Главная страница
Навигация по странице:

  • Айзенка личностный опросник (EPI).

  • практическая 1. Задание 1 Гнездилова МА. Практическое задание, ответы, выполнила Гнездилова Мария Александровна Заполните таблицу История развития психологии


    Скачать 326.23 Kb.
    НазваниеПрактическое задание, ответы, выполнила Гнездилова Мария Александровна Заполните таблицу История развития психологии
    Анкорпрактическая 1
    Дата21.11.2022
    Размер326.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 1 Гнездилова МА.docx
    ТипДокументы
    #803944
    страница1 из 3
      1   2   3

    Практическое задание, ответы, выполнила Гнездилова Мария Александровна

    1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.


    Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

    Взгляд на психологию. Основная суть

    Критика

    Гераклит

    Рассматривает космос как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения, делает как будто первый значительный шаг на пути к дифференциации единства бытия. В самой душе, включённой в поток мирового становления, который течёт двумя противоположными потоками "по пути вверх и по пути вниз", Гераклит впервые различает разные уровни души и разные формы связи её с миром: высший уровень души порождается связью её с логосом, с мировым законом.


    Конкретное различение живого и неживого, жизни и психики, и даже различных уровней психики, души требовало подкреплений положительными знаниями. Они накапливаются натурфилософами и врачами. Алкмеон еще в VI в. до н. э., впервые связывая душу с мозгом, начинает различать мышление и ощущение и соотносит его с органами чувств. На этой основе формируется первая система уже не только стихийного материализма, а начинается борьба материалистических и идеалистических воззрений на психику.


    Демокрит

    Создатель первой в истории античной философии - большой материалистической системы, строит первую последовательно разработанную материалистическую психологию. Различая уже, по-видимому, психическое и физическое, он стремится объяснить психические процессы как продукт движения очень тонких и совершенных атомов. Исходя из общего материалистического учения, он специально разрабатывает теорию восприятия, которое он объясняет как результат проникновения в наши органы чувств исходящих из вещей мельчайших атомов, являющихся образами этих вещей.


    Материалистические традиции Демокрита получают затем дальнейшее развитие, особенно у Эпикура и позже в Риме у Лукреция Кара.

    Сократ

    Родоначальник диалектики (метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.




    Платон

    Развивает идеалистическое учение о душе в классической для всей последующей идеалистической философии форме. Душа для него - "идея" вечная, бессмертная сущность; бессмертная душа способна отделяться от тела. Позитивным результатом платоновского учения о душе является отчетливая дифференциация души и тела, психического и физического и дальнейшее выделение внутри души различных ее частей; разумной, обращенной к идеям, и аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Дифференциация души и тела, духовного и материального, однако, превращена у Платона в полный разрыв между ними.

    Идеалистические традиции Платона получают дальнейшее развитие в идеалистическом течении философской мысли.

    Аристотель

    Пишет первый специальный трактат "О душе", в котором дается анализ разных сторон психики. В трактатах Аристотеля заключен целый ряд положений, в частности, о памяти, об эмоциях, о переходе от ощущения к "общему восприятию" и от него к обобщенному представлению, от мнения через понятие - к знанию, от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле, которые не утратили своего значения и по сей день.

    стремится преодолеть открытый дуализм своего учителя Платона. Для Аристотеля и душа, и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя; душа - неотделимый от органической жизни организующий принцип ее. Душа - сущность тела. Поэтому учение о душе у Аристотеля - это учение о жизни и ее общих функциях, включающее органические ее отправления, так же как и сознательную жизнь.

    Аристотель впервые отчетливо формулирует идею развития применительно к психике. Он различает как бы три вида души: растительную - специфичную для растений; животную - характерную для животных, и разумную - свойственную только человеку, обладающему познанием и деятельным разумом. Стихийно-материалистическая в своей основе, психологическая система Аристотеля является, вместе с тем, идеалистической сверху - главным образом в учении о разуме, познающем самого себя. Именно эта идеалистическая надстройка в сочетании с богатством конкретного содержания сделала Аристотеля главным учителем официальной, схоластической философии в средние века.

    Аристотеля и его трактат "О душе" можно с полным основанием считать итогом и завершением того, что дал в области психологии древний мир.

    Гиппократ

    Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический (знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый психолог, заговоривший об индивидуальных различиях чел-ка (дифференциальная психология). Учение о темпераменте.




    Роджер Бэккон

    Являясь последователем Аристотеля доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит фраза: «Знание – сила».




    Р. Декарт

    Его идеи оказали особенно большое влияние на дальнейшие судьбы в развитии психологии. От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса — с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания — с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта.

    Один из основоположников механистического естествознания, объясняющий всю природу движением протяженных тел под воздействием внешнего механистического толчка, Декарт стремится распространить этот же механический идеал на объяснение жизни организма. В этих целях он вводит в науку понятие рефлекса, которому суждено было сыграть такую большую роль в современной физиологии нервной деятельности. Исходя из этих же тенденций, подходит Декарт к изучению аффектов - явлений, которые он считает непосредственно связанными с телесными воздействиями.

    Декарт стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно-моральные представления и предрассудки,— так, как подходят к изучению материальных природных явлений или геометрических тел. Этим Декарт закладывает основы механистического натуралистического направления в психологии.

    Но вместе с тем Декарт резко противопоставляет в заостренном дуализме душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя - субстанция протяженная (и не мыслящая) и душа—субстанция мыслящая (и не протяженная). Они определяются разнородными атрибутами и противостоят друг другу как независимые субстанции. Этот разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли.

