диагностика. Практикум по психологии личности серия Практикум по психологии
Скачать 4.22 Mb.
|
Глава 6. Логическая структура взаимосвязи процессов развития и эволюции личности§ 6.1. Принципы конструирования структуры развивающейся личностиСтруктура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в конкретных условиях и в пределах нравственно-положительной оценки ситуации личностного развития человека. Но на основе сложившихся в современной науке представлений о личности основные принципы построения и содержание ее структуры имеют в каждый отдельный момент развития этой науки абсолютное значение. При этом любые построения структуры личности должны быть преемственными по отношению к ранее сложившимся в истории науки. С другой стороны, структура личности с учетом уникальности личности самого исследователя и личности клиента должна быть уникальной и оригинальной. Эта личностная, субъектная ориентированность содержания модели эволюции личности обеспечивает выполнение требования соотносительности, — в противоположность догмату абсолютности (рис. 6.1). Из схемы следует, что специалист вынужден постоянно решать вопрос о мере абсолютного и относительного, преемственного и оригинального. Построение структуры развивающейся личности — это не академический, а практический вопрос для специалиста, и поэтому, владея теоретическими представлениями, специалист всякий раз заново, в зависимости от особенности личности клиента и особенностей социальной ситуации, выстраивает уникальную структуру Я-ситуации клиента. В данном случае становится особенно ясно, что нет ничего практичнее хорошего знания теории, и, с другой стороны, практика обязывает специалиста постоянно развивать теоретические знания. Это особенно отмечает Л. С. Выготский в работе «Исторический смысл кризиса психологии», где он подчеркивает мысль о связи философии (то есть общей теории психологии) и практики, составляющих вместе тот камень, который «презрели строители» и который нужно поставить «во главу угла». Этими «строителями» должны быть те специалисты, которые формируют новую теорию общей психологии личности и ее эволюции. Выражая идею преемственности в развитии общей психологии личности, нужно прежде всего, следуя идее Б. Г. Ананьева, заложить в ее основания следующие два принципа: 1. Субординации (то есть иерархии). 2. Координации (то есть гетерархии). Субординация предполагает упорядоченное подчинение элементов, в основе своей тождественных друг другу. Координация предполагает постоянное соизменение элементов, в результате чего достигается их оптимальная интеграция в построении некоторой развивающейся системы, т. е. системы отношений, изменяющихся в зависимости от ситуации. В этом случае, обладая той или иной мерой субординации и координации, система постоянно перестраивается и, следовательно, становится развивающейся и жизнеспособной. При этом необходимо учитывать, что субординация является частным случаем координации. Принципы субординации и координации, заложенные Б. Г. Ананьевым (см. книгу «Человек как предмет познания») в основу структуры развивающейся личности, позволяют представить логически строгую модель этой структуры в виде так называемого «логического дерева» (рис. 6.2): Рис. 6.2. Взаимосвязь принципов субординации и координации, образующих структуру развивающейся личности Представленная на рис. 6.2 связь принципов пока что является «неработающей», «мертвой», практически не применимой. Для того чтобы схема «заработала», нужно наполнить конкретным содержанием абстрактную связь принципов. Субординация конкретно означает тождество, сходство, подобие. Координация предполагает отличие, уникальность, неравенство (причем относительное, постоянно изменяющее и в отличие от абсолютного содержания субординации, где неравенство элементов, возникающее в силу каких-то обстоятельств, оборачивается доминированием одних элементов по отношению к другим). «Сходство» и «отличие» как два основных элементарных понятия практически воплощающих смысл принципов субординации и координации, совместно представляют собою некоторую гармонию или общъностьв структуре развивающейся личности. То есть общность — понятие, которое предполагает не только группу людей или определенное единство их мнений, но и, кроме того, такое понятие, с помощью которого прежде всего обозначается идеальная сторона личное, человека, идеальное содержание взаимодействия людей, а не материальное, не непосредственное содержание индивидуального или совместного человеческого бытия. Это идеальное содержание бытия, выражаемое понятием «общность», может вполне конкретно переживаться человеком