Главная страница
Навигация по странице:

  • Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè 19

  • Разäåë I . ИСТОРИя ЭТИчеСКИх ученИй

  • Разäåë I. Исторèя ýтè÷åскèх ó÷åíèй

  • Гëава 1 . АнТИчнАя ЭТИКА

  • 1.1. Архаèка 25

  • 1.1. Архаèка 27

  • Этика. ПраКтикум для аКадЕмичесКого БаКалаврИата 3е издание, переработанное и дополненное


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеПраКтикум для аКадЕмичесКого БаКалаврИата 3е издание, переработанное и дополненное
    АнкорЭтика
    Дата19.09.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpreview_ehtika_383097.pdf
    ТипПрактикум
    #685124
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    18
    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    софии свидетельствует: этика не может в своих построени- ях не исходить из абсолюта, иначе она потеряет свою спе- цифику, связанную с поиском истины жизни, и превратится просто в описание нравов.
    Действительно, в истории мысли существовало множес- тво учений, теорий, мнений и взглядов, иногда непримири- мо или более терпимо настроенных по отношению друг к другу. Но большинство из них утверждало существова- ние абсолютного содержания человеческой жизни. Оно выражалось в виде либо заповедей, либо ценностей, либо конкретного идеала. Были и другие учения, категориче- ски отрицавшие существование такого абсолюта. Конечно, различные мнения сильно зависели от исторического кон- текста, а значит, могли спорить друг с другом, но для того, чтобы спорить, надо уже признавать нечто, что будешь за- щищать. Человек устроен так, что не может примириться с относительным, а значит, ненадежным основанием своего существования. Ему нужен прочный фундамент, который в перспективе не исчез бы после его смерти.
    Но если смысл жизни уже найден, а ее истина, выражен- ная в наборе для всех очевидных требований, была открыта много веков назад, то зачем нужна этика? Ведь этика как область знаний далека от того, чтобы считать смысл жизни заранее заданным, и далеко не всегда понимала его как ис- полнение норм и соблюдение запретов. В следующих гла- вах мы поговорим о проблеме определения сущности добра и основных подходах к ее определению.
    Сейчас же нам важно сформулировать еще одно аксио- матическое утверждение: значение этики состоит в том, чтобы люди не только сформировали свои представления о добре, но еще и следовали им, т.е. воплощали их в реальных поступках. Задача этики не только указать на цель жизни, но и сообщить о средствах ее достижения. Какие именно поступки приближают ее, а какие отдаляют?
    Поэтому еще раз расставим акценты: этика не является назидательным нравоучением, скучным разговором о жиз- ни в тональности «ты должен». Она не читает морали, а призывает осуществить представления о морали, не учит, как жить, потому что просто не берет на себя таких пол- номочий. Этика утверждает, что человек может прожить свою жизнь совершенно по-другому, не так, как обычно жи- вут люди, привыкшие идти на компромисс с совестью. Мо- ральная философия указывает на возможность воплотить

    Ввåäåíèå. Прåäìåт ýтèкè
    19
    в жизнь представления о высшем добре, справедливости и счастье, но при этом настаивает, чтобы человек сам, по- лучив этические знания, сделал выводы о содержании этих ценностей и средствах их достижения.
    Наконец, еще одно ключевое положение. Этика обраща- ется к человеку с призывом изменить свою жизнь к луч- шему. Но как она понимает, что есть сам человек? Вопрос отнюдь не банальный, поскольку в истории философии выдвигались самые разные теоретические модели, опреде- лявшие сущность человека. Некоторые из них исключали возможность стать моральным. Например, рассматрива- ли его как управляемую внешним разумом машину или же автомат для получения наслаждений. Но этика (и это утверждение следует также принять как аксиому) пони- мает человека как свободную, разумную личность, способ- ную самостоятельно выбирать свои поступки, критически их оценивать и нести ответственность за их последствия.
    Безусловно, человек приходит в мир уже ценностно «рас- крашенный», где обществом установлены стандарты до- пустимого и недопустимого поведения. Также очевидно, что влияние, оказываемое на него обществом, огромно и до поры зрелости личность пользуется скорее навязанными, чем собственными представлениями о моральности. Тем не менее моральная философия считает человека свободным в выборе целей его жизни и способным при желании пре- одолеть социальные установления. Более того, этика наста- ивает: человеку никто и ничто не может помешать творить добро и жить по совести. И если его решимость изменить жизнь к лучшему достаточно сильна, то ему также ничто не в силах помешать. Мораль, добро, совесть – все эти ценно- сти человеческой жизни характеризуются тем, что для их реализации не надо ничего, кроме двух вещей: понимать их смысл и принять решение им следовать. Первое – постиже- ние смысла нравственных ценностей – есть предмет этики, и к ней можно обратиться за советом. Второе – решение наполнить ими свою жизнь – зависит только от самого че- ловека…

