диагностика. Практикум по психологии личности серия Практикум по психологии
Скачать 4.22 Mb.
|
Глава 8. Личность как предмет конструктивного самопознания§8.1. Развивающаяся личность человека как предмет конструктивного самопознанияЛичность как выражение качественной определенности человека является объектом изучения многих наук: философии и антропологии, психологии человека, социальной психологии и педагогики, социологии и других. Поэтому необходимо дополнительное рассмотрение самого понятия «личность», чтобы отдифференцировать в нем, как в объекте, содержание предмета ее развития. Содержание понятий «человек» и «личность» может быть раскрыто в анализе человеческой активности. Естественные науки о человеке сосредоточены на рассмотрении физико-химической, биологической, информационно-энергетической или физиологической активности людей. В науках социальных рассматривается социальная общественная активность, в том числе экономическая, политическая, коммуникативная, религиозная, научная и другие формы и виды социальной активности, адекватные различным формам общественного сознания. Но и естественные, и социальные науки едины в своих представлениях о человеке и личности в том, что рассматривают преимущественно объективное содержание универсальной личности. Даже если в социальных науках одной из важнейших проблем провозглашается формирование внутреннего мира и мировоззрения личности, этот мир изучается объективно и объективными методами. Больше всего при этом исследователи по привычке опасаются обвинений в «субъективизме», понимаемом как синоним научной несостоятельности. В целом ряде психолого-педагогических наук, какими они сложились к настоящему времени, до сих пор изучаются прежде всего и только объективные характеристики психической и социальной активности. В чем состоит основное достоинство антропологических наук настоящего времени, вполне отстоявших свое право на относительно независимое определение как современных? В том, что, в отличие от содержания классических наук о человеке, они наиболее последовательны в дифференциации объектных и субъектных компонентов социальной активности. Понятия «субъект» и «субъективность» являются в современном человекознании более определенными, поскольку соотносятся с понятием «личность», причем личность становится таким образом субъектом труда, игры, познания и общения — всех основных видов деятельности. Субъектность личности совершенно логично связывается со всей ее активностью. Но это очевидное достоинство современной науки не всегда продолжается в нужном направлении — и поэтому становится не только недостатком, продолжающим достоинство, но и коренным пороком. Достигнув в настоящее время признания благодаря достоинству современной науки исследовать субъектность человека, подавляющее большинство специалистов-антропологов, в том числе и гуманистически ориентированных, связывают разрешение проблемы субъекта активности с вопросами самосознания и сознания. Все известные виды психотерапии, включая клиент-центрированную терапию К. Роджерса и логотерапию В. Франкла, направлены прежде всего на изменение содержания сознания — то есть склоняются к рационализму, в различных его противопоставлениях эмпиризму, также постоянно витающему (как предпосылка) в социально-психологической помощи человеку. Казалось бы, нет необходимости вновь указывать на общность недостатков рационализма-эмпиризма, хотя современные антропологи преодолевают эти недостатки, используя понятие о целостности человека, представленной в его личности и субъектности. Но современные специалисты, не зная каким образом далее двигаться в разработке своего предмета субъектности и индивидуальности развивающейся личности, вновь обращаются к философии с предложениями раскрыть субъектность в рефлексии человека. Философия же считает личность и субъектность предметом философии человека, что, правда, значительно ее, эту философию, психологизирует. С другой стороны, конкретные науки о человеке эпистемологизируются, а самое главное — отказываются от своего предмета изучения в пользу философии. Достоинство субъектности обращается в порок предмета человековедения, который состоит в абсолютизации абстрактного представления об эволюции личности, несопоставимого с конкретным рассмотрением развивающейся личности. §8.2. Психологический смысл активности развивающейся личности человекаЭпистемологичность представлений о личности можно компенсировать, если обратиться к вопросу о целесообразности осознанной активности. Смысл и цель этой активности состоят в воспроизводстве человека как личности в его индивидуальном опыте. Иначе говоря, для конкретного человека важны не столько результаты активности, объективно воспроизводящие, воплощающие его личность, сколько самоактуализация и самоосуществление личности, субъективно переживаемые в этих результатах. Наивысшее удовлетворение собою переживается человеком как обретение и удвоение, умножение себя в результатах, достигнутых, что самое главное, самостоятельно. Для продуктивности личности важнейшим становится аспект самой лентификации человека, его субъектных и индивидуальных свойств, а поэтому субъектно