и, кроме того, им осознаваться. Структура развивающейся личности, имеющая своей основой единство сходного и отличного, должна строиться следующим образом (см. рис. 6.3): Рис. 6.3. Структура развивающейся личности как общности Однако рис. 6.3 вновь обнаруживает, что как понятие «личность», так и понятия «сходство» и «отличие» по-прежнему и в данном случае являются абстрактными терминами. Эти термины могут быть наполнены любым конкретным содержанием. Выше отмечалось, что личность человека развивается в зависимости от меры его свободы и ответственности, и только гармония свободы и ответственности обеспечивает активное, самостоятельное и творческое развитие человека. Самое основное в этом ряду понятие — «активное», или вообще «активность». Личность представляет собою воплощенную активность, всесторонне опосредующую деятельность человека. Если личность — это активность или активное начало в человеке, то мы уже избегаем отождествления личности и деятельности и тем самым получаем возможность принципиального разрешения сложнейшей проблемы связи так называемого «деятельностного подхода» (А. Н. Леонтьев) [75] и человеческого общения в отечественном человекознании. Подобным же образом рассматривается и вопрос о взаимодействии психики и деятельности. Психика (по С. Л. Рубинштейну) [106] —это не деятельность, а только ее сторона, причем абстрактная, идеальная, иначе говоря, это та же активность, что и активность личностная. Активность психики элементарна, тогда как личность представляет собою активность высшую. Л. С. Выготский говорит о том же самом в следующих понятиях: он разделяет элементарные психические функции и «высшие» функции, то есть уже не столько психические, сколько психологические. Элементарные психические функции — это память, восприятие и т. д., а высшие функции — это речь, сознание, самосознание, а также многие комплексы, системы, связанные с выполнением человеком различных видов деятельности. Например, человек выполняет деятельность описания чего-либо, и эта высшая функция может быть названа «письменная речь». Или, например, человек выполняет определенную профессиональную деятельность, и тогда его высшая функция в этом плане по своему названию может прямо совпадать с названием профессии. Например, оператор, инженер, социальный педагог — это названия не только профессий, но и функциональных обязанностей специалистов, названия их функций. Вообще специалисты дифференцируются между собою именно по своим специальным высшим функциям, в частности, специальным функциям общения или коммуникации. Кстати, само слово «функция» означает «деятельность». Поэтому проведенное нами разделение понятий «деятельность» и «активность» по Л. С. Выготскому представляет в сущности только разделение двух видов деятельности — элементарной и высшей деятельности; и только эта высшая деятельность рассматривается Л. С. Выготским как синоним активности, причем не настолько определенно, как это установлено в обсуждаемом здесь контексте. Л. С. Выготский является не только крупнейшим ученым, но и художником слова, «Моцартом психологии», тонко чувствующим возможности восприятия его текста коллегами, которые в силу господствовавших в то время представлений еще не были подготовлены к «революционному» изменению терминологии. Именно поэтому изложение Л. С. Выготским сути острейших проблем определения предмета современной психологии носит синонимичный (в указанном выше смысле), преемственный характер. Личность в целом представляет собою единство элементарной и высшей активности, причем активность элементарная преобразована высшей, и поэтому даже в своей элементарной активности люди отличаются друг от друга и от животных (у животных активность и деятельность идентичны по содержанию). Отсюда следует, что в структуре развивающейся личности, а не психики (то есть в структуре психологии, а не психической активности человека) необходимо не перечисление всех функций подряд, а выделение, прежде всего, высочайших «функций» человека, то есть его сознания и самосознания. При такой постановке вопроса мы отвлекаемся от специально-психологического представления личности, в котором личность по существу представляет собою деятельность или некоторый механизм. Знание таких механизмов может быть полезным, но только тогда, когда рассматриваются частные вопросы психологии, например, психологии познавательной деятельности. Человек выполняет не только функции познания, но и многие другие, и в принципе человек способен выполнять неограниченное количество функций — исходя из того положения, что личность не должна иметь пределов в своем развитии. Все множество