    У Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии последующих столетий.

    Декарт вводит принцип интроспекции, самоотражения сознания в себе самом. Он закладывает, таким образом, основы интроспективного понятия сознания, как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя.

    Идеалистические тенденции Декарта получают дальнейшее свое развитие у Н. Мальбранша и особенно у Г. Лейбница.

    Дж. Уотсон

    Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм».




    Г. Лейбниц

    Представление о замкнутом в себе внутреннем мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия: все сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого замкнутого внутреннего мира, каким оказалось у Декарта сознание. Вместе с тем в объяснении душевных явлений, как и в объяснении явлений природы, Лейбниц самым существенным образом расходится с Декартом в одном для него центральном пункте: для Декарта все в природе сводится к протяженности, основное для Лейбница — это сила; Декарт ищет объяснения явлений природы в положениях геометрии. Лейбниц"— в законах динамики. Для Декарта всякое движение — результат внешнего толчка; из его системы выпала всякая внутренняя активность; для Лейбница она — основное. С этим связаны недостаточно еще осознанные и освоенные основные его идеи в области психологии. В центре его психологической системы — понятие апперцепции.

    У Г. Лейбница же в его «бесконечно малых» перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.

    Он оказал в дальнейшем существенное влияние на И. Канта, И. Ф. Гербарта и В. Вундта.

    Ф. Бэкон

    Родоначальник английского материализма, вводит идеи, устремлённые к овладению природой




    Т. Гоббс

    Развивает материалистическое и сенсуалистическое учение о психике. Он выводит всё познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признаёт свойством материи.




    Бенедикт Спиноза

    У единой природы не может быть двух субстанций (монизм); Учение об аффектах




    Дж. Локк

    Но наряду с ощущением источником познания внешнего мира Локк признает «внутреннее чувство», или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она даёт нам «внутреннее непогрешимое восприятие собственного бытия».

    Предметом психологии является внутренний опыт, который познаётся путём рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом, эта рефлексия даёт нам «внутреннее непогрешимое восприятие своего бытия». Устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания и признаёт её специфическим и притом «непогрешимым» методом познания психики. Так в рамках эмпирической психологии устанавливается интроспективная концепция сознания как особо замкнутого в себе и самоотражающегося внутреннего мира.

    Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанций, в локковской теории познания ведется в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию.

    Джордж Беркли

    Фундаментальная роль ощущения (субъективный идеализм); Восприятие возникает благодаря союзу опыта и ассоциации (суггестия).




    Д. Юм

    Идея ассоциативной психологии получает в дальнейшем особое развитие – но уже не н материалистической, а на фенаменалистической основе.

    Вводит в качестве основного принципа ассоциацию, как своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи.

    Все сложные образования сознания, включая сознание своего «я», а также объекты внешнего мира являются лишь «пучками представлений», объединенных между собой внешними связями — ассоциациями. Законы ассоциаций объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов всех сложных образований сознания.

    Таким образом, и внутри ассоциативной психологии друг другу противостоят материалистическое направление, которое связывает или даже сводит психические процессы к физиологическим, и субъективно-идеалистическое направление, для которого все сводится к ассоциации субъективных образов-представлений. Эти два направления объединяет механицизм. Ассоциативное направление оказалось самым мощным течением оформившейся в середине XIX в. психологической науки.

    Влияние, оказанное Д Юмом на дальнейшее развитие философии, особенно английской, очень сильно способствовало распространению ассоциативной психологии.

    Д. Гертли

    Закладывает основы ассоциативной теории на базе материализма.





    2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

    Ситуация

    Свойство внимания

    а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

    1) устойчивость

    б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

    2) концентрация

    в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

    3) распределение

    г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

    4) объем

    д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

    5) переключение

    е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

     6) переключение

    ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

    7)  концентрация

    з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

     8) устойчивость

    и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

     9) концентрация

    к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

     10) концентрация

    л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

     11) объём

    м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

     12) объём

     

    3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

    Сознание:

    1. Ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

    2. Мысленное представление и воображение действительности.

    3. Способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

    4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

    Флегматик

    Люди данного типа неспешны, свои действия тщательно продумывают, всё делают медленно и терпеть не могут суеты и спешки. Флегматики ответственны, старательны, вдумчивы, прилежны, настойчивы, миролюбивы, медлительны, прагматичны.

    Сангвиник

    Это крайне непоседливые, энергичные, лёгкие на подъём люди, которые очень любят движение. Сангвиникам присущи быстрая реакция, выразительная жестикуляция и мимика. Они очень похожи на холериков, но более уравновешены, готовы взяться за любую работу, но максимальный эффект будет лишь в том случае, когда она вызовет у них настоящий интерес. Люди с сангвиническим типом темперамента очень общительны, жизнерадостны, легко приспосабливаются к любой жизненной ситуации.

    Холерик

    Холерики, по сравнению с сангвиниками, вспыльчивы, непостоянны, агрессивны и импульсивны. Несмотря на всё вышесказанное, холерики, как правило, незлопамятны и очень отходчивы. Они способны выполнять любую работу, однако монотонность им быстро надоедает. Такие люди часто не доводят до логичного завершения начатую работу.

    Меланхолик

    Достаточно ранимые, обидчивые и скрытые личности. Они склонны к глубоким переживаниям и грустным мыслям. Меланхоликам свойственны сдержанность, замедленная речь, движения, нерешительность, робость и смущение.

    Айзенка личностный опросник (EPI).
      1   2   3


    написать администратору сайта