Главная страница
Навигация по странице:

  • Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè

  • Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè 13

  • Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè 15

  • Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè 17

  • Этика. ПраКтикум для аКадЕмичесКого БаКалаврИата 3е издание, переработанное и дополненное


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеПраКтикум для аКадЕмичесКого БаКалаврИата 3е издание, переработанное и дополненное
    АнкорЭтика
    Дата19.09.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpreview_ehtika_383097.pdf
    ТипПрактикум
    #685124
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    9
    Прåäèсëовèå
    жащиеся в работах современных зарубежных ученых:
    К.-О. Апеля, К. Леви-Стросса, Р. Жирара, Л. Кольберга,
    А. Макинтайра, Дж. Ролза, М. Фуко, Ф. Фут, Ю. Хаберма- са, М. Хаузера, О. Хёффе, Р. Хэара, а также отечественных авторов: Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, А. А. Гусей- нова, А. А. Зиновьева, Т. А. Кузьминой, Т. И. Пороховской,
    А. В. Прокофьева, А. В. Разина, Ю. В. Согомонова, В. П. Фе- тисова, В. Н. Шердакова.
    Учебник состоит из Введения и четырех разделов. Во Вве-
    дении
    рассматривается происхождение терминов «этика»,
    «мораль», «нравственность», формулируются предмет и мето- ды этики, даются их классические и современные трактовки.
    В первом разделе «История этических учений»
    дается обзор наиболее значительных направлений развития запад- ной философии морали, начиная от античности и заканчи- вая серединой ХХ века.
    Во втором разделе «Основные понятия и принципы
    этики»
    анализируются важнейшие категории морального сознания: добро и зло, поступок, долг, ответственность, справедливость и др. Обсуждаются наиболее дискуссион- ные проблемы теоретической этики: нравственный идеал, моральная оценка поступка, возможность осуществления морального прогресса и т.д.
    Третий раздел «Сущность, функции и структура мора-
    ли»
    посвящен раскрытию смысла понятия «мораль», анали- зу феноменов культуры, стоящих за ним. Рассматриваются проблемы происхождения и обоснования морали, изучают- ся ее основные теоретические образы (этика долга, этика добродетели и т.д.), демонстрируются парадоксы нравс- твенного сознания.
    В четвертом разделе «Современная этическая теория»
    рассказывается об этических исследованиях наших дней, которые вращаются вокруг наиболее острых, драматичес- ких дилемм социальной практики, связанных с такими не- однозначными явлениями, как эвтаназия, смертная казнь, война, аборт и т.д. В качестве демонстрации основных направлений современной этики — профессиональной, корпоративной и прикладной — приводятся описания их наиболее значительных исследовательских областей: био- медицинской, научной и академической этики.
    Настоящий учебник предназначен для бакалавров всех направлений подготовки, изучающих современные гумани- тарные и социальные науки.

    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    Этика является одной из древнейших областей знания, объектом изучения которой являются моральные каноны социальной практики. На протяжении более чем двухты- сячелетнего периода философия породила колоссальное количество учений, школ, течений и направлений, пос- вященных проблемам существования человека на земле, осмысление которых делает задачу нахождения оконча- тельного определения предмета данной дисциплины невы- полнимой. В самом широком смысле можно утверждать, что этика касается всего относящегося к поиску человеком
    смысла его индивидуальной жизни и наилучших форм пребы-
    вания в мире других людей.
    Трудно представить, чтобы на свете жил человек, ни разу не задававшийся вопросом о смысле жизни, добре и зле, о настоящей свободе, подлинном счастье, истинной любви и дружбе, о совести, чести, достоинстве, справедливости и долге. Если бы чисто гипотетически можно было бы пред- ставить такого индивида, то его пребывание в мире, лишен- ное всего самого главного, стремление к которому, по обще- му мнению, всегда определяло назначение человека, никто не мог бы назвать жизнью в полном смысле слова. Более того, в истории культуры не было ни одного религиозного, философского, политического учения либо произведения литературы и искусства, где не поднимались бы вопросы, которые принято называть нравственными, т.е. имеющие отношение к достижению настоящей, подлинной жизни че- ловека. На эту тему рассуждают как уже упоминавшиеся философия и религия, так и множество других гуманитар- ных наук. В чем же тогда заключается специфика этики?
    Этика есть философская дисциплина, исследующая по- нятия добра и зла. Слово «философский», с одной сторо- ны, указывает на неисчерпаемость предмета исследования, но, с другой стороны, включает в себя поле собственного интереса в определенную традицию, тем самым сущест- венно его ограничивая. Следовательно, этика представляет