функций «обслуживается», а точнее, опосредуется двумя высшими: сознанием и самосознанием. Это две различные функции и две различные формы активности. Охарактеризуем их подробнее в связи с необходимостью определения их места в эволюционной структуре личности. Сознание — это активность человека в его бытии. В этом бытии достигаются некоторые результаты (например, обеспечение потребностей). Поэтому такая форма активности может быть названа активностью достижения (АД). Потребности, по их определению, имеют свойство неограниченного развития. Иногда в психологической литературе указывается, что источником активности являются потребности, то есть вся активность человека сводится к единственной форме активности — активности достижения (АД). На самом деле, помимо потребностей, основой активности в значительно большей мере являются ценности. Именно ценности, которыми могут быть самые различные материальные и идеальные предметы, в том числе то одни, то другие потребности, — эти ценности и являются субстратом активности. Благодаря активности достижения, или сознанию, человек объединен с обществом со стороны потребления и производства материальных и духовных благ, то есть со стороны потребностей этого человека, но совсем не обязательно — со стороны его ценностей. Активность отношения (АО) — вот что представляет другую форму активности или самосознание человека, в основном представленное ценностным отношением к его бытию. Самосознание — это активность человека в его отношениях к бытию. Содержанием самосознания являются отношения к отношениям, то есть ценности, которыми, в частности, могут быть и потребности. При этом отношения могут быть непосредственными, но могут быть и опосредствованными, и опосредующими, причем в неограниченной степени, так что человек в принципе всегда может сколь угодно высоко абстрагироваться от действительности, не теряя, однако, присущей ему индивидуально своеобразной меры абстрактного и конкретного, меры свободного и ответственного отношения к этой действительности. § 6.2. Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личностиПервая операция логического раздвоения содержания активности личности состоит в том, что выделяется активность достижения (сознание) и активность отношения (самосознание). При этом активность достижения представляет собой «сходное», а именно объектное, то есть личность в данном случае рассматривается как объект. Активность отношения, соответственно, — это «отличное», а именно субъектное, то есть личность рассматривается здесь как субъект. Своей активностью достижения, то есть сознанием, люди объединены. При этом не все их отношения являются осознанными одновременно, некоторые отношения вообще могут быть не осознаны в течение длительного времени, иногда в течение всей жизни. В этом случае содержание таких неосознанных отношений представляет собою так называемое «бессознательное» или «архетипическое» содержание, особенно выделяемое психоанализом. Иначе говоря, люди могут быть объединены активностью достижения не только в плане сознания, но и в плане бессознательного: активность достижения, таким образом, значительнее по объему, чем сознание, хотя часто и отождествляется с ним. В своей активности отношения, то есть в их самосознании, люди автономны, относительно независимы друг от друга. Активность отношения представляет сложную структуру «самости» человека, в которой может быть выделено содержание «образа Я» и содержание самоидентификации личности. Здесь также не все содержание активности отношения является тождественным самосознанию, часть этого содержания, составляющая «образ Я», осознана, а другая часть, представляющая самоидентификацию, как правило, не осознается субъектом без специального анализа. Психоанализ, в частности, может быть направлен на выяснение особенностей самоидентификации личности и на установление специфики и видов психологической защиты «Я». Таким образом, самосознание личности представляет собою отдельную систему отношений, принадлежащую более значительной по своему содержанию системе активности отношения. Следующая логическая операция раздвоения активности достижения осуществляется по тем же самым признакам «сходного» и «отличного». В результате активность достижения будет представлена в следующих двух формах: индивидная форма активности достижения («сходное»); форма индивидуальной активности достижения («отличное»). Точно так же, активность отношения имеет две формы: объектная форма активности отношения («сходное»); субъектная форма активности отношения («отличное»). Это означает, что в содержании активности отношения осуществляется то