность выбранной ра- боты, включенность во всю жизнь ребенка, хороший контакт с семьей – все это составляющие более благо- получного будущего. Среди психологических результатов обучения изо- бразительному искусству можно отметить: повышение 41 Изотерапия. Работы выполнены в технике эбру 42 самооценки, расширение кругозора, повышение эмо- циональности, интерес к окружающему миру и новым людям, к творчеству своих сверстников, а в итоге вы- страивание более позитивного, более сильного образа «Я» ребенка. Методик преподавания изобразительного ис- кусства детям с двигательной патологией очень мало, не существует учебных заведений, готовящих специа- листов такого профиля. Наступил момент, когда появи- лась необходимость в специалистах, имеющих знания в нескольких областях: в области педагогики искус- ства, в области психологии и дефектологии, которые могли бы сделать изобразительное искусство методом развития психосоциальной компетентности детей с ин- валидностью и их семей, методом реабилитации. Среди немногих моих учеников хочется выделить первую и самую непростую ученицу – это Никитина Полина, с которой меня связывает долгая дружба и со- вместный труд. Этот год 18-й в нашем совместном труде. За это время прожито многое – мозоли, испорченная одежда, выставки, трудная самоотверженная работа и снова выставки, выставки… Их было много, геогра- фия их велика – Железногорск, Красноярск, Кемерово, Улан-Удэ, Москва, Сочи, Дюссельдорф. Никитина По- лина – лауреат 1-го и 2-го фестивалей творчества людей с инвалидностью, дипломант Международной премии «Филантроп», награждена бронзовой медалью Пабло Пикассо ЮНЕСКО, пробовала дистанционно обучаться в Красноярском художественном училище, не получи- лось, сейчас учится самостоятельно и очень успешно. Продуктивное использование информационных техно- 43 логий в работе с детьми с инвалидностью – это и спо- соб обретения друзей, и особый вид выставочной работы. Так, именно информационные технологии по- зволили устроить выставку работ Никитиной Полины в Мелвилле (США). Ее работы были переданы по элек- тронной почте и распечатаны, в городской библиотеке этого американского городка в октябре 2006 года была устроена выставка. После нее у Полины появились но- вые друзья. У Никитиной Полины есть личный сайт http://www.artist-polina.narod.ru. Наличие авторской программы обучения детей c инвалидностью, созданной еще в 1985 году, в связи с новыми возможностями подтолкнуло к созданию контента с детальной разработкой занятий, богатым иллюстративным материалом. Данное пособие будет предназначено для педагогов, работающих с детьми с инвалидностью, либо для родителей данной катего- рии детей. Пособие находится в работе. 44 АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ Войнова Татьяна Федоровна – председатель Железногорской местной общественной организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Этот мир для тебя», член Общественной палаты ЗАТО г. Железногорск (комиссии по образованию, здравоохранению, физической культуре и спорту), член ассоциации СОНКО ЗАТО г. Железногорск Арт-терапия – естественный и бережный метод ис- целения и развития души через художественное творче- ство, активно развивающийся как комплекс психотера- певтических методик. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и использу- ется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе. Арт-терапия в психологии – это лечение и кор- рекция эмоционального самочувствия и психологиче- ского здоровья личности с помощью искусства. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей это единствен- ный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности, в особенности это касается людей с инвалидностью. 45 Выделяют различные виды арт-терапии: ■ музыка – это музыкотерапия; ■ литература, книга – это библиотерапия; ■ театр, образ – это имаготерапия; ■ изобразительное искусство – это изотерапия; ■ танец, движение – это кинезитерапия; ■ игры, гимнастика, ритмика – игротерапия. Наша организация – Железногорская местная об- щественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Этот мир для тебя» более 10 лет работает с детьми с инвалидно- стью. Для их социализации мы используем почти весь спектр арт-терапии. Музыкотерапия Это использование музыки на занятиях с ребен- ком в любом виде: прослушивание, игра на элементар- ных музыкальных инструментах, пение. Музыкотерапия может быть: активной – когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной – когда детям предлагают только прослушать музыку. С 2010 года в организации с детьми проводятся занятия по музыкотерапии, с включением логоритмики и изучением игры на музыкальных инструментах, в ос- новном ударных (барабаны, бубны) и духовых (флейта, свирель). Кинезитерапия Это активная музыкотерапия, которая предпола- гает активное включение ребенка в музыкотерапевти- 46 ческий процесс посредством пения или вокалотерапии, с включениями ритмичных движений – танцетерапии. В 2020 году наша организация запустила курс тан- цевальной терапии для детей с инвалидностью с Желез- ногорским клубом спортивных бальных танцев «Фее- рия». Имаготерапия Ее основой является театрализация. Она имеет различные подвиды: куклотерапия, образно‑ролевая драмтерапия. Театрализация используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Ребенок мо- жет исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек. Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нару- шениях в эмоционально-волевой сфере и т. д. С 2011 года специалистами нашей организации при занятиях по развитию речи успешно используются технологии куклотерапии (перчаточные куклы, пальчи- ковый театр и т. п.), а в 2017 году в организации была создана инклюзивная театральная студия «Исток». Библиотерапия В основе библиотерапии лежит использование различных литературных произведений. Они зачитыва- ются, проигрываются, рассказываются с особой инто- нацией, мимикой, жестами. В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библио- терапии, – сказкотерапия. С помощью сказкотерапии 47 можно оказать помощь детям с различными психоло- гическими расстройствами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым). Наша организация давно успешно сотрудничает со всеми библиотеками Желез- ногорска. Песочная терапия Метод терапии с песком способствует развитию внимания, памяти, тактильно-кинестетической чувстви- тельности, мелкой моторики рук, снимает мышечную напряженность, стабилизирует эмоциональное состо- яние, способствуют расширению словарного запаса, пробуждает фантазию. Игры с песком позволяют со- чинять сказки, рисовать их, искать сокровища, строить замки. У детей в нашей организации это самое люби- мое направление. С 2010 года психолог арт-терапевт занимается с детьми рисованием песком, и мы организуем вы- ставки фоторабот ребят в организациях и учреждениях города Железногорска. Изотерапия В данном случае воздействие на развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной дея- тельности (рисование, лепка, аппликация). Выделяют несколько видов изотерапии, которые можно использовать в практике проведения рисова- ния: красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, ладошкой, пальцами и т. д., которые помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. 48 Данный метод работы широко используется мно- гими специалистами нашей организации на протяжении всей ее работы. Мы проводим различные занятия по изотерапии и используем этот метод при проведении многих мероприятий, праздников, выездов. Это и про- сто рисование красками и карандашом, правополушар- ное рисование, рисование пластилином, рисование на больших поверхностях (ватмане, баннере, асфальте). Использование традиционных и нетрадиционных мето- дик, техник и приемов работы с детьми с инвалидно- стью помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактиче- ской и коррекционно-развивающей деятельности. Использующие методики арт-терапии помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. |