    Разäåë I
    .
    ИСТОРИя
    ЭТИчеСКИх ученИй
    История этики представляет собой огромную область знания, охватывающую в своем развитии несколько тысяче- летий. Уже древнейшие письменные источники, дошедшие до нас со времен ранних цивилизаций, содержат рассужде- ния о назначении человека и цели его жизни. Поскольку, как уже было сказано, значительная часть проблематики этики сформировалась в трудах великих мыслителей, то история этических учений рассматривается в русле истории филосо- фии. Однако этику интересуют не только философские, но и религиозные, а также светские духовные учения о нравс- твенности. Придавая большое значение восточной филосо- фии, традициям индийской, китайской, арабо-мусульманс- кой этики, мы будем вынуждены, исходя из объема данного учебника, остановиться только на основных тенденциях ис- тории западноевропейской нравственной философии.
    После изучения данного раздела студент должен:
    знать
    • важнейшие направления европейской этики;
    • нравственные представления времен различных эпох европейской истории;
    • представления о морали в контексте дискуссий круп- нейших европейских философов;
    уметь
    • анализировать различия между этическими взглядами различных периодов европейской философии (Античность,
    Средние века, Возрождение, Новое время);

    22
    Разäåë I. Исторèя ýтè÷åскèх ó÷åíèй
    • выявлять и интерпретировать важнейшие понятия европейской этики (добродетель, мера, счастье, мудрость, долг, совесть, совершенство);
    • сопоставлять взгляды на соотношение моральности и счастья различных философских школ (аристотелизм, стоицизм, кантианство, утилитаризм);
    владеть
    • понятийным аппаратом, необходимым для интерпре- тации европейской этики (эвдемонизм, гедонизм, интеллек- туализм, аскетизм, деонтология и др.);
    • первичными навыками анализа основных тенденций развития нравов (аристократизм и мещанство);
    • методикой выявления этических феноменов в текстах европейских философов.

    Гëава 1
    .
    АнТИчнАя ЭТИКА
    Античная этика формировалась в рамках древнегрече- ской и пришедшей ей на смену древнеримской философии: начиная от возникновения первых школ натурфилософов
    (начало VI в. до н.э.), заканчивая интеллектуальными тече-
    VI в. до н.э.), заканчивая интеллектуальными тече- в. до н.э.), заканчивая интеллектуальными тече- ниями времен поздней Римской империи (VI в. н.э.). Этика родилась в Античности, но прежде чем Аристотель придал ей статус самостоятельной философской дисциплины, про- шло несколько веков осмысления нравственного опыта, приобретенного древнегреческой цивилизацией.
    1.1. Архаèка
    Слово «архаика» означает «древность». Древнегреческая философия уходит своими истоками во времена сказаний и легенд, где были заложены основы нравственного миро- воззрения этой цивилизации. Главным вместилищем самых ранних представлений о добродетели и пороке стала рели- гиозно-мифологическая система взглядов, которая оказала огромное влияние как на античную духовную культуру, так и на стратегию воспитания юношества.
    Первым систематизатором мифологического предания
    (по крайней мере, из дошедших до нас письменных источ- ников) был легендарный поэт Гомер. До сих пор не уста- новлены ни годы его жизни, ни существовал ли в дейс- твительности такой человек. Возможно, «Гомер» – это псевдоним нескольких поэтов. Ему приписывают создание двух поэм – «Илиады» и «Одиссеи», в которых повествуется о событиях Троянской войны и долгом возвращении одного из ее героев – Одиссея на родину. Но главный сюжет – это сложные отношения богов и людей, описание которых луч-