же самое раздвоение на объектные и субъектные свойства, то есть осуществляется повторение предыдущего раздвоения всей активности в целом на объектную и субъектную ее стороны. В дальнейшем эта операция разделения на объектное и субъектное содержание будет так же повторяться с точки зрения формальной, но, конечно, не смысловой. Это формальное повторение означает, что субъектные свойства личности на самом деле развиваются, создавая тем самым основу социализации человека, или, другими словами, постепенно усиливая функцию его личного опыта. Этот личный опыт есть единство индивидного и индивидуального содержания активности человека, пополняемого за счет опыта социального. Такой опыт приобретается благодаря активной, самостоятельной и творческой деятельности человека, управляемой его активностью отношения. Мерой индивидной активности человека является его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение или определение их индивидной активности, своеобразной «мелодии» этой активности, пока еще без конкретного психологического ее наполнения. Мерой индивидуальной активности человека является характер. Понятие характера — это общее определение единства всех свойств индивидуальности, когда «мелодия» активности приобретает первичное психологическое содержание. Соответственно, мерой объектной активности являются способности, а мерой субъектной активности — мотивация. Индивидные свойства человека, определяемые как темперамент, также подразделяются на «сходное» и «отличное». «Сходное» здесь — это реактивная машинообразная сторона деятельности индивида, в том смысле реактивности, в котором понимает это слово И. М. Сеченов. Машинообразность — это одинаковость, тождественность, предсказуемость, алгоритмичность поведения индивида. «Сходное», наконец, — это, говоря современным языком, экстраверсия, то есть зависимость поведения от внешних условий. В крайнем выражении свойства экстравертности мы имеем проявление того, что представляет собою внушаемость, конформность, подражательность поведения. Более или менее вынуждаемые извне реакции — по исследованиям Г. Ю. Айзенка и других — имеют, возможно, даже генетические предпосылки. Но нельзя, конечно, говорить прямо о «врожденности» экстравертного поведения. Противоположным полюсом по отношению к экстравертности является интровертность. Экстравертность представляет собой непрерывную последовательность (континуум значений) от минимального до максимального ее проявления. Здесь, кстати, также следует уточнить, что «континуум» — это не синоним континуальности, представляющей собой связь, переход от нормы к патологии. Интровертность — не патология, это минимизированная экстравертность. Поскольку, например, внушаемость немыслима вне экстравертности, то это свойство внушаемости, или суггестивности, является всеобщим свойством людей. Минимальная внушаемость предполагает чаще всего и минимальные значения экстравертности, хотя нет такого психологического свойства человека, которое не могло бы быть им скорректировано или компенсировано. В данном контексте, с точки зрения личности, а не с точки зрения социальной психологии, интровертное оказывается самостоятельным началом в поведении человека, т. е. в содержании его индивидных свойств «сходное», — это реактивное и экстравертное, а «отличное» — это активное и интровертное. Рассмотрев индивидные свойства человека, следует перейти далее к свойствам, представляющим его индивидуальность. Здесь вновь мы должны определить содержание понятий «cxoдное» и «отличное» в пределах ранее выделенного «отличного», принадлежащего сознанию в пределах индивидуальности. Значит, нам не -обходимо выделить в характере человека сходную и отличную стороны. Здесь сходное или уподобляющее нас всех друг другу — это логическое, так как людям всем одинаково противолежит один и тот же мир, который познается с помощью одних и тех же логических операции В результате этих операций достигается общеизвестное, логически упорядоченное человеческое знание. Логическое — это познавательная сторона характера, то есть познавательная активность людей. С другой стороны, естественно, что люди считают своими уникальными особенностями собственные чувства, эмоции и состояния. Эта уникальность человека — то, что составляет «отличное» в содержании его характера. Итак, «отличное» — это чувственная сторона характера, противолежащая логической его стороне. Единство ума (логики), чувств и воли — вот что собою представляет характер. Поскольку это единство помыслов и чувств является постоянной проблемой в плане сохранения и развития человеческой индивидуальности, то эта проблема единства имеет самостоятельное определение: воля. Как подчеркивает Е. П. Ильин: «...функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений» [43,6|. Волевой человек — это яркая индивидуальность, а человек, не обладающий ярко выраженной индивидуальностью, — это бесхарактерный, безвольный человек. С точки зрения внешней, то есть с точки зрения общества, наоборот, волевой человек — это человек, подавляющий свою индивидуальность, поскольку снижение своей самооценки и значения волевых ее компонентов — это благо для общества. Например, задача социального педагога состоит в работе с характером человека путем организации образовательной среды, то есть внешних условий, но при этом необходимо определить индивидуально своеобразную меру активности человека. Иными словами, в социализации человека следует стремиться к воспитанию определенной умеренности характера. По словам А. Н. Леонтьева, не характер должен владеть личностью, а личность — характером. Не должно быть так, как иногда говорится: «Мой характер — это ваши проблемы». С этой точки зрения, воля — выражение умеренности, воспитанности, социализированности, а лучше сказать, — культурности человека. Владение характером вообще необходимо для того, чтобы быть способным что-либо делать, иметь способности действовать. Способности в логической структуре располагаются правее относительно графического отражения типов характера, в сфере самосознания. В целом способности подразделяются на две большие группы: Регулятивные способности, в том числе саморегулятивные, и, кроме того, способности к регуляции поведения, не только собственного, но и группового. В этом смысле регулятивные способности обнаруживаются как собственно «организаторские». В общей логической структуре развивающейся личности регулятивные способности представляют собою «сходное». Коммуникативные способности — это «отличное», поскольку коммуникация не столько механически объединяет, сколько прежде всего строится, конструируется на основе индивидуальных и субъектных отличий людей друг от друга. Таким образом, в коммуникации люди выступают прежде всего как различные; и коммуникация вообще выступает как сложная социально-психологическая и социально-педагогическая проблема общения. Если бы коммуникация строилась на «сходном», то проблема общения в целом не возникала бы, ее просто в принципе не могло бы существовать. Развитие коммуникативных способностей является необходимым основанием в решении проблемы взаимопонимания людей с различными характерами. В современный период человечество только еще вступает в стадию «третьей волны развития», когда возникают всепланетные, глобальные средства массовой коммуникации. В начале этой стадии развития пока еще действует синдром «Вавилонской башни», состоящий в том, что люди не могут, даже искренно этого желая, нормально общаться на основе единого, универсального языка, в том числе языка психологического. Организаторские способности — это способности цивилизационные, в то время как способности коммуникативные — это культурные. Коммуникативные способности — это способности, основывающиеся на самоактуализации личности, на ее самоопределении, в конце концов, — на ее «самости». Люди вообще, по определению, должны быть уникальны, не похожи друг на друга, и в то же время они должны уметь находить общий язык. Семейные проблемы, проблемы любви и дружбы относятся к сфере коммуникативных способностей. Далее по содержанию логической структуры развивающейся личности располагается ее мотивация. Структура мотивации представляет собою соединение «отличного» и «сходного», то есть единство мотивации отношения (МО) и мотивации достижения (МД): Мотивация отношения — это наиболее яркая характеристика активности личности, а именно активности отношения, лежащей в основе определения содержания самосознания человека. Основными элементами этого содержания являются ценности, выражающие собою духовный потенциал личности. Именно этот потенциал предопределяет то, какими могут быть основные направления социальной и профессиональной ориентации человека, с какими мотивационными стратегиями человек стремится актуализировать основные личностные ценности. С мотивацией отношения связаны вопросы этического самоопределения человека. Неслучайно Э. Фромм одну из важнейших своих работ посвятил проблемам психоанализа и этики, в решении которых основные направления коррекции личностного развития определяются доминирующими социальными ориентациями и соответствующими мотивационными стратегиями. Мотивация достижения представляет в структуре самосознания сферу сознания личности. В этой мотивации представлены индивидные