    12
    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    собой раздел философии, изучающий не бытие и познание, а жизнь и поступки человека. Поэтому ее синонимом часто выступает словосочетание «практическая философия», т.е. позволяющая изменить окружающую реальность. Именно как философская дисциплина этика стремится быть ин- теллектуальным мировоззрением, т.е. желает осмыслить жизнь человека, а не предлагать готовые рецепты дости- жения счастья, требуя принять их на веру. Этика изучает жизнь людей и делает выводы, которые призывает принять свободно, сперва оценив их мерилом собственного разума.
    Она не проповедует и учит, а раскрывает смысл важнейших ценностей человеческой жизни, делая их более понятными и доступными для осуществления.
    Будучи неотъемлемым разделом философии, этика опирается на собственную традицию, представленную в учениях великих мыслителей. В истории философии не встретится ни одной значительной фигуры, которая не пос- вятила бы вопросам этики специального исследования. Так, существуют книги, прямо озаглавленные «Этика» (П. Абе- ляр, Б. Спиноза, В. Вундт, Н. Гартман, Д. фон Гильдебрандт и др.), либо включающие этот термин наряду с другими словами, например, «Никомахова этика» Аристотеля, «Ос- нования этики» Г. Спенсера, «Методы этики» Г. Сиджвика,
    «Культура и этика» А. Швейцера и др. Проблемы, на ко- торых было сфокусировано внимание крупных филосо- фов, сформировали предметное поле данной дисциплины.
    Во втором разделе нашего учебника будет представлена краткая история важнейших этических доктрин.
    Также следует заметить, что в наше время слову «этика» достаточно часто придается иное значение. Она понимает- ся как практика внедрения и поддержания определенных стандартов поведения в различных сферах деятельности.
    Речь идет о профессиональной, корпоративной, деловой этике, а также об их многочисленных подразделениях, к примеру, большую популярность в последнее время при- обрели биомедицинская, экологическая, юридическая, ин- формационная, академическая этика. Можно сказать, что появление и широкое распространение данных способов саморегулирования различных сообществ – социальных установлений – лишний раз свидетельствует о практичес- кой применимости этических знаний. Этой теме будет пос- вящен последний раздел нашего учебника. Но прежде мы более четко определим реальность, изучаемую этикой.

    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    13
    Этика как область знания сформировалась в Древней
    Греции. Сам термин был впервые образован Аристоте- лем (IV в. до н.э.) для обозначенния дисциплины, целью которой является достижение человеком высшего блага.
    Этимология слова восходит к древнегреческому понятию
    «
    ēthos», смысл которого изменялся с течением времени.
    Его самое древнее значение – «местопребывание», «чело- веческое жилище», «логово зверя», «гнездо птицы», «очаг», т.е. укоренение живого существа в мире. Позже это слово приобретает новый смысл – устойчивая природа явления, в том числе и характер человека, внутренний нрав живых существ. Например, некоторые натурфилософы говорят об этосе первоэлементов природы, но, пожалуй, впервые
    «этос» в значении «характер» использовал другой древне- греческий философ Гераклит (V в. до н.э.). Этот термин в трактовке философа уже обозначает не только сам харак- тер, но и образец для воспитания характера, некий эталон, наилучший для подражания. Ко времени Аристотеля слово
    «этос» употреблялось также в значении «нрав», «обычай»,
    «привычка», «темперамент». Поэтому Аристотель, желая обозначить науку, изучающую все богатство людских нра- вов, назвал ее «этикой». Он же ввел в оборот прилагатель- ное «этикос» – этический, имеющий отношение к особому качеству человека, получившему название добродетели.
    Иначе говоря, этический – значит относящийся сугубо к человеческому поведению.
    Какова была дальнейшая судьба термина этика? В древ- неримской философии, ставшей во многих теоретических аспектах преемницей древнегреческой интеллектуальной традиции, Цицерон (I в. до н.э) подобрал ему латинский эк-
    I в. до н.э) подобрал ему латинский эк- в. до н.э) подобрал ему латинский эк- вивалент «мос» (множественное число – «морес») и образо- вал прилагательное «моралис». Позже, в IV в. н.э., появилось слово «моралитас» (мораль), которое стало латинским экви- валентом слова «этика». Таким образом, если отталкиваться от этимологии слов «этика» и «мораль», то они обозначают одно и то же явление. В обыденном языке, особенно в виде прилагательных, они употребляются как синонимы, напри- мер: моральное или этическое поведение. Иногда исполь- зуют еще один синоним: нравственное. Получается, что в русском языке существуют три слова, которыми обозначают нормальное поведение, соответствующее представлениям о человечности. В этом учебнике мы будем использовать сло- ва «мораль» и «нравственность» как синонимы, а понятие