    24
    Гëава 1. Аíтè÷íая ýтèка
    ше всего свидетельствует о нравственном идеале периода греческой архаики. Считается, что Гомер жил не менее чем через триста лет после описываемых событий
    1
    , поэтому его поэтическое повествование есть собрание обработанных им народных преданий. Влияние Гомера на древнегречес- кую культуру огромно. Платон пишет: «Гомер – первый на- ставник и вождь всех великолепных трагедийных поэтов»;
    «Гомер… воспитал Элладу»
    2
    «Илиада» и «Одиссея» – это поэмы о жизни героев, со- вершающих великие подвиги. Мир Гомера – это мир войны и авантюр, неустрашимых и исключительных воинов, жела- ющих стяжать себе вечную славу и добывающие ее: имена
    Ахилла, Гектора, Одиссея и их подвиги известны нам спус- тя три тысячи лет. Герой в его поэмах– это потомок бес- смертного небожителя и человека, к тому же происходящий из царского рода. Ахилл – сын морской богини Фетиды,
    Одиссей – правнук Гермеса, Аякс ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины, Диомед – сын Ареса. Все они находятся под покровительством богов, получают указания от них, поль- зуются их помощью и т.д. Но герои – это все-таки не боги; дело в том, что боги бессмертны, а герои – смертны. И даже родители-боги не могут освободить своих детей от рока смерти. Смертность – абсолютная грань между ними. Бога можно ранить (как Диомед Афродиту), но нельзя убить. Но если бессмертие как вечная жизнь невозможна, то можно обессмертить память о себе великими подвигами.
    Кроме того, абсолютное различие существует между героями и простыми людьми. Оно выражается в нали- чии особых сверхкачеств, позволяющих героям совершать подвиги, которые недоступны простым смертным. С точки зрения героя, все обычные люди – это чернь, они служат ему для свершения великих дел. По отношению к ним все позволено: поэмы Гомера переполнены сценами кровавой расправы над простолюдинами.
    Означает ли это, что у героев нет морали? Нет, у них есть своя, особая, групповая мораль, которая отличается очень высокими требованиями. Но она касается только самих геро- ев. Групповая мораль – пережитки раннего родового строя,
    1
    Наиболее близкой к истине считается версия, согласно которой
    Гомер жил в VIII в. до н.э., а события Троянской войны происходили в XI в. до н.э.
    2
    Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 389, 404.

    1.1. Архаèка
    25
    где отношения с миром строятся по принципу: «мы – они»,
    «наши – не наши». Отношения с членами своего рода ре- гулируются обязательными правилами. Искать универсаль- ных моральных норм в гомеровском эпосе еще рано.
    Какими же качествами должен обладать герой? Главное поле его деятельности – война. Вот каков их удел: «С юнос- ти нежной до старости Зевс подвизаться назначил в бранях жестоких, пока не погибнет с оружием каждый». Вопреки расхожему мнению, Гомер отнюдь не прославляет войну, а считает большой бедой
    1
    . Поэтому от героя требуется нали- чие особых качеств: мужество, храбрость, бесстрашие, сила воли, которые определяют понятие «величия», «добле- сти» – важнейших добродетелей. Герои великие, поскольку совершают то, что не могут простые люди.
    Принадлежность к особой, достаточно узкой группе ге- роев порождает сложные взаимные обязательства друг пе- ред другом. Речь идет о категории чести. Ее древнейший смысл заключается в видимых материальных благах. Она представляет собой почести, оказываемые герою за прояв- ленную доблесть, причем она выражается в виде добычи, присужденной ему при разделе трофеев, взятых у повер- женного врага. Статус героя в сообществе, его признание первым среди равных зависит от количества этих почестей.
    Поэтому великому подвигу должна соответствовать значи- тельная награда. Ущемить героя при разделе добычи – один из самых серьезных проступков. Так, обида, нанесенная Ага- мемноном Ахиллу при делении трофеев, повлекла за собой многочисленные неудачи ахейцев у стен Трои. Ущемленная честь привела к самоубийству великого воина Аякса, а Гек- тора заставила идти на смертельный поединок с Ахиллом.
    Кроме того, победа героя над противником должна полу- чить соответствующую огласку. Поэтому любое значитель- ное событие в жизни героя сопровождается громкими и яркими представлениями, например жертвоприношением, пиром, играми.
    Принадлежность к элите обязывает героев хранить вер- ность братству, принесенной клятве защищать друг друга.
    Нарушить слово – значит навлечь на себя позор. Еще один большой проступок не оказать соратнику во время битвы помощи или не высказать надлежащей хвалы противнику.
    Наконец, важнейшая добродетель героя – исполнение воли
    1
    «Тот беззаконен, безроден скиталец бездомный на свете, кто междо- усобную брань человекам ужасную любит».