и индивидуальные свойства личности, переосмысленные благодаря напряженной, творческой активности самосознания. Таким образом, в мотивации достижения человек раскрывает для себя то, как он конкретно себя видит. Исходя из этого, он ставит перед собою вполне определенные, конкретные цели достигнуть каких-либо результатов. Если человек видит себя неадекватно, искаженно, то и цели им выбираются другие, не те, что ему личностно необходимы, а те, что предполагаются другими людьми. Вакуум собственной мотивации человека немедленно заполняется извне. Вывод состоит, в частности, в том, что если некто манипулирует другими людьми, то он старается прежде всего выработать наиболее выгодное для манипуляций представление о себе. То есть он должен со всей возможной убедительностью представить внешние, чуждые для людей цели как их собственные и для них значимые. Манипулятор, таким образом, оказывается «добрым», «милейшим» человеком, наилучшим помощником в достижении целей, для него лично как бы совершенно необязательных. Мотивация достижения в целом обеспечивает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегуляции его поведения. Дефекты мотивации достижения являются основной причиной того, что человек не может реализовать им же самим поставленные цели. Эти цели выдвигаются в сфере мотивации отношения, которая является вершиной всех психологических образований человека. Она формируется в онтогенезе человека, начиная с его индивидных свойств, а именно в плане экстравертности—интровертности. С этой точки зрения социализация и онтогенез определяются прежде всего опережающим развитием мотивации отношения. На основе мотивации отношения человек выстраивает свои отношения к миру, в результате чего он вырабатывает собственное понимание мира, включая понимание самого себя. Понимая мир и осознавая собственное место в нем, человек овладевает собою и миром. Для такого существа, как человек, главное состоит не в том, чтобы обладать чем-либо в действительности, а в том, чтобы понимать сущность этой действительности. Понимание предполагает постепенно развивающийся процесс дифференциации знаний и, главное, — процесс дифференциации отношений. Поэтому в целом социализация человека как развивающейся личности — это дифференциация его активности. С этой точки зрения онтогенез и социализация человека представлены не только по горизонталям логической структуры личности, но и по ее вертикалям, то есть во всем содержании этой структуры. Начиная «сверху», от недифференцированной еще активности (когда ребенок не различает внутреннего и внешнего, бодрствования и сна) и далее «вниз» по ступеням ее логической структуры, развитие личности представляет собою последовательную дифференциацию активности (см. рис. 6.4). §6.3. Психология саморазвития личности в ее эволюцииПервая стадия этой дифференциации относится к состоянию новорожденности и младенчества. На этой стадии активность разделяется на две относительно самостоятельные формы: Индивидный и индивидуальный опыт ребенка в его отношениях с окружающими людьми. Самоощущение и самочувствие, благодаря которым опыт постоянно обогащается в тех направлениях, которые являются социально приемлемыми. Вторая стадия — детство ребенка, когда опыт и самочувствие, интеллект и аффект объединяются благодаря опосредующему влиянию речи. На этой основе возникают сознание и самосознание. Активность личности дифференцируется в соответствии с известным разделением индивидных, индивидуальных, объектных и субъектных свойств личности. Третья стадия — отрочество; основная проблема личности в отрочестве — это самоидентификация. На предыдущей стадии уже произошла полоролевая идентификация. Взрослые, определяющие условия воспитания, и сверстники, взаимовлияющие друг на друга в своем непосредственном общении, способствуют формированию адекватного полоролевого поведения. На самом деле, в отличие от биологизирующих представлений психоанализа, речь идет не столько о полоролевом поведении, сколько о реконструкции внутреннего мира ребенка. Только имея общее представление о мире, ребенок может осуществлять свое адекватное поведение, в том числе и полоролевое. Поэтому нужно подчеркнуть, что содержание самоидентификации в отрочестве сопряжено с рефлексией, т. е. с развитием способности понимать не только себя, но и других, например, в плане эмпатии, которая представляет собою разрешение проблем эгоцентризма-децентрации. Эгоцентризм — это не эгоизм; эгоизм это свойство личности, это определенная социальная ориентация на себя, а не на других. Эгоизм противоположен альтруизму. Эгоцентризм внешне подобен эгоизму, но он