    14
    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    «этика» – применительно к изучающей их дисциплине. Кро- ме того, в качестве синонимов этики будут выступать при- нятые в гуманитарном знании словосочетания «моральная философия» и «нравственная философия».
    Но вернемся к предмету рассмотрения этики, т.е. прак- тической философии. В первую очередь ее интересуют пос- тупки человека, совокупность которых мы будем называть поведением. Однако этика стремится изучать не само по себе поведение индивида (для этого существует множество других наук), а дать ответ на вопрос, какое поведение яв- ляется наилучшим? При этом еще основатель этики Арис- тотель указывал на то, что ее цель – не знание о хороших
    (добродетельных) поступках, а совершение их. Именно этим отличается практическая философия от теоретиче- ской: она существует не ради знаний, а для улучшения жиз- ни людей. Поэтому в предмет этики необходимо включить еще несколько важных составляющих:
    – размышление над высшими ценностями человеческой жизни; поиск смысла счастья, свободы, добродетели, любви и т.д., т.е. того, к чему не может быть равнодушен ни один человек и что составляет цели его жизни. Кроме того, этику интересует также и то, что мешает личности достичь этих целей, – различные виды проявления зла: порок, корысть, лень, ненависть;
    – этика акцентирует внимание на уже сложившихся в обществе представлениях о правильном поведении, выра- женных в нормах, традициях, обычаях и стандартах. Все указанные социальные установления, регулирующие по- ведение людей, достаточно часто суммируются в понятие
    «мораль». В этой части этика уже – не только теоретиче- ское рассуждение о ценностях, но дисциплина, требующая от человека воплотить эти ценности в своей жизни.
    – наконец, этику интересуют поступки человека не как действия, что-то изменяющие во внешнем мире, а как следствия принятого им решения, как выражение его выбо- ра, нравственной позиции. Иными словами, она анализиру- ет то, что стоит за поступками, сферу мотивов, внутренних побуждений, качеств и различных сторон характера. Оче- видно, что один и тот же поступок, если его рассматривать только лишь как действие, можно оценить как добрый или злой. Духовный мир человека – материя тонкая. Тем не ме- нее рассуждение о внутренних побуждениях и качествах че- ловека (сострадание, милосердие, мужество, лень, трусость,

    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    15
    зависть, стыд и т.д.) составляет значительную часть мораль- ной философии.
    Но и это еще не все составляющие предмета этики. Ос- талась одна, возможно, самая главная, включающая все перечисленное. Ведь и поведение, и ценностный мир, и со- циальные нормы, и мотивы поступков приобретают значе- ние для практической философии, поскольку реализуются в мире людей и направлены на другого человека. Поэтому отношения между людьми – центральный объект внимания этики, в то время как предметом ее изучения будет именно их нравственная основа. Таким образом, наше рабочее оп- ределение данной области знания звучит так: этика это
    философская дисциплина, изучающая отношения между
    людьми с точки зрения их соответствия совершенству.
    Современная моральная философия – чрезвычайно разветвленная область знания. В наши дни она охватыва- ет различные сферы деятельности: от специализирован- ных университетских кафедр до этических комитетов при медицинских учреждениях и отделов, устанавливающих стандарты поведения сотрудников компаний крупного биз- неса. Традиционно выделяют три магистральных раздела моральной философии: описательная (дескриптивная), теоретическая (нормативная) и прикладная этика. Описа- тельная этика занимается преимущественно историей нра- вов, а также изучением их современного состояния. Теоре- тическая этика исследует происхождение и развитие норм поведения, принятых в обществе, а также претендует на то, чтобы сформулировать новые нормы и эталоны поведения.
    Наконец, внимание прикладного раздела сконцентрировано вокруг сложных, дискуссионных проблем нашего времени, касающихся положения человека в обществе и осуществле- ния его прав. Иногда в особый раздел этики включают так называемую метаэтику, которая занимается исследованием смысла основных категорий данной дисциплины. Также отдельным самостоятельным разделом моральной фило- софии является история этических учений, о которой мы будем говорить в следующей главе. Но прежде следует ука- зать на важнейшие мировоззренческие основания этики, без которых дальнейшее изложение ее проблематики будет невозможным.
    Любая наука базируется на положениях, очевидных без доказательства и разделяемых большинством ученых, рабо- тающих в этой области. Такие положения получили назва-