    26
    Гëава 1. Аíтè÷íая ýтèка
    богов. У богов-олимпийцев свои сложные отношения: со- перничество, амбиции, ради удовлетворения которых они помогают героям совершать подвиги, чтобы те прослави- ли их величие. Можно сказать, что среди богов тоже идет борьба за честь. Зевс как верховное божество покровитель- ствует самому могучему герою – Ахиллу. До определенного момента помогая троянцам одерживать победу в сражени- ях, он показывает ахейцам, что без его героя их дело потер- пит крах.
    Герои понимают, что исполняют волю богов и знают их замысел. Ахилл и Гектор знают о своей неминуемой гибели на войне, без которой была бы невозможна великая слава.
    Получается, что герои – марионетки в руках богов? Да, но это и есть их сущность и предмет особой гордости. Если категория чести определяет статус героя среди равных, то покровительство бога позволяет приблизиться к статусу небожителя. Более того, герои объясняют свои действия волей богов: они совершили тот или иной поступок, по- скольку это было угодно богу-покровителю.
    Нравственное сознание периода греческой архаики на- шло отражение в системе образов героев – полубогов-по- лулюдей, исполняющих волю бессмертных олимпийцев, в которой еще нет ни отчетливой идеи личной ответственнос- ти за поступки, ни моральных требований, обязательных для всех. Моральные нормы выражены здесь в образах со- вершенства, которым должен подражать любой, кто желает жить добродетельно.
    Однако Гомер был не единственным систематизатором религиозно-нравственного опыта Древней Эллады. Другим ее великим учителем стал не менее легендарный поэт Ге-
    сиод, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». В первой он попытался собрать воедино народные представления о родословной богов, вторую посвятил учению о правиль- ной жизни. Считается, что Гесиод жил в конце IX– начале
    VIII в. до н. э., т.е. спустя несколько десятилетий после Го- в. до н. э., т.е. спустя несколько десятилетий после Го- мера.
    Героический идеал не единственный, существовав- ший в Греции периода архаики. Иначе не могло быть, ибо жизнь разнообразна. Крестьянин Гесиод стал выразителем иного мировоззрения. В центре его внимания не войны и подвиги, а жизнь на земле, тяжелый повседневный труд земледельца. Заметим, что для гомеровских аристократов возделывание земли считалось оскорбительным занятием,

    1.1. Архаèка
    27
    уделом презираемой ими черни. Но у крестьянина есть свой мир; он сложен, часто неблагодарен к своим обитателям, но близость к земле, к самому источнику жизни придает труду по ее возделыванию особое значение.
    Взгляды Гесиода на жизнь весьма пессимистичны. Глав- ная тема поэмы «Труды и дни» – всеобщее падение нравов.
    Человеческая история представляет собой регресс: счастли- вый век золотых людей, не знавших ни нужды, ни страда- ний, ни старости, сменился веком серебряных людей, ко- торые из-за гордости не желали поклоняться богам. Тогда
    Зевс создал поколение медных людей, не знавших иного ремесла, кроме военного дела, в результате чего они истре- били друг друга. Четвертая эпоха стала временем героев, прославленных Гомером. Но их также сгубила война. На- конец, свою эпоху Гесиод характеризует так:
    Землю теперь населяют железные люди. Не будет
    Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
    И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
    Все беды произошли от того, что люди перестали жить по правде, забыв совесть, стыд, справедливость. Людьми движет зависть, корысть, вражда. Сила полностью замени- ла право, дети перестали почитать родителей, ложь и клеве- та стали обычным делом. В мире насилия благоденствуют только наглецы и злодеи, порядочные люди не могут жить благополучно. Нравственная катастрофа, описанная Гесио- дом, выглядит еще более зловещей, если сравнить ее с эти- ческим идеалом, описанным автором. Можно сказать, что
    Гесиод был первым в истории европейской этики, кто столь остро ощутил несовпадение сущего и должного.
    Б
    ольшая часть поэмы «Труды и дни» посвящена настав- лению о добродетели. Основное внимание автор уделяет теме трудолюбия и осуждает праздность и лень. Труд – за- лог счастливой и благополучной жизни. Только труженику помогают боги. Гесиод приводит множество советов по веде- нию земледелия и домашнего хозяйства. Помимо трудолю- бия, крестьянину надлежит быть бережливым, скромным, терпеливым, правдивым и благожелательным в отношени- ях с соседями. В поучениях Гесиода мы впервые встречаем- ся с обоснованием важнейшей для древнегреческой этики категории меры. В данном случае под ней понимается уме- ренность в расходах, потребностях, удовольствиях, благах.
    Мера значительно ценнее, чем любое проявление роскоши,

    28
    Гëава 1. Аíтè÷íая ýтèка
    как бы красиво она ни выглядела. Нравственный идеал Ге- сиода выражается одной фразой: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай».
    Мы видим, что во многих аспектах представления о жиз- ни у Гомера и Гесиода противоположны. Автор «Илиады» прославил воинскую добродетель, автор «Трудов и дней» – крестьянский труд. Гомер презирает чернь, Гесиод – арис- тократов-разорителей, «царей-дароядцев». Сказания Гоме- ра – это культ великолепия, роскоши, праздной, свободной жизни, полной приключений; рассуждения Гесиода – ода труду, бережливости, умеренности, невмешательству в дела сильных мира сего. Герои Гомера мечтали прославить себя и свою родину великими авантюрами, Гесиод – упорным трудом.
    Два идеала добродетели, воспетые этими великими ан- тичными поэтами, – выражение нравственного мировоз- зрения европейской античной культуры. Позже мы не раз встретимся с их различными интерпретациями.
    Еще одним примером морально-этических наставлений рассматриваемого периода стала дидактика
    1   2   3   4


    написать администратору сайта