определенная продуктивность приобретает права антропологической категории, а не только экономической, психологической или нравственной характеристики людей. Источники, цели, процессы и результаты активности личности в пределе прежде всего субъектны. Более того, и все «объективные» (объективно регистрируемые) компоненты активности также субъектно обусловлены — как субъектные по происхождению. Можно беспристрастно констатировать, что личность и субъект, конечно, могут рассматриваться объективно, например по объективным компонентам продуктивности, но функциональная асимметрия человеческой активности в сторону субъектности не предвещает больших успехов естественных или социальных наук в объектном понимании реального человека. Развитие человечества и, в частности, всей науки в целом не может быть осознано вне конкретного понимания субъектности. Субъектная асимметрия всех функций человеческой активности от физиологической до социальной показывает, почему с помощью рефлексии (самосознания) нельзя объяснить проблемы, возникающие на уровне субъекта активности, и почему эта рефлексия не может являться психологической вершиной личностного: по Б. Г. Ананьеву, «вершиной» всей структуры человеческих свойств является именно субъект деятельности (воплощенный в личности). Вершиной и сущностью личности человека с точки зрения современной антропологии являются не (само)сознание, не общественные отношения, не его достижения (продуктивность), а осознанная (в принципе) субъектность, включая и бессознательную субъективность. Мера осознания субъектности и индивидуальности может быть различной по качеству. На примере самой необходимости обсуждения проблемы объяснения субъектности, относимого к сознанию, очевидно, что до сих пор эта проблема была поставлена «вверх ногами». Самосознание есть, безусловно, величайшее достижение эволюции живого к человеку; это такое благоприятное обстоятельство, которое принципиально возвысило человеческую субъектность над животной особенностью. Но это обстоятельство — отдельная сторона человека, а не его универсальная причина. Самосознание человеку не столько дано, сколько должно быть развито, и это развитие требует воли, ума и чувства в социально-историческом становлении субъектности, в напряженной субъектной активности конкретного человека. В этой связи отметим, что принцип, предлагающий исследователю искать ключ к низшему в высшем (классический принцип абсолютности и субординации в научном объяснении), в истории предмета науки о личности недостаточен. Ключ может быть найден только в сфере координации и в относительности связей самосознания и субъектности. Ни то, ни другое понятие в содержании предмета личности не являются ни «высшим», ни «низшим»: осознанная субъектность личности человека формируется, развивается и реализуется как целостность — иначе человек также не может быть понят как целостный, обретающий себя человек — при восхождении от абстрактного к конкретному бытию. В то же время в силу субъектной асимметрии активности личности, а также в силу того, что, например, в психологии детства, в психоанализе и в психологии установки наработан значительный научный и практический капитал критического понимания сознания и значения бессознательного, следует отметить генетическую и содержательную первичность субъектного начала по отношению к началу самосознания. Гносеологическое рассмотрение проблемы субъектности и самосознания остается в ведении философии человека. Заключая, подчеркнем, что объектом теоретической и практической антропологии является личность, рассматриваемая в процессах ее эволюции. Поэтому эволюция личности в свою очередь является предметом социально-антропологического познания человека. С точки зрения психологии личности, где личность представлена как развивающаяся, она становится и объектом, и субъектом осознанной активности человека. При этом личность рассматривается в единстве саморазвития ее индивидных, индивидуальных и субъектных особенностей. Предметом психологии личности в этом случае является развитие личности. Взаимноопосредующими сторонами развития личности выступают объективно осознаваемое социально-историческое бытие человека и субъектность его активности. Реальной моделью этого общего положения является взаимное опосредование субъектных и объектных компонентов продуктивности и мотивации в содержании социальной активности развивающейся личности. Основные темы и понятия главы 8 Личность как объект гуманитарных наук. Значение категории активности в дифференциации предметов гуманитарных наук. Эпистемологическое и психологическое значение активности личности. Эволюция личности как предмет социальной антропологии. Развивающаяся личность человека как предмет психологии. Психологический смысл активности развивающейся личности человека. Самосознание как категория социальной антропологии и феномен развивающейся личности человека. Субъектность человека как психологическая проблема. Субъектно-определенная активность развивающейся личности человека. Объект социальной антропологии. Предмет социальной антропологии. Объект и субъект психологической науки о личности. Предмет психологии личности. |