    16
    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    ния «аксиомы». Несмотря на богатую палитру различных, зачастую противоречивых мнений, сложившихся вокруг этики, она также выработала свои аксиомы.
    Во-первых, следует отметить, что теоретическая этика говорит не о том, что есть в действительности, а о том, что должно быть с точки зрения идеальных отношений между людьми. В этом состоит ее отличие от многих наук. Она желает открыть всем наилучший мир, и тот факт, что в ре- альности он недостижим, не может опровергнуть ее утверж- дений.
    Таким образом, можем ли мы приписать этике строгий научный статус и, соответственно, общезначимость и неоп- ровержимость выводов? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем науку. Этика размышляет о жизни, а это крайне многомерная, парадоксальная действительность, противоречивая в восприятии различных народов и людей.
    Уже основатель этики Аристотель полагал, что знание, до- бытое ею, носит весьма относительный, вероятностный ха- рактер; ее выводы имеют значение для большинства ситу- аций, встречающихся в нашей жизни, но применимы не ко всем абсолютно обстоятельствам. Этика – принципиально полемична. На ее поле сталкиваются иногда противопо- ложные суждения о целях нашей жизни и средствах их до- стижения. Некоторые споры длятся веками, например, су- ществуют ли обстоятельства, в которых допустимо сказать неправду, ради каких целей можно ущемить кого-то в пра- вах? Кроме того, следует иметь в виду, что самые извест- ные этические учения были доктринальными, т.е. исходили из определенных философских или религиозных взглядов, которые также различались в своих мировоззренческих ус- тановках. К примеру, невозможно представить существова- ние отдельных христианской или мусульманской физики или биологии, поскольку теоретические основания естест- венных наук не могут зависеть от вероисповедания или на- циональности ученого. Но христианская и мусульманская этика – это устоявшиеся системы, имеющие многовековые традиции, где суждения о жизни напрямую зависят от ре- лигиозных догматов.
    Означает ли это, что выводы этики всегда относитель- ны, а ценности, защищаемые ей, сугубо ситуационны и не имеют абсолютного значения для нашей жизни? Нет, не означает. С наукой (но не естественной, а гуманитарной) этику роднит то, что она пытается рационально доказывать

    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    17
    свои выводы. Она не может обосновывать суждения путем апелляции к неоспоримым фактам, касающимся природы человека или отношений между людьми: таковых фактов можно вообще не найти или только считанное количество.
    Этика значительную часть своего внимания акцентирует на внутреннем, духовном опыте человека, который не поддает- ся проверке по формальным критериям соответствия исти- не. Но это отнюдь не свидетельствует о ее беспомощности.
    Этика изучает накопленную человечеством тысячелетиями житейскую мудрость и доказывает общезначимость своих выводов, обращаясь к ней. Она показывает, что существу- ют некоторые абсолютные требования и ценности, разделя- емые большинством духовных течений и практик, всерьез ставивших вопрос о смысле жизни. Примером могут слу- жить библейские заповеди «не убивай», «не укради», «не лги» или требование «никому не вреди, всем по возможно- сти помогай». В истории человечества мы сможем обнару- жить лишь некоторые учения, отрицавшие эти нормы, и то они, как правило, признаются человеконенавистническими.
    С другой стороны, немало существовало доктрин, обосно- вывающих, что существуют случаи нравственно оправдан- ного нарушения этих норм, но все они не сомневались, что нарушение можно допустить лишь в крайнем случае, что- бы избежать еще большего зла и только при особых обсто- ятельствах. Иными словами, они доказывали исключение, которое еще больше подтверждает общее правило. Ведь су- ществующий порядок вещей, где люди убивают, воруют и лгут, доказывает не то, что эти требования неправильные, а то, что люди не научились еще жить по-людски. Можно смело утверждать: выработка человечеством фундаменталь- ных заповедей, отличающих норму жизни от злодеяния, стало несоизмеримо более ценным достижением цивили- зации, чем изобретение материальных благ, которыми мы пользуемся каждый день.
    Здесь возникает еще один очень важный для этики воп- рос. Как совместить огромный массив различных мнений о сути добра и зла, существовавших в истории философии, с утверждением о наличии абсолютных заповедей? И мож- но ли в нашем мире, где нравы и ценности меняются столь стремительно, говорить об абсолюте? Вопрос чрезвычайно сложный, но если бы все были уверены, что все в мире от- носительно, никто бы не обращался к философии и этике, и они давно бы исчезли. Еще одна аксиома моральной фило-

    1   2   3   4


    написать администратору сайта