представляет собою простое отсутствие умений взаимодействовать с другими людьми. Не владея собою, ребенок невольно выбирает абсолютной точкой отсчета свои потребности, которые еще не может удовлетворить полностью. Ребенок следует эгоцентризму бессознательно, в то время как окружающие приписывают ему осознанный эгоизм. Поскольку ребенок выбирает точку отсчета бессознательно, то она ничем в его сознании не выделяется по сравнению с другими возможными. На сознательном уровне также этой точкой отсчета может быть любая, то есть ребенок вообще не обладает предпочтительным центром мира. Поэтому эгоцентризм сопровождается децентрацией: например, ребенок забывает на рисунке семьи изобразить самого себя. Взрослые приписывают ребенку особенности своей собственной психологии, в то время как содержание развивающейся активности детей качественно отличается от вполне дифференцированной активности взрослых. Мы не можем осуждать людей, воспитывающих ребенка, когда они приписывают ему свои собственные достоинства и недостатки, ведь они не имеют, как правило, специального психолого-педагогического образования. Но для специалистов неприемлемо признание ребенка существом изначально недостаточным. Ребенок рассматривается как недоразвитая личность, а на самом деле структура личности ребенка также является полной, но не столь дифференцированной, как у взрослых. Различие в психологии детей и взрослых — это различия в степени дифференциации, а следовательно, и в качестве понимания окружающего мира и самого себя. Качественные различия в существе понимания мира в принципе уже определяют возникновение проблемы взаимопонимания детей и взрослых. Эта проблема усугубляется еще и тем, что существуют различия в темпах освоения внешнего мира и преобразования мира внутреннего: взрослые часто в значительной мере теряют способность так же быстро самосовершенствоваться и развиваться, как это проявляется у детей. И с этой точки зрения не дети, а именно взрослые оказываются «недостаточными». Дифференциация свойств личности в подростковом и юношеском возрастах с теоретической точки зрения осуществляется по тем же признакам — «сходное» и «отличное», то есть логика дифференциации остается той же самой что и во всей структуре развивающейся личности. В первую очередь дифференцируются индивидные свойства: реактивность разделяется на «сходное» и «отличное», а именно на тины меланхоликов и флегматиков. Соответственно активность проявляется в типах сангвиника и холерика. Меланхолик наиболее реактивен и наименее активен. Холерик наименее реактивен и наиболее активен. То есть в отрочестве уже дифференцируются тины темперамента, хотя и на фоне повышенной «возбудимости», которая на самом деле определяется не столько физиологией, сколько демонстративностью поведения. Характер в терминах темперамента также может быть определен как меланхолия, флегматия, сангвиния и холерия. Теоретически это верно, так как в характере темперамент приобретает законченную форму (индивидное опосредуется индивидуальным). Такое определение типов характера означает по существу его дифференциацию в аффективном плане. С точки же зрения когнитивной, рациональной типы характера могут быть определены в согласии с мнением И. П. Павлова и в соответствии с родовым определением человека (HomoSapiens) [81]: Художественный («художник»), Практико-художественный. Практико-мыслительный. Мыслительный («мыслитель»). Способности организации или саморегуляции в общественном разделении труда, в котором во все более полной мере участвуют подростки, юноши и девушки, подразделяются на те, которые обеспечивают регуляцию и саморегуляцию, и на те, которые понимаются как способности к руководству и лидерству. Из единства руководства и лидерства можно понять всю структуру способностей как сочетание способностей самоуправления и управления или (само)обладания. То есть в «организаторских» способностях находят завершение, принимают законченные формы волевые свойства характера. С другой стороны, способности саморегуляции с точки зрения преимущественно внешней, объектной определяются как возможности оптации и адаптации или возможности включения, вхождения в мир профессий и последующей адаптации в этом мире, то есть в общественном разделении труда. Коммуникативные способности, как это уже отмечалось выше, также имеют две стороны, одна из них связана с коммуникацией, (со)общением, а другая сторона — с готовностью и умением (со)чувствовать. В плане мотивации достижения разделение происходит также в системе общественного разделения труда. Таким образом, для одной категории молодежи наиболее значимыми с личностной точки зрения становятся стратегия включенности и принадлежности (главное для подростка не то, что именно он будет делать, а то, что он должен быть включен в некоторую сферу совместной деятельности). Вторая стратегия обеспечивает адаптацию. Она предполагает уже не приспособление, а соревнование, ревность, соперничество. К сфере мотивации Достижений относятся по своему генезису привычки, которые имеют силу мотивов. Привычка как мотив «выше» человека и тем более «выше» ситуации: именно это имеет в виду А. С. Пушкин, когда говорит: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Действительно, человек, действующий в согласии со своими, надо полагать, социально приемлемыми привычками, чувствует себя по крайне мере вполне комфортно, если не счастливо. Это тем более верно, с точки зрения А. С. Пушкина, поскольку он отмечает еще одну психологическую сторону человеческой жизни: « На свете счастья нет, а есть покой и воля», — то есть на первое место ставится возможность привычного, спокойного или умеренного в смысле своей произвольности поведения. Такое поведение — аналог счастья и гармонии. Мотивация достижения «ведет» человека по пути самореализации. Человек как бы «вынужден» брать все новые и новые высоты. С другой стороны, мотивация отношения — это отношение еще и к мотивации достижения и к бытию в целом. Мотивация достижения дополняет мотивацию отношения. Сама по себе мотивация отношения — это мотивация отношения к отношению, то есть она представляет собой, как минимум, двойное отношение. На схеме мотивация отношения дифференцирована с точки зрения этической в формах автономии и консономии, а мотивация достижения — в формах аномии и гетерономии. В заключение вновь отметим, что единство «сходного» и «отличного» представляет собою некоторую развивающуюся общность. Общность — это идеальное, или некоторая идеальность. Генезис этой категории в абстрактном плане адекватен генезису психологии общественно-исторического Человека. Такое определение основано на том, что идеальное вообще возникает только в целенаправленной деятельности человека. Только человек обладает способностью к такой деятельности, которая в полной мере может быть планируемой. При этом идеальное — это не образец, так же как и психика — не отражение. Психика и психология человека — это сторона деятельности человека, она полностью представлена его отношениями в деятельности и к этой деятельности (в его бытии и к его бытию). Идеальное — это как бы «узелок» на платке, это символ, по отношению к которому материал, являющийся лишь функцией символа, не имеет значения. Символ и материал, из которого он «изготовлен» реально или только идеально, относительно независимы друг от друга. Идеальное — это форма некоторой «вещи», но существующая вне этой «вещи». Эта форма мысли, которая существует как форма деятельности, благодаря которой и возникает форма «вещи». Идеальное может быть и формой деятельности, но вне этой деятельности, т. е. в форме «вещи». Идеальное — это план деятельности и план существования вне этой деятельности, в форме некоторого психологического образа, то есть в форме некоторой мыслимой «вещи». Активность развивающейся личности идеальна, она соотносится с деятельностью человека как ее «сторона», более или менее этой деятельности адекватная. Эту формулировку можно с точки зрения личности выстроить и по-другому: не активность более или менее адекватна деятельности, а деятельность, скорее всего, ей соответствует или еще не соответствует, слово не всегда и не полностью реализуется в деле, которое выполняет человек. Точно так же эволюция личности не осуществляется автоматически или стихийно, для этого необходима целенаправленная, субъектно-определенная активность саморазвития человека. Основные темы и понятия главы 6 Понятия эволюции и развития личности с точки зрения ее активности. Основные принципы конструирования структуры личности. Методы познания развивающейся личности: диалектико-логический и феноменологический. Понятия сознания и самосознания как формы активности развивающейся личности. Основные элементы логической структуры развивающейся личности. Структура темперамента в логике эволюции личности. Структура характера. Структура способностей. Структура мотивации. Активно-реактивный смысл понятия «общность» в логической структуре эволюции личности. Психология саморазвития личности: новорожденность и младенчество. Детство в эволюции личности: эгоцентризм и децентрация. Отрочество и юность в эволюции личности: активность самоактуализации и аккультурации. Взаимоотношение понятий «развивающаяся общность» и «активность» в эволюции личности. |